/Y

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 236, его модификационный ряд

Данный дизельный шестицилиндровый агрегат v-образного типа был разработан 1958-1961 годы Ярославским Моторным Заводом, широко применяется и массово выпускается в различных модификациях до сегодняшнего дня. В пользу популярности двигателя говорит его широкая применяемость в составе самой различной техники включая: грузовые автомобили марок МАЗ, УРАЛ, ЗИЛ; автобусы ЛАЗ, ЛИАЗ; тракторы Т-150, Т-11, ЛТЗ 155, ХТЗ-17221; самоходные сельскохозяйственные комбайны; ряд экскаваторов и автогрейдеров; стационарные электрогенераторные установки.

ЯМЗ 236
ЯМЗ 236

Основные технические характеристики базовой модели дизеля

За продолжительный более чем 60-ти летний период выпуска данного двигателя, учитывая тенденции в совершенствовании топливных систем и подачи воздуха, внедрения электронных технологий в части управления агрегатом, а также широчайшим использованием ЯМЗ 236 в составе самой различной техники, Ярославским Моторным Заводом было выпущено более сорока модификаций данного дизеля.

Поэтому рассматривая технические характеристики мотора их нужно разделить на базовые и модификационные. Базовые характеристики отражают основные показатели конструкции ДВС, являющейся силовой основой для всей модификационной линейки, неизменной с начала производства. Характеристики присущие отдельным моделям отражают степень модернизации системы питания и автоматического управления дизелем, а также целевое применение версии мотора.

Устройство ЯМЗ 236
Разрез двигателя

Дизельный двигатель ЯМЗ 236 представляет собой четырёхтактную, шестицилиндровую, v-образную силовую установку водяного охлаждения, как с атмосферным, естественным всасыванием, так и с принудительным нагнетанием воздуха в цилиндры с помощью турбонаддува.

Угол развала между рядами цилиндров,°90
Порядок работы цилиндров1-4-2-5-3-6
Общий рабочий объём цилиндров, см³11150
Диаметр цилиндра, мм130
Ход поршня, мм140
Степень сжатия16.5
Номинальная мощность турбонаддувом, кВт/л.с.132/180
Номинальная мощность без наддува, кВт/л.с.110/150
Номинальная частота вращения, об.мин. с наддувом/атмосферный2100/1700
Минимальная устойчивая частота вращения холостого хода, об.мин.800
Объём заправки системы охлаждения, л40
Объём заправки системы смазки, л турбо/атмосферный24/21
Масса двигателя, кг890-950
Габариты, мм
длинаширина
высота
 

1276
1045

1100

Данный дизель максимально унифицирован с родственными по производителю дизелями 8-ми цилиндровым ЯМЗ 238 и 12-ти цилиндровым ЯМЗ 240, а также имеют частичную унификацию с СМД 60.

Блок двигателя ЯМЗ 236
Блок дизеля
Схема дизеля ЯМЗ 236
Поперечный разрез дизеля
Система масляной системы ЯМЗ 236
Схема смазки дизеля

Модификации двигателя и их характеристики

В части мощности, благодаря изменениям параметров настроек цикловой подачи топлива в спектре режимов работы дизеля, улучшением качества впрыска, а также обеспечением наддува воздуха или его отсутствием, двигатель ЯМЗ 236 в своих модификациях может иметь номинальную мощность от 150 до 290 л.с.

Именно привязываясь к показателю мощности в таблице модификации дизеля разбиты на группы с указанием целевого применения агрегатов. Кроме этого каждая модификация имеет ряд своих подмодификаций, где учитываются конструктивные особенности для установки двигателя на конкретную марку техники. Стандартно отличия могут касаться элементов в части соединения дизеля с остовом, трансмиссией машины, а также навесным оборудованием.

Модификация ЯМЗПрименениеМощность кВт/л.с

 

Номинал.

Об. в мин

236М2Дизель генераторные установки и ряд техники различного назначения -МАЗ-5337, 5433, 5551; Урал-4320 и 5557; КС-4372, КС-5871, В138, ТС-10, Э30, ЭО-5119, ДУ-84, 85, 101; ДЗ-122, Кранэкс ЕК 270, ЕТ26, ПВ-10/8М1, НВ-10/8М2, АД60.132/1802100
236АГрузовик ЗИЛ-452632 ,-534332129/1752100
236А-1Грузовик ЗИЛ-452632 ,-534332143/195 (турбо)2100
236НТрактор, бульдозеры, погрузчик -ЧТЗ Б10М, БКК-1, ПК-1169/230 (турбо)2100
236НЕ Евро 1Грузовики и автобусы — МАЗ-104, 4219, 5256, 5277, 5336, 5432, 5551; Волжанин 5270, ЛиАЗ-5256, ЛАЗ-5207, 5252169/230 (турбо)2100
236НЕ2 Евро 2Грузовые автомобили, автобусы, автогрейдеры, комбайны -Урал-3255, 4320, 4420, 5557; МАЗ-5336, 5337, 5432, 5433, 5551, 5554; ЛАЗ-5252, ЛиАЗ-5256, Волжанин-5270, Неман-5201169/230 (турбо)2100
236НДКомбайны, бульдозер ЧТЗ Т10М154.5/210

