/Y

Развал схождения колёс автомобиля

Данный технический критерий является важной настойкой ходовой части, влияющий как на управляемость автомобиля, так и равномерность износа колёсных шин любого колёсного транспорта. Настройка развала схождения колёс производится в соответствии с техническими требованиями производителя конкретной марки транспортного средства. В большей степени регулировки касаются положения передних управляемых колёс машины.

Развал схождения колёс

Зачем делать развал схождение колёс

Смысл настройки заключается в необходимости соблюдения строгой параллельности положения всех ходовых колёс с соблюдением строгой симметрии относительно центральной оси машины. Данная настройка обеспечивает устойчивость хода прямолинейного движения автомобиля, снижает нагрузку на его ходовую часть и элементы конструкции рулевого управления обеспечивая, как комфорт и безопасность управления транспортным средством.

Технической причиной необходимости регулировки есть невозможность исключения в конструкции подвески ходовой части и рулевого управления проявления суммарного люфта и реактивных усилий, вызывающего неустойчивость хода автомобиля при движении.

Что такое схождение колёс

В автомобилестроении, для обеспечения устойчивого хода транспортного средства и соблюдения гарантированной условной параллельности хода правых и левых колёс, принято осуществлять регулировку их положения с небольшим углом схождения к продольной оси относительно фронта движения вперёд.

Углы схождения колёс
Схема настройки схождения колёс

То есть под схождением понимают некий угол поворота левого и правого колеса к друг другу, относительно переднего хода движения и продольной оси транспортного средства.

Схождение колёс
Виды положения схождения колёс автомобиля

По умолчанию все рулевые передние колёса автомобиля настраиваются с неким углом схождения к друг другу. При появлении в положении колёс в стороны друг от друга, относительно переднего фронта движения, оказывается крайне негативное влияние на конструкцию ходовой части и шины, поскольку в результате возникают силы, буквально разрывающие подвеску, так как колёса одноименной оси ходовой части стремятся раскатится в разные стороны. Такое положение колёс называют отрицательным схождением.

Как понимать развал колёс

Для поддержания оптимального пятна контакта шин с поверхностью дороги, что также влияет на устойчивость хода автомобиля, в положении колёс настраивается их угол наклона по вертикали. Такие углы называют – развалом, которые могут быть как с наклоном к друг другу, так и в стороны.

Развал колёс автомобиля
Вертикальные углы развала колёс

Положение верхних краёв колёс с углами наклона во внутрь к продольной оси транспортного средства называют отрицательным развалом. Положение колёс с углом наклона в стороны по вертикали от продольной оси автомобиля называют положительным развалом. Характер настройки развала зависит от конструкции подвески автомобиля, ширины протектора используемых шин и рабочего давления в них.

Развал колёс автомобиля
Положительный вертикальный угол развала

 

В каких случаях делают регулировку развала схождения

Данную настройку производят: после проведения ремонта ходовой или рулевого управления, когда параметры будут положения будут изменены в результате замены составных частей механизмов; а также, периодически, согласно эксплуатационных правил, установленных производителем, транспортного средства. Стандартно регламентную настройку проводят после пробега автомобилем 25-30 тысяч км. А также профилактическую проверку развала схождения рекомендуют проводить при сезонной смене шин.

Замена шин в составе колес без увеличения их размера, смена или перестановка колёс, ремонт колёсных дисков не являются причиной для проведения регулировки развала схождения.

Требования к проведению настройки

Условием для проведения успешной настройки есть исправное техническое состояние ходовой части и рулевого управления, где суммарные зазоры в сочленениях деталей конструкции находятся в допустимых пределах.

Пневматические шины колёс транспортного средства должны иметь: одинаковое, установленное производителем рабочее давление; иметь одинаковый размер, тип и рисунок протектора.

Колёса машины должны быть отбалансированы и равномерно затянуты на колёсных ступицах с установленным усилием.

Также важно, чтобы несущая конструкция была не деформирована, так как в противном случае симметрия автомобиля будет нарушена и регулировка развала не даст желаемого результата.

