Что такое соляровое масло или солярка, в чём отличия от дизельного топлива

В профессиональной среде часто понятие горючих материалов «солярка» и «дизельное топливо» воспринимают синонимами. Однако с точки зрения науки и нефтеперерабатывающих технологий солярка, имея родственное происхождение, не является технологически произведённым классическим дизельным топливом, а относится к группе нефтепродуктов именуемыми как «соляровые масла». В материале пойдёт речь о свойствах соляровых масел, и отличии его от дизтоплива в использовании.

Солярка

Место солярки в линейке нефтепродуктов

Известно, что все классические горюче-смазочные материалы являются продуктом перегонки природной нефти, где в зависимости от фракции, достигнутые ректификацией виды топлива делятся на группы.

Нефтедобыча
Природная сырая нефть

Среди нефтепродуктов соляровое масло классифицируется как тяжёлый углеводород и в линейке фракций прямой перегонки имеет температуру испарения от 300 до 350°С. То есть, в отличии от классического дизельного топлива, солярка имеет более высокую температуру испарения при технологической ректификации в переработке нефти.

Перегонка нефти
фракции перегонки нефти

Не смотря на свою более тяжёлую фракцию соляровое масло является подвидом дизтоплива, которое ещё называют «остаточным дизельным топливом». Данная фракция нефтяной перегонки имеет характер побочного продукта и отличается более низкой себестоимостью в производстве.

Нефтепереработка
Технологическая схема перегонки нефти

В советской нефтеперерабатывающей отрасли данное горючее стандартизировалось нормативными актами ГОСТ 1666-42, ГОСТ 1666-51 и ГОСТ 305-82.

Свойства и состав солярового масла

Данная дизельная фракция отличается от классического дизельного топлива: выраженным резким запахом в виду более высокого содержания ряда ароматических углеводородов в составе; горючее отличается более маслянистой и вязкой структурой 5-9 мм²/с (у дизтоплива 2-4 мм²/с), что увеличивает его смазывающие свойства; температура вспышки в закрытом тигле гораздо выше и составляет 125°С (дизтопливо 55°С); содержание серы не более 0.2% или 2000 мг/кг; температура застывания не выше -20°С.

В структуру солярки входят следующие соединения:

  • Парафиновые углеводороды 10-40%
  • Нафтеновые углеводороды 20-60%
  • Ароматические углеводороды 15-30%

Область применения

Ранее солярка, имея более высокие компрессионные свойства благодаря повышенной вязкости, широко использовалась в заправке дизельных двигателей техники. Особенно в северных условиях благодаря своей низкой температуре застывания.

На сегодня, в усовершенствованных топливных системах аккумуляторного типа с электронным управлением современных дизельных, более оборотистых, двигателей применение солярового масла в качестве топлива не приемлемо в виду несоответствия его физических качеств. Допускается применение только бессерных марок солярки в питании дизельных двигателей с электронным впрыском.

Заправка корабля
Заправка морского судна

В основном топливо данного вида применяются в питании низкооборотистых, тихоходных дизельных двигателей судов, тепловозов и других тяжёлых машин. Так соляровое масло входит в состав топлива для морских судов, где солярку смешивают с мазутом и другими тяжёлыми крекинг-остатками. В месте, с этим, чистое соляровое масло возможно в применении как топливо в заправке дизельных грузовиков, сельскохозяйственной техники, в дизельэлектро-генераторных установках с механическими топливными системами плунжерного типа.

Заправка топливом железнодорожного транспорта
Заправка тепловозов

В виду своей более низкой стоимости соляровое масло используют как горючее в питании горелок всевозможных отопительных и технологических котлов, осветительных масляных лампах. Кроме этого соляровое масло используют как добавку в технологических охлаждающих жидкостях для термической закалки металла.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector