Table of Contents
Данный дизельный шестицилиндровый агрегат v-образного типа был разработан 1958-1961 годы Ярославским Моторным Заводом, широко применяется и массово выпускается в различных модификациях до сегодняшнего дня. В пользу популярности двигателя говорит его широкая применяемость в составе самой различной техники включая: грузовые автомобили марок МАЗ, УРАЛ, ЗИЛ; автобусы ЛАЗ, ЛИАЗ; тракторы Т-150, Т-11, ЛТЗ 155, ХТЗ-17221; самоходные сельскохозяйственные комбайны; ряд экскаваторов и автогрейдеров; стационарные электрогенераторные установки.
Основные технические характеристики базовой модели дизеля
За продолжительный более чем 60-ти летний период выпуска данного двигателя, учитывая тенденции в совершенствовании топливных систем и подачи воздуха, внедрения электронных технологий в части управления агрегатом, а также широчайшим использованием ЯМЗ 236 в составе самой различной техники, Ярославским Моторным Заводом было выпущено более сорока модификаций данного дизеля.
Поэтому рассматривая технические характеристики мотора их нужно разделить на базовые и модификационные. Базовые характеристики отражают основные показатели конструкции ДВС, являющейся силовой основой для всей модификационной линейки, неизменной с начала производства. Характеристики присущие отдельным моделям отражают степень модернизации системы питания и автоматического управления дизелем, а также целевое применение версии мотора.
Дизельный двигатель ЯМЗ 236 представляет собой четырёхтактную, шестицилиндровую, v-образную силовую установку водяного охлаждения, как с атмосферным, естественным всасыванием, так и с принудительным нагнетанием воздуха в цилиндры с помощью турбонаддува.
Угол развала между рядами цилиндров,° | 90 |
Порядок работы цилиндров | 1-4-2-5-3-6 |
Общий рабочий объём цилиндров, см³ | 11150 |
Диаметр цилиндра, мм | 130 |
Ход поршня, мм | 140 |
Степень сжатия | 16.5 |
Номинальная мощность турбонаддувом, кВт/л.с. | 132/180 |
Номинальная мощность без наддува, кВт/л.с. | 110/150 |
Номинальная частота вращения, об.мин. с наддувом/атмосферный | 2100/1700 |
Минимальная устойчивая частота вращения холостого хода, об.мин. | 800 |
Объём заправки системы охлаждения, л | 40 |
Объём заправки системы смазки, л турбо/атмосферный | 24/21 |
Масса двигателя, кг | 890-950 |
Габариты, мм длинаширина высота | 1276 1100 |
Данный дизель максимально унифицирован с родственными по производителю дизелями 8-ми цилиндровым ЯМЗ 238 и 12-ти цилиндровым ЯМЗ 240, а также имеют частичную унификацию с СМД 60.
Модификации двигателя и их характеристики
В части мощности, благодаря изменениям параметров настроек цикловой подачи топлива в спектре режимов работы дизеля, улучшением качества впрыска, а также обеспечением наддува воздуха или его отсутствием, двигатель ЯМЗ 236 в своих модификациях может иметь номинальную мощность от 150 до 290 л.с.
Именно привязываясь к показателю мощности в таблице модификации дизеля разбиты на группы с указанием целевого применения агрегатов. Кроме этого каждая модификация имеет ряд своих подмодификаций, где учитываются конструктивные особенности для установки двигателя на конкретную марку техники. Стандартно отличия могут касаться элементов в части соединения дизеля с остовом, трансмиссией машины, а также навесным оборудованием.
