/Y

Причины почему буксует сцепление, методы устранения

В составе механической трансмиссии любого транспорта муфта сцепления выполняет функцию включателя-выключателя потока мощности от двигателя на коробку передач и ходовую часть. Исправная работа муфты заключается в максимальном КПД передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии в соединённом положении, и в полном разрыве потока мощности при её выключении. Любая причина вызывающая неполное включение или неполное выключение сцепления приводит к быстрому выходу механизма из строя в результате буксования, что в общем выражается невозможностью осуществлять движение автомобилю.

Сцепление сгорело в результате пробуксовки
Результат пробуксовки сцепления

Что значит буксует сцепление

Характер работы муфты заключается в плотном фрикционном соединении своего ведомого диска к маховику двигателя во включенном состоянии передачи потока мощности, и в выключенном состоянии в отсоединении ведомого диска от маховика, при котором поток мощности от двигателя на трансмиссию прерывается.

Муфта сцепления
Схема простого механического сцепления

При любом нарушении плотного прижатия фрикционного диска сцепления к плоскости маховика двигателя снижаются фрикционные силы, соединяющие обе части силовой передачи, что вызывает эффект буксования.

Сцепление автомобиля
Ведущая и ведомая части силовой передачи автомобиля

В качестве технического ликбеза буксование сцепления можно объяснить, как явление проскальзывания, фрикционного диска механизма муфты сцепления по отношению к контактной плоскости маховика двигателя при её включённом положении, то есть когда педаль управления сцепления отпущена.

В данном случае, в результате проскальзывания муфты, не представляется возможной передача в полном объёме, производимого двигателем крутящего момента через сцепление на трансмиссию. Одновременно с потерей КПД передачи мощности от двигателя к трансмиссии в результате проскальзывания ведомого диска муфты повышается износ его фрикционных накладок с выделением большого количества тепла и появления характерного горелого запаха. В таком негативном режиме ресурс муфты изнашивается очень быстро и в зависимости от нагрузок механизм может выйти из стоя за очень короткий промежуток времени эксплуатации.

Именно по этой причине в правилах управления автомобилем с механической трансмиссией не рекомендуется держать пассивно ногу на педали управления сцеплением, чтобы не провоцировать его пробуксовку частичным ослаблением прижатия диска к маховику весом установленной ноги.

Такой же повышенный фрикционный износ диск муфты получает в случае, когда в результате неправильной регулировки рабочего хода происходит неполное выключении муфты при выжиме педали управления сцеплением. Вместе с этим, при недостаточном отводе фрикционного диска от маховика переключение передач КПП происходит с затруднением, так как поток вращательного момента продолжает частично переходить в редуктор коробки, что негативно влияет на зубчатые пары шестерён при попытке вхождения во взаимное зацепление при выборе передачи водителем. Такое переключение передач сопровождается металлическим скрежетом в механизме коробки передач. Используя профессиональный водительский сленг о таком характере работы муфты говорят — «сцепление ведёт» или «муфту ведёт».

То есть, если буксование при включённой муфте может происходить в результате неплотного прижатия фрикционного диска к маховику, то буксование при выключении сцепления может происходить по причине неполного отвода плоскости ведомого диска от маховика двигателя.

Первый вид буксования наиболее опасен своим крайне быстрым влиянием на износ фрикционного диска и требует прекращения эксплуатации автомобиля до проведения работы муфты в соответствие.

Второй вид буксования менее опасен для так, как проскальзывание происходит кратковременно, только при выжиме педали сцепления, и в большей степени оказывает негативное влияние на состояние зубчатых передач коробки в момент включения скорости. В большинстве случаев такую пробуксовку устраняют регулировкой привода управления муфтой.

В общем нужно сказать, что обе причины буксования говорят о неисправности или неправильной регулировки сцепления, требующие экстренного устранения.

Как понять и проверить, что сцепление буксует

Что касается простого механического фрикционного сцепления то основным признаком его буксования является явное несоответствие оборотов двигателя к скорости движения автомобиля. То есть, если при включенной передачи КПП, нажимая на педаль газа обороты двигателя увеличиваются, а скорость движения автомобиля остаётся неизменной или уменьшается — это говорит о резком снижении КПД передачи мощности от двигателя на трансмиссию в следствии пробуксовки муфты. Одновременно с этим, в подтверждение буксования, водитель почувствует запах горелых накладок диска сцепления. Причем данный эффект может проявляться в зависимости от частоты вращения двигателя или тяговой нагрузки, приложенной к автомобилю.

Например, при движении машины по ровной горизонтальной дороге муфта работает исправно, но в случае преодоления подъёма, при увеличении тягового сопротивления, сцепление начинает буксовать, снижая скорость движения с увеличением оборотов двигателя.

Также пробуксовка, с обратным эффектом, может проявляться при попытках торможения двигателем, когда при движении с горы, водитель пытается снизить скорость сбросом оборотов двигателя, а автомобиль продолжает набирать скорость движения, не смотря на включенную передачу, как в режиме обычного накакта на нейтральном положении КПП.

Причины буксования и методы устранения

Как упоминалось выше, любое буксование сцепления в лучшем случае говорит о необходимости его срочной регулировки, либо о необходимости проведения неотложного ремонта данной части трансмиссии, поскольку игнорирование приведёт к полной невозможности двигаться автомобилю.

