Формирование и классификация машинно-тракторных агрегатов

Для эффективного применения тракторов важно понимать технические возможности машины и её способность работать в комплексе с различным оборудованием, что в профессиональной среде называют – агрегатированием. Данное понимание даёт техническое и экономическое обоснование в формировании машинотракторного парка предприятия с учётом объёмов производства и всех технологических процессов, в которых будут использоваться машинно-тракторные агрегаты. С целью раскрыть практическое понимание в формировании машинно-тракторных агрегатов в материале изложена информация о принципах их составления, основные виды агрегатирования тракторов и классификация агрегатов.

Агрегатирование трактора

Принципы комплектования тракторных агрегатов

Под машинотракторным агрегатом понимают технологический комплекс, состоящий из трактора и интегрированной в него специальной машины, где трактор является источником мощности и тяговой силы, а агрегатируемое оборудование или машина выполняет роль непосредственного исполнителя технологической операции.

При формировании агрегата учитываются следующие технические принципы:

  • соответствие типа трактора к виду выполняемых работ
  • подбор оборудования в состав агрегата в соответствии с тяговым классом трактора

Функциональное соответствие

Первый принцип учитывает соответствие типа трактора, который своей ходовой частью, характеристиками трансмиссии пригоден к выполнению самой операции с учётом всех технологических требований и безопасности А также технически готов к агрегатированию с технологической машиной. То есть под соответствием понимают следующие моменты:

  • Трактор может соединятся с агрегатируемой машиной
  • Способен обеспечивать соответствующий скоростной режим и при необходимости привод рабочих органов используемого оборудования

Например, для агрегатирования трактора с ротационной косилкой КРН-2.1 трактор должен быть оборудован: колёсной ходовой частью с пневматическими колёсами; гидрофицированной трёхточечной навеской, обеспечивающей соединение трактора с оборудованием и перевод агрегата в транспортное или рабочее положение; для обеспечения привода рабочих органов косилки трактор должен быть оборудован валом отбора мощности. С учётом всех перечисленных условий к агрегатированию с данной ротационной косой наиболее подходят универсальные колёсные трактора в тяговом классе от 0.9 до 1.4 т.с.

Формирование тракторного агрегата

Загрузка агрегата

Второй принцип связан с тяговой и мощностной способностью трактора, позволяющей работать в агрегате с определённой одной или несколькими машинами. Данный вопрос широко раскрывается в дисциплине — «Технология механизированных работ», где обоснование комплектования и подбор оборудования к тракторам, осуществляется путём математического расчёта. Обычно при подборе оборудования к трактору ориентируются на показатель энергопотребления, указанный в характеристиках предполагаемой к использованию в агрегате машины, но точный расчёт позволяет максимально рационально скомплектовать и загрузить машинно-тракторный агрегат, обеспечивая максимальную производительность.

В расчёте дополнительно учитываются индивидуальные переменные условия, влияющие на загрузку скомплектованного агрегата. Сюда относят следующие переменные:

  • Ориентируясь на технологическую скорость выполнения операции учитывают конкретное тяговое усилие трактора в соответствии с используемыми передачами КПП агрегатируемого трактора;
  • Влажность и физическое состояние грунта или тип дорожного покрытия, который влияет на сопротивление движению и пробуксовку ходовых движителей;
  • Тип ходовых движителей трактора, где коэффициент сцепления с поверхностью у гусениц и колёс разного типа будут отличатся,
  • Коэффициенты, отражающие потерю мощности при преодолении уклонов рельефа местности и встречного ветра.

При учёте всех факторов, в том числе удельного сопротивления при выполнении определённых почвообрабатывающих работ рассчитывают оптимальную ширину захвата агрегата.

Классификация тракторных агрегатов

Разновидности машинно-тракторных агрегатов неразрывно связаны с классификацией самих тракторов, где различают машины различного назначения и разных тяговых классов на базе колёсных и гусеничных машин, а также ряда других технических критерий.

Так, обращая внимание на классификацию тракторов для сельскохозяйственных агрегатов подходят класс универсально-пропашных машин и отдельные марки энергонасыщенных колёсных и гусеничных тракторов для высокопроизводительных полевых агрегатов.

В коммунальной сфере широко используются универсальные трактора малой и средней мощности, в тяговых классах от 0.2 до 1.4 т.с.

В промышленных целях применяются трактора среднего и высокого тягового класса на колёсном и гусеничном ходу в зависимости от условий выполнения работ и требуемой производительности.

И так, тракторные агрегаты различаются:

  • по назначению
  • по способу соединения машины с трактором
  • по характеру использования мощности трактора

Классификация по назначению

  • Сельскохозяйственные
  • Транспортные
  • Промышленные
  • Строительные
  • Коммунальные

Сельскохозяйственные агрегаты имеют наиболее широкую сегментацию по своей функциональности в виду массы технологических операций, применяемых в отрасли, и в общем по назначению подразделяются на растениеводческие и животноводческие агрегаты, где растениеводческие занимают основную часть.

сельскохозяйственные машинно тракторные агрегаты

Трактора широко применяются на транспортных работах и при наличии соответствующего прицепного транспортного средства в зависимости от своей тяговой способности могут осуществлять транспортировку различных грузов массой от до 40 тонн.

Бульдозер
Промышленный бульдозер на базе гусеничного трактора

Под промышленными тракторными агрегатами подразумеваются комплексы, применяемые в горнодобывающей отрасли, металлургии и в других тяжёлых отраслях. Здесь применяются мощные бульдозеры, транспортные тягачи, специализированные погрузчики и подъёмники.

В коммунальном хозяйстве применяются тракторные агрегаты, специализирующиеся на ремонте коммуникаций, уборке и обслуживании дорог, территории городской застройки и парковых зон. К данным агрегатам относятся дорожные щётки и мойщики, экскаваторы, косилки, погрузчики.

Коммунальные агрегаты
Навесные коммунальные агрегаты

В строительстве также очень широко применяются тракторные агрегаты, которые сегментируются на группы: для общестроительных работ, для выполнения специальных технологических операций в строительстве.

Виды агрегатирования

Под видами комплектования трактора с со специальными машинами понимают способ присоединения и характер передачи мощности на арегатируемую машину.

Так по способу соединения с трактором различают следующие виды специальных машин:

  • навесные
  • полунавесные и полуприцепные
  • прицепные
  • стационарные

Навесные машины представляют собой оборудование, навешиваемые на шасси трактора спереди или сзади с помощью соответствующих универсальных гидрофицированных навесок, а также с помощью индивидуальных креплений, фиксируемых на остове трактора, как сверху, так и с боку машины. При этом масса агрегатируемого оборудования передаётся полностью на шасси трактора.

Расположение навесного оборудования трактора
Варианты агрегатирования навесного оборудования с трактором
Навесное оборудование для трактора
Навесное оборудование для трактора МТЗ 82

Полунавесные и полуприцепные машины представляют собой оборудование, вес которого распределяется на задние шасси трактора и на ходовую часть в составе самой агрегатируемой машины.

Дисковая борона
Полунавесной сельскохозяйственный почвообрабатывающий агрегат
Тракторный полуприцеп
Полуприцепной транспортный агрегат
Трактор с прицепом
Прицепной транспортный агрегат

Прицепные машины полностью опираются на свою ходовую часть и соединяются с трактором через прицепное устройство.

Трактор с косилкой
Асимметричное расположение полуприцепной машины в агрегате

Кроме этого в прицепном и полуприцепном вариантах машины по отношению к продольной оси трактора могут размещаться, как симметрично, так и асимметрично с большим смещением в левую или правую сторону.

Машинно-тракторный агрегат
Смешанный уборочный агрегат с полуприцепной силосной косилкой и прицепом

Также существуют комбинированные агрегаты составленные из ряда машин. Такие машинно-тракторные агрегаты выполняют несколько операций. Например, уборочный агрегат — трактор МТЗ 80 + силосоуборочная косилка + транспортный прицеп ПТС 4. Такой комплекс выполняет скашивание с измельчением, одновременную погрузку и транспортировку кормовой массы.

Характер использования мощности

По форме передачи мощности от трактора агрегатируемые машины подразделяются на:

  • тяговые
  • тягово-приводные
  • приводные
Пахотный агрегат
Тяговый режим пахотного агрегата

Под тяговой формой использования мощности подразумевают машины, реализующие своей работой мощность трактора поступающей только от его тягового усилия. Примером данной категории машин есть транспортные средства или почвообрабатывающее оборудование с пассивными рабочими органами — плуги, культиваторы, бороны различных типов. Также к данной категории относятся машины, реализующие часть тягового усилия, создаваемого трактором в привод своих активных рабочих органов через свою ходовую часть. То есть ходовые колёса, агрегатируемой машины, своим вращением могут передавать часть тяговой мощности трактора на активные органы в составе оборудования через цепную, ременную или шестерёнчатую передачу.

Почвенная фреза с трактором
Работа тракторного агрегата в тягово-приводном режиме

Тягово-приводной режим представляет собой агрегатирование, при котором осуществляется комбинированное использование мощности трактора в качестве тягового усилия и механического привода от ВОМ или гидравлического — потенциалом давления гидронавесной системы трактора для привода рабочих органов используемой в агрегате машины. Также имеет место быть использование мощности трактора всеми тремя вариантами тяговым, механическим и гидравлическим приводом. Давлением масла гидросистемы трактора часто осуществляют привод гидромоторов, в составе используемого с трактором оборудования.

Стационарная помпа для трактора
Работа тракторного агрегата в стационарном приводном режиме

Чисто приводной вид машинно-тракторного агрегата подразумевает под собой стационарный режим, без использования тягового усилия, с отбором мощности на агрегатируемую машину любым из выше описанных видов (механическим или гидравлическим). Примером таких агрегатов есть тракторные сварочные генераторы или помпы и напорные станции.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector