Table of Contents
Данная машина входит в модельный ряд маломощных машин сельскохозяйственного назначения, разработанных Минским Тракторным Заводом в советский период с 1978 года. В линейку минских, советских мотоблоков вошли МТЗ 05, МТЗ 06, МТЗ 08БС, МТЗ 12 с мощностью 5, 6, 8, 12 л.с. соответственно, где из всех машин данного класса МТЗ 12 является самой мощной.
Общие характеристики
Машина представляет собой одноосную тележку с размещёнными на ней объединёнными воедино двигателем и трансмиссией. Управление мотоблоком осуществляется через колонку с двумя рукоятками, с размещёнными на них: переключателем скоростей, нажимной ручкой подачи топлива и сцепления, рычагом включения блокировки дифференциала с тросовыми и рычажными приводами. Колонка управления, может менять своё положение поворотом на 180°, в зависимости от характера использования мотоблока.
Общая концепция мотоблока не отличается от мотоблока МТЗ 05, где ходовая база и трансмиссия достались от предшественника неизменными. Единственным отличием МТЗ 12, есть установленный более мощный двухцилиндровый двигатель УД-25 или СК-12, с помощью которого расширяются эксплуатационные возможности машины.
Мощность, л.с. | 11 |
Тяговый класс | 0.2 |
Масса, кг | 148 |
Габариты, мм | 1885/850/1100 |
Высота колёс, дюйм | 13 |
Ширина колёс, дюйм | 5.9 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 650 |
Дорожный просвет, мм | 300 |
Регулируемая колея, мм | 400/650/700 |
Радиус разворота, м | 1 |
Максимальная/минимальная скорость переднего хода, км/час | 2.15/9.6 |
Максимальная/минимальная скорость заднего хода, км/час | 2.5/4.46 |
Максимальная глубина обработки почвы, мм | 300 |
Частота вращения приводного ВОМ, об/мин | 1000 |
Учитывая широкую функциональность мотоблока можно утверждать, что машина вполне отвечает требованиям класса универсально-пропашной техники. Это позволяет обеспечивать выполнение максимального спектра операций при обслуживании небольших фермерских хозяйств и коммунальных предприятий.
Двигатель
Мотоблок может комплектоваться двумя марками идентичных четырёхтактных бензиновых двигателя с воздушным охлаждением — СК 12 Петропавловского «ТОО Завода Силовых Агрегатов» (Казахстан) или УД 25 – «Ульяновского Моторного Завода» (Ульяновского Завода Силовых Агрегатов). Оба двигателя унифицированы своими деталями и выполнены на основе V-образного, четырёхцилиндрового двигателя воздушного охлаждения МеМЗ-966Г автомобиля запорожец, где размеры цилиндров и поршней идентичны.
Данные двигатели широко использовались в качестве силовых агрегатов в составе различной маломощной техники включая: сельскохозяйственные мотоблоки, маломощные транспортные средства, стационарное оборудование различного назначения (помпы, генераторы, компрессоры, бетономешалки и тд).
Количество цилиндров | 2 |
Рабочий объём, см³ | 488.58 |
Ход поршня, мм | 60 |
Диаметр цилиндра, мм | 72 |
Номинальная частота вращения, об в мин. | 3000 |
Рабочее давление масла, кгс/см² | 1.5-0.5 |
Тип топлива | А-76, А-72 |
Расход топлива, л.час | 1.97 |
Расход топлива, г.кВт в час | 320 |
Степень сжатия | 6 |
Объём топливного бака, | 6.3 |
Объём масляного картера, л | 3 |
Масса силового агрегата, кг | 52 |
Габариты, мм | 530/455/565 |
Для организации искрообразования двигатель оснащён двухискровым магнето. Смесеобразование обеспечивается карбюратором К-45. Очистка поступающего в двигатель воздуха осуществляется фильтром масляного типа с объёмом масла 0.7 литра. Охлаждающий обдув цилиндров воздухом обеспечивается вентилятором, установленным спереди двигателя на коленчатом вале. Пуск двигателя производится оборудованной заводной ножкой, где проворачивание коленчатого вала осуществляется через зубчатый сектор, взаимодействующий с венцом маховика.
Трансмиссия
Механизм трансмиссии размещён в отдельном литом корпусе, который вмещает в себя коробку передач, ведущий мост и привод ВОМ мотоблока. Вся конструкция является неизменной и входит в состав как МТЗ 05, так и современного белорусского мотоблока МТЗ 09Н.
КПП обеспечивает 4 передачи переднего хода и две заднего хода. Механизм выполнен в виде прямозубого редуктора с цилиндрическими шестернями. Переключение передаточных чисел осуществляется штоком внутри полого промежуточного вала КПП, передвигающим блокирующие подпружиненные шарики — фиксаторы.
Ведущий мост с главной передачей в виде конической пары шестерён со спиральными зубьями и двухсателлитным дифференциалом открытого типа. Блокировка дифференциала осуществляется принудительно — механическим включением зубчатой муфты. Конечные передачи моста размещены в отдельных корпусах и выполнены в виде пар прямозубых цилиндрических шестерён.
Отбор мощности осуществляется от первичного вала КПП и включается механическим скользящим введением в зацепление пары цилиндрических шестерён с помощью рычага. На номинальных оборотах двигателя ВОМ обеспечивает привод в независимом режиме с частотой 1000 об. в минуту.
Тип сцепления — многодисковая фрикционная муфта размещённая в отдельном корпусе между картером двигателя и корпусом трансмиссии. Механизм сцепления выполнен аналогично конструкции мотоциклетной муфты.
Формируемые скорости по передачам:
Передачи переднего хода, км/час | |
1 | 2.15 |
2 | 3.80 |
3 | 5.35 |
4 | 9.60 |
Передачи заднего хода, км/час | |
1 | 2.50 |
2 | 4.46 |
Применение
Конструкция трансмиссии обеспечивает мотоблоку работу как тяговом, так и в тягово-приводном режимах в составе агрегатов. То есть при наличии соответствующего оборудования с помощью мотоблока МТЗ 12 можно проводить широкий спектр операций включая:
- транспортные работы;
- весь спектр работ, связанных с обработкой почвы;
- посев культур;
- посадка и выкапывание клубней и корнеплодов;
- скашивание трав на массу или сено;
- уборка снега или мелкого мусора
- стационарный привод от ВОМ водяных помп, генераторов, транспортёров, кормовых дробилок и мельниц.
Несмотря на то, что многие образцы МТЗ 12 находятся в эксплуатации уже более 40 лет, данный мотоблок по прежнему актуален в использовании, имеет высокий уровень надёжности и ремонтопригодности, с высоким показателем функциональности не уступающим современным аналогам.