Table of Contents
Для эффективного применения тракторов важно понимать технические возможности машины и её способность работать в комплексе с различным оборудованием, что в профессиональной среде называют – агрегатированием. Данное понимание даёт техническое и экономическое обоснование в формировании машинотракторного парка предприятия с учётом объёмов производства и всех технологических процессов, в которых будут использоваться машинно-тракторные агрегаты. С целью раскрыть практическое понимание в формировании машинно-тракторных агрегатов в материале изложена информация о принципах их составления, основные виды агрегатирования тракторов и классификация агрегатов.
Принципы комплектования тракторных агрегатов
Под машинотракторным агрегатом понимают технологический комплекс, состоящий из трактора и интегрированной в него специальной машины, где трактор является источником мощности и тяговой силы, а агрегатируемое оборудование или машина выполняет роль непосредственного исполнителя технологической операции.
При формировании агрегата учитываются следующие технические принципы:
- соответствие типа трактора к виду выполняемых работ
- подбор оборудования в состав агрегата в соответствии с тяговым классом трактора
Функциональное соответствие
Первый принцип учитывает соответствие типа трактора, который своей ходовой частью, характеристиками трансмиссии пригоден к выполнению самой операции с учётом всех технологических требований и безопасности А также технически готов к агрегатированию с технологической машиной. То есть под соответствием понимают следующие моменты:
- Трактор может соединятся с агрегатируемой машиной
- Способен обеспечивать соответствующий скоростной режим и при необходимости привод рабочих органов используемого оборудования
Например, для агрегатирования трактора с ротационной косилкой КРН-2.1 трактор должен быть оборудован: колёсной ходовой частью с пневматическими колёсами; гидрофицированной трёхточечной навеской, обеспечивающей соединение трактора с оборудованием и перевод агрегата в транспортное или рабочее положение; для обеспечения привода рабочих органов косилки трактор должен быть оборудован валом отбора мощности. С учётом всех перечисленных условий к агрегатированию с данной ротационной косой наиболее подходят универсальные колёсные трактора в тяговом классе от 0.9 до 1.4 т.с.
Загрузка агрегата
Второй принцип связан с тяговой и мощностной способностью трактора, позволяющей работать в агрегате с определённой одной или несколькими машинами. Данный вопрос широко раскрывается в дисциплине — «Технология механизированных работ», где обоснование комплектования и подбор оборудования к тракторам, осуществляется путём математического расчёта. Обычно при подборе оборудования к трактору ориентируются на показатель энергопотребления, указанный в характеристиках предполагаемой к использованию в агрегате машины, но точный расчёт позволяет максимально рационально скомплектовать и загрузить машинно-тракторный агрегат, обеспечивая максимальную производительность.
В расчёте дополнительно учитываются индивидуальные переменные условия, влияющие на загрузку скомплектованного агрегата. Сюда относят следующие переменные:
- Ориентируясь на технологическую скорость выполнения операции учитывают конкретное тяговое усилие трактора в соответствии с используемыми передачами КПП агрегатируемого трактора;
- Влажность и физическое состояние грунта или тип дорожного покрытия, который влияет на сопротивление движению и пробуксовку ходовых движителей;
- Тип ходовых движителей трактора, где коэффициент сцепления с поверхностью у гусениц и колёс разного типа будут отличатся,
- Коэффициенты, отражающие потерю мощности при преодолении уклонов рельефа местности и встречного ветра.
При учёте всех факторов, в том числе удельного сопротивления при выполнении определённых почвообрабатывающих работ рассчитывают оптимальную ширину захвата агрегата.
Классификация тракторных агрегатов
Разновидности машинно-тракторных агрегатов неразрывно связаны с классификацией самих тракторов, где различают машины различного назначения и разных тяговых классов на базе колёсных и гусеничных машин, а также ряда других технических критерий.
Так, обращая внимание на классификацию тракторов для сельскохозяйственных агрегатов подходят класс универсально-пропашных машин и отдельные марки энергонасыщенных колёсных и гусеничных тракторов для высокопроизводительных полевых агрегатов.
В коммунальной сфере широко используются универсальные трактора малой и средней мощности, в тяговых классах от 0.2 до 1.4 т.с.
В промышленных целях применяются трактора среднего и высокого тягового класса на колёсном и гусеничном ходу в зависимости от условий выполнения работ и требуемой производительности.
И так, тракторные агрегаты различаются:
- по назначению
- по способу соединения машины с трактором
- по характеру использования мощности трактора
Классификация по назначению
- Сельскохозяйственные
- Транспортные
- Промышленные
- Строительные
- Коммунальные
Сельскохозяйственные агрегаты имеют наиболее широкую сегментацию по своей функциональности в виду массы технологических операций, применяемых в отрасли, и в общем по назначению подразделяются на растениеводческие и животноводческие агрегаты, где растениеводческие занимают основную часть.
Трактора широко применяются на транспортных работах и при наличии соответствующего прицепного транспортного средства в зависимости от своей тяговой способности могут осуществлять транспортировку различных грузов массой от до 40 тонн.
Под промышленными тракторными агрегатами подразумеваются комплексы, применяемые в горнодобывающей отрасли, металлургии и в других тяжёлых отраслях. Здесь применяются мощные бульдозеры, транспортные тягачи, специализированные погрузчики и подъёмники.
В коммунальном хозяйстве применяются тракторные агрегаты, специализирующиеся на ремонте коммуникаций, уборке и обслуживании дорог, территории городской застройки и парковых зон. К данным агрегатам относятся дорожные щётки и мойщики, экскаваторы, косилки, погрузчики.
В строительстве также очень широко применяются тракторные агрегаты, которые сегментируются на группы: для общестроительных работ, для выполнения специальных технологических операций в строительстве.
Виды агрегатирования
Под видами комплектования трактора с со специальными машинами понимают способ присоединения и характер передачи мощности на арегатируемую машину.
Так по способу соединения с трактором различают следующие виды специальных машин:
- навесные
- полунавесные и полуприцепные
- прицепные
- стационарные
Навесные машины представляют собой оборудование, навешиваемые на шасси трактора спереди или сзади с помощью соответствующих универсальных гидрофицированных навесок, а также с помощью индивидуальных креплений, фиксируемых на остове трактора, как сверху, так и с боку машины. При этом масса агрегатируемого оборудования передаётся полностью на шасси трактора.
Полунавесные и полуприцепные машины представляют собой оборудование, вес которого распределяется на задние шасси трактора и на ходовую часть в составе самой агрегатируемой машины.
Прицепные машины полностью опираются на свою ходовую часть и соединяются с трактором через прицепное устройство.
Кроме этого в прицепном и полуприцепном вариантах машины по отношению к продольной оси трактора могут размещаться, как симметрично, так и асимметрично с большим смещением в левую или правую сторону.
Также существуют комбинированные агрегаты составленные из ряда машин. Такие машинно-тракторные агрегаты выполняют несколько операций. Например, уборочный агрегат — трактор МТЗ 80 + силосоуборочная косилка + транспортный прицеп ПТС 4. Такой комплекс выполняет скашивание с измельчением, одновременную погрузку и транспортировку кормовой массы.
Характер использования мощности
По форме передачи мощности от трактора агрегатируемые машины подразделяются на:
- тяговые
- тягово-приводные
- приводные
Под тяговой формой использования мощности подразумевают машины, реализующие своей работой мощность трактора поступающей только от его тягового усилия. Примером данной категории машин есть транспортные средства или почвообрабатывающее оборудование с пассивными рабочими органами — плуги, культиваторы, бороны различных типов. Также к данной категории относятся машины, реализующие часть тягового усилия, создаваемого трактором в привод своих активных рабочих органов через свою ходовую часть. То есть ходовые колёса, агрегатируемой машины, своим вращением могут передавать часть тяговой мощности трактора на активные органы в составе оборудования через цепную, ременную или шестерёнчатую передачу.
Тягово-приводной режим представляет собой агрегатирование, при котором осуществляется комбинированное использование мощности трактора в качестве тягового усилия и механического привода от ВОМ или гидравлического — потенциалом давления гидронавесной системы трактора для привода рабочих органов используемой в агрегате машины. Также имеет место быть использование мощности трактора всеми тремя вариантами тяговым, механическим и гидравлическим приводом. Давлением масла гидросистемы трактора часто осуществляют привод гидромоторов, в составе используемого с трактором оборудования.
Чисто приводной вид машинно-тракторного агрегата подразумевает под собой стационарный режим, без использования тягового усилия, с отбором мощности на агрегатируемую машину любым из выше описанных видов (механическим или гидравлическим). Примером таких агрегатов есть тракторные сварочные генераторы или помпы и напорные станции.