Table of Contents
Одним из распространённых и массово производимых гусеничных тракторов советского периода является машина ДТ-75, на сегодня уже не существующего Волгоградского Тракторного Завода. Трактор имеет полностью механическую трансмиссию, в стандартный состав которой входят механизм муфты сцепления, коробка передач и задний мост с конечными передачами. Коробка передач, о которой пойдёт речь в данном материале, размещена в передней части единого корпуса, вместе с механизмом заднего моста. В дополнение, в зависимости от модификации трактора, коробка ДТ-75 может быть дооборудована присоединяемым отдельным узлом к передней стенке своего корпуса: ходоуменьшителем, реверс редуктором, а также увеличителем крутящего момента (УКМ).
Устройство коробки передач
Узел представляет собой редуктор с продольно расположенными валами в составе с прямозубыми цилиндрическими шестернями, где формирование передаточных чисел обеспечивается зацеплением пар зубчатых колёс при скользящем их осевом перемещении. Механизм размещён в отдельном переднем отсеке общего литого корпуса трансмиссии.
Смазка редуктора КПП осуществляется разбрызгиванием масла из масляной ванны отсеков коробки и главной конической передачи заднего моста в общем корпусе трансмиссии. Общий объём заправки КПП и главной передачи моста гусеничного трактора ДТ-75 — 9 литров трансмиссионного масла до уровня контрольных отверстий. В отдельный картер реверс-редуктора заправляется 4.3 литра смазки, в ходоуменьшитель -2.92 литра.
Кинематическая схема механизма
Редуктор состоит из прямозубых цилиндрических шестерён, часть из которых жестко зафиксированы стопорными кольцами на шлицах валов, образуя пары зубчатых колёс постоянного зацепления; другие имеют способность двигаться в осевом направлении, скользя по шлицам валов с помощью вилок механизма переключения и входить в зацепление с шестернями в соответствии с выбранной передачей.
Редуктор коробки состоит из четырёх валов:
- Первичный вал принимает вращательный момент от вала сцепления трактора и выступает своими шестернями в качестве ведущей части механизма по отношению к остальным валам. Дополнительно в его внутренней полости проходит вал привода ВОМ трактора.
- Вторичный вал своими шестернями выполняет роль ведомой части механизма КПП в формировании передаточных чисел и осуществляет собой передачу преобразованного крутящего момента на задний мост трактора, через выполненную за одно целое с деталью коническую шестерню, которая и является ведущей частью главной передачи моста.
- Вал заднего хода своей промежуточной шестерней постоянного зацепления получает привод от первичного вала и своим скользящим блоком при взаимодействии с вторичным валом меняет направление вращения, обеспечивая задний ход.
- Дополнительный вал в конструкцию встроен для формирования V, VI, VII передач при взаимодействии шестерён в цепочке «первичный вал – промежуточная шестерня на валу заднего хода — дополнительный вал – вторичный вал».
- Механизма переключения работает через рычаг управления с ползунками и вилками, взаимодействующими непосредственно с каретками скользящих шестерён, участвующих в формировании передаточных чисел скоростей трактора.
Порядок зацепления шестерен по передачам
Из схемы взаимодействия зубчатых колёс видно, что для формирования первых четырёх скоростей работа коробки идёт по короткому пути — сразу с первичного вала на вторичный. Конструктивно опоры и мощность сечения данных валов отличаются от остальных деталей большим диаметром, что соответствует наиболее высокому тяговому усилию создаваемому трактором на этих передачах.
Для формирования V, VI и VII передач вращение передаётся с первичного вала на промежуточную шестерню на вале заднего хода от неё на промежуточный вал и далее на вторичный.
Марки подшипников редуктора коробки
Конструктивно валы коробки опираются на пары подшипников, где передняя опора ближе к двигателю трактора. Передняя опора вторичного вала устанавливается через пакет регулировочных прокладок под торцевым фланцем стакана, обеспечивая осевым положением вала регулировку зацепления конической паре шестерён главной передачи заднего моста.
Валы КПП | Передняя опора | Задняя опора |
Первичный
| Радиальный роликовый подшипник с цилиндрическими роликами — 32213КМ | Шарикоподшипник радиальный однорядный — 311 |
Вторичный | Шарикоподшипник радиально-упорный — 700409 | Роликовый радиально-упорный подшипник с короткими роликами – 2612КМ |
Заднего хода | Радиальный роликовый подшипник с короткими роликами -102407 | Радиальный роликовый подшипник с короткими роликами — 32605K |
Дополнительный | Шарикоподшипник однорядный радиально — 407 | Радиальный роликовый подшипник с короткими роликами — 32605K |
Детализация
Сборочные плакаты содержат заводские каталожные номера деталей коробки, ходоуменьшителя и реверс редуктора трактора ДТ-75 для удобства в поиска запасных частей к трактору.
Схема переключения передач
Учитывая продольное размещение валов в механизме КПП переключение скоростей осуществляется в поперечном движении рычага переключения по нейтрали, а непосредственное включение скорости продольным перемещением рычага назад или вперёд, при совпадении с сектором включения выбранной передачи.
Беря во внимание конструкцию КПП, переключение передачи осуществляется только в условиях полной остановки трактора и полного разъединения муфты сцепления, когда вращение валов и шестерён редуктора коробки передач и других используемых в составе трансмиссии редукторов (реверса или ходоуменьшителя) будут максимально замедленны или остановлены.
Переключение ходоуменьшителя
Включение замедленной передачи с использованием ходоуменьшителя предполагает выбор подходящего по скорости одного из четырёх диапазона ходоуменшителя с последующей корректировкой скорости движения переключением основной коробки передач в пределах четырёх скоростей переднего хода (I, II, III, IV).
Переключение реверс редуктора
Использование реверса позволяет повысить производительность и упростить управление на бульдозерных работах, при трамбовке силоса и других операциях, предполагающих частые переезды трактора задним ходом.
Реверс редуктор предполагает выбор рычагом управления трёх положений:
- движение задним ходом в режиме реверса в соответствии с включённой одной из четырёх (I, II, III, IV), предварительно включённой передачи переднего хода КПП трактора;
- движение замедленным ходом вперёд — также в соответствии с предварительно включённой скорости КПП;
- положение прямой передачи, при включении которой реверсный режим отключается и управление скоростями осуществляется в стандартном режиме без участия редуктора реверса.
Формируемые скорости по передачам
Переключение скоростей осуществляется вхождением в зацепление соответствующих шестерён скользящим осевым передвижением по валам коробки при полном выжиме сцепления
Формируемые скорости непосредственно коробкой по передачам на номинальных оборотах двигателя и без учета буксования гусеничного движителя.
Передача | Скорость движения в км/час |
I | 5.45 |
II | 6.08 |
III | 6.77 |
IV | 7.52 |
V | 8.38 |
VI | 9.31 |
VII | 11.49 |
Задний ход | 4.67 |
Скорости км/час формируемые ходоуменьшителем
Передачи КПП | Диапазоны ходоуменьшителя | |||
Первый | Второй | Третий | Четвертый | |
I | 0.337 | 0.717 | 1.667 | 3.539 |
II | 0.376 | 0.80 | 1.86 | 3.95 |
III | 0.418 | 0.891 | 2.07 | 4.396 |
IV | 0.465 | 0.99 | 2.30 | 4.886 |
Исходя из имеющихся четырёх диапазонов ходоуменьшения задний ход трактора также получает по одному замедленному передаточному числу в каждом диапазоне.
Нужно отметить, что данные передаточные числа не предназначены для увеличения тягового усилия, а только для получения сверхмалых технологических скоростей. Во избежание перегрузок в механизме при использовании в трансмиссии ходоуменьшителя или реверса, включение V, VI, VII передач основной коробки скоростей запрещено.
Нужно отметить, что версии поздних бульдозеров на базе ДТ-75, стандартно укомплектованные реверс-редукторами, стали выпускаться с КПП без V, VI и передачи заднего хода для исключения перегрузок в реверсе и удобства в управлении.