Table of Contents
Стремление уйти от неудобного процесса запуска МТЗ 80(82)Л с пусковым двигателем ПД 10 часто ставит трактористов перед вопросом – «каким образом переоборудовать трактор на запуск от стартера?». Одержимые желанием установки электростартерного пуска дизеля рукастые специалисты разными вариантами, порой небезуспешно воплотили эту идею в жизнь. Для многих процесс переделки не имел конкретной технологии, отнял много времени и труда, во многом зависел от квалификации, наличия соответствующей ремонтной базы и специального оборудования. Часто такие переделки из подручных средств дают конечный результат, однако, надёжность системы в дальнейшей эксплуатации остаётся загадкой для пытливых умов желающих повторить успех.
Отреагировав на спрос решения этой проблемы, производители и продавцы запасных частей к МТЗ предлагают ряд дополнительных деталей или узлов для успешного переоборудования. На сегодня есть два надёжных, конструктивно оправданных пути переделки трактора на стартерный запуск. Каждый вариант имеет свои тонкости, преимущества и недостатки, которые описаны ниже. Выбор способа переделки зависит от бюджета характера эксплуатации трактора.
Переоборудование на стартерный пуск по варианту завода производителя МТЗ
Всем известно, что узлы и детали модификаций тракторов МТЗ 80(82) максимально унифицированы и взаимозаменяемы. Поэтому переделка заключается в установке на трактор узлов и деталей завода производителя, соответствующих системе пуска МТЗ 80(82) с электростартерным запуском. Этот вариант считается самым дорогостоящим и трудоёмким, но полностью соответствует комплектации производителя с данной системой запуска.
Детали и узлы для переоборудования под стартер
1 Задняя плита двигателя под крепление стартера.
Деталь заменяется ввиду разного расположения монтажных отверстий под крепление передающих вращение венцу узлов с пускачём или стартером. Также, чтобы не заменять деталь полностью можно обойтись имеющейся в продаже фрагментом плиты под крепление стартера, который устанавливается накладкой снаружи в месте монтажа корпуса трансмиссии пускача. Таким образом, обеспечивается правильное расположение приводной шестерни бендикса стартера для полноценного зацепления с маховиком дизеля.
2 Замена маховика.
Почему нужно заменить маховик? — Для привода от пускача зубчатый венец детали имеет меньший размер по внутреннему посадочному диаметру и по наружному, поэтому обойтись просто заменой венцов, не меняя маховик полностью, невозможно.
Для справки: венец под стартер двигателей Д-240, Д 243, Д 245 имеет 145 зубьев. Венец Д-240 под пускач -119 зубьев, соответственно имеет более широкое основание зуба и совершенно иные параметры зацепления.
Для полноты описания процесса переоборудования по заводскому варианту перечислим последовательность операций:
- Демонтируется пусковой двигатель с редуктором сцепления.
- Отводные окна рубашки охлаждения в блоке дизеля для подвода жидкости к пусковому двигателю заглушивают.
- Раскатывают трактор, отсоединяя дизель от корпуса промежуточной части трансмиссии трактора.
- Снимают корзину сцепления, снимают маховик, демонтируют заднюю плиту в случае её полной замены под стартер.
- Сборку осуществляют в обратном порядке, устанавливая маховик с венцом под стартер.
- Устанавливают стартер в посадочное место в заменённой плите либо через фрагмент плиты.
О выборе стартера! Для надёжной системы пуска МТЗ 80(82) рекомендуется устанавливать стартер проверенных производителей мощностью 3,5 кВт с усиленным редуктором и корпусом.
Переоборудование без раскатки и замены маховика
Хорошей новостью для всех кто решил осуществить переоборудование является появление на рынке новых вариантов комплектов для переоборудования. Но сначала немного истории. Дело в том, что многие трактористы с целью упростить по трудоёмкости и снизить по стоимости переоборудование на стартер решили не заморачиваться с заменой маховика требующей процесса раскатки трактора. Для этого пошли по пути переоборудования бендикса стартера, заменяя на нём шестерню на больший подходящий размер с диаметром по вершинам зубьев 40 мм, пытаясь достигнуть корректного зацепления. В общем переделка давала положительный результат. Однако недостатком являлось быстрый выход из строя посадочных шлицов шестерни и вала бендикса в результате люфта соединения, а также биения в некорректном зацеплении пары «венец маховика — шестерня стартера» .
