/Y

Стогомёт для трактора Беларус МТЗ 80

Несмотря на функциональное усовершенствование парка сельскохозяйственных машин, предназначенных для сбора сухих растительных масс, стогомёт остался единственной незаменимой машиной в данной линейке. Основной функцией навесного агрегата является погрузка и высотное складирование убранного сена, соломы, хлопковой массы и других растительных сельскохозяйственных грузов. Дополнительно при смене вилочного рабочего органа на ковш, балку с крюком или специальный захват агрегат можно использовать для подъёма других грузов на высоту до 5 метров.

Стогомёт

Технические характеристики стогомтателя СНУ 550

Оборудование разработки советского АПК для тракторов класса 1.4 марок МТЗ 80(82), ЮМЗ-6 под маркировкой СНУ-550 (стогомёт навесной универсальный) или СПН-0,5 (стогомёт погрузчик навесной) по сей день выпускается на машиностроительных предприятиях бывшего союза. Стогометатели имеют идентичные технические и эксплуатационные характеристики получают гидравлический привод от штатной гидросистемы трактора.

ХарактеристикаЗначение
Высота погрузки, м

Ковшом

Платформой (по концам пальцев вил)

5,2

6,5

 

Высота формируемого стога, м7,5
Максимальный вес груза, кг До 800
Габариты с МТЗ 80, мм

Длина с опущенным рабочим органом

Ширина

Высота в транспортном положении

Высота с поднятой стрелой

 

8000

2836+\-15

3500

7900

Масса, кг

Погрузчика

Платформы

Ковша

 

900

368

155

 Скорость, км/час

Рабочая

Транспортная

 

6

16

Угол статической устойчивости агрегата     (при передней колее трактора 1500, задней 1925 мм) 

18

Ширина захвата, мм

платформы

ковша

 

2685

1650

Производительность, тонн/час

Скирдование сена

Скирдование соломы

Погрузка навоза

Погрузка сыпучих материалов ковшом

 

10

15

30

40

Потери при и загрузке копен весом 400 -500 кг в платформу4

 

Устройство стогомёта

Оборудование монтируется на остов трактора, выполнено в виде опорных конструкций на раме трактора и стоек с подъёмными шарнирно сочленёнными рычагами, привод которых обеспечивается давлением масла через встроенные в конструкцию гидроцилиндры.

стогомёт
Схема СНУ-550

Рама передняя

Часть прикреплена к лонжеронам передней полурамы трактора обеспечивает крепление опорным балкам и раме. Верхние части кронштейнов рамы оборудованы осями для присоединения опорных балок. Оси фиксируются болтами, затянутыми к втулкам кронштейнов. На осях установлены дистанционные втулки. В случае навески оборудования на МТЗ 80 втулки устанавливают между опорной балкой и лонжероном трактора, при монтаже на ЮМЗ – на внешние стороны балок от трактора.

передняя рама стогомёта
Передняя рама стогомёта СНУ-550

Опорные балки

Детали выполнены в виде бруса переменного сечения, где левая, отличается от правой наличием подножки для посадки в кабину водителя. На передних концах деталей вварены втулки для установки на переднюю раму. Задние части балок оборудованы фланцами для соединения к скобам опорной рамы. Кронштейны предназначены для крепления нижних частей подъёмных гидроцилиндров. Средние части балок оборудованы втулкой для установки нижних концов распорных труб при монтаже на трактор с унифицированной кабиной, и дополнительным кронштейном со втулкой для крепления тех же труб при монтаже на трактор с малой кабиной.

опорная балка стогомёта
Опорная балка

СПН-0,5 отличается от СНУ-550 отсутствием в конструкции опорной балки, где гидроцилиндры и распорные трубы опираются нижними точками на переднюю раму.

стогомёт СПН-0,5
СПН-0,5 на базе МТЗ

Рама опорная с опорами и распорными трубами

Рама обеспечивает шарнирную опору подъёмной раме, выполнена в виде двух вертикальных стоек с поперечной трубой. Нижние шаровые концы стоек рамы входят в конусные отверстия крепёжных кронштейнов, которые  крепятся к корпусам полуосей заднего моста трактора болтами и стремянками с помощью бугелей и двух пар скоб. Верхние части стоек-опор оборудованы кронштейнами для присоединения верхних частей распорных труб, фиксирующих опорную раму в заданном положении. Верхняя поперечная труба имеет два кронштейна для крепления рамы подъёма и верхних стяжек.

опорная рама стогомёта
Опорная рама

Рама подъёма

Данная часть является основным подъёмным рычагом в конструкции погрузчика. Часть выполнена в виде двух продольных балок, соединённых двумя поперечинами. Спереди рама оборудована хвостовиками для присоединения сменных рабочих органов, в задней части для шарнирного сочленения с опорной рамой. В месте изгиба продольных балок вварены кронштейны для крепежа штоков подъёмных гидроцилиндров. Для увеличения угла опрокидывания ковша или вил на высоте, на концах балок установлены кронштейны с тягами.

рама подъёма стогомёта
Рама подъёма

Растяжка, состоящая из двух параллельных ветвей закреплённых центральной серьгой, предназначена для фиксации сменных рабочих органов платформы в заданном положении. Каждая ветвь состоит из передней регулируемой и задней не регулируемой тяг. Свободным концом задние тяги соединены с вертикальным кронштейном опорной рамы. Меж собой обе тяги одной ветви соединены кронштейнами, которые установлены в кронштейнах продольных балок подъёма. Распорка между регулируемыми звеньями передних тяг обеспечивает их параллельность. Регулировка звеньев осуществляется вращением резьбового хвостовика в вилку тяги.

стяжки сну-550
распорные трубы и стяжки СНУ 550

Гидравлика

Присоединяемая к гидросистеме трактора гидравлика стогометателя состоит из четырёх силовых гидроцилиндров, гидроарматуры, трубопроводов высокого давления и крепёжных элементов.

Привод рабочих органов стогометателя осуществляется тремя гидроцилиндрами. Подъём рамы осуществляется двумя телескопическими плунжерными гидроцилиндрами и присоединяются к выводам одной секции распределителя. Управление платформой осуществляют гидроцилиндром двухстороннего действия, подключённым к другой отдельной секции распределителя. Противоперегрузочный клапан, установленный между трубопроводами и отрегулированный на давление 10 мПа, предохраняет систему от перегрузок. При превышении значения давления шариковый клапан противоперегрузочного устройства отходит от своего седла и пропускает масло в сливную магистраль.

гидросистема стогомёта сну-550
Монтаж гидросистемы стогомёта

Платформа стогометателя ПС-0,8

Рабочий орган состоит из трубы и трёх стоек сваренных в раму. К кронштейнам нижней трубы крепятся пальцы для подбора копен. Торцы нижней трубы оборудованы боковыми пальцами. К трём вертикальным стойкам платформы шарнирно присоединена прижимная рамка для удержания загруженной массы в платформе. Подъём и опускание рамки осуществляется гидроцилиндром двухстороннего действия установленного на средней стойке платформы и соединённого своим штоком с кронштейном прижимной рамки. Сталкивающие рычаги, шарнирно соединённые со сталкивающей стенкой платформы, установлены на двух шарнирных кронштейнах прижимной рамки. Дополнительно сталкивающие рычаги связаны с рамкой четырьмя пружинами.

платформа стогомёта
Устройство платформы

Кроме этого, платформа на нижней основной трубе имеет кронштейны для навески на раму подъёма и кронштейны для соединения с продольными планками задней навески трактора. На средней вертикальной стойке имеется кронштейн с отверстиями для присоединения центральной тяги навески и шпренгельной системы.

Работа платформы

Два кронштейна прижимной рамки со сталкивающими рычагами, трубами и стенкой образуют сталкивающий механизм, работающий следующим образом:

В режиме подбора копны прижимная рамка 6 с помощью гидроцилиндра поднята, при этом концы кронштейна 10 рамки только коснуться сталкивающих рычагов 11, а сталкивающая стенка прижата силой пружин 14 к стойкам платформы 2, обеспечивая свободную загрузку.(рис. а)

сталкивающий механизм платформы стогомёта
Работа сталкивающего механизма платформы

После загрузки прижимная рамка 6 опускается гидроцилиндром, удерживая массу в платформе. При этом концы кронштейнов 10 отходят от сталкивающих рычагов 11, а сталкивающая стенка прижата к стойкам 2 платформы силой максимально растянутых пружин 14.(рис. б)

При осуществлении выгрузки с помощью гидроцилиндра поднимается прижимная рамка 6, освобождая копну. Сталкивающая стенка не двигается до тех пор, пока кронштейны 10 не упрутся в сталкивающие рычаги 11. Дальнейшим подъёмом прижимной рамки сталкивающие рычаги передадут движение стенки 13 через трубы 12, обеспечивая выгрузку платформы.(рис.в)

Установка оборудования на трактор

Перед монтажом стогомёта устанавливают колею передних колёс 1500 мм, колею задних колёс 2050 мм для трактора МТЗ 80(82) и 1950 для ЮМЗ 6. Демонтируют балластные грузы с переднего бруса полурамы трактора. Проверить и затяжку всех резьбовых соединений полурамы и корпусов трансмиссии трактора. Демонтируют хомуты крепления кабины к корпусам полуосей задних колёс. Снимают передние и средние части крыльев задних колёс. Демонтируют штатную подножку для входа в кабину.

Установка передней рамы

Крепление передней рамы производится в штатные отверстия лонжеронов полурамы на расстоянии 1645 мм от оси заднего моста для МТЗ 80 и для ЮМЗ 6 на расстоянии 1672 мм.

передняя рама стогомёта
установка передней рамы

При установке передней рамы с расстоянием между продольными балками 500 мм втулки крепления устанавливаются ближе к лонжеронам, а распорную поперечную балку крепят в нижнем положении к угольникам кронштейнов.

крепление передней рамы стогомёта
Схема крепления передней рамы

При установке передней рамы на полураму с расстоянием балок 630 мм кронштейны также крепятся к балкам, а втулки отодвигают во второе крайнее положение от балок (лонжеронов). Распорную балку крепят к боковине кронштейна.

