Table of Contents
Каждый владелец дизельной техники, желающий продлить рабочий ресурс своей машины обращал внимание на ряд предлагаемых на рынке специальных добавок в дизтопливо, которые по утверждению производителя улучшают свойства горючего. В материале уделяется внимание теме присадок для дизельного топлива без рекламы и отдельных брендов подобных продуктов.
Рождение спроса на дизельные присадки
Спрос на добавки в топливо получил рождение от недоверия к произведённому качеству топлива и желанию продлить или в отдельных случаях восстановить ресурс дизельного двигателя. Кроме этого в последние годы использование присадок, по моему мнению, переросло в некий фетиш для владельцев дизельных автомобилей, где в большинстве случаев, принятие решения на применение какой, либо добавки имеет больше эмоциональный характер чем обоснованный технически.
Тонко чувствуя настроения спроса многие компании-производители нефтепродуктов для техники на сегодня выпускают массу подобных продуктов, улучшающих определённые свойства топлива, по их мнению. Говорить о том, что вся коммерческая индустрия дизельных присадок полная чушь нельзя, но многие компании и бренды злоупотребляют желанием потребителя повысить комфорт работы двигателя своего автомобиля или техники так как, согласитесь, что проверить влияние той или иной присадки на улучшение работы дизеля сразу после её использования в топливе, объективно проверить невозможно.
По отзывам пользователей больше слышишь аргументы по аналогии действия психологической таблетки, типа — «да вот как-то двигатель стал мягче работать и обороты вроде бы стали более стабильными, провалы пропали» ну и все в таком духе. Другие пользователи вообще не могут никак почувствовать внешних изменений в работе дизеля надеясь на то, что чудодейственный состав присадки всё же как то, положительно влияет на работу двигателя.
Особенно удивляет активная продажа присадок на дорогих брендовых автозаправочных станциях, которые всем своим видом и ценами на топливо буквально кричат, что они реализуют топливо высшего качества, с лучшими показателями. Тогда вопрос – «зачем к вашему топливу присадки?». Всё это выглядит как, неприкрытый маркетинг, больше ориентированный на повышение рентабельности торговой точки.
При покупке присадок обязательно обращайте на техническое описание продукта. Конкретно, какие характеристики топлива добавка улучшает и на какие показатели топлива в цифрах присадка выводит? То есть, такие формулировки в описании присадки как — «добавка в топливо нежно ухаживает за механизмами топливной системы» — это явно описание для девочек. Заявленные характеристики должны выражаться показателями в цифрах.
Вместе с этим, не смотря на вылитую долю сарказма и иронии выше, работающие присадки есть, ниже разберёмся — какие есть дизельные добавки, характер их действия, как и когда применять присадки?
Присадки в производстве дизтоплива
Говоря о свойствах и качестве дизельного топлива нужно сказать, что для нормального развития мощности дизельным двигателем сохранению его ресурса и топливной аппаратуры важны следующие показатели:
- цетановое число,
- смазывающие свойства,
- температура фильтруемости или температура помутнения,
- температура вспышки,
- зольность,
- коксуемость,
- окисляемость,
- коррозийность при контакте с медной пластиной
Производитель, обеспечивая данные показатели в допустимых стандартами пределах и в соответствии с маркой дизельного топлива свойствах, придаёт горючему соответствующее ГОСТу качество. Данные в цифрах отражаются в паспорте на партию произведённого топлива и при соответствии стандартам дополнительных присадок не требуют для нормальной работы дизельного двигателя.
Некоторые показатели дизтоплива в технологическом процессе производства регулируются соответствующими добавками, присадками в составе топлива, доводя горючее до стандартных пределов показателей. Такие составляющие в розничной торговле отсутствуют и реализуются только промышленными объёмами поставщиками химической отрасли. В связи с этим образовавшийся вакуум в желании покупателей как то, улучшить характеристики топлива начали заполнять отдельные производители автомобильной индустрии.
Виды и классификация присадок
И так основной ряд присадок, которые покупатель видит в розничной торговле на заправочных станциях и других розничных торговых точках подразделятся на следующие виды:
- Улучшающие смазывающие качества топлива
- Повышающие цетановое число дизельного горючего
- Антикоррозийные средства
- Саженейтрализующие добавки для очистки форсунок, рабочих цилиндров или фильтров в системе нейтрализации выхлопа
- Антигелевые средства предотвращающие замерзание горючего
Основная часть средств, выполнены в виде присадок комплексного характера с доминирующим основным видом действия.
Для пользователей, имеющих иллюзии в сторону чудодейственности и суперэффективности присадок нужно заметить, что к данным продуктам нужно относится как к профилактическим средствам. То есть, в случае аварийного отказа в работе и полной потери ресурса топливной аппаратуры или двигателя присадка не восстановит агрегаты, а исправному дизелю при использовании качественного топлива она критически не нужна. Решение о необходимости использования присадок обуславливается в большей степени условиями эксплуатации двигателя, уровнем качества и соответствием марки заправочного дизельного топлива.
Например, если вы заправляете автомобиль дизтопливом летней марки в зимнее время, то логичным будет использовать антигелевую добавку. При использовании арктического дизтоплива, без содержания парафина, логичным будет использовать присадки, повышающие смазывающую способность топлива.
Применение смазывающих присадок
Сразу нужно отметить, что стандартный показатель смазывающей, противоизносной способности дизтоплива по ГОСТу должен быть не выше 460 мкм. В паспорте партии топлива в дополнение указывают реальный показатель, который по факту гораздо ниже стандартного порога.