В связи с, популяризацией такого метода переделки в сети появилась масса предложений по продаже сменной шестерни для бендикса стартера, и успех работы привода после переделки зависел от добросовестности продавца, что в частном порядке гарантировать невозможно.
Производитель стартеров марки «SLOVAK» отреагировал на эту тенденцию и выпустил отдельно бендикс с шестернёй под венец для привода от пускача. Таким образом, фирма взяла на себя ответственность гарантии успешного переоборудования и освободила владельцев МТЗ от покупки маховика и трудоёмкой раскатки трактора.
Для справки: модернизированный бендикс под пускачёвский венец маховика имеет диаметр шестерни по вершинам зубьев 40 мм, стандартный бендикс под стартёрный венец – 36 мм.
Установка стартера через переходник на трансмиссию пускача
Предысторией реализации второго способа переоборудования является эксперименты « кулибинов», которые пошли по пути подсоединения стартера в зацепление с муфтой пускача через промежуточную шестерню распределительного редуктора.
Для реализации идеи привода:
- Снимают цилиндр пускового двигателя с картера.
- Убирают поршень с шатуном и коленчатый вал, демонтируют шестерни привода регулятора и магнето, ведущая шестерня — передающая вращение промежуточной шестерне остаётся.
- Затем внешняя сторона ведущей шестерни сваривается с блоком, внутренние зубья которого подходящего размера к зацеплению зубьев шестерни бендикса. Таким образом, внутренние зубья блока и шестерня стартера работают как зубчатая муфта при включении стартера.
- Для посадки блока с ведущей шестернёй в картере вытачивают отдельную полуось по размеру колен вала, либо используют саму полуось, предварительно обрезав её болгаркой.
- Изготавливают плиту с центральным отверстием, обеспечивающим соосность вращения, под бендикс стартера, с соответствующими отверстиями для монтажа плиты к картеру, а также отверстий для присоединения фланца стартера.
- Дополнительно для упрощённого управления сваривают ведомые и ведущие диски муфты пускача, а тягу включения бендикса с маховиком дизеля выводят в кабину.
Вся эта, как по мне, вандальная, переделка с уничтожением пускового двигателя слишком мудрёная и трудозатратная. На помощь, как всегда, пришли предприимчивые производители запчастей. Оценив спрос на рынке, появился узел полностью исключающий какую-либо переделку пускача. Переходник устанавливается на место присоединения пускового двигателя с корпусом редуктора и своей промежуточной шестернёй входит в зацепление с зубчатым колесом муфты.
Узел представляет собой литой корпус с соединительной плитой. В корпусе размещается блок, наружная часть которого является частью соединительной зубчатой муфты, участвующей в зацеплении с шестернёй стартера, а внутренняя шестерня блока передаёт вращение на промежуточную шестерню. Шестерня сцепления, получающая вращение от промежуточной шестерни приспособления, даёт передачу через включённый бендикс на маховик.
В данный момент на рынке существуют переходники с зубчатой муфтой на одном подшипнике и усиленный вариант с двумя подшипниками.
Как по мне, вариант с переходником достоин внимания. Главное, такое решение не требует больших затрат и позволяет полностью сохранить пусковой двигатель, который в любую минуту можно смонтировать на прежнее место. Особенно хотел бы обратить внимание на пользователей, которые эксплуатируют трактор в зимних условиях с хранением трактора на открытых площадках при температурах ниже -10˚С. Если пусковой двигатель держать в соответствующем техническом состоянии он всегда, несмотря на некоторые неудобства при пуске, в зимнее время будет более надёжным пусковым устройством. Поэтому сохранение возможности обратной установки ПД10 при использовании переходника на трансмиссию пускача увеличивает техническую живучесть трактора.