Table of Contents
В составе каждой стороны ходовой части трактора ДТ 75 натяжение гусеницы осуществляется передним направляющим колесом на подпружиненном шарнирном кривошипном подвесе. Поскольку данное колесо не получает прямого привода от трансмиссии, а лишь выполняют функцию направляющего переднего катка, на переднем закруглении гусеничного движителя, используя профессиональный сленг трактористов данное колесо называют- «ленивцем». В составе ходовой данного гусеничного трактора ленивец может иметь как механический, так и гидравлический типы действия натяжения.
Виды механизмов натяжения гусениц
Надо отметить, что среди тракторов на гусеничном ходу по конструктивному исполнению натяжные устройства направляющих колёс движителя могут быть типов — кривошипные или ползунковые.
Первые используют в большей степени на гусеничных машинах отличающихся высокой маневренностью, работающих в активной динамике движения по пересеченной местности, с высокой степенью копирования подвеской рельефа местности и широким диапазоном переключения скорости. К таким относятся:
- гусеничные сельскохозяйственные трактора Т 150, Т-74, ДТ-75, МТЗ 2103, МТЗ 1502
- гусеничные вездеходы различного назначения
- военная гусеничная техника
Ползунковый тип натяжения гусеницы применяется в составе специальной тяжёлой самоходной гусеничной техники. Такая конструкция отличается высокой жёсткостью, что обеспечивает надёжную работу в условиях больших тяговых нагрузок. Ходовые гусеничные части машин с ползунковым натяжением, в сравнении с кривошипным подвесом ленивца, не имеют хорошей способности к копированию рельефа, более тихоходны и отличаются повышенной устойчивостью к опрокидыванию. К примерам таких машин относятся:
- тяжёлые, карьерные, промышленные гусеничные трактора Т-4, Т-170 (Т-130), ДЭТ 250 (ДЭТ 320, 400)
- самоходные экскаваторы, краны и другая специальная самоходная техника
Подвес ленивца ДТ 75
Подвес переднего направляющего колеса гусеницы ДТ-75 выполнен в виде одноколенного кривошипа. Верхняя ось кривошипа закреплена с помощью торцевой шайбы затянутой тремя болтами в цилиндрической опоре в вареной в передней части рамы. Опора выполнена в виде скользящего шарнира с установленными закалёнными втулками. Консистентная смазка в опору закладывается при её сборке.
Поворотом коленчатой оси в шарнире рамы осуществляется изменение продольного положения колеса, чем и изменяется степень натяжки гусеницы. Для передачи усилия натяжения с задней стороны колена кривошипа расположена упорная проушина для подсоединения через палец кронштейна натяжного устройства.
На свободный край нижней оси кривошипа, на двух роликовых подшипниках (7311К и 7313К или 7513), установлено направляющее колесо-ленивец. Между подшипниками установлено дистанционное распорное кольцо. Со свободного края опора затянута шплинтующейся гайкой, которая закрыта крышкой. Смазка подшипниковой опоры заправляется через конусную пробку, установленную в торцевую крышку нижней оси. Подшипниковый узел защищён уплотнительным пакетом, в состав которого входят прокладки, уплотнительные кольца и пружинный пыльник.
Регулировку осевого зазора в подшипниках опоры ленивца осуществляют регулировочной гайкой на наружном крае оси. Для настройки зазора: снимают крышку ступицы, отгибают края фиксирующей контргайку шайбу; ослабляют контргайку; отворачивают регулировочную гайку на 1-2 оборота и затягивают её до тугого вращения направляющего катка-ленивца от руки; в заключении затягивают контргайку и фиксируют загибом краёв шайбы к её граням; устанавливают крышку ступицы и заправляют опору маслом.
Механический натяжитель
Регулировка продольного положения ленивца в механическом натяжителе осуществляется за счёт резьбовой части упорного винта, обеспечивая изменение длину его вылета. Непосредственная настройка осуществляется вращением регулировочной гайки в заднем упоре резьбового винта натяжного устройства при предварительном ослаблении контргайки.
Для сглаживания ударных нагрузок от гусеничного движителя на направляющее колесо в составе натяжителя установлены амортизирующий блок, состоящий из двух цилиндрических пружин зажатых стяжной гайкой между двумя торцевыми фланцами. Пружина с меньшим диаметром размещена внутри витковой полости пружины большего диаметра амортизирующего блока.
При правильной сборке амортизатора натяжителя гусеницы трактора ДТ-75, ДТ 75М длина пружины должна быть сжата до 640 мм. Нормальным натяжением гусеницы трактора считается её провисание между двумя верхними поддерживающими катками на 30-50 мм. Проверку натяжения осуществляют после проезда трактора вперёд-назад на 2-3 метра.
В случаях, когда шарниры гусеницы получают выработку, и при невозможности соблюсти нормальный параметр натяжения гусеницы в крайнем переднем положении ленивца, из цепи гусеницы удаляют одно звено, компенсируя, таким образом, удлинение движителя в результате износа в его шарнирных сочленениях звеньев.
Гидравлический натяжитель
В данном виде натяжителя вместо винта натяжение осуществляется за счет встроенного гидроцилиндра, где наполнением нагнетательной полости консистентной смазкой изменяют вылет его штока, осуществляющего изменение продольного положения ленивца.