Table of Contents
Для применения в охлаждении двигателей водителям известны жидкости с названиями «Тосол» и «Антифриз». Часто пользователи задаются вопросами: «В чем разница между антифризом и тосолом, что из двух жидкостей лучше, и как их отличить?». В данном материале постараемся ответить на выше указанные вопросы, что поможет дать понимание в правильности применения охлаждающих жидкостей для двигателей.
Какая разница между антифризом и тосолом
С точки зрения своего назначения, физических качеств оба названия являются синонимами. Отличием между двумя лексическими формулировками является история их рождения.
«Антифриз» – является общемировой, более широкой, формулировкой обозначения охлаждающих, незамерзающих (Antifreeze) жидкостей для двигателей внутреннего сгорания . Изначально антифриз, как и тосол, имели одинаковую химическую основу, но впоследствии развития технологий усовершенствованные антифризы получили ряд принципиально новых химических формул, которые адаптированы к определённым характеристикам двигателей, учитывают безопасность и экологичность, имеют более длительный срок эксплуатации.
История рождения значения «Тосол» пришло из советского промышленного комплекса, где в НИИ органической химии была разработана формула охлаждающей жидкости. Составляющее «ТОС» является аббревиатурой, расшифровывающейся как название отдела института разработчика – «Технологии Органического Синтеза». Приставка «ол» является составляющей конечной части, принятой в органической химии, в обозначении спиртов.
Например, спирты — «этанол» — этиловый спирт», «метанол» – метиловый спирт.
В последствии, с распространением и завоеванием спроса на рынке слово «Тосол» приобрело ценность бренда, на который в своё время юридически никто не предъявил свои права. В связи с этим, под данным названием, в настоящее время на территории пост советского пространства множество хим. предприятий выпускают охлаждающую жидкость для двигателей. Традиционно тосол имеет вид слегка маслянистой жидкости синего цвета.
Чтобы, подытожить выше описанное, можно сказать следующее:
- Под Тосолом понимают советскую марку охлаждающей жидкости на спиртовой основе
- Охлаждающие Антифризы, в своём разнообразии видов, к которым также относится Тосол, являются рядом охлаждающих жидкостей, поделенного на группы различающихся свойствами и химическим составом
Из этого следует, что антифризы своей широкой линейкой и разнообразием улучшенных физических свойств более гибки в учёте характеристик двигателя вашей машины и имеют боле длительный срок эксплуатации.
Состав антифризов
С учётом требований к охлаждающим жидкостям двигателей, очень важны следующие показатели и свойства:
- Высокий показатель теплообмена для хорошего отвода тепла от цилиндров
- Низкая температура замерзания для возможности эксплуатации техники в холодное время года
- Повышенная температура кипения для работы охлаждающей жидкости в условиях повышенных температур ˃100°С
- Минимальный коэффициент расширения жидкости
- Минимальная химическая активность, исключающая образование накипи, коррозии в температурных режимах работы двигателя
- Достаточная вязкость
Химический состав Тосола
Исходя из выше перечисленных показателей изначально химиками были выведены формулы основы антифризов типа «Тосол», которые делятся на две группы:
- Этиленгликолевые растворы на основе простейшего двухатомного спирта
- Спиртоводоглицериновые растворы на основе спирта и глицерина
Этиленгликоль в чистом виде представляет собой бесцветную слегка желтоватую, вязкую жидкость без запаха, с удельной теплоёмкостью при температуре 20°С -2.4 кДж/кг град, коэффициентом объёмного расширения 0.00062, температурой кипения 197.4°С, плотностью 1113 кг/м³. Из-за низкой температуры вспышки 122°С в чистом виде данное химическое соединение в качестве охлаждающей жидкости не используют. Кроме этого, нужно отметить, что этиленгликоль обладает высокой токсичностью и вызывает при попадании в организм человека тяжёлые отравления.
Для придания охлаждающей жидкости стойкости к появлению накипи и химического осадка при взаимодействии с конструкционными материалами двигателя, и узлами системы охлаждения в состав антифризов включают 2.5-3% специальных присадок сложной химической композиции. Таким образом, специальные антифризы отличаются составом присадок, которые адаптируют жидкость к применению в двигателях, выполненных из разных материалов. Так антифризы для двигателей с алюминиевыми блоками и моторов из чугуна могут отличаются составом присадок.
В состав простейших антифризов типа Тосол в качестве присадок используют силикаты, которые покрывают тонким слоем полости системы охлаждения и трубопроводов. Этим самым замедляется коррозийное действие, но несколько снижает теплообмен в системе. В среднем, жидкости типа «Тосол» имеют срок эксплуатации не более двух лет.
Марки и температура замерзания Тосола
Используя водные растворы этиленгликоля в различных пропорциях можно получить антифриз с температурой замерзания от 0 до -75°С.
Популярный Тосол марки 40 с температурой замерзания — 40°С представляет собой раствор 53% этиленгликоля/47% воды.
Тосол марки 65 с замерзанием -65°С, представляет собой раствор 66% этиленгликоля/34% воды.
Химический состав современных антифризов
Последние 15 лет, учитывая токсичность этиленгликолевых соединений в составе примитивных антифризов и негативного их влияния на экологию, кроме повышения эксплуатационных, физических характеристик, ведутся активные разработки в повышении безопасности жидкостей с переходом на органические химические основы. Особое внимание данной проблеме уделяют европейские производители.
Ориентируясь на европейскую классификацию современные антифризы делятся на три основные классы, которые отражают степень эффективности теплоотвода, защиты от коррозийных процессов и уровень экологичности.
- Категория жидкостей на минеральной основе G11 в своём составе имеет присадки, обеспечивающие смазку и антикоррозийное действие. Данный класс антифризов считается бюджетным.
- Жидкости категории G12 обладают антикоррозийным действием и своими присадками улучшают теплообмен высокооборотистых двигателей с повышенным температурным режимом.
- Антифризы категории G13 производится на органической основе пропиленгликоля, преимуществом которого является экологическая безопасность, жидкость быстро разлагается без последствий в окружающей среде.
Гибридные неорганические антифризы класса G11 в своём составе имеют антикоррозийные ингибиторы на основе силикатов или фосфатов. Такие жидкости подходят к любым двигателям и любому типу радиатора, имеют срок эксплуатации до 3 лет.
Карбоксилатный органический антифриз G12 (жидкость красного цвета) имеет срок службы до 5 лет. Отличается хорошими антикоррозийными свойствами, абсорбируются только в очагах коррозии образуя плёнку толщиной 0.1 микрон, что положительно отражается на теплообменных процессах в двигателе и радиаторе.
Органический лобридный антифриз класса G13 на основе органических кислот и силикатов, дополненный минеральными ингибиторами, отличается образованием сверхтонкой защитной плёнки в полости системы охлаждения, которая вступает в защитную реакцию только в очагах образования коррозии. При условии заливки такого антифриза в новый автомобиль его срок эксплуатации неограничен. Ранние версии антифриза имеют красный окрас, оранжевый и жёлтый более новые составы, после 2012 года – фиолетовый цвет. Жидкости активно используются автомобильными компаниями Пежо и Ситроен.
Безопасные антифризы на основе пропиленгликоля класса G13 были разработаны в 2008 году, обычно окрашиваются в жёлтый или оранжевый цвет. По ценнику охлаждающие жидкости данного класса значительно дороже всех остальных антифризов.
Температура замерзания антифриза
Основная часть антифризов реализуется в виде концентрированных жидкостей, что позволяет путём добавления дистиллированной воды получить раствор нужного порога замерзания. При приготовлении раствора, добавляя воду, ориентируются на показатель плотности. Стандартно ёмкости концентрата антифриза имеют таблицы с данными показателей плотности и соответствующими им порогами замерзания растворов. Подбирая соответствующую плотность можно добиться нужного порога замерзания в пределах от 0 до — 75°С.
Что означает цвет антифриза
Если рассматривать цвета в глобальном плане, то можно сказать, что европейские, американские или японские производители используют окрас антифриза как сигнализатор по совершенно разным критериям жидкости. В связи с этим возникает сплошная путаница в определении свойств антифриза по окрасу.
Так американские производители не придают никакого значения цвету охлаждающей жидкости, где используются нитритные антифризы красного и зелёного цвета. Кстати, использование нитритных антифризов в Европе запрещено законодательно.
Европейские производители окрасом антифриза обозначают градацию по химическому составу, классу экологичности и типу присутствующих присадок: где класс G11 окрашивают в зелёный желтый или синий цвет, класс G12 — красный окрас, антифризы класса G13 – имеют фиолетовый окрас.
Если говорить о российских марках охлаждающих жидкостей, то отечественные производители придерживаются европейской системе классификации антифризов, где окрас соответствует классу. Так, обычный тосол с температурой замерзания — 40 °С окрашивают в сине-зелёный цвет. Зелёный тосол говорит о принадлежности европейской классификации G11 — бюджетной охлаждающей жидкости.
Японские производители окрасом подразумевают температуру замерзания жидкости: красный цвет говорит о температуре замерзания – 30°С, зелёный — с замерзанием при — 25°С, жёлтый – с замерзанием при – 20°С.
Также важнейшим назначением окраса охлаждающей жидкости является возможность визуального контроля уровня в системе и диагностики состояния системы охлаждения.
Так потеря окраса или изменение цвета жидкости говорит о нарушении герметичности системы, появлении в жидкости масла, продуктов окисления и других посторонних включений, снижающих эффективность теплообмена в системе.
Можно ли смешивать антифризы
При необходимости долить охлаждающую жидкость нужно понимать, что смешивать антифризы можно только при совпадении химических формул, то есть можно смешивать только антифризы совпадающих марок.
В противном случае смешивание может привести к реакциям, вызванных химическим взаимодействием присутствующих в антифризах разных по составу присадок. Результатом реакций может быть выпадение осадка в смешанной жидкости, что приведёт к забиванию радиатора и других узких проходов в системе, появлению накипи и налёта снижающих эффективность охлаждения. В таких случаях приходится полностью менять жидкость после полной промывки системы охлаждения двигателя.
В практике, дабы избежать выше описанную ситуацию, при приготовлении охлаждающей жидкости из концентрата опытные водители делают раствор с заранее пониженным порогом замерзания, что позволяет всегда при необходимости восстановить сниженный уровень охлаждающей жидкости добавлением небольшого количества воды в систему.