Table of Contents
Данный агрегат применяется в качестве силовой установки для запуска дизельных двигателей Д130, Д160, Д180 тяжёлых промышленных гусеничных тракторов Челябинского тракторного завода следующих марок: Т-130, Т-170, Т-140, Т-180, Б-10М. А также на всех модификациях специальных гусеничных машин и бульдозеров на базе выше перечисленной техники: ДЗ-24А (Д-521А), ДЗ-24 (Д-521), ДЗ-35С (Д-575С), ДЗ-9 (Д-275А), ДЗ-109, ДЗ-110, ДЗ-171, ДЗ-27С (Д-523С). Пусковой двигатель ПД 23 (ПД 23У) в каталоге тракторных узлов маркируется под аббревиатурой 17-23СП.
Технические характеристики
Силовая установка представляет собой навесной, двухцилиндровый двигатель смонтированный в единый узел вместе со своей автономной трансмиссией, обеспечивающей включение и выключение передачи, созданного крутящего момента на запускаемый тракторный дизель.
Агрегат выполнен в виде двухцилиндрового, четырёхтактного, карбюраторного двигателя с водяным охлаждением, где забор охлаждающей жидкости происходит от системы охлаждения двигателя трактора. Смазка двигателя осуществляется разбрызгиванием.
Мощность, кВт/л.с | Не менее 13.3/18 |
Порядок работы | 1-2-0-0 |
Направление вращения | Левое |
Номинальная частота вращения, об/мин | 2400 |
Максимальная частота вращения, об/мин | 2800 |
Минимальная частота вращения холостого хода, об/мин | 600 |
Рабочий объём, литр | 1.222 |
Диаметр поршня, мм | 92 |
Ход поршня, мм | 102 |
Удельный расход топлива г. кВт в час/г. л.с. в час | 450/330 |
Вес, кг | 220 |
Марка используемого топлива | Бензин А-76, А-72 |
Устройство ПД 23
Пусковой агрегат в сборе состоит из трёх объединённых в единый узел основных частей:
- двигателя с головкой цилиндров и масляным картером
- муфты сцепления
- редуктора
Сам двигатель оборудован вспомогательным оборудованием:
- исковым магнето для осуществления зажигания
- электростартером для запуска двухцилиндрового двигателя
- карбюратором для осуществления смесеобразования
- механическим устройством для проворачивания двигателя или его ручного запуска
- системой очистки и подачи воздуха в цилиндры, отводом выхлопа
Для включения передачи крутящего момента от пускача к основному двигателю трактора управление его трансмиссией осуществляется тремя отдельными органами: рычагом управления муфтой сцепления, рычагом переключения режима редуктора, органом управления включения бендикса. Выключение подачи крутящего момента от пускача после запуска двигателя осуществляется автоматическим выключением бендикса.
Цилиндропоршневая группа и кривошипно-шатунный механизм
Силовая часть смонтирована в литом блоке с двумя вертикальными расточками цилиндров. Передняя и задняя стенки блока, в нижней своей части, имеют две расточки под опорные постели коренных подшипников коленчатого вала.
К верхней части блока, через вмонтированные в блок резьбовые шпильки, присоединяется головка цилиндров с двумя камерами сгорания и парой резьбовых отверстия для искровых свечей зажигания.
Коленчатый вал выполнен с двумя коренными опорами по своим краям и двумя шатунными опорами между ними, с углом размещения относительно друг друга 180°. Задняя коренная опора коленчатого вала опирается на шарикоподшипник 210АК, передняя на подшипник 211АК. Шатунные шейки оборудованы подшипниками скольжения (вкладышами). На передний край коленчатого вал посажен барабан муфты сцепления, на задний край вала установлена ведущая распределительная шестерня.
Поршни из алюминиевого сплава с тремя канавками для установки компрессионных колец и одной канавкой для маслосъёмного кольца. С шатуном поршень соединён через плавающий палец, осевое перемещение которого ограничивается алюминиевыми двумя торцевыми заглушками.
Газораспределение
Клапанный механизм газораспределения имеет нижнее размещение, где соединительная горизонтальная плоскость блока с головкой цилиндров оборудована двумя парами клапанных седел.
Клапана своими стержнями уходят в низ блока и взаимодействуют через толкатели с кулачковым распределительным валом, получающим привод через зубчатую передачу. Возвратное движение клапанов обеспечивается установленными их стержни пружинами. Наружная боковая поверхность блока имеет люк для монтажа и регулировки клапанного механизма.