Модификация ЯМЗ | Применение | Мощность кВт/л.с
| Номинал. Об. в мин |
236М2 | Дизель генераторные установки и ряд техники различного назначения -МАЗ-5337, 5433, 5551; Урал-4320 и 5557; КС-4372, КС-5871, В138, ТС-10, Э30, ЭО-5119, ДУ-84, 85, 101; ДЗ-122, Кранэкс ЕК 270, ЕТ26, ПВ-10/8М1, НВ-10/8М2, АД60. | 132/180 | 2100 |
236А | Грузовик ЗИЛ-452632 ,-534332 | 129/175 | 2100 |
236А-1 | Грузовик ЗИЛ-452632 ,-534332 | 143/195 (турбо) | 2100 |
236Н | Трактор, бульдозеры, погрузчик -ЧТЗ Б10М, БКК-1, ПК-1 | 169/230 (турбо) | 2100 |
236НЕ Евро 1 | Грузовики и автобусы — МАЗ-104, 4219, 5256, 5277, 5336, 5432, 5551; Волжанин 5270, ЛиАЗ-5256, ЛАЗ-5207, 5252 | 169/230 (турбо) | 2100 |
236НЕ2 Евро 2 | Грузовые автомобили, автобусы, автогрейдеры, комбайны -Урал-3255, 4320, 4420, 5557; МАЗ-5336, 5337, 5432, 5433, 5551, 5554; ЛАЗ-5252, ЛиАЗ-5256, Волжанин-5270, Неман-5201 | 169/230 (турбо) | 2100 |
236НД | Комбайны, бульдозер ЧТЗ Т10М | 154.5/210 (турбо) | 1900 |
236НД2 Евро 2 | Комбайны | 154.5/210 (турбо) | 1900 |
236НК | С/х тракторы Т-150, ХТЗ-181 и ХТЗ-17222 | 136/185 (турбо) | 1900 |
236БИ | Дизель генераторные установки | 162/220 (турбо) | 1500 |
236БИ2 Евро 2 | Дизель генераторные установки | 213/290 (турбо) | 1500 |
236Д | С/х тракторы, грейдеры Т-150, ХТЗ-17221, РТМ-160, ОрТЗ-150, ГС-14.02 и 18.05. | 129/175 | 2100 |
236ДК | Комбайны, кран-трубоукладчик — Енисей-950, 954, 957, 959, 1200; КС-65, Т-11.01, ЧЕТРА 121 | 136/185 | 2000 |
236НБ | Бульдозер, трубоукладчик- ЧЕТРА Т9 | 121/165 (турбо) | 1800 |
236Б | Экскаватор, гусеничный трактор ТМ-120, ВЭКС 30L, Т-12 | 184/250 (турбо) | 2000 |
236БЕ Евро 1 | Грузовые автомобили МАЗ-5336, 5432, 5434, 5516, 6303 | 184/250 (турбо) | 2000 |
236БЕ2 Евро 2 | Грузовые автомобили, грейдеры МАЗ-5336, 5432, 5434, 5516, 6303; МЗКТ-8022, Урал-4320, БЗКТ-8027, КрАЗ-6505 и 6510 | 184/250 (турбо) | 200 |
236БК | Комбайны Acros 530 и Енисей 860 | 187.5/255 (турбо) | 2000 |
236Г | Экскаваторы, грейдеры, дорожные катки ЭО-33211, 4225; ДУ-84, 85, 101; ВЭКС-20К, ДЗ-122Б, ГС-14.02, ТВЭКС ЕТ-25-80, ВПМ МЛ-119А. | 110/150 | 1700 |
Конструктивные особенности модификаций
По сути ЯМЗ 236 является усечённой на два цилиндра копией ЯМЗ 238, где детали цилиндропоршневой группы, клапанного механизма, механизм распределительных шестерён, ряд навесного оборудования и мелкие вспомогательные детали полностью унифицированы. Всё это, кроме чисто повышения рентабельности в выпуске силовых установок производителем, улучшает показатель ремонтопригодности и технической живучести двигателя в составе техники.
Среди модификаций ЯМЗ 236, учитывая выдаваемую мощность, дизель может оснащаться турбинами наддува разной производительности. Дополнительно в дизелях стандарта ЕВРО 2 в состав воздухоподачи включено промежуточное охлаждение воздуха, обеспечивающее повышение показателя плотности воздуха, нагнетаемого в цилиндры на единицу объёма. Естественно исходя из мощности модификации агрегата, состав топливной системы может отличатся моделью ТНВД, которые имеют разную производительность и отличительные пределы своих настроек. Все эти факторы обеспечивают изменение динамических характеристик дизеля, что в итоге приводит к изменению выдаваемой мощности, при одном и том же рабочем объёме двигателя. Вместе с этим учитывая режимы и характер эксплуатации, наличие или отсутствие турбонаддува, в той или иной версии ЯМЗ 236, двигателя могут отличатся объёмом заправки систем смазки и охлаждения.
Таким образом, производитель добивается нужных эксплуатационных характеристик дизеля в рамках его расчётно-конструктивных возможностей, для использования в составе той или иной марки техники.
Учитывая конструктивные недостатки дизелей выпущенных ранее в последних модификациях силовой установки ЯМЗ 236 был усовершенствован привод топливного насоса высокого давления. Также вместо чисто механического привода вентилятора был включен его гидравлический привод, что обеспечивает более стабильное охлаждение дизелю.
Недостатки конструкции
Сразу нужно отметить, что все шестицилиндровые V-образные двигатели характеризуются повышенной вибрацией в работе. Именно с этим фактором связаны недостатки данного дизеля.
Одной из уязвимых точек является привод ТНВД двигателя, где в результате вибрации разбивается шпонка фиксации приводной шестерни и сами зубья шестерёнчатой передачи. В результате образованного выработкой люфта нарушается настройка момента впрыска топлива в цилиндры, что выражается плохим запуском, нестабильной работой, дымностью выхлопа и падением мощности дизеля.
Такому же характеру повышенного износа подвержен привод газораспределительного механизма, что так же увеличивает погрешность работы фаз газораспределения с негативным влиянием на развитие мощности, расход топлива и температурный режим двигателя.
Все эти точки механизма требуют повышенного внимания при проведении диагностики и ремонта дизеля.
Дополнительно к недостаткам относят проточный характер смазки топливного насоса, требующий дополнительного внимания в части устранения течи смазки. Также специалисты жалуются на неудобную конструкцию головки цилиндров в части замены форсунок.