Table of Contents
На сегодня завод производитель представляет трактор МТЗ 1021 в четырёх модификационных версиях — 1021, 1021.3, 1021.4 и 1021.5. Отличия тракторов заключаются в экологическом стандарте двигателя и усовершенствовании системы контроля и управления работы узлов и систем трактора, а основные характеристики всех модификаций модели одинаковы. Если говорить о месте машины в общей модельной линейке тракторов Минского Завода то МТЗ 1021 на ряду с МТЗ 1025 занимают позицию самых мощных машин в разряде тягового класса 1.4 т.с с двигателями в 110 конских сил (81 кВт). Имея одинаковую мощность, между собой данные модели отличаются конструкцией трансмиссии, а именно коробками передач и составом заднего моста.
Общие характеристики
Трактор имеет традиционную полурамную конструкцию остова, с объединёнными воедино корпусами узлов трансмиссии и установленным на полураме двигателем. Ходовая часть имеет полный привод 4х4.
Длина с навеской, мм | 4525+/- 50 |
Высота по кабине, мм | 2840 +/-20 |
Ширина по концам полуосей задних колёс, мм | 2250+/-20 |
База, мм | 2445+/-20 |
Колея передних колёс, мм ПВМ с короткой балкой ПВМ с длинной балкой | 1415-2000+/-20 1535-2120+/-20 |
Колея задних колёс, мм | 1600-2400 |
Наименьший радиус разворота (с подтормаживанием), м | 4,4 |
Просвет, мм на шинах основной комплектации Дорожный Агротехнический (под рукавами задних колёс) | 450 650 |
Максимальная глубина брода, м | 0,85 |
Шины основной комплектации Передние | 360/70R24 16.9R38 |
Масса трактора , кг Эксплуатационная с балластом Эксплуатационная без балласта Максимальная эксплуатационная | 5560 5520 8000 |
Распределение массы по мостам, кг На передний На задний | 2380 3180 |
Допустимая нагрузка на мосты, кН Передний Задний | 38 60 |
Максимальный вес буксируемого прицепа, кг Без тормозов С инерционным или независимым тормозом С тормозной системой сблокированной с тормозами трактора | 2100 3500 18000 |
Напряжение бортовой электросети, В Напряжение электрического пуска двигателя, В
| 12 12 |
Двигатель
Трактор МТЗ 1021 вместе с МТЗ 1025 оснащён турбированным дизелем Д-245, в отличии от МТЗ 82 с двигателем с естественным всасыванием воздуха Д-243 и мощностью 81 л.с.. В соответствии с модификацией трактора и его экологическим стандартом дизеля отличаются оснащением в частях систем: впрыска топлива, дополнительного охлаждения нагнетаемого воздуха, выхлопа отработанных газов.
Модификации модели | Маки устанавливаемых двигателей |
МТЗ 1021 | Двигатель Д-245 не имеет экологического стандарта, мощность 105 л.с |
МТЗ 2021.3 | Дизель Д-245S2 экологический стандарт Stage II, мощность 110 л.с. двигатель оснащён интеркулером |
МТЗ 2021.4 | Двигатель Д-245S3A экологический стандарт Stage IIIA, мощность 110 л.с., двигатель оснащён интеркулером и системой впрыска топлива Сommon Rail или Merser |
МТЗ 2021.5 | Двигатель Д-245SВ экологический стандарт Stage IIIB, мощность 110 л.с., двигатель оснащён интеркулером и системой впрыска топлива Сommon Rail, каталитической системой нейтрализации продуктов выхлопа SCR |
Параметры цилиндропоршневой группы дизеля трактора соответствуют его базовому аналогу двигателю четырёхцилиндрового Д-240 (Д-243)
Рабочий объём, л | 4,75 |
Диаметр цилиндра, мм | 110 |
Ход поршня, мм | 125 |
Номинальная мощность, кВт/л.с | 81/110 |
Степень сжатия | 17 |
Номинальная частота вращения колен. вала, об/мин. | 2200 |
Максимальный крутящий момент, Н/м | 440(+/-17) |
Коэффициент запаса крутящего момента, % | 25 |
Удельный расход топлива, г/кВт в час | 234(+7) |
Номинальное рабочее давление масла, мПа | 0,25-0,35 |
Максимальное давление масла холодного двигателя, мПа | 0,6 |
Номинальная рабочая температура охлаждающей жидкости, °С | 85-95 |
Емкость топливного бака, л | 135 |
Двигатель первой модификации МТЗ 1021 оснащён электрофакельным подогревателем всасываемого воздуха, все остальные модификации трактора данной марки со встроенными свечами накаливания в цилиндрах.
