Table of Contents
Трактор МТЗ 2522 относится к универсальным машинам 5-го тягового класса, позволяющий работать в составе высокопроизводительных, широкозахватных, почвообрабатывающих агрегатов с эшелонированным размещением рабочих органов. Данная модель является машиной, входящей в ряд энергонасыщенных мощных тракторов, производимых Минским Тракторным Заводом. Трактор стал переходной моделью для производства более мощных машин и сегодня не выпускается заводом.
Концепция и модификации трактора
Компоновка трактора выполнена по классической полурамной схеме. Спереди на полураме установлен двигатель, через проставку задняя часть полурамы соединена с корпусом сцепления, который соединён с объединёнными воедино узлами трансмиссии. На корпусе заднего моста и КПП размещена кабина.
Беларус 2522 вместе, с выпускаемыми в последствии, МТЗ 2822, МТЗ 3022, МТЗ 3522 и МТЗ 3525 имеют одинаковую общую конструкцию включая: шасси, трансмиссии, внешнее оперение и кабину. Основное отличие данных машин заключается в мощности используемого двигателя, что является определяющим фактором, влияющим на тяговые характеристики моделей вышеуказанных тракторов.
Мощность тракторов Беларус 5-го тягового класса
- 2522 – 186 кВт (250 л.с.)
- 2822 — 208 кВт (280 л.с.),
- 3022 – 220 кВт (300 л.с.)
- 3522 — 268 кВт (364 л.с.)
- 3525 — 264 кВт (359 л.с.)
Вместе с более малой мощностью в сравнении со своими собратьями по тяговому классу, имеющими более широкий модификационный ряд, трактор МТЗ 2522 отличается упрощённой системой управления и электронного контроля работы всех систем, где отсутствует КЭСУ (комплексная электронная система управления).
Впоследствии, в отличии от МТЗ 3022, МТЗ 3522 и 3525, — Беларус 2522 вместе с Беларусом 2822 не был в пущен в широкое производство и в сравнении с другими энергонасыщенными машинами имеет ограниченный модификационный ряд версий модели, не имеющих широкой сигментации по экологическому стандарту:
- 2522 — стартовая модификация трактора
- 2522В — машина имеет реверсивный пост управления для универсального использования трактора.
- 2522ДВ — трактор также имеет реверсивный рост управления, в место отечественного дизеля установлен импортный силовой агрегат.
Являясь первой моделью МТЗ с подобной мощностью — трактор Беларус 2522 остался в статусе пробы завода в производстве машин 5-го тягового класса. Самые ранние версии трактора, по отзывам владельцев, имеют в составе систем ряд неудачно подобранных импортных и отечественных узлов. Такая гибридная комплектация негативно повлияла на надёжность работы и снизила ремонтопригодность. В последствии производитель учёл все недоработки модели для повышения надёжности производимых позднее МТЗ 3022 и МТЗ 3522.
Ходовая часть и габариты
Трактор имеет формулу ходовой части 4Х4 с возможностью спаривания колёс для обеспечения повышения сцепных качеств с поверхностью одновременно снижая давление на почву.
Длина с передним и задним навесным в транспортном положении, мм | 6150+/-50 |
Ширина по концам полуосей задних колёс, мм | 2630 |
Ширина по сдвоенным задним колёсам, мм | 3760+/-50 |
Высота по кабине, мм | 3160+/-50 |
База трактора, мм | 2960+/-10 |
Передняя колея, мм | 1830, 1950 |
Задняя колея, мм | 1780-2744 |
Сходимость управляемых передних колёс, мм | 0-8 |
Угол поперечной статической устойчивости, ° | 35 |
Дорожный просвет, мм Под ПВМ Зазор под задним остом Под кронштейном ПНУ | 440 450 388 |
Наименьший радиус поворота, м | 5 |
Масса трактора эксплуатационная, кг | 11100 |
Масса трактора эксплуатационная максимальная, кг | 14000 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 0,8 |
Тормозной путь при торможении на скорости 30 км/час, не более, м | 13 |
Общая допустимая масса буксируемого транспорта, при уклоне не более 12°, тонн | 30 |
Размер шин основной комплектации, Передние Задние | 540/65R30 580/70R42 |
Двигатель
На трактор устанавливаются четырёхтактные, шестицилиндровые, рядные дизеля : Д 260.7S2 производства ММЗ или импортный — 8,7LTAM146 компании International (DTA 530E Detroit Diesel S40E). Обе силовые установки оснащены турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого в цилиндры воздуха.
Параметры | Д 260.7S2 | 8,7LTAM146 |
Порядок работы цилиндров | 1-5-3-6-2-4 | |
Ход поршня, мм | 125 | 136 |
Диаметр цилиндра, мм | 110 | 117 |
Рабочий объём дизеля, л | 7,12 | 8,7 |
Степень сжатия | 17+/-1 | 17,2+/-1 |
Номинальная мощность, кВт | 186 | 195 |
Эксплуатационная мощность, кВт | 178 | 187 |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин | 2100 | 2200 |
Максимальная частота вращения коленчатого вала, не более, об/мин | 2370 | 2310 |
Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала, об/мин | 800+/-50 | 850 |
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1500 | 1700 |
Максимальный крутящий момент, Н.м | 1079 | 1114 |
Удельный расход топлива, г/на кВт в час | 225 | 225 |
Коэффициент запаса крутящего момента, % | 30 | 30 |
Масса сухого двигателя , кг | 635 |
Двигатель трактора оснащён аккумуляторной топливной системой HEUI с электрогидравлическим управлением с электрогидравлическими, многодырчатыми насос форсунками.
Масляный насос агрегата героторного типа с приводом непосредственно от коленчатого вала. Давление масла: на номинальных оборотах – 0,276-0,483 мПа (2,76-4,83 кгс/см²), на минимальных устойчивых оборотах 0,137-0,344 мПа (1,37-3,44 кгс/см²). Объём заправки масляной системы дизеля с фильтром 26,5 л.
Количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения 12,8 литра. Минимальная рабочая температура жидкости 71°С, максимальная — 99°С.
Трансмиссия
Данная часть трактора представляет собой систему объединённых в одно целое узлов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста с механизмами вала отбора мощности, а также отдельного ведущего переднего моста с механизмом привода.
Для смазки всех, входящих в состав механизмов, а также обеспечения давлением масла системы электрогидравлического управления и работы гидроподжимных муфт включения: передач КП, блокировки дифференциала заднего моста, привода переднего моста и привода ВОМ — трансмиссия оснащена отдельной гидросистемой.
Сцепление
Механизм силовой передачи реализован в виде постоянно замкнутой фрикционной двухдисковой муфты, обеспечивающей надёжную передачу создаваемого двигателем крутящего момента. Для комфортного выжима педали, без усилия, привод управления муфтой оснащен гидростатическим усилителем.
Коробка передач
КПП трактора — ступенчатая, диапазонная с шестернями постоянного зацепления. Переключение передач внутри диапазона осуществляется с помощью гидроподжимных муфт с электрогидравлическим управлением, при этом переключение не обязательно осуществлять с разрывом мощности муфтой сцепления. Включение диапазонов осуществляется механическим переключением зубчатых муфт с обязательным отключением потока мощности сцеплением.
Переключение передач переднего хода осуществляется в пределах четырёх диапазонов с шестью скоростями в каждом диапазоне. Задние передачи переключаются в пределах двух диапазонов с шестью передачами в каждом диапазоне. Таким образом КПП обеспечивает 24 передачи переднего хода и 12 передач заднего хода.
Пределы формирования скорости движения:
- Передних передач — от 2,28 до 39,85 км/час
- Задних передач — от 2,51 до 19,54 км/час
Кроме этого при использовании ходоуменьшителя трактор получает дополнительно 24 технологические замедленные передачи: 12 передач переднего хода (на передачах первого и второго диапазона переднего хода) и 12 передач заднего хода (по шесть передач в каждом диапазоне заднего хода).
Пределы формирования скорости движения с использованием ходоуменьшителя:
- Передних передач — от 0,36 до 2,38 км/час
- Задних передач — от 0,4 до 3,14 км/час
Вместе сформированием передаточного числа для заднего моста КПП обеспечивает привод переднего моста от своего вторичного вала, а также передачу мощности для привода ВОМ трактора.
Задний мост
Главная передача редуктора моста выполнена в виде пары конических шестерен с винтовыми зубьями, дифференциал с фрикционной гидроподжимной многодисковой муфтой блокировки, конечные передачи с планетарными редукторами.
Основные тормоза трактора выполнены в виде работающих в масле многодисковых фрикционных муфт, которые размещены на ведущих солнечных шестернях конечных передач. Управление тормозами сблокировано с краном пневмопривода для тормозов прицепных транспортных средств. Привод управления как основными тормозами, так и дублируемыми (реверсного поста управления) оборудованы гидростатическим усилением.