(турбо)

1900
236НД2 Евро 2Комбайны154.5/210 (турбо)1900
236НКС/х тракторы Т-150, ХТЗ-181 и ХТЗ-17222136/185 (турбо)1900
236БИДизель генераторные установки162/220 (турбо)1500
236БИ2
Евро 2
Дизель генераторные установки213/290 (турбо)1500
236ДС/х тракторы, грейдеры Т-150, ХТЗ-17221, РТМ-160, ОрТЗ-150, ГС-14.02 и 18.05.129/1752100
236ДККомбайны, кран-трубоукладчик — Енисей-950, 954, 957, 959, 1200; КС-65, Т-11.01, ЧЕТРА 121136/1852000
236НББульдозер, трубоукладчик- ЧЕТРА Т9121/165 (турбо)1800
236БЭкскаватор, гусеничный трактор ТМ-120, ВЭКС 30L, Т-12184/250 (турбо)2000
236БЕ Евро 1Грузовые автомобили МАЗ-5336, 5432, 5434, 5516, 6303184/250 (турбо)2000
236БЕ2 Евро 2Грузовые автомобили, грейдеры МАЗ-5336, 5432, 5434, 5516, 6303; МЗКТ-8022, Урал-4320, БЗКТ-8027, КрАЗ-6505 и 6510184/250 (турбо)200
236БККомбайны Acros 530 и Енисей 860187.5/255 (турбо)2000
236ГЭкскаваторы, грейдеры, дорожные катки ЭО-33211, 4225; ДУ-84, 85, 101; ВЭКС-20К, ДЗ-122Б, ГС-14.02, ТВЭКС ЕТ-25-80, ВПМ МЛ-119А.110/1501700

 

Конструктивные особенности модификаций

По сути ЯМЗ 236 является усечённой на два цилиндра копией ЯМЗ 238, где детали цилиндропоршневой группы, клапанного механизма, механизм распределительных шестерён, ряд навесного оборудования и мелкие вспомогательные детали полностью унифицированы. Всё это, кроме чисто повышения рентабельности в выпуске силовых установок производителем, улучшает показатель ремонтопригодности и технической живучести двигателя в составе техники.

Среди модификаций ЯМЗ 236, учитывая выдаваемую мощность, дизель может оснащаться турбинами наддува разной производительности. Дополнительно в дизелях стандарта ЕВРО 2 в состав воздухоподачи включено промежуточное охлаждение воздуха, обеспечивающее повышение показателя плотности воздуха, нагнетаемого в цилиндры на единицу объёма. Естественно исходя из мощности модификации агрегата, состав топливной системы может отличатся моделью ТНВД, которые имеют разную производительность и отличительные пределы своих настроек. Все эти факторы обеспечивают изменение динамических характеристик дизеля, что в итоге приводит к изменению выдаваемой мощности, при одном и том же рабочем объёме двигателя. Вместе с этим учитывая режимы и характер эксплуатации, наличие или отсутствие турбонаддува, в той или иной версии ЯМЗ 236, двигателя могут отличатся объёмом заправки систем смазки и охлаждения.

Таким образом, производитель добивается нужных эксплуатационных характеристик дизеля в рамках его расчётно-конструктивных возможностей, для использования в составе той или иной марки техники.

Учитывая конструктивные недостатки дизелей выпущенных ранее в последних модификациях силовой установки ЯМЗ 236 был усовершенствован привод топливного насоса высокого давления. Также вместо чисто механического привода вентилятора был включен его гидравлический привод, что обеспечивает более стабильное охлаждение дизелю.

Привод вентилятора ЯМЗ 236
Механический привод вентилятора ЯМЗ 236М2
Гидропривод вентилятора ЯМЗ 236
Гидропривод вентилятора ЯМЗ 236НЕ (БЕ)

Недостатки конструкции

Сразу нужно отметить, что все шестицилиндровые V-образные двигатели характеризуются повышенной вибрацией в работе. Именно с этим фактором связаны недостатки данного дизеля.

Одной из уязвимых точек является привод ТНВД двигателя, где в результате вибрации разбивается шпонка фиксации приводной шестерни и сами зубья шестерёнчатой передачи. В результате образованного выработкой люфта нарушается настройка момента впрыска топлива в цилиндры, что выражается плохим запуском, нестабильной работой, дымностью выхлопа и падением мощности дизеля.

Привод топливного насоса ЯМЗ 236
Привод ТНВД ЯМЗ 236 старого образца
Привод топливного насоса ЯМЗ 236
Привод ТНВД ЯМЗ 236 нового образца

Такому же характеру повышенного износа подвержен привод газораспределительного механизма, что так же увеличивает погрешность работы фаз газораспределения с негативным влиянием на развитие мощности, расход топлива и температурный режим двигателя.

Распределительный механизм ЯМЗ 236
Шестерёнчатый механизм распределения двигателя

Все эти точки механизма требуют повышенного внимания при проведении диагностики и ремонта дизеля.

Дополнительно к недостаткам относят проточный характер смазки топливного насоса, требующий дополнительного внимания в части устранения течи смазки. Также специалисты жалуются на неудобную конструкцию головки цилиндров в части замены форсунок.

Ссылка на основную публикацию