Table of Contents
В профессиональной среде часто понятие горючих материалов «солярка» и «дизельное топливо» воспринимают синонимами. Однако с точки зрения науки и нефтеперерабатывающих технологий солярка, имея родственное происхождение, не является технологически произведённым классическим дизельным топливом, а относится к группе нефтепродуктов именуемыми как «соляровые масла». В материале пойдёт речь о свойствах соляровых масел, и отличии его от дизтоплива в использовании.
Место солярки в линейке нефтепродуктов
Известно, что все классические горюче-смазочные материалы являются продуктом перегонки природной нефти, где в зависимости от фракции, достигнутые ректификацией виды топлива делятся на группы.
Среди нефтепродуктов соляровое масло классифицируется как тяжёлый углеводород и в линейке фракций прямой перегонки имеет температуру испарения от 300 до 350°С. То есть, в отличии от классического дизельного топлива, солярка имеет более высокую температуру испарения при технологической ректификации в переработке нефти.
Не смотря на свою более тяжёлую фракцию соляровое масло является подвидом дизтоплива, которое ещё называют «остаточным дизельным топливом». Данная фракция нефтяной перегонки имеет характер побочного продукта и отличается более низкой себестоимостью в производстве.
В советской нефтеперерабатывающей отрасли данное горючее стандартизировалось нормативными актами ГОСТ 1666-42, ГОСТ 1666-51 и ГОСТ 305-82.
Свойства и состав солярового масла
Данная дизельная фракция отличается от классического дизельного топлива: выраженным резким запахом в виду более высокого содержания ряда ароматических углеводородов в составе; горючее отличается более маслянистой и вязкой структурой 5-9 мм²/с (у дизтоплива 2-4 мм²/с), что увеличивает его смазывающие свойства; температура вспышки в закрытом тигле гораздо выше и составляет 125°С (дизтопливо 55°С); содержание серы не более 0.2% или 2000 мг/кг; температура застывания не выше -20°С.
В структуру солярки входят следующие соединения:
- Парафиновые углеводороды 10-40%
- Нафтеновые углеводороды 20-60%
- Ароматические углеводороды 15-30%
Область применения
Ранее солярка, имея более высокие компрессионные свойства благодаря повышенной вязкости, широко использовалась в заправке дизельных двигателей техники. Особенно в северных условиях благодаря своей низкой температуре застывания.
На сегодня, в усовершенствованных топливных системах аккумуляторного типа с электронным управлением современных дизельных, более оборотистых, двигателей применение солярового масла в качестве топлива не приемлемо в виду несоответствия его физических качеств. Допускается применение только бессерных марок солярки в питании дизельных двигателей с электронным впрыском.
В основном топливо данного вида применяются в питании низкооборотистых, тихоходных дизельных двигателей судов, тепловозов и других тяжёлых машин. Так соляровое масло входит в состав топлива для морских судов, где солярку смешивают с мазутом и другими тяжёлыми крекинг-остатками. В месте, с этим, чистое соляровое масло возможно в применении как топливо в заправке дизельных грузовиков, сельскохозяйственной техники, в дизельэлектро-генераторных установках с механическими топливными системами плунжерного типа.
В виду своей более низкой стоимости соляровое масло используют как горючее в питании горелок всевозможных отопительных и технологических котлов, осветительных масляных лампах. Кроме этого соляровое масло используют как добавку в технологических охлаждающих жидкостях для термической закалки металла.