Трактора четвёртой и пятой модификционной версии оснащены электронной системой управления двигателем ЭСУД. Система предназначена для автоматической диагностики неполадок в двигателе и отображения параметров его работы на информационном мониторе. При выявлении неполадки система выдаёт на экран код ошибки, сигнализирует миганием лампы и звуковым сигналом.
Трансмиссия
В трансмиссию трактора входят:
- силовая передача с сухим однодисковым сцеплением размещённым в отдельном сухом отделе корпуса промежуточной части трансмиссии
- привод и двухскоростной редуктор независимого ВОМ с понижающим редуктором приводом насоса ГНС в мокром отделе корпуса промежуточной части
- синхронизированная коробка передач с раздаточной коробкой привода ПВМ в отдельном корпусе
- задний мост с механизмом блокировки дифференциала, тормозами и редуктором заднего ВОМ
- передний ведущий мост трактор с приводом
Коробка передач
На все модификации МТЗ 1021 устанавливаются двухдиапазонные синхронизированные механические КПП, как с однорычажным, так и двухрычажным управлением. Однорычажное управление подразумевает переключение диапазонов и передач одним рычагом, в двух рычажной системе переключение осуществляется двумя отдельными рычагами.
В пределах первого диапазона включаются три передачи переднего хода и одна заднего, при включении второго диапазона включаются четыре передачи переднего хода и одна заднего. Удваивание передач осуществляется переключением ступени понижающего редуктора КПП отдельным рычагом. Переднее положение рычага понижающего редуктора соответствует замедленному режиму, заднее – активирует ускоряющие передачи. Таким образом, коробка формирует 14 передач вперёд и 4 передачи заднего хода (14F+4R).
Сравнительная таблица формируемых скоростей
Марка трактора | Количество передач Вперёд/назад | Мимнимальная-максимальная скорость переднего хода км/ч от и до | Мимнимальная-максимальная скорость заднего хода км/ч от и до |
МТЗ 1021 | 14/4 | 2.6-37.5 | 5.5-12.4 |
МТЗ 1025 | 16/8 | 2.3-35.2 | 4.03-16.5 |
МТЗ 82.1 | 18/4 | 1.9-34.3 | 4.09-9.22 |
По заказу трактор, для получения сверхмалых технологических передач, может оборудоваться механическим или гидромеханическим ходоуменьшителями.
Задний мост
Основной редуктор заднего моста МТЗ 1021 имеет ту же конструкцию, как и мосты МТЗ 82, МТЗ1025: с главной передачей в виде поры винтовых конических шестерён, цилиндрическими парами шестерён конечных передач. Отличием моста МТЗ 1021 является включённые в состав планетарно-цилиндрические бортовые редукторы конечных передач, осуществляющие непосредственный привод задних колёс. Такую же конструкцию заднего моста имеет трактор МТЗ 1221.
Фрикционная муфта блокировки дифференциала с электрогидравлическим управлением и возможностью принудительного блокирования. В зависимости от модификации тормоза трактора трёх дисковые сухие или многодисковые (8 дисков), работающие в масляной ванной. Конструктивно тормоза и муфта блокировки также стандартно размещены на ведущих шестернях конечных передач заднего моста.
ВОМ
Трактор оснащён задним валом отбора мощности с независимым и синхронным режимами работы.
