/Y

Устройство, особенности регулировки и ремонта муфты сцепления трактора Т-40 ЛТЗ

Колёсный трактор Т-40 Липецкого Тракторного Завода оснащён сдвоенным сцеплением схожим по конструкции муфт тракторов ЮМЗ-6, Т-16, где основной ведомый фрикционный диск механизма передаёт вращательный момент от двигателя через КПП и задний мост на ходовую часть трактора, а второй диск от двигателя — на основной независимый вал отбора мощности. Соответственно управление сцеплением осуществляется двумя отдельными, рядом размещёнными, педалями. Большая, основная педаль, используется для разъединение основной части муфты — для переключения передач, малая педаль — для разрыва потока мощности при управлении ВОМом.

Корзина сцепления на маховике трактора Т-40 в сборе

Устройство муфты сцепления

Механизм сцепления расположен в переднем сухом отсеке общего картера промежуточной части трансмиссии 39, присоединённого спереди к двигателю, а задней частью к корпусу трансмиссии с механизмами КПП и заднего моста.

Корзина муфты представляет собой наборку, состоящую из двух ведомых фрикционных дисков с соответствующими двумя нажимными дисками 10 и 13  оборудованными отдельными системами рычажного отвода и общим опорным диском 14.

Устройство сдвоенной муфты сцепления Т-40
Схема устройства сцепления трактора Т-40

Большой ведомый диск 5, основной части трансмиссии, взаимодействует непосредственно с маховиком дизеля, своей ступицей посажен на шлицы полнотелого силового вала, передающего вращение непосредственно на КПП через коническую передачу. Передний конец вала опирается в центральной расточке маховика на шарикоподшипник (марка 6204). Задний конец – входит своим шлицевым хвостовиком во внутреннюю шлицевую полость хвостовика ведущей конической шестерни 29, передающей вращение на первичный вал КПП.

Ведомый фрикционный диск ВОМ 9 посажен своей шлицевой ступицей на трубчатый вал 25 независимого привода ВОМ, передняя часть которого обкатывается с помощью открытого роликового подшипника 6 по внешнему диаметру основного силового вала, задняя часть опирается на шарикоподшипник 24 в перегородке корпуса сцепления.

Оба нажимных диска соединены с маховиком двигателя своими расточками во внешнем своём диаметре с помощью штифтов 12 и отжимаются друг от друга двенадцатью пружинами 3 установленными по окружности в стаканах 2 корзины.

Нажимной диск 10, основной муфты, через совпадающие отверстия соединён с общим опорным диском 14 тремя отжимными болтами 11, с установленными на концах отжимными двуплечими рычагами 19 (лапками). Шарниры качения рычагов выполнены в виде установленных под седла лапок выпуклых сухарей 16 и поворотных осей 18, где сухари продеты своими отверстиями на регулировочные отжимные болты 11 и фиксируются в паре с лапкой разрезной шплинтующейся контргайкой 17.

Между отжимными рычагами основного ведомого фрикционного диска, на равном расстоянии друг от друга установлены три одноплечих отжимных рычага 41 для отжима второго фрикционного ведомого диска включения ВОМ 9. Отжимные рычаги закреплены шарнирно через пальцы 42 в проушинах, отлитых заодно целое с опорным диском 14, и подпружинены гнутыми фигурными пружинами. Благодаря усилию пружин болты 40, ввинченные в отжимные рычаги 41, находятся в прижатом состоянии к торцам упоров 1, которые установлены в соответствующем втором нажимном диске 13 корзины.

Таким образом, при воздействии большой отводки 36 на соответствующие двуплечие отжимные рычаги, первый нажимной диск отходит назад от ведомого фрикционного диска основной муфты, отсоединяя его от маховика дизеля. При воздействии на одноплечие рычаги 41 , малой отводкой 38, поворотом в шарнирах лапки своими болтами давят на упоры 1 во втором нажимном диске 13 и отодвигают его в перед, отключая муфту ВОМа.

Каждая отдельная отводка управляется своей вилкой 21 и 22, размещённой шарнирно на отдельной оси в корпусе муфты. Выжимные подшипники муфты размещены 20 и 36 на хвостовике трубчатого кронштейна 35, присоединённого своим фланцем к перегородке корпуса сцепления. Основной нажимной подшипник скользит своим корпусом 36 по кронштейну и осуществляет отжим лапок своей рабочей поверхностью под воздействием вилки  21 соединённой через систему тяг с правой педалью управления муфты. Малый подшипник перемещается по втулке дополнительно размещённой внутри хвостовика кронштейна 35 и управляется воздействием вилки 22, связанной через тяги с левой педалью управления муфтой ВОМ.