Отбор мощности
Трансмиссия МТЗ 2522, для привода агрегатируемых машин, обеспечивает отбор мощности с задней части трактора в независимом режиме на двух скоростях вращения — 1000 об/мин и 1450 об/мин. Спереди трактора ВОМ работает в независимом режиме со скоростью 1000 об/мин. Задний ВОМ обеспечивает передачу мощности 152-163 кВт, передний ВОМ — до 60 кВт. Для осуществления привода машин и оборудования с различными характеристиками трактор комплектуется набором сменных шлицевых хвостовиков.
Активация привода заднего ВОМ осуществляется гидромеханическим включением через тягу связанной с отдельным золотниковым краном, подающим давление масла к гидроподжимной муфте включения редуктора ВОМ. Переключение скорости вращения осуществляется механическим переключением зубчатой муфты редуктора через вилку связанной с поводком управления.
Передний ВОМ включается кнопкой из кабины электрическим управлением гидромеханического привода управления, где непосредственное включение осуществляет отдельный гидроцилиндр через с взаимодействие с поворотным валиком редуктора переднего ВОМ.
Передний мост
ПВМ соосного типа с главной передачей из пары конических шестерён, дифференциал самоблокирующийся — повышенного трения, колёсные редуктора планетарного типа.
Привод моста осуществляется от КПП через гидроупровляемую, многодисковую, фрикционную муфту. Система управления приводом обеспечивает работу переднего моста в принудительном и автоматическом режимах.
Рулевое управление
Усиление руля оснащено героторным насосом с производительностью 315 см³/об. Давление для работы системы обеспечивается шестерёнчатым насосом левого вращения — НШ20. Непосредственный поворот управляемых колес осуществляется двумя гидроцилиндрами двухстороннего действия — Ц 63Х250 в рулевой трапеции.
Рулевое колесо регулируется: по высоте в пределах 100 мм; по углу наклона регулировка осуществляется ступенчато – в четырёх положениях с шагом в 5°, в пределах от 25° до 40°.
Трактора с реверсивным постом оборудованы дополнительной рулевой колонкой с отдельным аналогичным насосом дозатором. Реверсивный режим рулевого управления активируется переключением крана в магистрали отдельной гидросистемы ГОРУ.
Гидронавесная система
Раздельно-агрегатное гидронавесное оборудование трактора обеспечивает все виды регулирования рабочего положения навесных машин, работающих в агрегате. А также обладает функцией гашения вибрации и колебания навешенного оборудования в транспортном положении. Для соединения гидросистемы с выносными гидроузлами, используемого с трактором оборудования, установлены четыре пары свободных выводов.
Гидроузлы
Потенциал давления для работы системы создаёт насос переменной производительности (Модель А10NC045/52R-XRC07H503D-S1958) с объёмной подачей при номинальной частоте вращения коленвала дизеля -115 л/мин. Распределитель системы — четырёх секционный со встроенными регуляторами расхода рабочей жидкости в каждой секции. Золотники фиксируются в плавающем и нейтральном положениях. Золотник первой секции дополнительно имеет функцию фиксации в положении подъём с автоматическим возвратом в нейтральное положение.
Навески трактора
Заднее навесное устройство оборудовано двумя гидроцилиндрами подъёма Ц110Х250. Грузоподъёмность навески на оси подвеса 10 тонн.
Переднее навесное устройство с двумя гидроцилиндрами подъёма Ц90х250. Грузоподъёмность на оси повеса 5 тонн.
Для соединения с прицепами и прицепными машинами задняя навеска оборудована крюком с амортизатором — ТСУ-3К. Вилка ТСУ-2 — для соединения с полуприцепными транспортными и технологическими машинами. ТСУ-1М-01 для агрегатирования с прицепными машинами.
Пневматическая система
Оборудование предназначено для привода воздушных тормозов прицепных транспортных средств и машин, а также для отбора сжатого воздуха при обслуживании трактора.
Трактор оснащен компрессором с жидкостным теплообменом рабочего цилиндра — от рубашки охлаждения дизеля. Предохранительный клапан ограничивает давление пневмопроводе в пределах 0,85 — 1.0 мПа (8,5 – 10 кгс/см²). Регулятор поддерживает рабочее давление в системе в пределах 0,65 – 0,8 мПа.