Фазы газораспределения, градусы | |
Начало впуска | 8±2 до В.М.Т. |
Конец впуска | 34±2 после Н.М.Т. |
Начало выпуска | 44±2 до Н.М.Т. |
Конец выпуска | 8±2 после В.М.Т. |
Угол опережения зажигания по коленчатому валу | 25 |
К задней части блока двигателя присоединён корпус распределительных шестерен, где размещён зубчатый привод магнето системы зажигания и газораспределительного механизма от ведущей шестерни установленной на коленчатый вал.
Карбюратор
Система питания двигателя оснащается карбюратором К125Л с вертикальным падающим потоком воздуха, с одинарной поплавковой камерой. Карбюратор состоит из основных частей: воздушного патрубка с крышкой, корпусов смесительной и поплавковой камер.
Смесиобразующий узел связан своей дроссельной заслонкой тягами с механическим регулятором частоты вращения двигателя.
Регулятор имеет центробежный принцип действия и получает привод от распределительного вала пускового двигателя. В автоматическом режиме, в зависимости от частоты вращения двигателя, регулятор обеспечивает подачу соответствующего количества топлива в цилиндры для сохранения частоты вращения в пределах 2400 об/мин.
Магнето
Искрообразование зажигания и распределение искры в соответствии с тактами работы цилиндров осуществляется двухискровым магнето марки М 149А.
Привод искрового генератора осуществляется от соответствующей распределительной шестерни двигателя.
Стартер
Для эктростартерного запуска пусковой двигатель комплектуют стартером марки СТ 230Е-3708 с рабочим напряжением 12 Вольт, мощностью 1.5 кВт., Электродвигатель стартера постоянного тока с последовательным возбуждением и правым вращением.
Стартера выпускаются как с принудительным рычажным включением привода, так и с автоматическим электромагнитным включением с помощью втягивающего реле.
Сам узел монтируется на пусковом двигателе с левой стороны с помощью двух ленточных хомутов и фиксирующего штифта от проворачивания.
Муфта сцепления
Механизм представляет собой простую сухую однодисковую фрикционную постоянно замкнутую муфту, смонтированной на маховике пускача, которая и размещена в изолированном сухом отсеке трансмиссии пускового двигателя.
Корзина муфты имеет стандартную конструкцию с ведомым фрикционным диском, и ведущей частью в виде опорного и нажимного диска соединённых с маховиком. Разъединение муфты осуществляется стандартной рычажной отводкой, в которую входят четыре отжимные рычаги, взаимодействующие с нажимным диском через отжимные болты. Выжим рычагов осуществляется отжимным подшипником в корпусе с рабочим ходом по оси вала сцепления с помощью рычага управления.
Внешняя цилиндрическая поверхность маховика двигателя оборудована зубчатым венцом, который предназначен для взаимодействия с шестерней бендикса пускового электростартера.
Редуктор с бендиксом
Механизм представляет собой простой двухскоростной редуктор в составе с цилиндрическими шестернями, размещённый в отдельном отсеке заправляемый маслом. Скользящей сменой положения шестерён в редукторе изменяется передаточное число.
Стандартно прямая передача редуктора применяется для запуска дизеля. Пониженной передачей, при включении вращения через дополнительный блок из двух цилиндрических шестерён, пользуются при проворачивании двигателя в холодное время года или осуществляя настройку теплового зазора клапанов или опережения впрыска дизеля.
Бендикс пускача имеет стандартную конструкцию, где приводная шестерня вводится в зацепление с венцом маховика дизеля трактора осевым перемещением по винтовым шлицам вала редуктора и удерживается двумя подпружиненными защелками во включённом положении. В момент запуска дизеля, возрастающим крутящим моментом и под действием центробежных сил, защёлки бендикса расходятся в стороны, обеспечивая вывод приводной шестерни из зацепления с венцом маховика, обеспечивая, таким образом, автоматическое отключение трансмиссии работающего пускового двигателя от запущенного дизеля трактора.
Регулировка клапанов
Настройка теплового зазора в клапанном механизме ПД 23 осуществляется через вскрытый люк на блоке двигателя. Регулировку осуществляют на холодном двигателе, устанавливая зазор между торцами стержней клапанов и плоскостью головки толкателя, при полностью закрытом положении клапанов с положением поршня в верхней мертвой точке такта сжатия в цилиндре.
Изменение зазора осуществляют проворачиванием регулировочного болта толкателя, где зазор должен быть в пределах 0.2-0.25 мм как на впускном, так и на впускном клапанах. Проверку зазора осуществляют соответствующей толщины плоским щупом в ставленым между торцом клапана и толкателя.