Установка опорной рамы и опорных балок

К хвостовикам опорной рамы присоединяют кронштейны с конусными отверстиями. Затем устанавливают раму с кронштейнами на корпусах полуосей заднего моста, подложив под кронштейн скобу с прокладкой. Скоба устанавливается спереди по ходу трактора между кронштейном и прокладкой. Через отверстия в рукавах полуосей и кронштейны устанавливают болты М16х350, после чего затягивают крепёж гайками.

Крепление стойки опорной рамы стогомёта
Крепление стойки опорной рамы для МТЗ 80

Опорные балки устанавливаются на оси кронштейнов передней рамы. Оси фиксируются болтами М8Х60. На скобах опорной рамы балки крепятся болтами М16Х40 по четыре болта на каждой балке. В заданном положении опорная рама фиксируется распорными трубами, верхние шаровые края которых входят в отверстия втулок на стойках рамы, а нижние края крепятся на опорных балках болтами М20Х200.

Установка гидроцилиндров и рамы подъёма

Монтаж осуществляют с помощью подъёмных механизмов с соблюдением техники безопасности. Подъёмная часть устанавливается в кронштейнах опорной рамы через оси фиксирующимися шплинтами. Штоки гидроцилиндров соединяются в шарнире шплинтующимися осями с подъёмной рамой, нижние края устанавливаются в кронштейнах опорных балок. При монтаже растяжек выдерживают размеры в соответствии с маркой трактора МТЗ или ЮМЗ по схеме.

Схема установки растяжек стогомёта
Схема установки растяжек

Другие сменные рабочие органы стогомёта СНУ 550

С целью расширения функциональности СНУ 550 на подъёмную раму вместо стандартной платформы могут устанавливаться специальные рабочие органы: вилы, ковши, балки с крюками, гидравлические захваты для брёвен или рулонов сена.

Вилы для силоса и навоза

Конструкция рабочего органа предусмотрена погрузки плотных растительных масс с повышенной влажностью. В состав конструкции входит: рама, к нижней части которой крепятся восемь нижних и два боковых пальца; к верхней части рамы шарнирно присоединена прижимная рамка; гидроцилиндром, соединённым через кронштейн, осуществляется смена положения рамки.

Ковш для сыпучих материалов

При навеске сварной рабочий орган соединяется с нижними отверстиями кронштейнов подъёмной рамы. Верхние отверстия кронштейнов используют для соединения с тягами и гидроцилиндрами, изменяющими положение ковша.

Приспособление для погрузки и складирования рулонов

Орган выполнен в виде рамы с кронштейнами для навески на раму подъёма и соединения с тягами, изменяющими положение. На раме органа закреплён подвижный палец для накалывания рулонов и два нижних пальца удерживающих рулон от поворота. При навеске приспособления растяжка со стогомёта снимается.

Крюк для подъёма грузов

Орган представляет собой балку с двумя парами кронштейнов для соединения с подъёмной рамой, к которой крепится крюк с траверсой. Шпренгельная система снимается со стогометателя, нижние концы трубопроводов рамы подъёма заглушиваются пробками. Для зачаливания грузов в комплекте имеется расчалка, состоящая из трёх цепей с крюками, соединённых на общем кольце.

Особенности и правила эксплуатации

Стогометатель обслуживается и управляется одним трактористом. Управление осуществляется штатным распределителем трактора. Эксплуатируют стогомёт только с установленным искрогасителем и обязательным наличием огнетушителя. При выполнении работ на заднюю навеску навешивают балласт весом не менее 800 кг. Закладку скирд нужно осуществлять на ровных участках. Перед началом работ рекомендуется разогреть масло в системе многократным подъёмом рамы подъёма. При движении агрегата с загруженной платформой не рекомендуется поднимать платформу выше 1-1,5 метра от земли. Подъём осуществляют только непосредственно возле скирды только при движении по прямой.

Запрещается

  1. Движение агрегата при выполнении работ выше скорости первой передачи.
  2. Резкое включение муфты сцепления.
  3. Выполнение крутых поворотов и манёвров с поднятой платформой.
  4. Перевозка сена в платформе на большие расстояния (для транспортных целей платформу можно использовать при навеске на заднюю навеску).
  5. Подъём и транспортировка людей на платформе погрузчика.
  6. Производить отрыв порции загруженной массы подъёмом платформы (отрыв осуществлять только отъездом назад).
  7. Производить внедрение загруженной массы со скоростью выше первой передачи.
  8. Перемещение массы сталкивающей стенкой платформы.
  9. Выполнение работ при порывах ветра выше 6 баллов.
  10. Подъём грузов выше грузоподъёмности сменных рабочих органов подъёмника.
  11. Подъём примёрзлых грузов к грунту или присыпанных землёй, снегом без предварительной подготовки и проверки.
  12. Производить работы вблизи линий электропередач.
  13. Использовать оборудование не по назначению.
  14. Производить работы без противовеса, навешенного на фаркоп задней навески.
Ссылка на основную публикацию