/Y

Причины образования и способы удаления нагара на клапанах и других деталях двигателя

Негативным явлением, снижающим ресурс двигателя внутреннего сгорания есть образование нагара на клапанах газораспределения и деталях цилиндропоршневой группы. На механизм двигателя отложением нагара оказывается: термоизолирующий эффект, вызывающий препятствие нормальному отводу тепла и в последствии прогорание клапанов и поршней; абразивное действие твердыми частицами продукта нагара, повышающее механический износ деталей; блокирующее действие работе отдельных деталей цилиндра двигателя. Эффективное удаление нагара с поверхности деталей при эксплуатации или ремонте двигателя является важным аспектом в поддержании рабочего ресурса механизма силового агрегата.

Как удалить нагар с клапанов

Виды нагара

В большей степени данное явление есть естественным накоплением продуктов горения топлива и смазки при длительной эксплуатации двигателя. Причем в результате многократных окислительных процессов сгораемого топлива на деталях цилиндра двигателя отложения могут белого цвета или серо-коричневых и серо-черных оттенков. Цвет нагара никак не отражает техническое состояние двигателя. В большей степени о состоянии двигателя говорит структура отложений и скорость её образования на поверхности деталей.

Отложения нагара на клапанах
Пример естественного нагара клапанов и нагар в результате попадания масла в камеру сгорания

Исправная работа бензинового двигателя чаще характеризуется медленным накоплением серо-коричневого налёта без признаков аморфной, смолянистой структуры.

Двигатели с аккумуляторной топливной системой и принудительной подачей воздуха в цилиндры часто отличаются светлым налётом на клапанах в виду высокой плотности кислорода в составе горючей смеси и её более полного сгорания.

Работа простых атмосферных дизельных двигателей отличаются налётом черной копоти.

Появление нагара смолянистой структуры говорит о явных неполадках в двигателе. Предпосылками появления смолистых отложений есть повышенный расход моторного масла.

Причины образования нагара

Если исключить заправку техники некачественным топливом, то быстрое накопление нагара на поверхностях деталей, особенно с вязкой, аморфной, битумной структурой, говорит о нарушениях в работе системы питания, неправильно настроенном зажигании или моменте впрыска с одновременным попаданием масла в камеру сгорания при износе цилиндропоршневой группы, износе направляющих и сальников клапанов в конструкции головки цилиндров. Также на образование нагара, оказывающего абразивный эффект на детали двигателя, влияет качество очистки поступающего в рабочие цилиндры воздуха.

Неправильный момент зажигания, впрыска или плохое распыление топлива ведёт к неполному сгоранию, что естественно вместе с падением развиваемой мощности приводит к быстрому накоплению отложений. Такой эффект может быть исправлен настройкой топливной системы и частичной промывкой двигателя без его разборки от нагара специальными присадками, добавляемыми в топливо.

Удаление нагара с поршней
Битумный нагар поршней

К ещё более быстрому накоплению нагара смолянистой структуры приводит попадание смазки в камеру сгорания. Такие отложения крайне негативно влияют на механизм ДВС и своим появлением говорят о плохом общем техническом состоянии двигателя. Нагар такого характера блокирует работу распыляющих топливо форсунок, поршневых колец, свечей искрообразования или накала; нарушает плотность закрытия клапанов; препятствует нормальному наполнению цилиндров воздухом и выходу отработанных газов, приводит к перегреву деталей механизма. Все эти негативные факторы отражаются на работе силового агрегата, выдачи им мощности и резко повышают износ его ресурса. Моторы с таким нагаром требуют полной диагностики и ремонта.

Кстати, к вопросу, почему в практике мотористы наблюдают больше битумного нагара на юбках впускных клапанов, в отличии от выпускных?
Руководствуясь простой логикой работы поршней и головки цилиндров это объясняется, следующим образом, — через открытый впускной клапан, под действием разряжения такта всасывания, увеличивается возможность подсоса моторного масла вместе с воздухом из головки газораспределения через зазоры изношенных сальников клапанов и их направляющих. Тогда как через открытый выпускной клапан, под действием давления выхлопа и высокой температуры, в большей части не позволяется попадать смазке в цилиндр, где масло выгорает или выталкивается в выхлопной коллектор.

Очистка клапанов от нагара без разборки

В этой части материала не нужно быть оригинальным утверждая, что в удалении нагара без разборки двигателя возможно при использовании присадок направленного действия, добавляемых в топливо. Такой метод в большей степени используют в качестве профилактики, который поможет частично избавится от отложений поддерживая исправную работу двигателя и несколько продлевая его рабочий ресурс.

Очиститель клапанов от нагара

Дабы слыть не быть рекламным агентом конкретного продукта, а Вам не ставить эксперименты над своим двигателем, при выборе присадки рекомендуем обратить внимание на известные проверенные бренды, давно зарекомендовавшие себя на рынке нефтепродуктов.

При этом нужно понимать, что стандартно работа химической формулы подобных присадок действует как некий супер растворитель, обеспечивающий в температурных режимах сгораемого топлива отслоение нагара от деталей и его догорание. Такие процессы, особенно если их применять систематически, также могут негативно повлиять на механизм ДВС и его системы обеспечения. Поэтому использование присадки должно иметь сугубо профилактический не системный характер, а первостепенным методом удаления нагара должно быть устранение причин активного его образования в эксплуатации двигателя описанных выше.

Методы удаления нагара

В случаях разборки двигателя, часто обнаруживается значительные образования нагара на деталях причем структура отложений имеет монолитный характер, трудно удаляемый даже с применением абразивного активного воздействия, вплоть до использования металлических щеток, чистиков, ведьм с болгарками и тд. Для клапанного механизма и цилиндропоршневой группы двигателя абразивное воздействие на их детали недопустимо, учитывая их ответственность в работе двигателя. Поэтому для удаления нагара лучше использовать моющие и растворяющие средства.

Чем отмыть нагар на клапанах

Для локального удаления нагара с поверхности клапанов, где нагар имеет особенно твердую монолитную структуру, рекомендуется использовать бытовые моющие и чистящие средства на основе кислот. В практике были опробованы и показали свою эффективность средства для чистки унитазов, составы для промывки канализационных коммуникаций. Такие средства не дороги и всегда доступны в продаже, их всегда можно найти в арсенале бытовой химии любого домашнего хозяйства.

Очистка клапанов от нагара

Для удаления отложений рекомендуется кратковременное (на 10-15 минут) замачивание окунанием покрытой нагаром тарелки клапана в несколько этапов, в зависимости от толщины слоя нагара. После каждого замачивания производят очистку поверхности мягкой синтетической щёткой, отделяя отслоившийся нагар от детали. Для этой цели удобно использовать обычную старую зубную щётку.

В случае очистки в несколько этапов замачивания, при уменьшении слоя отложений, финальное замачивание нужно осуществить с расчетом минимального времени контакта кислотного средства с открытым металлом тела детали. Между этапами замачивания в средстве производят  промывку детали водой.

Также нужно отметить, что для сохранения износостойкой хромированной поверхности стержня клапана необходимо внимательно следить, чтобы агрессивное моющее средство не попадало на данную часть детали, а взаимодействовало только с участком покрытым нагаром.

Кроме этого на рынке автохимии существует масса специальных средств для проведения удаления нагара, эффективность которых проверить Вы можете получив предварительную рекомендацию практических пользователей. Однако, кроме как на эффективность растворяющих свойств средства Вам нужно обращать внимание на его агрессивное негативное влияние на тело метала детали своим химическим составом, которое может ухудшить износостойкость очищаемой детали.

Чем отмыть поршни

Данные ответственные детали, выполненные из сплава алюминиевого сплава, наиболее чувствительны как к механическому, так и химическому воздействию агрессивных сред.

При физическом абразивном воздействии, благодаря мягкости сплава, на поверхности поршня могут появится царапины. В случае контакта с агрессивными кислотными или щелочными средами поверхность поршня может приобрести микропористую структуру. В результате нарушения поверхности условия для образования отложений на детали улучшаться. Поэтому при использовании агрессивных чистящих средств на основе кислот или щелочи удаление нагара с поршней замачиванием нужно осуществлять только покрытых нагаром участков на 10-15 минут с последующей чисткой синтетической щёткой и последующей промывкой водой.

Безопасно алюминиевой для детали, но с приложением больших трудозатрат, для удаления нагара используют растворители типа «Уайт спирит» или более агрессивный «Сольвент», которые хорошо растворяют масла, смолы и битумные соединения, резину и полимерные соединения. Детали также очищают предварительным замачиванием с последующей чисткой синтетической щёткой или ветошью в несколько этапов.

Простое средство для мойки деталей

Также стойкий нагар эффективно удаляется замачиванием деталей в горячем растворе воды с добавлением щёлочи. Такие методы активно применялись в ремонтных мастерских для мойки деталей двигателей и узлов трансмиссии ещё в советское время, где в качестве моющего средства использовали водный раствор каустической соды (NaOH). Кстати многие суперсредства в новых брендовых упаковках для удаления нагара и жира изготовлены на основе данной технической щёлочи.

Щелочь прекрасно удаляет соединения нефтепродуктов и нагар. Слабо загрязнённые детали можно отмывать замачиванием. При сильных отложениях нагара рекомендуется использовать слабое кипячение в течении 2-3 часов.

Для приготовления раствора используют следующую пропорцию: на 1 литр воды 20-40 грамм соды с добавкой 10 граммов стружки хозяйственного мыла.

Не рекомендуется использование щелочей в мойке с применением длительным кипячения в щелочной среде деталей из алюминиевых сплавов, а также деталей с тефлоновым покрытием так как щелочь вступает в реакцию с алюминием, повреждая поверхность детали. Для удаления нагара алюминиевые детали могут кратковременно замачиваться в растворе на 10-30 минут, после чего промываться водой.

Ссылка на основную публикацию