Table of Contents
Одним из популярных советских тракторов является колёсная машина Липецкого Тракторного Завода – Т 40 в тяговом классе 0.9 т.с. Машина отличается широкой функциональностью, высокой манёвренностью и отвечает всем требованиям универсально-пропашного трактора. Особенностью Т-40 является то, что в отличии от МТЗ 80 и ЮМЗ 6, коробка передач трактора имеет конструкцию с поперечным расположением валов в своём составе. К такому же типу конструкций КПП относятся трактора Т-25 «Владимировец» и Т-16.
Функциональность КПП
Механизм коробки представляет собой восьмиступенчатый, четырёх ходовой редуктор в составе с прямозубыми цилиндрическими шестернями. Переключение передаточных чисел осуществляется соединением в зацепление скользящих по валам шестерён. То есть узел подразумевает четыре поперечных линии переключения передач относительно продольной линии нейтрали, что обеспечивает формирование семи передаточных чисел переднего хода, вместе с замедленной передачей, и одного передаточного числа заднего хода.
Вместе с этим КПП может работать в режиме реверса, где все передаточные числа переднего хода формируются в идентичные передаточные числа заднего хода, а задняя скорость в аналогичную передачу переднего хода.
Также коробка дополнительно, по необходимости, может быть оборудована механическим ходоуменьшителем, обеспечивающим получение дополнительных сверхзамедленных технологических передач.
Вторичный вал коробки передач, в дополнение независимому приводу ВОМ непосредственно от вала сцепления, обеспечивает привод синхронного режима работы вала отбора мощности и приводного шкива.
Схема переключения
Учитывая конструкцию редуктора КПП, для органичного вхождения в зацепление формируемыми парами шестерён передаточных чисел, переключение скоростей трактора Т-40 осуществляется только при полной остановки машины при полном выжиме педали сцепления.
Выбор скорости осуществляется продольным движением рычага по нейтрали при совпадении с поперечным сектором включения выбранной передачи, где непосредственный ввод в зацепление шестерён и включение происходит поперечным движением рычага (влево или право в соответствии с выбранной скоростью) относительно оси движения трактора.
Отдельным рычагом осуществляется включение реверсного режима работы коробки передач. Поперечным передвижением рычага осуществляется механическое переключение зубчатой муфты включения реверса.
Формируемые скорости по передачам
Тяговое усилие и спектр скоростей трактора позволяет использовать машину в достаточно широком ряде сельскохозяйственных агрегатов, а также в общехозяйственных целях и на транспортных работах.
- Минимальная скорость движения 1.6 км/час
- Максимальная скорость движения 27 км/час
Устройство КПП
Идея поперечного размещения валов КПП (каталожный номер Т40М 0020050) обеспечивает компактность конструкции трансмиссии, что позволяет объединить в одном корпусе редукторы коробки и заднего ведущего моста, и в общем уменьшить конструктивные габариты трактора.
Конструктивно зубчатый механизм переключения скоростей размещён в передней части единого корпуса трансмиссии.
Недостатком КПП является обилие конических передач в её конструкции, которые требовательны в настройке зацепления взаимодействующих конических шестерён при сборке.
Главная коническая передача и реверс
Крутящий момент редуктор коробки получает от силового вала муфты сцепления, размещённого в отдельном корпусе, через коническую зубчатую передачу преобразовывающую продольный поток крутящего момента в поперечный. Конструктивно ведущая коническая шестерня взаимодействует сразу с двумя ведомыми шестернями, одна из которых размещена на первичном валу коробки другая соосно на отдельной оси в зеркальном расположении.
Ведомые конические шестерни включаются в передачу мощности выбором положения скользящего блока зубчатой муфты, размещённой между ними. Переключением муфты обеспечивается смена направления вращения потока мощности идущего от ведущей шестерни, тем самым обеспечивая работу коробки в стандартном или реверсном режимах. Далее поток мощности распределяется в соответствии с включёнными в работу зубчатыми парами с первичного на вторичный вал и далее через главную цилиндрическую передачу на дифференциал заднего ведущего моста.
