/Y

Натяжительный, направляющий ленивец ходовой гусеницы трактора ДТ 75

В составе каждой стороны ходовой части трактора ДТ 75 натяжение гусеницы осуществляется передним направляющим колесом на подпружиненном шарнирном кривошипном подвесе. Поскольку данное колесо не получает прямого привода от трансмиссии, а лишь выполняют функцию направляющего переднего катка, на переднем закруглении гусеничного движителя, используя профессиональный сленг трактористов данное колесо называют- «ленивцем». В составе ходовой данного гусеничного трактора ленивец может иметь как механический, так и гидравлический типы действия натяжения.

Передний натяжительный каток ДТ 75

Виды механизмов натяжения гусениц

Надо отметить, что среди тракторов на гусеничном ходу по конструктивному исполнению натяжные устройства направляющих колёс движителя могут быть типов — кривошипные или ползунковые.

Направляющий каток гусеницы ДТ 75
Направляющий ленивец гусеницы ДТ 75 на кривошипном подвесе

Первые используют в большей степени на гусеничных машинах отличающихся высокой маневренностью, работающих в активной динамике движения по пересеченной местности, с высокой степенью копирования подвеской рельефа местности и широким диапазоном переключения скорости. К таким относятся:

  • гусеничные сельскохозяйственные трактора Т 150, Т-74, ДТ-75, МТЗ 2103, МТЗ 1502
  • гусеничные вездеходы различного назначения
  • военная гусеничная техника
Ползунковый тип натяжения гусеницы трактора
Ползунковое натяжение гусеницы трактора Т 170

Ползунковый тип натяжения гусеницы применяется в составе специальной тяжёлой самоходной гусеничной техники. Такая конструкция отличается высокой жёсткостью, что обеспечивает надёжную работу в условиях больших тяговых нагрузок. Ходовые гусеничные части машин с ползунковым натяжением, в сравнении с кривошипным подвесом ленивца, не имеют хорошей способности к копированию рельефа, более тихоходны и отличаются повышенной устойчивостью к опрокидыванию. К примерам таких машин относятся:

  • тяжёлые, карьерные, промышленные гусеничные трактора Т-4, Т-170 (Т-130), ДЭТ 250 (ДЭТ 320, 400)
  • самоходные экскаваторы, краны и другая специальная самоходная техника

Подвес ленивца ДТ 75

Подвес переднего направляющего колеса гусеницы ДТ-75 выполнен в виде одноколенного кривошипа. Верхняя ось кривошипа закреплена с помощью торцевой шайбы затянутой тремя болтами в цилиндрической опоре в вареной в передней части рамы. Опора выполнена в виде скользящего шарнира с установленными закалёнными втулками. Консистентная смазка в опору закладывается при её сборке.

Детали по каталогу ленивца трактора ДТ 75
Сборочная карта ленивца ДТ 75 с механическим натяжением
Список деталей по каталогу направляющего колеса гусеницы ДТ-75
Список деталей по каталогу направляющего колеса гусеницы ДТ-75

Поворотом коленчатой оси в шарнире рамы осуществляется изменение продольного положения колеса, чем и изменяется степень натяжки гусеницы. Для передачи усилия натяжения с задней стороны колена кривошипа расположена упорная проушина для подсоединения через палец кронштейна натяжного устройства.

На свободный край нижней оси кривошипа, на двух роликовых подшипниках (7311К и 7313К или 7513), установлено направляющее колесо-ленивец. Между подшипниками установлено дистанционное распорное кольцо. Со свободного края опора затянута шплинтующейся гайкой, которая закрыта крышкой. Смазка подшипниковой опоры заправляется через конусную пробку, установленную в торцевую крышку нижней оси. Подшипниковый узел защищён уплотнительным пакетом, в состав которого входят прокладки, уплотнительные кольца и пружинный пыльник.

Регулировку осевого зазора в подшипниках опоры ленивца осуществляют регулировочной гайкой на наружном крае оси. Для настройки зазора: снимают крышку ступицы, отгибают края фиксирующей контргайку шайбу; ослабляют контргайку; отворачивают регулировочную гайку на 1-2 оборота и затягивают её до тугого вращения направляющего катка-ленивца от руки; в заключении затягивают контргайку и фиксируют загибом краёв шайбы к её граням; устанавливают крышку ступицы и заправляют опору маслом.

Механический натяжитель

Регулировка продольного положения ленивца в механическом натяжителе осуществляется за счёт резьбовой части упорного винта, обеспечивая изменение длину его вылета. Непосредственная настройка осуществляется вращением регулировочной гайки в заднем упоре резьбового винта натяжного устройства при предварительном ослаблении контргайки.

Для сглаживания ударных нагрузок от гусеничного движителя на направляющее колесо в составе натяжителя установлены амортизирующий блок, состоящий из двух цилиндрических пружин зажатых стяжной гайкой между двумя торцевыми фланцами. Пружина с меньшим диаметром размещена внутри витковой полости пружины большего диаметра амортизирующего блока.

Регулировка натяжки гусеницы гусеничного трактора
Проверка натяжения гусеницы ДТ 75

При правильной сборке амортизатора натяжителя гусеницы трактора ДТ-75, ДТ 75М длина пружины должна быть сжата до 640 мм. Нормальным натяжением гусеницы трактора считается её провисание между двумя верхними поддерживающими катками на 30-50 мм. Проверку натяжения осуществляют после проезда трактора вперёд-назад на 2-3 метра.

В случаях, когда шарниры гусеницы получают выработку, и при невозможности соблюсти нормальный параметр натяжения гусеницы в крайнем переднем положении ленивца, из цепи гусеницы удаляют одно звено, компенсируя, таким образом, удлинение движителя в результате износа в его шарнирных сочленениях звеньев.

Гидравлический натяжитель

В данном виде натяжителя вместо винта натяжение осуществляется за счет встроенного гидроцилиндра, где наполнением нагнетательной полости консистентной смазкой изменяют вылет его штока, осуществляющего изменение продольного положения ленивца.

Гидронатяжитель гусеницы ДТ 75
Гидравлическое натяжное устройство гусеницы ДТ 75Н
Гидравлический натяжитель ДТ 75
Гидронатяжитель гусеницы ДТ 75 в сборе
Детали по каталогу гидронатяжителя гусеницы ДТ 75
Сборочная карта по каталогу гидравлического натяжителя гусеницы ДТ 75
Список деталей гидравлического натяжителя гусеницы ДТ-75
Список деталей по каталогу гидравлического натяжителя гусеницы ДТ-75

Ссылка на основную публикацию