/Y

Коробка передач гусеничного трактора ДТ-75, схема переключения

Одним из распространённых и массово производимых гусеничных тракторов советского периода является машина ДТ-75, на сегодня уже не существующего Волгоградского Тракторного Завода. Трактор имеет полностью механическую трансмиссию, в стандартный состав которой входят механизм муфты сцепления, коробка передач и задний мост с конечными передачами. Коробка передач, о которой пойдёт речь в данном материале, размещена в передней части единого корпуса, вместе с механизмом заднего моста. В дополнение, в зависимости от модификации трактора, коробка ДТ-75 может быть дооборудована присоединяемым отдельным узлом к передней стенке своего корпуса: ходоуменьшителем, реверс редуктором, а также увеличителем крутящего момента (УКМ).

Коробка передач гусеничного трактора ДТ-75
Механизм коробки передач трактора ДТ-75

Устройство коробки передач

Узел представляет собой редуктор с продольно расположенными валами в составе с прямозубыми цилиндрическими шестернями, где формирование передаточных чисел обеспечивается зацеплением пар зубчатых колёс при скользящем их осевом перемещении. Механизм размещён в отдельном переднем отсеке общего литого корпуса трансмиссии.

Картер трансмиссии ДТ-75
Корпус КПП и заднего моста трактора ДТ-75

Смазка редуктора КПП осуществляется разбрызгиванием масла из масляной ванны отсеков коробки и главной конической передачи заднего моста в общем корпусе трансмиссии. Общий объём заправки КПП и главной передачи моста гусеничного трактора ДТ-75 — 9 литров трансмиссионного масла до уровня контрольных отверстий. В отдельный картер реверс-редуктора заправляется 4.3 литра смазки, в ходоуменьшитель -2.92 литра.

Реверс, КПП, задний мост с конечными передачами трактора ДТ-75
Трансмиссия трактора ДТ-75 в сборе с реверс редуктором

Кинематическая схема механизма

Редуктор состоит из прямозубых цилиндрических шестерён, часть из которых жестко зафиксированы стопорными кольцами на шлицах валов, образуя пары зубчатых колёс постоянного зацепления; другие имеют способность двигаться в осевом направлении, скользя по шлицам валов с помощью вилок механизма переключения и входить в зацепление с шестернями в соответствии с выбранной передачей.

Схема коробки передач гусеничного трактора
Кинематическая схема КПП трактора ДТ-75

Редуктор коробки состоит из четырёх валов:

  • Первичный вал принимает вращательный момент от вала сцепления трактора и выступает своими шестернями в качестве ведущей части механизма по отношению к остальным валам. Дополнительно в его внутренней полости проходит вал привода ВОМ трактора.
  • Вторичный вал своими шестернями выполняет роль ведомой части механизма КПП в формировании передаточных чисел и осуществляет собой передачу преобразованного крутящего момента на задний мост трактора, через выполненную за одно целое с деталью коническую шестерню, которая и является ведущей частью главной передачи моста.
  • Вал заднего хода своей промежуточной шестерней постоянного зацепления получает привод от первичного вала и своим скользящим блоком при взаимодействии с вторичным валом меняет направление вращения, обеспечивая задний ход.
  • Дополнительный вал в конструкцию встроен для формирования V, VI, VII передач при взаимодействии шестерён в цепочке «первичный вал – промежуточная шестерня на валу заднего хода — дополнительный вал – вторичный вал».
  • Механизма переключения работает через рычаг управления с ползунками и вилками, взаимодействующими непосредственно с каретками скользящих шестерён, участвующих в формировании передаточных чисел скоростей трактора.
Коробка передач ДТ-75
Схема КПП ДТ-75

Порядок зацепления шестерен по передачам

Из схемы взаимодействия зубчатых колёс видно, что для формирования первых четырёх скоростей работа коробки идёт по короткому пути — сразу с первичного вала на вторичный. Конструктивно опоры и мощность сечения данных валов отличаются от остальных деталей большим диаметром, что соответствует наиболее высокому тяговому усилию создаваемому трактором на этих передачах.

Зацепление шестерён коробки передач ДТ-75
Положение шестерён КПП трактора ДТ-75 по передачам

Для формирования V, VI и VII передач вращение передаётся с первичного вала на промежуточную шестерню на вале заднего хода от неё на промежуточный вал и далее на вторичный.

Марки подшипников редуктора коробки

Конструктивно валы коробки опираются на пары подшипников, где передняя опора ближе к двигателю трактора. Передняя опора вторичного вала устанавливается через пакет регулировочных прокладок под торцевым фланцем стакана, обеспечивая осевым положением вала регулировку зацепления конической паре шестерён главной передачи заднего моста.