В список основных причин входят следующие неполадки в механизме муфты  сцепления:

  • Неправильная регулировка механизма
  • Попадание масла в сухой отсек муфты
  • Износ фрикционного диска
  • Обрыв фрикционного диска
  • Износ маховика двигателя
  • Неправильная сборка механизма
  • Заклинивание элементов привода управления сцеплением

Неправильная регулировка привода управления

Муфта сцепления не до конца включается в результате в результате неправильной регулировки при отсутствия свободного хода педали управления. Это говорит, что в приводе отсутствует свободный ход и включенная муфта имеет частично выжатое положение. В этом случае цепь деталей привода от педали управления непосредственно к механизму сцепления нужно несколько уменьшить регулировкой.

В подтверждение правильно проведённой регулировки Вы должны почувствовать, что при отпускании педали муфты соединение с двигателем происходит несколько раньше чем педаль займёт своё верхнее крайнее положение, к примеру на середине полного хода педали.

Если сцепление ведёт при полном выжиме педали, разъединение потока мощности от двигателя к трансмиссии чувствуется только при крайнем выжатом положении педали в пол, а переключение передач затруднено, то Вы должны провести регулировку привода в сторону его удлинения.

Регулировка сцепления
Регулировочная гайка в тросовом приводе управления сцеплением ВАЗ 2109

Стандартно в зависимости от конструкции привода управления муфтой в его составе присутствуют регулировочные точки в виде: резьбовых наконечников тяг; сменных отверстий в шарнирных соединениях элементов привода; резьбовых регулировочных элементов изменения длины приводного троса; регулировочных болтов, изменяющих ход педали управления.

Недопустимый естественный износ фрикционного диска

Буксование по причине высокого износа может сначала проявляться при увеличении тяговой нагрузки. В последствии работа муфты, с увеличением износа фрикционной части диска, потеряет свою способность соединятся с маховиком полностью. Такая работа кроме потери передачи крутящего момента от двигателя трансмиссии сопровождается шумом и металлическим скрежетом.

Выход из строя диска муфты сцепления
Полный износ фрикционной части диска сцепления в результате буксования

Машину с в таком техническом состоянии нужно полностью заглушить, чтобы не провоцировать негативное воздействие изношенным диском на маховик двигателя и механизм корзины сцепления. Автомобиль, с муфтой в таком состоянии, будет полностью обездвижен и для проведения ремонта требует эвакуации.

Обрыв фрикционных накладок диска сцепления

При воздействии сверх нагрузок механизм сцепления может не выдержать, когда фрикционная часть диска обрывается от своей металлической основы, срезав соединительные заклёпки или просто сгорает в результате интенсивной пробуксовки. Такие ситуации могут возникать: при буксовании застрявшего автомобиля в грунтовой грязи или снежных заносах; при буксировании автомобилем застрявшего транспорта; или в любом другом случае, когда тяговые сопротивления автомобилю превышают его технические характеристики. В отдельных случаях выход из строя может быть по причине обрыва шлицов ступицы ведомого фрикционного диска.

Водители данную аварийную ситуацию называют — обрывом сцепления или «сцепление порвано» Так как после таких повреждений автомобиль будет полностью обездвижен для его ремонта потребуется эвакуация.

Неравномерный износ рабочей плоскости маховика двигателя

Часто неопытные механики, осуществляя ремонт сцепления, не обращают внимание на состояние плоскости маховика двигателя, что приводит к буксованию муфты даже при полной её замене на абсолютно новый механизм. На автомобилях с значительным пробегом плоскость маховика может быть неравномерно и недопустимо изношена, что уменьшает плоскость прилегание фрикционного диска. Таким образом сцепление не будет выдерживать тяговых нагрузок и при её увеличении будет буксовать, интенсивно снижая ресурс муфты.

Хозяин такого автомобиля с толкнётся с проблемой частой замены диска сцепления, будет жаловаться на качество приобретённых запасных частей, а на самом деле причиной неполадок будет являться маховик с нарушенной рабочей плоскостью прилегания.

Попадание масла на фрикционный диск муфты сцепления

Пробуксовка провоцируется в результате замасливания фрикционного диска при выходе из строя уплотнений задней опоры коленчатого вала или в перегородке между редуктором КПП и сухим отсеком корзины сцепления. Работа муфты в данном случае будет зависеть от степени замасливания диска, но в любом случае техника в таком состоянии не может эксплуатироваться и требует проведения ремонта.

Течь масла через сальник коленчатого вала
Признак течи масла из задней опоры коленвала в корпус сцепления автомобиля

Устранение течи масла производится заменой уплотнительных элементов в составе данной части конструкции автомобиля.

Неправильная сборка сцепления

Причиной может быть, когда при замене на новый, фрикционный диск установлен несоответствующей стороной к маховику или корзина до конца не затянута на маховике. Также буксование может быть спровоцировано неквалифицированным ремонтом корзины сцепления, когда нарушены дистанционные параметры положения нажимного диска механизма, ослаблено усилие нажимных пружин в составе сцепления, а также нарушено условия строгой параллельности всех ведомых и ведущих плоскостей муфты. В данном случае требуется проведение повторного квалифицированного ремонта.

Заклинивание элементов привода управления муфтой

К таким причина могут относится: заклинивание штока гидроцилиндра в составе привода; перекос вилки подвода выжимного подшипника; заклинивание самого подшипника; заклинивание дисков корзины в результате попадания инородных предметов в механизм.

Ссылка на основную публикацию