Table of Contents
Среди трактористов часто поднимается вопрос — «какое масло заливать в узлы и механизмы трактора МТЗ». Если ознакомится с инструкциями по эксплуатации, то старые документы говорят об использовании в двигатель обычного моторного масла марок М-10, М-8, которое впрочем также параллельно используют в гидравлике. На сегодня производитель рекомендует материалы современных разработок с с улучшенными характеристиками, позволяющими продлить ресурс агрегатов трактора. В данном материале идёт речь о марках применяемых смазочных материалов для узлов и систем трактора МТЗ 82.
Масло в двигатель МТЗ 82
Исходя из ниже размещённой таблицы, видно, что на сегодня Минский Тракторный Завод, в плане использования смазочных материалов для двигателей выпускаемых тракторов, перешли на продукты, соответствующие международной классификации моторных масел (например, SAE 10W-40). Так, основными применяемыми смазывающими материалами для двигателей указаны минеральные марки масел отечественного производства, маркированные по международной классификации. Ранее же, используемые марки моторных масел для МТЗ как основные — М-10ДМ, M-8ДМ или так называемые в народе камазовские масла (М-8Г2К и М-10Г2К), переведены заводом в разряд дублирующих.
Марки смазочного материала для двигателей, рекомендуемые заводом производителем, разделены на зимние и летние сорта, учитывая изменение физического состояния смазки при понижении атмосферной температуры воздуха. Переход на зимнее масло осуществляется при установлении устойчивой температуры ниже 5°С, на летнее — при сезонном повышении температуры выше 5°С. Плановая регламентная замена смазки в дизеле МТЗ 82 осуществляется через 500 часов наработки в рамках проведения ТО-2. Объём заправки в картер двигателя Д-243(Д-240) 12 литров.
Международная система (американская) классификации масел SAE подразумевает указание индексов вязкости (текучести) исходя и температурных условий окружающей среды и рабочей температуры двигателя при использовании. Так масла SAE 15W-40 и SAE 1ОW-40, имея одинаковый индекс кинематической вязкости (40) при рабочей температуре двигателя, отличаются динамической вязкостью, где 10W означает сохранение материалом своего допустимого физического состояния при температуре не ниже -25°С, 15W- при температуре -20°С. То есть, материал с индексом 10W сохраняет свою допустимую текучесть при более низких температурах чем 15W, что обеспечивает лучшую смазку и запуск двигателя в холодных условиях.
Моторные масла для МТЗ 80.1, 82.1, 820 | ||
Основные марки | Летнее | SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-50 (пр-ва Нафтан или Лукоил) |
Зимнее | SAE 10W-40, SAE 5W-40 (пр-ва Нафтан или Лукоил) | |
Дублирующие марки | Летнее | М-10ДМ, М-10Г2К |
Зимнее | M-8ДМ, М-8Г2К | |
Импортные аналоги | Летнее | SAE 15W-40 (про-ва Сastrol Turbomax, Hessol Turbo Disel, Heell Rimula TX) SAE 10W-30 (про-ва Heell Rimula TX) Essolube XD-3+Multigrate, Teboil Super NPD, Royal Triton QLT(76), Neste Turbo LE, Mobil Delvac 1400 Super, Ursa Super TD (Texaco) |
Зимнее | SAE 10W-40 ( пh-ва Heell Helix Diesel Ultra) SAE 15W-40 (пр-ва Hessol Turbo Diesel) |
Для заправки корпуса ТНВД используют моторное масло той же применяемой в двигатель марки. Масляный поддон воздушного фильтра заполняют профильтрованной и отстоянной отработкой с дизеля.
Запрещено производить заправку двигателя путём смешения нескольких марок масел особенно минеральных с полусинтетическими или синтетическими, так как это может произвести к вспениванию и потери смазывающих свойств смешанных смазочных материалов.
Масло для узлов трансмиссии: коробок, ведущих мостов
Для смазки редукторов входящих в состав трактора трансмиссии указан список трансмиссионных масел в основную и дублирующую части, которых представлены в отечественных марках. Смазочные материалы отвечают требованиям и условиям работы механизмов коробок передач и ведущих мостов в составе грузовых автомобилей. Так минеральная всесезонная смазка марки Тап-15В имеет в своём составе ряд присадок, обеспечивающих противозадирные качества, сохраняет смазывающие свойства при низких температурах до -25°С, обеспечивает надёжную работу смазываемого узла с контактными напряжениями до 2000 мПа и температуре масла в объёме до 130°С, не является токсичным.
Корпус трансмиссии (КПП, заднего моста, промежуточной части) | Основное | ТАп-15В |
Дублирующее | ТАД-17, ТСп-15К, ТСп-10, ТЭп-15М | |
Резервное | Моторное М-10Г2 | |
Импортное | HESSOL BECHEM HYPOID SAE 80W-90 API GL5/GL4 | |
Передний ведущий мост (все заливные объёмы: корпус моста и колёсные редукторы | Основное | ТАп-15В |
Дублирующее | ТАД-17, ТСп-15К, ТЭп-15М | |
Импортное | HESSOL BECHEM HYPOID SAE 80W-90 API GL5/GL4 | |
Корпус промежуточной опоры привода переднего моста | Основное | ТАп-15В |
Дублирующее | ТАД-17, ТСп-15К, ТЭп-15М | |
Импортное | HESSOL BECHEM HYPOID SAE 80W-90 API GL5/GL4 |
Плановая замена смазки в корпусах узлов трансмиссии трактора МТЗ 82(80) проводится через каждые 1000 часов наработки. Традиционно данное мероприятие проводят одновременно с сезонным обслуживанием трактора. Объём заправки объединённых корпусов КПП, заднего моста и промежуточной части трактора 40 литров.
Масло в гидравлику и гидроусилители ГУР или ГОРУ
Для масел, используемых в гидравлике, важным является поддержание вязкости допустимой для нормальной работы гидроузлов в условиях минимальных и максимальных температур. Так полностью застывшее масло, при снижении температуры, может не прокачиваться насосом и блокировать работу гидравлики, а в отдельных частях системы создавать недопустимые нагрузки. Потеря маслом вязкости при нагреве будет снижать эффективность работы силовых гидроузлов системы в результате быстрого падения давления.
Бак ГНС (объём 20 литров с ГУР или 25 литров с ГОРУ ) с гидроагрегатами | Основное | Летнее – М-10Г2, М-10Г2К, Зимнее — М-8Г2К |
Дублирующие | Всесезонные гидравлические: BECHEM Stariol №32, №68; ADDINOL Hydraulikol HLP 32, HLP 68; ТНК Гидравлик HLP 32, HLP 68; HYDROL HLP 32, HLP 68; ВИТТОЛ HLP 32; Лукойл Гейзер 32СТ, 68СТ; Гидравлик HLP 32, HLP 68. | |
Резервное | Летом Индустреальное масло ИГП -30, Зимой ИГП-18 | |
Отдельная заправка корпуса ГУР (6 литров) | Основное | Летнее – М-10Г2, М-10Г2К, Зимнее — М-8Г2К |
Дублирующее | Летом Индустреальное масло ИГП -30, Зимой ИГП-18 | |
Резервное | Всесезонные гидравлические: BECHEM Stariol №32, №68; ADDINOL Hydraulikol HLP 32, HLP 68; ТНК Гидравлик HLP 32, HLP 68; HYDROL HLP 32, HLP 68; ВИТТОЛ HLP 32; Лукойл Гейзер 32СТ, 68СТ; Гидравлик HLP 32, HLP 68. |
Замена рабочей жидкости в гидравлике осуществляется при сезонном обслуживании трактора.
Марки смазочных материалов для отдельных механизмов и узлов
Место смазки | Кол-во точек | Основная | Дублирующая | Резервная |
Выжимной подшипник муфты сцепления | 1 | Смазка Литол-24 (Гост 21150-87) | BECHEM LCP GM, Смазка МС-1000 ТУ 0254-003-45540231-99 | Смазка Солидол С (Гост 4366-76
Смазка Солидол Ж (Гост 1033-79) |
Подшипник оси шкворня колёсного редуктора | 4 | |||
Шарнир гидроцилиндра рулевого управления | 2 | |||
Кронштейн выдвижных кулаков передней оси | 2 | |||
Ступица переднего колеса | 2 | |||
Втулка поворотного вала задней навески | 2 | |||
Раскос заднего навесного устройства | 2 | |||
Шарнир рулевой тяги | 2/4 | |||
Втулка поворотной цапфы передней оси | 2 |
В подшипники карданных сочленений крестовин вала привода ПВМ, в подшипники крестовин сдвоенного шарнира ПВМ смазка закладывается производителем и в процессе эксплуатации не пополняется (Смазка №158М ТУ 38.301-40-25-94 или смазка Азмол №158 ТУ У00152365.118-2000.