Table of Contents
Для проведения скашивания спелых зерновых в валки, при раздельной уборке, а также при заготовке растительных масс на корм животным, трактора МТЗ агрегатируются с рядом моделей прицепных жаток. На стадии выполнения скашивания, такой агрегат на базе универсально-пропашного трактора вполне может заменить самоходную дорогостоящую технику. Использование прицепных жаток особенно актуально в хозяйствах с ограниченным парком уборочных комбайнов при раздельной уборке зерновых, зернобобовых и крупяных культур.
Принцип работы
Жатка представляет собой приводную от ВОМ прицепную машину, которая оборудована тремя основными рабочими механизмами: режущим аппаратом сегментного типа; мотовилом обеспечивающим подачу стеблей к режущему аппарату косы; транспортёром, формирующим валок. Привод от вала ВОМ трактора передаётся на распределительный редуктор в составе жатки, от которого через систему цепных или ременных передач производится привод всех механизмов прицепной машины.
Сегментно-пальцевая коса приводится в действие через кривошип, обеспечивающий её возвратно-поступательный рабочий ход. Традиционно режущая часть состоит из: активной полосы с наклёпанными режущими сегментами; и статичного бруса, оборудованного противорежущими пластинами, совмещёнными с делительными пальцами.
Края косы оборудованы полевыми делителями на башмаках. Кроме этого современные режущие аппараты сегментных косилок и жаток оборудуются скоростными ножами типа «шумахер», где вместо стандартного кривошипа установлен планетарный редуктор, обеспечивающий высокую скорость работы ножа.
Мотовило приводится в движение ременной передачей. Высота и скорость вращения настраивается в зависимости от густоты и высоты стеблестоя скашиваемой культуры.
Транспортёр в зависимости от конструкций приводится, как цепной передачей, так и ремнём. Подающее полотно выполнено из прорезиненной ленты с ходом на приводных валиках. Натяжка полотна осуществляется натяжным устройством, перемещающим валик транспортёра. В зависимости от модели прицепной машины, формирующая валок часть, может состоять как из двух встречно работающих транспортёров направляющих скошенную массу к центру рабочей ширины агрегата, так и единого транспортёра, скидывающего массу набок.
В транспортном состоянии агрегата жатка занимает продольное положение, по ходу движения трактора, обеспечивая таким образом минимальные габариты по ширине. При переводе в рабочее состояние жатку поворачивают её рабочим захватом во фронтальное положение по ходу движения агрегата. При этом положение жатки установлено с боку трактора — несимметрично по отношению к продольной оси движения трактора. Рабочее положение фиксируется соответствующими тягами.
Функциональность и особенности конструкций
Среди массы моделей выпускаемых жаток различными машиностроительными предприятиями сельскохозяйственного профиля отметим ряд конструктивных и функциональных моментов на которые следует обратить внимание при выборе прицепной машины.
Современные модели жаток, выпускаемые под различными торговыми брендами, являются аналогами советских моделей машин ЖВП- жатка валковая прицепная, и ЖВЗ – жатка валковая зерновая. Обе модели предназначены скашивания зерновых культур с укладкой на стерню в волок для последующего подбора комбайном, при раздельном способе уборке. Также данные прицепные машины могут применяются для скашивания зелёных кормовых трав.
Ширина захвата
На рынке представлены модели с захватом от 4 до 10.7 м, все они арегатируются с универсальными тракторами тягового класса 1.4-2 т.с. МТЗ-82(80), ЮМЗ-6, МТЗ-1221. Ширину выбирают в зависимости от рельефа и конфигурации посевных площадей. Так на полях со сложным рельефом и конфигурацией требующих манёвров и разворотов целесообразно использовать жатки с небольшим захватом от 4 до 6 метров. Естественно, на полях большой площади, с ровным рельефом и длинными загонками целесообразно использовать широкозахватные жатки до 10 метров.
Рама и прицепное устройство
Основными критериями качества прицепных устройств жатки является надёжное соединение с трактором и органичный перевод агрегата из транспортного положения в рабочее, и обратно, без привлечения дополнительной помощи. Кроме этого прицепное должно быть оборудовано пружинными компенсаторами, обеспечивающие выравнивание правой стороны жатки, где в виду несимметричного прилагания силы тяги трактором относительно оси движения прицепной машины, правая сторона агрегата, без работы компенсаторов, несколько отстаёт.
С учётом несимметричного расположения прицепного устройства в рабочем положении жатки, основные негативные нагрузки действуют на брус рамы особенно в месте конструктивного соединения несущей части с рамой прицепного устройства и привода. Поэтому при выборе жатки важно обратить внимание на надёжность конструкции в данной части прицепной машины.
Система привода
Изучая модели жаток, часто в некоторых марках, вызывает недоумение мудрёный ременной привод с запутанной системой роликов и шкивов, которым стараются распределить вращательный момент буквально на все механизмы машины. Такая система вполне рабочая, но сопряжена со сложностями в наладке и капризна в эксплуатации. Более надёжной конструкцией считается раздельная подача вращения на механизмы. Положительным моментом является наличие в приводе предохранительных муфт, защищающих механизмы в аварийных ситуациях.
Также нужно отметить, что передовые компании по производству сельхоз техники активно внедряют в конструкцию жаток отдельные приводные силовые узлы для автономного привода отдельных механизмов. Концепция автономных приводов повышает надёжность работы машины, позволяет упростить и расширить возможности настройки агрегата.
Например, некоторые производители жаток для привода мотовила используют отдельный гидромотор, подключенный к гидросистеме трактора, где через встроенный управляющий регулятор давления масла осуществляется бесступенчатая настройка скорости вращения мотовила. Такая функциональность жатки позволяет хорошо настроить агрегат к конкретным полевым условиям, максимально повысить качество выполняемой работы и производительность агрегата.
Мотовило
При использовании жатки в скашивании различных зерновых культур важна регулировка скорости вращения мотовила, регулировка вылета и высота его работы, настройка поворота наклоняющих колос лопастей или пальцев мотовила. Данными настройками обеспечивают качество скашивания в зависимости от высоты, густоты и состояния полеглости стеблестоя зерновой культуры.
Стандартно высота положения мотовила может регулироваться гидроцилиндрами в конструкции жатки, скорость вращения меняется сменой приводных звёздочек или шкивов в системе привода. В эксценриковом приводе наклона лопастей мотовила важна износостойкость роликов, обеспечивающих долговечность работы механизма.
Транспортёр
Стандартно жатки оборудованы двумя транспортёрами, работающих навстречу друг другу, которые скидывают скошенную массу в промежуток находящийся примерно в конструктивном центре фронта агрегата. Отдельные модели жаток могут оборудоваться транспортёрами скидывающих массу на левую или правую сторону. Жатка с таким транспортёром позволяет соединять скошенную массу двух рабочих проходов в один валок. Данный способ формирования валка, при невысокой плотности стеблестоя культуры, позволяет сократить расходы на вторую фазу уборки (подбор с обмолотом).
При выборе жатки важно обратить внимание: на качество рабочего полотна транспортёра; на возможность быстрого его ремонта или замены в полевых условиях; на удобное в регулировке натяжное устройство полотна.
Сегментный нож Шумахер
Более эффективны в работе жатки, оборудованные режущим аппаратом типа «шумахер» с приводом от планетарного редуктора. Данный нож отличается высокими скоростными характеристиками и более прост в обслуживании и настройке. В ноже «шумахер», при сломе сегмента в составе ножа, не требуется мучатся с удалением крепёжных заклёпок, так как все сегменты ножа закреплены резьбовыми болтами.
Для копирования рельефа при рабочем проходе жатки важно, чтобы подвес ножа был оборудован пружинным амортизатором. В функциональном плане жатка должна обладать широким регулированием высоты среза стебля, это обеспечит качество скашивания любой зерновой культуры с учётом конкретных полевых условий.
Модели и характеристики жаток для МТЗ
Для общего понимания технических возможностей прицепных жаток для универсально-пропашных тракторов тягового класса 1.4 т.с. представляем технические характеристики основных моделей.
ЖВЗ
По сути принципиально жатки марок ЖВЗ и ЖВП никак не отличаются, а качественные показатели конструкции зависят полностью от производителя.
Характеристики | ЖВЗ-5 | ЖВЗ-6 | ЖВЗ-7 | ЖВЗ-9.2 | ЖВЗ-10.7 |
Рабочий захват, м | 5 | 6 | 7 | 9.2 | 10.7 |
Производительность , га в час | 3.9 | 4.7 | 5.5 | 7 | 8.5 |
Высота скашивания, мм | 70-250 | ||||
Ширина валка, м | 1.4 | 1.4 | 1.6-2.2 | 2.2 | 1.6-2.2 |
Рабочая скорость, км в час | 5-8 | ||||
Транспортная скорость, км в час | 15 | ||||
Габариты, мм Длина Ширина Высота | 7800 4400 2900 | 9300 4400 2900 | 10800 4400 2900 | 13700 4400 2900 | 14700 4400 2900 |
Масса, кг | 1800 | 1900 | 2100 | 2630 | 2630 |
ЖВП
Характеристики | ЖВП-4.9 | ЖВП-6.4 | ЖВП-7.1 | ЖВП-9.1 |
Рабочий захват, м | 4.9 | 6.4 | 7.1 | 9.1 |
Производительность , га в час | 2.8 | 4.5 | 7 | 8.19 |
Высота скашивания, мм | 60-250 | 80-250 | 80-250 | 80-250 |
Ширина валка, м | 1.2 | 1.2 | 1.2 | 1.2 |
Рабочая скорость, км в час | До 10 | 8.5-10 | 8.5-10 | 8.5-10 |
Транспортная скорость, км в час | До 20 | До 20 | 15 | 15 |
Габариты, мм Длина Ширина Высота |
1130 | 8900 4200 1600 | 10500 4200 1600 | |
Масса, кг | 1545 | 2000 | 2000 | 2200 |
На сегодня аналоги жаток ЖВП и ЖВЗ производятся и реализуются под рядом брендов: «Полесье» Гомельского машиностроительного завода «Гомсельмаш»; Казахстанский производитель ТОО «Дон Мар»; прицепные машины под бредом «Марья» выпускаются в городе Омске производителем ОАО «Механический завод «Калачинский». Перечисленные компании и ряд других производителей непрерывно усовершенствуют выпускаемую технику находясь в условиях активной рыночной конкуренции.