Ведущая шестерня со спиральными зубьями выполнена заодно с валом, внутренние шлицы которого соединены с валом муфты сцепления. Передняя часть вала опирается на шарикоподшипник, задняя часть, со стороны ведущей конической шестерни на роликовый подшипник.
Левая коническая шестерня реверса вращается свободно на пустотелом валу опираясь на два шариковых подшипника. Под фланец стакана вала реверса установлены регулировочные пластины обеспечивающие нормальное зацепление с ведущей шестерней. Также в данной расточке корпуса вместо простой оси реверсного движения может быть установлен планетарный редуктор ходоуменьшителя.
Правая ведомая шестерня свободно вращается на первичном валу опираясь на два шарикоподшипника. На шлицевом конце первичного вала установлена зубчатая муфта, передвижением которой происходит зацепление с внутренними зубьями ведомых конических шестерён, в зависимости от выбора режима работы трансмиссии (стандартный или реверсный).
Первичный вал
Сам первичный вал (деталь по каталогу Т25-1701032-Ж) с ведомой конической шестерней опирается на две шарикоподшипника, левая сторона вала с подшипником (407 ГОСТ 8338-75) в перегородке, правая в соответствующей стенке картера с подшипником (406А ГОСТ 8338-75). Зацепление ведомой шестерни на первичном валу настраивается регулировочными прокладками под фланцем стакана в правой опоре вала.
С лева на право на шлицах вала размещены:
- ведущий скользящий блок (по каталогу Т25-1701054-Б1) пары шестерён VI (с 35 зубьями) и V передачи (с 30 зубьями);
- ведущий скользящий блок (по каталогу Т25-1701045-В) пары шестерён II (с 17 зубьями) и III (с 19 зубьями) передач;
- ведущее зубчатое колесо IV передачи (по каталогу Т25-1701052-Д с 21 зубом);
- ведущее зубчатое колесо, участвующее в формировании I передачи переднего хода, заднего хода, замедленного хода (деталь по каталогу Т25-1701042-В с 15 зубьями).
Вторичный вал
Деталь выполнена заодно целое с конической шестерней привода синхронного режима вала отбора мощности (по каталогу Т25-1701252-Д с конической шестерней 13 зубьев). Левая, более нагруженная сторона вала, опирается на роликовый подшипник (102211М ГОСТ 8328-75), правая на шарикоподшипник (406А ГОСТ 8338-75). Зацепление конической пары привода ВОМ настраивается пакетом прокладок под фланцем стакана с правой стороны.
С лева на право на вторичном вале размещены:
- ведомая жёстко посаженая шестерня VI передачи (по каталогу Т25-1701324-Д с 22 зубьями);
- блок ведомых жёстко посаженных шестерён V и II передач (по каталогу Т25 -1701314-В с 27 и 39 зубьями);
- жёстко посаженый зубчатый блок шестерён привода заднего моста (главной передачи) и шестерня III передачи (по каталогу Т25-1701316-Д с 17 и 37 зубьями);
- ведомая скользящая шестерня IV передачи и заднего хода (Т25-1701318-В с 35 зубьями);
- ведомая скользящая шестерня I передачи и замедленного хода (Т25-1701312-В с 41 зубьями).
Блок заднего хода и промежуточная шестерня
Для организации передачи заднего хода, с правой стороны в передней части КПП, в конструкцию включен дополнительный вал. На валу размещены жёстко посаженный на шлицы блок пары шестерен заднего хода (Т25-1701343-Д с 25 и 34 зубьями), и отдельная, выполненная заодно с валом, шестерня замедленного хода (Т25-1701342-Е с 9 зубьями), которая в свою очередь взаимодействует с промежуточной шестерней замедленного хода (по каталогу Т25-1701367-Г).