Зарубежные стандарты смазывающей способности ДТ
Если говорить о стандартах, действующих в Европе нужно отметить, что, например, компания производитель дизельной аппаратуры к двигателям BOSСH для эксплуатации своих узлов рекомендует использовать топливо с показателем не выше 400 мкм, а французы путём смешивания минерального дизеля с биодизелем добиваются более высоких смазывающих показателей в пределах 200-250 мкм. Удивительно, что стандарты США допускают применение дизтоплива со смазывающими способностями до 550 мкм.
Из выше описанных показателей можно сделать вывод, что показатель в районе 400 мкм вполне отвечает условиям для нормальной смазки узлов топливной системы дизеля. Так, когда же требуется дополнительно повышать смазывающие качества топлива?
Марки ДТ с плохой смазкой
Низкими показателями смазывающей способности могут отличатся зимние и арктические марки дизтоплива в виду уменьшения в их составе парафина, а также суперочищенное топливо с максимально низким содержанием серы, где в результате технологической очистки, вместе с серой, удаляются смазывающие составляющие. Опять же речь не идёт о том, что вышеуказанные виды дизельного топлива не соответствуют стандартам просто нужно иметь ввиду, что такое топливо имеет более низкий уровень смазывающий уровень.
Например, фактические показатели обычного летнего дизельного топлива могут составлять 350 мкм, а арктические марки могут иметь смазывающий показатель 440-460 мкм, что в обеих случаях соответствует рамкам стандарта.
Рабочая смазывающая присадка
Первое, Вы никогда не сможете проверить и подтвердить без лабораторных исследований заявленные свойства приобретаемой присадки, тем более, что рынок подобных средств как никогда наводнён подделками и фальсифицированными продуктами. Поэтому, в этом материале вы не найдёте конкретной марки или бренда смазывающей добавки.
Второе, из действительно повышающих смазку топливной аппаратуры двигателя составляющих можно отметить биодобавки в топливо виде биодизеля на основе рапса. Также реально подтверждено опытами повышение смазывающих свойств топлива при добавлении касторового масла (масла клещевины).
Третье, вместе с этим нужно понимать, что содержание биодобавок может приводить повышению образования нагара в двигателе.
Вывод. В существующих реалиях максимальное содействие сохранению топливной аппаратуры дизеля может дать использование дизельного топлива, подтверждённого паспортом партии со смазывающей способностью 400 мкм и ниже, а также использование комбинированного горючего – смеси минерального дизтоплива с биодизелем на основе растительного масла рапса.
Присадка в дизельное топливо от замерзания
Такие присадки также называют антигелевыми или депрессорно-диспергирующими, применяются для повышения фильтруемости топлива в условиях низких температур. Данный вид присадок единственный, который реально можно проверить и убедится в действенности купленного продукта при добавлении в топливо и реальном его не замерзании при падении температуры.
В состав добавок данного действия входят сополимеры и олефины. Депрессоры в составе присадки блокируют рост кристаллов парафинов, а диспергаторы формируют кристаллы в стабильную суспензию в топливе при падении температур.
Ориентиром для применения данной присадки может быть температура помутнения топлива, указанная в паспорте. Например, если вы заправились топливом с температурой помутнения -10°С, а прогноз погоды обещает падение температуры ниже данной температуры во избежание аварийной остановки топливной системы дизеля, вам обязательно требуется использование антигелевой присадки.
Из народных проверенных средств в качестве антигеля могут использовать керосин, который добавляют путём предварительного смешивания с дизтопливом в пропорции 1/10, то есть на 100 литров дизельного топлива 10 литров керосина.
Цетаноповышающие присадки дизтоплива
Под цетановым числом понимают воспламеняющую способность дизтоплива. Данный показатель напрямую влияет на скорость воспламенения сжатого топлива в цилиндре. Чем выше цетановое число, тем выше скорость воспламеняемости. В дизельном топливе данный показатель является аналогией октанового числа в марке бензина. По ГОСТу дизельное топливо должно иметь показатель не менее 51 единицы.
Основной рабочей составляющей присадки для повышения цетанового числа является химическое соединение — этилгексилнитрат, которое крайне негативно влияет на смазывающую способность топлива.
Применение подобных присадок обусловлено случаями заправки топлива с низким цетановым числом. Характер работы дизельного двигателя на топливе плохого качества определяется плохим развитием мощности и неполным сгоранием горючей смеси. При этом нужно понимать, что данные симптомы в работе дизеля также проявляются при неисправной работе топливной аппаратуры и закоксовывании колец поршней дизеля.
Действие очищающих присадок
В группу добавок очищающего действия входят присадки, основной функцией которых может является:
- профилактика появления нагара на распыляющих форсунках
- антикорозийное действие на детали механизмов
- нейтрализация влаги в дизтопливе
- расщепление сажи на деталях рабочих цилиндров и сажевых фильтров дизельного двигателя
Естественно эффективность действия присадок зависит от правдивости и действенности заявленных характеристик производителем. Ориентироваться в покупке нужно сугубо на информацию производителя о продукте, а также на реальные отзывы практического применения потребителями.
Обычно производители не указывают составы и принцип действия своих продуктов. Наверное, брендовые известные производители хотят сохранить чудодейственные очищающие способности в секрете, а менее известные чаще всего не делают этого, возможно потому что состав настолько прост и незатейлив, что рецепт средства может приготовить даже домохозяйка. Поэтому объективно разъяснить пользователю механизм и эффективность работы присадок того или иного бренда тяжело.
П.С.
Автор просит прощения у пользователя за высказанную изрядную долю сарказма в отношении присадок для дизельного топлива, и будет благодарен читателю за комментарий, оставленный касательно дополнений к материалу и своего опыта в использования подобных продуктов.