Жатки прицепные ЖВП и ЖВЗ для трактора МТЗ: принцип работы, функциональность, модельный ряд

Для проведения скашивания спелых зерновых в валки, при раздельной уборке, а также при заготовке растительных масс на корм животным, трактора МТЗ агрегатируются с рядом моделей прицепных жаток. На стадии выполнения скашивания, такой агрегат на базе универсально-пропашного трактора вполне может заменить самоходную дорогостоящую технику. Использование прицепных жаток особенно актуально в хозяйствах с ограниченным парком уборочных комбайнов при раздельной уборке зерновых, зернобобовых и крупяных культур.

Скашивание зерновых

Принцип работы

Жатка представляет собой приводную от ВОМ прицепную машину, которая оборудована тремя основными рабочими механизмами: режущим аппаратом сегментного типа; мотовилом обеспечивающим подачу стеблей к режущему аппарату косы; транспортёром, формирующим валок. Привод от вала ВОМ трактора передаётся на распределительный редуктор в составе жатки, от которого через систему цепных или ременных передач производится привод всех механизмов прицепной машины.

Сегментно-пальцевая коса приводится в действие через кривошип, обеспечивающий её возвратно-поступательный рабочий ход. Традиционно режущая часть состоит из: активной полосы с наклёпанными режущими сегментами; и статичного бруса, оборудованного противорежущими пластинами, совмещёнными с делительными пальцами.

Коса жатки
Сегментнопальцевый нож

Края косы оборудованы полевыми делителями на башмаках. Кроме этого современные режущие аппараты сегментных косилок и жаток оборудуются скоростными ножами типа «шумахер», где вместо стандартного кривошипа установлен планетарный редуктор, обеспечивающий высокую скорость работы ножа.

Редуктор привода косы
Планетарный редуктор привода сегментного ножа

Мотовило приводится в движение ременной передачей. Высота и скорость вращения настраивается в зависимости от густоты и высоты стеблестоя скашиваемой культуры.

Транспортёр в зависимости от конструкций приводится, как цепной передачей, так и ремнём. Подающее полотно выполнено из прорезиненной ленты с ходом на приводных валиках. Натяжка полотна осуществляется натяжным устройством, перемещающим валик транспортёра. В зависимости от модели прицепной машины, формирующая валок часть, может состоять как из двух встречно работающих транспортёров направляющих скошенную массу к центру рабочей ширины агрегата, так и единого транспортёра, скидывающего массу набок.

 

В транспортном состоянии агрегата жатка занимает продольное положение, по ходу движения трактора, обеспечивая таким образом минимальные габариты по ширине. При переводе в рабочее состояние жатку поворачивают её рабочим захватом во фронтальное положение по ходу движения агрегата. При этом положение жатки установлено с боку трактора — несимметрично по отношению к продольной оси движения трактора. Рабочее положение фиксируется соответствующими тягами.

Функциональность и особенности конструкций

Среди массы моделей выпускаемых жаток различными машиностроительными предприятиями сельскохозяйственного профиля отметим ряд конструктивных и функциональных моментов на которые следует обратить внимание при выборе прицепной машины.

Современные модели жаток, выпускаемые под различными торговыми брендами, являются аналогами советских моделей машин ЖВП- жатка валковая прицепная, и ЖВЗ – жатка валковая зерновая. Обе модели предназначены скашивания зерновых культур с укладкой на стерню в волок для последующего подбора комбайном, при раздельном способе уборке. Также данные прицепные машины могут применяются для скашивания зелёных кормовых трав.

Ширина захвата

На рынке представлены модели с захватом от 4 до 10.7 м, все они арегатируются с универсальными тракторами тягового класса 1.4-2 т.с. МТЗ-82(80), ЮМЗ-6, МТЗ-1221. Ширину выбирают в зависимости от рельефа и конфигурации посевных площадей. Так на полях со сложным рельефом и конфигурацией требующих манёвров и разворотов целесообразно использовать жатки с небольшим захватом от 4 до 6 метров. Естественно, на полях большой площади, с ровным рельефом и длинными загонками целесообразно использовать широкозахватные жатки до 10 метров.

Широкозахватная жатка
Широкозахватная жатка ЖВЗ -9.2 в рабочем положении с трактором МТЗ 82
Агрегат для скашивания зерновых в транспортном положении
Широкозахватная прицепная жатка в транспортном положении

Рама и прицепное устройство

Основными критериями качества прицепных устройств жатки является надёжное соединение с трактором и органичный перевод агрегата из транспортного положения в рабочее, и обратно, без привлечения дополнительной помощи. Кроме этого прицепное должно быть оборудовано пружинными компенсаторами, обеспечивающие выравнивание правой стороны жатки, где в виду несимметричного прилагания силы тяги трактором относительно оси движения прицепной машины, правая сторона агрегата, без работы компенсаторов, несколько отстаёт.

С учётом несимметричного расположения прицепного устройства в рабочем положении жатки, основные негативные нагрузки действуют на брус рамы особенно в месте конструктивного соединения несущей части с рамой прицепного устройства и привода. Поэтому при выборе жатки важно обратить внимание на надёжность конструкции в данной части прицепной машины.

 Система привода

Изучая модели жаток, часто в некоторых марках, вызывает недоумение мудрёный ременной привод с запутанной системой роликов и шкивов, которым стараются распределить вращательный момент буквально на все механизмы машины. Такая система вполне рабочая, но сопряжена со сложностями в наладке и капризна в эксплуатации. Более надёжной конструкцией считается раздельная подача вращения на механизмы. Положительным моментом является наличие в приводе предохранительных муфт, защищающих механизмы в аварийных ситуациях.

Привод жатки
Система ременного привода жатки ЖВП

Также нужно отметить, что передовые компании по производству сельхоз техники активно внедряют в конструкцию жаток отдельные приводные силовые узлы для автономного привода отдельных механизмов. Концепция автономных приводов повышает надёжность работы машины, позволяет упростить и расширить возможности настройки агрегата.

Гидропривод мотовила
Привод мотовила от гидроматора

Например, некоторые производители жаток для привода мотовила используют отдельный гидромотор, подключенный к гидросистеме трактора, где через встроенный управляющий регулятор давления масла осуществляется бесступенчатая настройка скорости вращения мотовила. Такая функциональность жатки позволяет хорошо настроить агрегат к конкретным полевым условиям, максимально повысить качество выполняемой работы и производительность агрегата.

Мотовило

При использовании жатки в скашивании различных зерновых культур важна регулировка скорости вращения мотовила, регулировка вылета и высота его работы, настройка поворота наклоняющих колос лопастей или пальцев мотовила. Данными настройками обеспечивают качество скашивания в зависимости от высоты, густоты и состояния полеглости стеблестоя зерновой культуры.

Мотовила
Мотовила с подающими пальцами на планках

Стандартно высота положения мотовила может регулироваться гидроцилиндрами в конструкции жатки, скорость вращения меняется сменой приводных звёздочек или шкивов в системе привода. В эксценриковом приводе наклона лопастей мотовила важна износостойкость роликов, обеспечивающих долговечность работы механизма.

Транспортёр

Стандартно жатки оборудованы двумя транспортёрами, работающих навстречу друг другу, которые скидывают скошенную массу в промежуток находящийся примерно в конструктивном центре фронта агрегата. Отдельные модели жаток могут оборудоваться транспортёрами скидывающих массу на левую или правую сторону. Жатка с таким транспортёром позволяет соединять скошенную массу двух рабочих проходов в один валок. Данный способ формирования валка, при невысокой плотности стеблестоя культуры, позволяет сократить расходы на вторую фазу уборки (подбор с обмолотом).

Жатка с трактором МТЗ
Работа жатки в режиме сдваивания валка

При выборе жатки важно обратить внимание: на качество рабочего полотна транспортёра; на возможность быстрого его ремонта или замены в полевых условиях; на удобное в регулировке натяжное устройство полотна.

Сегментный нож Шумахер

Более эффективны в работе жатки, оборудованные режущим аппаратом типа «шумахер» с приводом от планетарного редуктора. Данный нож отличается высокими скоростными характеристиками и более прост в обслуживании и настройке. В ноже «шумахер», при сломе сегмента в составе ножа, не требуется мучатся с удалением крепёжных заклёпок, так как все сегменты ножа закреплены резьбовыми болтами.

Для копирования рельефа при рабочем проходе жатки важно, чтобы подвес ножа был оборудован пружинным амортизатором. В функциональном плане жатка должна обладать широким регулированием высоты среза стебля, это обеспечит качество скашивания любой зерновой культуры с учётом конкретных полевых условий.

Модели и характеристики жаток для МТЗ

Для общего понимания технических возможностей прицепных жаток для универсально-пропашных тракторов тягового класса 1.4 т.с. представляем технические характеристики основных моделей.

Скашивание зерновых в валок
Работа прицепных жаток в режиме сдваивания валков

ЖВЗ

По сути принципиально жатки марок ЖВЗ и ЖВП никак не отличаются, а качественные показатели конструкции зависят полностью от производителя.

ХарактеристикиЖВЗ-5ЖВЗ-6ЖВЗ-7ЖВЗ-9.2ЖВЗ-10.7
Рабочий захват, м5679.210.7
Производительность , га в час3.94.75.578.5
Высота скашивания, мм70-250
Ширина валка, м1.41.41.6-2.22.21.6-2.2
Рабочая скорость, км в час5-8
Транспортная скорость, км в час15
Габариты, мм

Длина

Ширина

Высота

 

7800

4400

2900

 

9300

4400

2900

 

10800

4400

2900

 

13700

4400

2900

 

14700

4400

2900

Масса, кг18001900210026302630

ЖВП

ХарактеристикиЖВП-4.9ЖВП-6.4ЖВП-7.1ЖВП-9.1
Рабочий захват, м4.96.47.19.1
Производительность , га в час2.84.578.19
Высота скашивания, мм60-25080-25080-25080-250
Ширина валка, м1.21.21.21.2
Рабочая скорость, км в часДо 10 8.5-10 8.5-108.5-10
Транспортная скорость, км в час До 20До 201515
Габариты, мм

Длина

Ширина

Высота

 

 

1130

 

8900

4200

1600

 

10500

4200

1600

Масса, кг1545200020002200

На сегодня аналоги жаток ЖВП и ЖВЗ производятся и реализуются под рядом брендов: «Полесье» Гомельского машиностроительного завода «Гомсельмаш»; Казахстанский производитель ТОО «Дон Мар»; прицепные машины под бредом «Марья» выпускаются в городе Омске производителем ОАО «Механический завод «Калачинский». Перечисленные компании и ряд других производителей непрерывно усовершенствуют выпускаемую технику находясь в условиях активной рыночной конкуренции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector