Table of Contents
Под данным термином, в обществе автомобилистов, понимают нестабильность работы двигателя, вызванную отсутствием воспламенения топлива в одном или нескольких цилиндрах агрегата. Такая работа характеризуется нестабильностью оборотов, разбалансированностью и повышенной вибрацией с падением мощности двигателя. Также под термином «троит» понимают нестабильное искрообразование в системе зажигания или отсутствие впрыска топлива, вызывающие нестабильность работы двигателя.
С точки зрения лексического значения, сленговое слово — «троит», применительно к работе двигателя, говорит о срабатывании только трёх из четырёх цилиндров двигателя, то есть о отсутствии воспламенения топлива в одном цилиндре. Преобразованный лексический корень термина взят условно из слова «три», исходя из того, что самая распространённая компоновка двигателя имеет четырёхцилиндровую конструкцию.
Виды нестабильной работы
Определив, как именно троит двигатель, значительно проще диагностировать неполадку. Для быстрой диагностики причин сбоев в работе нужно понимать, что нестабильность оборотов двигателя подразделяются на два типа:
- Нестабильность работы имеет циклический характер, когда сбой в работе локализован в конкретном одном цилиндре
- Сбои в работе имеют общий хаотичный характер, где нарушения происходят в разных цилиндрах без признаков периодичности
Так, если сбой в работе локализован в рамке одного цилиндра, то поломка связана с обеспечением работоспособностью конкретного цилиндра. Например, двигатель троит в результате отсутствия искрооброзования в одном цилиндре двигателя, где причинами могут быть: пробой конкретной свечи или её провода, плохой контакт в насвечнике или распределителе зажигания в цепи этой же свечи.
Если сбои имеют хаотичный характер без привязки к конкретному цилиндру, то поломка связана с обеспечением работы в общем всего силового агрегата. Например, общая подача электрических импульсов в цилиндры, для работы свечей нарушена, в связи с поломкой привода механического распределителя или сбой подачи искры в связи с выходом из строя катушки высокого напряжения, модуля электронного зажигания. К причинам такого же типа относятся некачественное топливо, засорённый топливный фильтр или карбюратор.
Несмотря на то, что причин, по которым троит двигатель гораздо больше, обращая внимание на характер сбоев гораздо проще устранить поломку.
Основные причины нестабильной работы
И так, все причины от чего троит двигатель связаны с любыми нарушениями, вызывающими отсутствие воспламенение горючей смеси в камерах сгорания цилиндров, к таким относятся:
- Отсутствие или нарушение искрообразования
- Нарушены параметры впрыска топлива
- Нарушена общая подача топлива
- Падение компрессии
- Нестабильность подачи воздуха
- Несоответствующее качество топлива
Локальные причины
К самым частым локальным неполадкам относятся выход из строя свечи или провода высокого напряжения или нарушение контактов в цепи подвода электроимпульса к свече. Применительно к дизельному мотору или двигателю с аккумуляторной топливной системой причинами локальных отказов воспламенения есть отсутствие или плохое, а также несвоевременное распыление топлива.
Причины связанные с потерей компрессии в конкретном цилиндре. В ряд таких поломок входят прогорание поршня или клапана, а также локальная разгерметизация в соединении блока и головки в результате повреждения прокладки. Для устранения поломок такого характера требуется ремонт с разборкой силовой установки.
Причины общего характера
Такие сбои оказывают влияние на стабильность работы сразу всех цилиндров двигателя и выражаются нарушениями без признаков локализации в конкретном цилиндре агрегата.
Любая поломка в обеспечении зажигания
Выход из строя механического распределителя или его привода, сбой в блоке электронного зажигания или выход из строя катушки высокого напряжения зажигания приводит к нарушению работы в общем системы зажигания.
Сбои в топливоподачи
Любое загрязнение топливных трубопроводов, фильтров, жиклёров карбюратора, топливных форсунок, а также использование некачественного топлива приводят к общей нестабильной работе двигателя.
Общее падение компрессии
Основной причиной падения давления в цилиндрах двигателя есть залегание поршневых колец либо общий износ цилиндропоршневой группы силового агрегата. Диагностику производят измерением компрессии в двигателе. Залегании колец, при должном потенциале ресурса двигателя, может быть устранено при использовании специальных профилактических растворяющих нагар средств, заправляемых в цилиндры двигателя. Нестабильность работы мотора в результате износа цилиндропоршневой группы устраняется только её ремонтом.
Нарушение подачи воздуха в цилиндры
К причинам такого типа относятся засорённый воздушный фильтр или падение разрежения в результате разгерметизация патрубка воздухоподачи во всасывающий коллектор. Также падение разрежения во всасывающем коллекторе может происходить результате разгерметизации мембраны вакуумного усилителя тормозов или сцепления, интегрированных в магистраль подачи воздуха в цилиндры мотора.
Двигатель троит на холостых оборотах
В отличии от режимов работы двигателя под нагрузкой, где незначительные сбои в системе обеспечения двигателя сглаживаются динамикой повышенных оборотов, в холостом режиме нарушения приводящие к нестабильности работы проявляются более явно. Поскольку холостой режим работы двигателя характеризуется минимальным потреблением топлива на максимально сниженной частоте оборотов, холостая работа более требовательна к точности настроек систем и чувствительна к сбоям в топливоподачи, зажигании или впрыска топлива.
Нестабильность холостых оборотов часто может вызвана плохо отрегулированной подачей топлива на холостом режиме работы. В случае с карбюраторным смесеобразованием, данную неполадку устраняют проверкой работу электромагнитного клапана холостого хода, чисткой и регулировкой соответствующего жиклёра подачи топлива в карбюраторе. Компьютерные системы зажигания требуют проверки с подключением к электронной системе управления агрегатом специального диагностического оборудования.
В дизельном двигателе, при нарушении стабильности холостых оборотов производят соответствующую регулировку цикловой подачи топлива холостого режима. Данную настройку можно осуществить на специальном оборудовании с привлечением квалифицированных специалистов. Также причиной может быть плохое распыление топлива форсунками.
Также нестабильность может вызывать плохое искрообразование выработанных свечей зажигания, где с повышением оборотов работа агрегата выравнивается. В данном случае рекомендуется заменить все свечи зажигания.
Инжекторный бензиновый двигатель троит на холостых оборотах по двум причинам — плохая работа топливных форсунок и свечей зажигания.
Двигатель троит на холодную
Также двигатель может троить в случаях холодного запуска на этапе разогрева, когда условия для нормального сгорания топлива нарушены подачей холодного или влажного воздуха, образованием водяного конденсата или обморожения камер сгорания. Такое явление не относится к ряду неисправностей, однако, при должном опыте, по характеру временной нестабильной работы на этапе разогрева, можно определить наиболее уязвимый в части условий воспламенения топлива цилиндр силового агрегата.
К всему вышесказанному нужно отметить, что моторы имеющие значительный износ также отличаются нестабильностью оборотов после холодного запуска в результате ухудшенных условий для воспламенения топлива в цилиндрах, где сниженный уровень компрессии, образование нагара в камерах сгорания и попадание моторного масла будут негативно влиять стабильность работы.