Валы КПППередняя опораЗадняя опора
Первичный

 

Радиальный роликовый подшипник с цилиндрическими роликами — 32213КМШарикоподшипник радиальный однорядный — 311
ВторичныйШарикоподшипник радиально-упорный — 700409Роликовый радиально-упорный подшипник с короткими роликами – 2612КМ
Заднего ходаРадиальный роликовый подшипник с короткими роликами -102407Радиальный роликовый подшипник с короткими роликами — 32605K
ДополнительныйШарикоподшипник однорядный радиально — 407Радиальный роликовый подшипник с короткими роликами — 32605K

Детализация

Сборочные плакаты содержат заводские каталожные номера деталей коробки, ходоуменьшителя и реверс редуктора трактора ДТ-75 для удобства в поиска запасных частей к трактору.

Коробка передач ДТ-75
Детализация КПП ДТ-75 первичный и вторичный вал
Коробка передач ДТ-75
Детализация КПП ДТ-75 дополнительный вал и вал заднего хода
Реверс ДТ-75
Схема реверс-редуктора трансмиссии трактора ДТ-75
Редуктор реверса ДТ-75
Детали реверс-редуктора трактора ДТ-75

Схема переключения передач

Учитывая продольное размещение валов в механизме КПП переключение скоростей осуществляется в поперечном движении рычага переключения по нейтрали, а непосредственное включение скорости продольным перемещением рычага назад или вперёд, при совпадении с сектором включения выбранной передачи.

Переключение передач КПП ДТ-75

Беря во внимание конструкцию КПП, переключение передачи осуществляется только в условиях полной остановки трактора и полного разъединения муфты сцепления, когда вращение валов и шестерён редуктора коробки передач и других используемых в составе трансмиссии редукторов (реверса или ходоуменьшителя) будут максимально замедленны или остановлены.

Переключение ходоуменьшителя

Включение замедленной передачи с использованием ходоуменьшителя предполагает выбор подходящего по скорости одного из четырёх диапазона ходоуменшителя с последующей корректировкой скорости движения переключением основной коробки передач в пределах четырёх скоростей переднего хода (I, II, III, IV).

Управление ходоуменьшителем трактора ДТ-75
Схема переключения диапазонов ходоуменьшителя ДТ-75

Переключение реверс редуктора

Использование реверса позволяет повысить производительность и упростить управление на бульдозерных работах, при трамбовке силоса и других операциях, предполагающих частые переезды трактора задним ходом.

Переключение реверса ДТ-75
Схема переключения реверс-редуктора трактора ДТ-75

Реверс редуктор предполагает выбор рычагом управления трёх положений:

  • движение задним ходом в режиме реверса в соответствии с включённой одной из четырёх (I, II, III, IV), предварительно включённой передачи переднего хода КПП трактора;
  • движение замедленным ходом вперёд — также в соответствии с предварительно включённой скорости КПП;
  • положение прямой передачи, при включении которой реверсный режим отключается и управление скоростями осуществляется в стандартном режиме без участия редуктора реверса.

Формируемые скорости по передачам

Переключение скоростей осуществляется вхождением в зацепление соответствующих шестерён скользящим осевым передвижением по валам коробки при полном выжиме сцепления

Формируемые скорости непосредственно коробкой по передачам на номинальных оборотах двигателя и без учета буксования гусеничного движителя.

ПередачаСкорость движения в км/час
I5.45
II6.08
III6.77
IV7.52
V8.38
VI9.31
VII11.49
Задний ход4.67

Скорости км/час формируемые ходоуменьшителем

Передачи КПП

Диапазоны ходоуменьшителя

ПервыйВторойТретийЧетвертый
I0.3370.7171.6673.539
II0.3760.801.863.95
III0.4180.8912.074.396
IV0.4650.992.304.886

Исходя из имеющихся четырёх диапазонов ходоуменьшения задний ход трактора также получает по одному замедленному передаточному числу в каждом диапазоне.

Нужно отметить, что данные передаточные числа не предназначены для увеличения тягового усилия, а только для получения сверхмалых технологических скоростей. Во избежание перегрузок в механизме при использовании в трансмиссии ходоуменьшителя или реверса, включение V, VI, VII передач основной коробки скоростей запрещено.

Нужно отметить, что версии поздних бульдозеров на базе ДТ-75, стандартно укомплектованные реверс-редукторами, стали выпускаться с КПП без V, VI и передачи заднего хода для исключения перегрузок в реверсе и удобства в управлении.

Ссылка на основную публикацию