Дополнительный вал с правой стороны опирается на шарикоподшипник (305 ГОСТ 8338-75) в наружной стенке корпуса, а левой, в его внутренней перегородке, на роликовый подшипник (102305М ГОСТ 8328-75). Промежуточная шестерня свободно вращается на оси на двух шарикоподшипниках (305 ГОСТ 8338-75).
Механизм переключения
Формирование передаточных чисел соединением в зацепление соответствующих шестерён осуществляется размещёнными в крышке КПП четырьмя скользящими валиками оборудованными вилками, взаимодействующими непосредственно со скользящими по валам шестернями. Каждый валик переключения скорости в крышке КПП оборудован подпружиненным шариковым фиксатором для удержания передачи выбранной рычагом.
Ходоуменьшитель Т-40
Конструктивно редуктор ходоуменьшения устанавливается в расточке корпуса трансмиссии в место расположения оси реверса в передней части корпуса с левой стороны. Механизм представляет собой планетарный редуктор, также соосно размещённый с первичным валом коробки передач. Смазка узла осуществляется через отдельный маслопровод 6 от промежуточного корпуса трансмиссии, где установлен питаемый разбрызгиванием маслозаборник.
Ходоуменьшитель (по каталогу Т25-1900010) в своей конструкции имеет два вала один пустотелый другой размещённый в непосредственно в пустотелом вале. Вращение от конической шестерни 10 получает пустотелый вал через соединительные шлицы. Зубчатая часть пустотелого вала выполняет роль солнечной шестерни 12, которые взаимодействуют с шестернями-сателлитами 3, посаженными на оси водила. По наруже сателлиты обкатываются по внутренним зубцам коронной шестерни 7 и вращением увлекают за собой водило 13. Ведомая шестерня 2, получив привод от водила, передаёт вращение на внутренний вал редуктора 11, который через включённую муфту реверса 9 передаёт замедленное передаточное число (2.75) на первичный вал 8 КПП.
При использовании ходоуменьшителя не рекомендуется включать V и VI передачи переднего хода для исключения аварийных перегрузок в механизме. Максимальное тяговое усилие трактором при использовании ходоуменьшителя не должно превышать 0.9 т.с.
Для хорошего обеспечения смазки и работы ходоуменьшителя рекомендуется:
- заливать в корпус трансмиссии масло до соответствующего уровня контрольного отверстия;
- перед полноценным использованием новый механизм требует обкатки без нагрузки в течении 3-х часов (по пол часа на I, II, III, IV, замедленной передачах и нейтральном положении);
- при эксплуатации нужно проводить контроль поступления смазки в редуктор и не допускать его перегрева;
- эксплуатацию ходоуменьшителя на полной нагрузке можно производить после 12-15 обкаточных часов работы.
Сколько масла в КПП Т-40
Смазка механизма коробки передач осуществляется разбрызгиванием масла вращающимися деталями из общей объединённой масляной ванны двух корпусов трансмиссии: мокрого отсека картера механизма сцепления, и картера кпп с задним мостом. В зависимости от состава трансмиссии трактора объём заправляемого масла может быть разным, так:
- В трансмиссии без привода переднего моста и ходоуменьшителя заправляют -15.9 литров масла.
- При наличии ходоуменьшителя и без привода переднего моста – 21.5 литров.
- С приводом переднего моста и без ходоуменьшителя -17.4 литров.
- Трансмиссии с передним мостом и ходоуменьшителем в составе КПП -23 литра.
Заправочное место трансмиссии трактора находится в кабине с лавой стороны кулисы переключения КПП закрытое резьбовой пробкой с квадратной головкой. Для контроля уровня масла с левой стороны картера коробки находятся два контрольных отверстия, из которых нижнее используют при заправке масла 15.9-17.4 литра, верхнее при заправке 21.5-23 литра. При чем нижнее значение объёма масла соответствует уровню по нижней кромке отверстий, а большее значение по верхней кромке отверстий.
В качестве смазки используют стандартные трансмиссионные масла морок: ТАП 15В, ТАД 17, ТСП 15К, ТСП-10, ТЭП-15М.