- Независимый двухскоростной с вращением вала 540 и 1000 об/мин.
- Синхронный — 4,3 оборота вала на метр пути.
- Максимальная мощность отбора мощности агрегатируемыми с трактором приводными машинами 60 кВт.
- Максимальная рабочая скорость движения трактора с присоединённым валом отбора мощности не более 8 км/час.
Включение ВОМ осуществляется электрогидравлическим приводом с кнопками управления на правом боковом пульте управления. Переключение скорости вращения независимого режима (540/1000 об) осуществляется поводком с низу корпуса промежуточной части трансмиссии, как и в МТЗ 82(80).
Передний мост
На трактор установлен усиленный балочный ПВМ, портального типа: главная передача — пора конических винтозубых шестерён, дифференциал самоблокирующийся повышенного трения, конечные передачи выполнены в виде двухступенчатого редуктора с цилиндрической и планетарной частями.
Привод моста традиционный — от раздаточной коробки, через два карданных вала и промежуточную опору к главной передаче моста. Мост работает в автоматическом и принудительном режимах привода. Управление приводом осуществляется механически рычагом управления по правую руку водителя.
Рулевое управление
Как и все современные трактора МТЗ машина оснащена гидрообъёмной системой рулевого управления (ГОРУ) с одним гидроцилиндром в рулевой трапеции управляемых колёс.
Характеристики
- Производительность насоса питания -32 л/мин.
- Гидроцилиндр двухстороннего действия, диаметр цилиндра 63 мм, ход штока 200 мм,
- Давление срабатывания противоударных клапанов 20 мПа,
- Давление предохранительного клапана 14 мПа.
- Рулевое колесо управления регулируется по углу наклона ступенчато от 25° до 40° с шагом в 5° и по высоте в пределах 100 мм.
- Свободный ход руля 25°.
Гидронавесная система
Раздельно-агрегатная с гидроподъёмником, обеспечивает силовое, позиционное, высотное смешанное регулирование положения сельскохозяйственных орудий. Система оборудована 3-х секционным распределителем (РП70-1221 или РП70-1221.1)с подпружиненным нейтральным положением, фиксированным плавающим положением, с принудительным опусканием и подъёмом.
По заказу на трактор может устанавливаться управление ГНС джойстиком и рычагом с распределителями РП70-622(622.1) или RS213Mita.
Трактор оснащён левой, правой и задней парами гидровыводов, а также задним свободным сливом для соединения с гидромоторами. Гидроподъёмник трактора аналогичный МТЗ 1221, оснащён двумя плунжерными гидроцилиндрами Ц80×220 с регулятором-распределителем.
Характеристики
Грузоподъёмность задней навески, кг | 4200 |
Максимальное давление, мПа | 20 |
Производительность гидронасоса, л/мин | 45 |
Ёмкость системы, л | 28 |
Тягово-сцепные устройства трактора:
- Задняя навеска категории ЗНУ 2
- сцепное устройство лифтового типа с вертикальным ступенчатым подъёмом в 65 мм
- ТСУ 3В длинная вилка
- ТСУ 2В короткая вилка
- ТСУ 2Р «Питон» (по заказу)
- тяговая поперечина ТСУ 1М-01
- тяговый брус ТСУ 1
Эргономика трактора
Кабина трактора соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009 — виброшумоизолированная с жёстким каркасом одноместная, оснащена подрессоренным сидением регулируемым по весу и росту водителя, зеркалами заднего, электрическими очистителями переднего и заднего вида, омывателем переднего стекла, противосолнечным козырьком, плафоном и местом под радиоприёмник, системой отопления и вентиляции (по заказу устанавливается кондиционер), обе двери с замками, левая дверь с ключами, правая – аварийный выход.
Панель управления оборудована: датчиком с комбинацией приборов; индикатором комбинированным; информационным монитором. Контрольные лампы (накаливания светодиодные) расположенные на блоке контрольных ламп, панели системы управления двигателем ЭСУД, боковой панели управления блокировкой заднего моста и ВОМ.