Особенности замены и ремонта сцепления

Неминуемой процедурой при ремонте или замене механизма сцепления колёсного трактора есть его раскатка, где для доступа к муфте машина разъединяется по стыку двигателя с корпусом сцепления. Для раскатки можно использовать подъёмные тали или специально изготовленную тележку, присоединённую к задним краям продольных балок полурамы. Естественно перед тем как отсоединить болтовые стяжные крепежи трансмиссии с двигателем — отсоединяются полностью приводы управления, электрические, топливные и другие магистрали для свободной откатки передней моторной части от задней части трансмиссии с кабиной.

Замена сцепления трактора
Тележка для раскатки трактора

Осуществив раскатку и получив доступ к механизму муфты, откручиваются крепежные болты к маховику по периметру опорного диска. После их демонтажа корзина, с помощью оправки, извлекается из полости маховика вместе с основным ведомым фрикционным диском.

Учитывая важность механизма сцепления в работе трактора, а также значительную трудоёмкость в доступе при обслуживании, для проведения качественного ремонта рекомендуется провести тщательную дефектовку механизма сцепления, валов и их опор вращения в данной части трансмиссии.

Фрикционные диски

Любой обрыв накладок, неравномерный или недопустимый износ говорит о необходимости замены диска. Чрезмерная выработка или обрыв фрикционных накладок ведомого диска проявляется шумами в работе, буксованием или полным отсутствием передачи мощности на трансмиссию трактора. Частичный или полный износ шлицевой ступицы ведомого фрикционного диска требует полной замены диска.

Фрикционный диск муфты Т-40
Основной ведомый фрикционный диск сцепления трактора Т-40 на 10 шлицов
Диск сцепления ВОМ Т-40
Ведомый фрикционный диск сцепления ВОМ трактора Т-40 на 22 шлица

Часто причиной такой неполадки могут быть обрыв фиксирующих штифтов в маховике или выход из стоя опорных подшипников силового вала (в центральной расточке маховика и в перегородке корпуса сцепления), когда биение вращающейся детали разбивает шлицы как самого вала, так и диска. Частичный износ проявляется резким ударообразным включением муфты с вибрацией. Полный обрыв шлицов приведёт к невозможности передачи мощности от двигателя к трансмиссии.

Каталожные номера фрикционных дисков сцепления трактора Т-40 под дизель Д-144:

  • Основной диск сцепления со ступицей на 10 шлицов — Т25-1601130-В
  • Диск муфты независимого привода ВОМ со ступицей на 22 шлица — Т25-1601160-В2
Муфта сцепления ЛТЗ
Разрез механизма сцепления Т-40

Состояние корзины

При выработке нажимных поверхностей лапок производят их замену либо осуществляют наваривание с последующей обработкой до соответствующего размера и формы контактной поверхности выжимным подшипником отводки.

Муфта Т-40
Корзина сцепления Т-40

Не допускается значительный износ в шарнирах поворота лапок приводящий к нарушению регулировки и неравномерности отвода фрикционного диска. Обращают внимание на выработку опорных отверстий в опорном диске, осей или сухарей качения отжимных лапок. При необходимости заменяют сухари и оси. Выработанные отверстия проушен опорного диска реставрируют установкой втулок соответствующего внутреннего диаметра.

Корзина муфты сцепления трактора Т-40
Корзина сцепления трактора Т-40 в сборе

Поломка пружин отводных лапок приводит к перекосу фрикционного диска и неполному выключению муфты. Передачи при этом не включаются, либо включаются плохо со скрежетом механизма коробки.

Герметичность сухого отсека сцепления

Замасливание механизма сцепления в результате нарушения плотности сальников задней опоры коленвала двигателя или мокрого отсека корпуса сцепления проявляется буксованием муфты в результате снижения фрикционных свойств ведомого диска механизма. В данном случае требуется полная ревизия сальников коренного подшипника коленчатого вала двигателя, сальников опор силового вала, валов привода ВОМ и переднего моста в перегородке корпуса сцепления.

Корпус сцепления Т-40
Отводки муфт трактора Т-40 в сборе
  • Под маховиком для недопущения протекания масла из опоры коленчатого вала двигателя установлена двубортная манжета 85Х110.
  • В передней опоре силового вала в центральной расточке маховика двигателя установлена втулка с уплотнительным резиновым кольцом по наружному диаметру. Во втулке установлен необслуживаемый шариковый подшипник 6204 (60204) с двубортной манжетой размером 2.2-20Х40.
  • В задней опоре вала установлен полузакрытый подшипник  6212 (60212). с двумя манжетами
  • На основном валу между пустотелым валом привода ВОМ установлен роликовый (игольчатый) открытый подшипник 64706.

Отводка сцепления

Износ рабочих поверхностей отжимных лапок говорит о плохой работе или выходе из строя выжимного подшипника отводки. Выработка, плохое вращение упорной рабочей части относительно обоймы, заклинивание — требует замены выжимного подшипника.

Устройство сцепления Т-40
Подшипники механизма сцепления трактора Т-40

Каталожные номера подшипников отводок сцепления Т-40:

  • выжимной 9588217 главной муфты
  • выжимной 9588213 муфты ВОМ

Перед установкой новых отводных подшипников, для увеличения их рабочего ресурса, рекомендуется дополнительно осуществить их смазку через предварительно просверленное отверстие в корпусе диаметром 2.5-3 мм. После заполнения подшипника смазкой отверстие запаивается либо запечатывается герметиком.

Выработка в осях поворота вилок отводки приводит к нарушению регулировки механизма, перекосу фрикционного диска при выжиме муфты. Для устранения осуществляют реставрацию осей вилок отводок и их посадочных втулок.
Также требует внимания на наличие выработки в контактных рабочих поверхностях вилок отводки и на корпусе подшипника. Значительную выработку устраняют наваркой с последующей обработкой до оригенальных размеров.
Для обеспечения корректной работы привода управления сцеплением и достижения точной регулировки механизма отводки нужно так же проверить и исключить люфты в шарнирных сочленениях тяг.

Состояние маховика

В случае образования канавок или других признаков износа рабочей поверхности маховика, нарушающих равномерность прилегания фрикционного диска — деталь подвергают станочной шлифовке для устранения неровностей.

Штифты в маховике

При ремонте или замене механизма сцепления трактора Т-40 обязательно нужно обратить внимание на состояние фиксирующих штифтов запрессованных по окружности бурта маховика, а также состояние соответствующих проточек в нажимных дисках корзины. Стандартно в заводском исполнении головки штифтов имеют квадратные головки (типа кубики) такая форма даёт высокую надёжность фиксации  нажимных дисков в соответствующей форме проточек нажимных дисков.

При сборке не допускается наличие люфта между штифтом и посадочной проточкой, в противном случае люфты будут провоцировать радиальную вибрацию механизма, в результате которого могут ломаться отжимные болты с последующим полным выходом из строя механизма. В случае выработки в проточках диска реставрацию посадочных мест проводят навариванием с последующей проточкой до размера головки штифта. При износе квадратных головок, естественно, вместо старых штифтов запрессовываются новые.

https://youtu.be/Qvq3J3AJ7Qw

Установка корзины и скатка трактора

Установку механизма сцепления на маховик осуществляют с помощью центровки, для соблюдения соосности всех частей муфты с осью вращения маховика. В качестве центровки можно использовать специально выточенную оправку или отдельно подготовленный вал силовой передачи Т-40. Посадка корзины в маховик  производится вхождением запрессованных штифтов в соответствующие прорези нажимных дисков. После обтяжки корзины на маховике удаляют центрующую деталь и осуществляют скатку частей трактора.

Размеры фальшвала для установки корзины сцепления Т-40
Эскиз центровочной оправки для установки механизма сцепления трактора Т-40

Обтяжку корпуса сцепления с двигателем осуществляют поэтапно, соблюдая соосность и не допуская перекосов с закусыванием крепёжных болтов. После наработки трактором 50 моточасов рекомендуется провести повторную обтяжку крепежей корпуса сцепления к двигателю.

Регулировка сцепления

После установки корзины сцепления и его полной затяжки на маховике осуществляют предварительную регулировку положения отжимных лапок непосредственно на двигателе. Рычаги основного сцепления устанавливают, таким образом, чтобы контактные поверхности были на расстоянии от ведомого диска ВОМ 85 мм. Отжимные рычаги муфты ВОМ устанавливают на расстоянии 35 мм от поверхности ведомого диска ВОМ. Регулировку осуществляют вращением отжимных болтов лапок корзины. Положение рычагов должно обязательно фиксироваться затяжкой гаек 22 с установкой шплинтов.

Настойка муфты сцепления Т-40
Параметры регулировок сцепления трактора Т-40

Обязательным условием такой регулировки является установка всех трёх соответствующих контактных поверхностей отжимных рычагов в одной вертикальной плоскости, параллельной рабочей плоскости выжимного подшипника.

Свободный ход педалей управления сцеплением устанавливается регулировкой длинны тяг в приводе, где нормальный свободный ход педали основного сцепления должен быть в пределах 35 -55 мм, а педали муфты ВОМа 35-50 мм. При этом зазор между рабочей плоскостью выжимного подшипника и отжимными рычагами должен соответствовать 4 мм с условием, что разница между зазорами отдельных рычагов не должна превышать 0.4 мм. Вместе с этим нормальным рабочим ходом обеих педалей сцепления считается расстояние в пределе от 70 до 90 мм.

В процессе эксплуатации трактора регулировку сцепления проверяют через каждые 240 моточасов наработки, а также при уменьшении свободного хода педали управления меньше 25 мм. Наладку производят как способом изменения длины тяг в приводе управления, так и при необходимости — поворотом отжимных  болтов нажимных рычагов (лапок) через люк в кабине трактора.

Ссылка на основную публикацию