Table of Contents
Вариантом адаптации ходовой части трактора Белорус к сложным полевым условиям есть переоборудование на полугусеничный ход. Такое оснащение необходимо для эксплуатации трактора в условиях повышенной влажности грунта, где чисто колёсная база трактора не развивает достаточного тягового усилия в связи с пробуксовкой и прогрузанием. В целом включение в состав ходовой части трактора МТЗ гусеничного движителя расширяет эксплуатационные возможности данной универсально-пропашной машины.
Плюсы и минусы стандартного полугусеничного хода
Задачей оборудования ходовой части колёсного трактора гусеницами является снижение удельного давления на поверхность путём увеличения пятна контакта ходовым движителем, благодаря чему машина менее подвержена прогрузанию на вязких влажных грунтах. Вместе с этим конструкция грунтозацепов гусеничного движителя обеспечивает повышение коэффициента сцепляемости, что уменьшает буксование, увеличивая тяговую способность трактора.
Естественно в полной мере такое переоборудование не обеспечивает колёсному трактору ходовые показатели полноценного гусеничного трактора, но всё же значительно увеличивает проходимость машины:
- по заболоченной местности
- на лесозаготовках по задернелой почве покрытой и древесными остатками
- в полевых условиях на переувлажнённых грунтах
- в условиях снежных заносов
Учитывая особенности конструкции резинометаллической гусеницы нужно понимать, что трактор с полугусеничным ходом может быть использован только в технологических операциях, исключая передвижение по дорогам с твердым покрытием. Для использования в транспортном режиме гусеница должна быть демонтирована.
Заводской комплект полугусеничного хода
Данное оборудование было разработано ещё для самых ранних версий моделей машин — МТЗ 5, МТЗ-50 Минского Тракторного Завода. В последствии эволюции модельной линейки универсально-пропашных машин этот же полугусеничный ход стал применятся на более современных марках колёсных тракторов: МТЗ 80, МТЗ 82, ЮМЗ-6.
Оборудование представляет собой гусеничные движители, располагаемые поверх ведущих задних колес, а в качестве опорных катков и натяжителей гусениц в конструкцию включены дополнительные пневматические колеса.
Гусеничный движитель
Гусеница представляет собой две параллельные несущие направляющие из гибкой резинотканевой ленты, которые объединены между собой в единый движитель, поперечно расположенными металлическими грунтозацепами с помощью четырёх болтов с квадратными головками через отбуртованные металлические прокладки. Загнутые края прокладок предохраняет от повреждения резиновую полосу гусеницы при её рабочем загибе. Форма П-образных зацепов, часть из которых имеют правосторонние или левосторонние бобышки на внутренней стороне, обеспечивает сцепление гусеницы с протектором ведущего заднего колеса.
Гусеница полугусеничного хода является универсальной и подходит для задних шин двух размеров 15.5-38 и 13.6-38 (с соответствующей шириной протектора в 400 и 360 мм), где для совпадения с протектором порядок присоединения при наборе грутозацепов в состав гусеницы отличается.
В случае с размером шин 15.5-38 гусеница должна быть сформирована грутозацепами присоединенными к резиновой ленте: по широкой соединительной планке — через пару внутренних отверстий; по узкой соединительной планке — через пару наружных отверстий. Причем формирование полотна движителя осуществляются парами, где каждая последующая пара грунтозацепов присоединяются в развернутом виде на 180°в горизонтальной плоскости по отношению к предыдущей.
Для шин размером 13.6-38 гусеница формируются также парами грунтозацепов присоединёнными к лентам: по широкой соединительной планке — через пару наружных отверстий; по узкой соединительной планке – через пару внутренних отверстий. Таким образом ширина гусеницы уменьшается в соответствии с размером шины.
Нужно отметить, что стандартно, в заводском варианте, гусеницы с скомплектованы под шины 15.5-38.
Балансир и натяжное опорное колесо
Опорная конструкция для колеса выполнена в виде продольной трубы, задняя часть которой крепится к корпусу полуоси моста через шарниры балансирующего кронштейна. На передней части трубы размещена ось со ступицей, на которую установлено натяжное колесо.
Конструктивно ступица может менять положение на оси, обеспечивая регулировку изменения колеи при необходимости. Для повышения ремонтопригодности сама ступица и её подшипник унифицированы с соответствующими деталями направляющих колёс трактора.
Амортизатор
Прижатие к поверхности и натяжение гусеницы осуществляется включённым в конструкцию пружинным амортизатором, который крепится задним, верхним концом шарнирно с помощью кронштейна к кожуху полуоси моста, а передним нижним концом с помощью шарового сочленения к продольной трубе.
Конструкция амортизатора представляет собой два телескопически соединённых цилиндра с закреплённой на них пружиной и регулировочным винтом. Пружина размещена между верхней опорой, приваренной к наружному цилиндру, и нижней опорой, зафиксированной на внутреннем цилиндре двумя полукольцами.
Регулировки и настройки
Органичная работа гусениц, обеспечивающая сохранение протектора шин при взаимодействии с грунтозацепами, зависит от соответствующей настройки колеи ведущих задних колёс трактора и натяжных дополнительных колёс, степени натяжения гусениц, а также правильно настроенного давления на грунт.
Регулировка колеи гусеничного хода осуществляется в пределах от 1500 до 1800 мм путем вращения соответствующего винта в механизме перемещения ступицы и переворачиванием диска натяжного колеса. При этом давление в шинах задних ведущих и натяжных колёс должно быть в пределах 1.4 -2.2 кгс/см².
Натяжение гусениц осуществляется регулировочным винтом в составе пружинного амортизатора, где нормальным натяжением считается, когда расстояние между торцами пружины соответствует — 300±5 мм. Замер пружины осуществляют после проезда машины 5-10 мм.
Степень давления на грунт гусеницей зависит от положения верхнего крепления амортизатора на крепёжном кронштейне. Выбор положения точки крепления зависит от состояния грунта, который влияет на управляемость трактором. При оставлении управляемыми колёсами глубокой колеи для увеличения давления натяжного колеса крепления амортизатора выбирают верхнее или среднее отверстие. При слабом следе передних колёс для уменьшения давления натяжного колеса выбирают нижнее отверстие на кронштейне для крепления амортизатора. Следует отметить что, регулировку с проверкой управляемости осуществляют с учётом, используемых в агрегате с трактором навесных или прицепных машин.
Осевой зазор в подшипнике ступицы натяжного колеса заводом устанавливается в пределах 0.08-0.2 мм. Для нормальной эксплуатации гусеничного хода следует проверять и приводить в соответствие осевого люфта в ступице натяжного колеса стандартной регулировкой.
Полугусеничный ход на МТЗ своими руками от ДТ 75
Альтернативным вариантом полугусеничного хода на трактор Беларусь есть донорское использование элементов ходовой части гусеничных тракторов ДТ- 75 или Т-74.
Конкретно на трактор в место задних ведущих колёс устанавливается усечённый комплект ходовой, в который входят:
- ведущая приводная звёздочка, устанавливаемая непосредственно на полуось заднего моста
- натяжное колесо (ленивец)
- натяжной пружинный амортизатор
- спаренный опорный каток
- дополнительное направляющее колесо
- гусеница с открытым шарниром
Концепция переделки
Естественно для размещения частей гусеничной ходовой нужна жесткая опора, роль которой выполняет специально изготовленный из металлического квадрата подрамник. Данная опорная часть жёстко крепится к полураме и корпусу трансмиссии трактора. Симметрично, на обеих боковых, наружных сторонах подрамника размещают опору вращения для дополнительного заднего направляющего колеса, ось качения спаренного опорного катка, опору для натяжного пружинного амортизатора, опору для натяжного, направляющего колеса (ленивца). Такой подрамник в передней своей части может совмещать в себе элементы опоры для фронтального отвала.
Таким образом, с обеих сторон трактора, получается симметричная, несколько укороченная подвеска для гусеницы, центр площади опоры которой размещён в точке вертикального перпендикуляра от полуоси заднего моста.
Дополнительно нужно учесть, что гусеничная подвеска трактора несколько поднимает заднюю часть машины поэтому стандартные направляющие передние колёса МТЗ 82 заменяют на больший диаметр от МТЗ 1221. Также для беспрепятственного соединения трактора с навесными устройствами стандартные продольные планки задней навески заменяют на более длинные от МТЗ 1221.
Плюсы самодельного полугусеничного хода
В результате такого оснащения улучшаются следующие эксплуатационные показатели машины:
- Благодаря уменьшению (в два раза) передаточного числа на ходовую часть тяговое усилие трактора МТЗ 82 увеличивается до 2 т.с., что с учётом повышения проходимости превосходит показатели с трактора МТЗ 1221.
- Ходовые качества кратно улучшаются за счёт увеличения пятна контакта ходовой и увеличения веса машины до 5 тонн. Вместе с тем снижается удельное давление на почву.
- В части использования машины в пахотном агрегате при основной обработке почв производительность увеличивается до 1 га/час при значительном снижении расхода топлива до 15 литров на гектар пахоты.
- В сравнении со стандартным гусеничным трактором машина отличается манёвренностью без формирования поворотных гребней почвы при повороте. С использованием тормозов минимальный радиус поворота составляет 6 метров, без применения тормозов 11 метров.
- С экономической точки зрения данное переоборудование значительно расширяет эксплуатационные возможности МТЗ 80, исключая необходимость привлечения дополнительных единиц техники.
Естественно данное переоборудование ходовой трактора исключает применение машины на транспортных операциях с движением по дорогам с твердым покрытием и должно быть оправдано производственной необходимостью и объёмом работ в части выполнения полевых операций, работах на стройплощадках, лесозаготовках, при расчистке снежных заносов.
Гибридная ходовая для МТЗ 82
В части инновационного применения данного полугусеничного хода есть разработка гибридной ходовой части, где предусмотрено одновременное размещение колёсной и гусеничной ходовой в составе трактора.
Отличием конструкции является шарнирная ломающаяся опорная рама под гусеничный ход, где переход от колёсного хода на гусеничный осуществляется изменением конфигурации рамы с помощью включённых в конструкцию гидроцилиндров.
В перспективных улучшениях гибридного исполнения ходовой части может быть использование резинометаллической гусеницы с повышенными эксплуатационными показателями.
В целом такое оборудование позволяет открыть совершенно новые и более широкие эксплуатационные возможности трактора с учётом специфики его применения.