Процесс настройки

В большинстве случаев установка схождения передних колес осуществляется изменением длинны тяг в конструкции привода рулевого управления, либо регулировками в опорах подвески. Стандартно квалифицированный настройщик, в зависимости от особенностей конструкции автомобиля, регулировку осуществляют в течении от 30 минут до часа.

Регулировка развала схождения
Пост настройки развала схождения

Настройку осуществляют на специальной ровной площадке оборудованной набором измерительных приборов и приспособлений, позволяющих оценить, как существующие отклонения положения колёс, так и осуществить проверку правильности их положения после регулировки.

В арсенал приспособлений могут входить раздвижные штанговые линейки, световые оптические указательные маяки и всевозможные кронштейны их крепления к ходовой части автомобиля.

Компьютерная настройка схождения колёс
Дисплей компьютерной настройки развала схождения

В современно оборудованных автомастерских диагностику и настройку осуществляют с помощью компьютерного оборудования, подключенного к элементам ходовой части транспортного средства.

Развал схождение задних колёс

В грузовых автомобилях с простой конструкцией задней подвески настройка положения задних колёс отсутствует, поскольку условная параллельность гарантирована жестким креплением ступиц к балке задней оси и строгой симметрией точек крепления подвески к остову машины.

В большей степени в легковых автомобилях, особенно с независимой подвеской, такая настройка задних присутствует поскольку жесткой связи между левым и правым колесом задней оси нет. Её смысл заключается в установке задних колесных ступиц с рекомендуемыми минимальными углами развала и схождения для улучшения манёвренности автомобиля в соответствии с колеёй передних колёс.

Регулировка развала задних колёс
Развал схождение задних колёс автомобиля

Регулировку осуществляют, в зависимости от конструкции подвески, с помощью специальных настроечных болтов в составе опорных рычагов ступиц, либо установкой регулировочных шайб или пластин в ступичной опоре колеса.

Настройку положения задних колёс осуществляют после ремонта задней подвески, либо при необходимости при настройке развала схождения передних управляемых колёс автомобиля.

Признаки плохой настройки

Несоответствующая настройка развала схождения проявляется, когда при движении по ровной дороге с гладким твердым покрытием машину тянет в сторону. При этом для удержания руля управления в положении прямолинейного движения прилагаются усилия, другими словами руль самопроизвольно тянет в сторону. Вместе с этим будет чувствоваться дискомфорт при выполнении поворотов, когда нужно прилагать дополнительные усилия при повороте руля для входа в поворот, и при выходе из него. При этом радиусы правого и левого минимального разворота транспортного средства будут отличатся. В довершении всего сказанного неправильная настройка будет подтверждаться повышенным неравномерным износом протектора шин.

Виляние управляемых колёс со стороны в сторону говорит о нестабильности положения колёс в результате повышенного люфта в конструкции ходовой части и рулевого управления. В данном случае требуется диагностика и ремонт ходовой с последующей настройкой схождения колёс.

Если дополнительно нестабильность прямого движения на скорости сопровождается биением рулевого колеса — данный симптом говорит, в первую очередь, о нарушении балансировки колёс или нарушению структуры корда резиновых пневматических шин.

Углы положения колёс

Поскольку данная статья не претендует на глубокую экспертность, а лишь преследует цель объяснить обывателю простыми словами принципиальный смысл настройки развала схождения и его важность в работе ходовой части автомобиля, нужно отметить, что значение установочных углов колёс являются чисто справочной технической информацией производителя конкретной марки автомобиля.

Проверить или замерить углы установки колес без соответствующей квалификации и наличия оборудования обычному обывателю практически невозможно, а подтвердить правильность настройки может каждый комфортом в управлении автомобилем и отсутствием ранее описанных негативных симптомов.

Причем, для искушенных автолюбителей нужно отметить, что углы настройки колёс в зависимости от характера эксплуатации одной и той же марки машины могут отличатся в допустимых пределах. Изменением углов развала уменьшают или увеличивают пятно контакта шин с поверхностью, что вместе с давлением в шинах и рисунком протектора влияет как на управляемость, так и на КПД приложенного к поверхности дороги тягового усилия автомобилем. В основном такие специальные настройки осуществляют на спортивных автомобилях и машинах, эксплуатируемых в особых условиях.

 

Ссылка на основную публикацию