Table of Contents
С учётом упоминания в источниках маркировок дизельного топлива по старому советскому стандарту, одновременное использование действующих российских ГОСТов, а также попутное применение технического регламента, действующего в рамках Таможенного Союза, в понимании видов, марок и классов дизтоплива у пользователей возникает абсолютная путаница и дезориентация. Для чёткого понимания классификации, видов и принципа маркировки в материале раскрыта тема действующих современных сортов дизельного топлива.
Нормативные акты стандарта дизтоплива
Все виды дизельного горючего и их свойственные показатели отражаются в порядке маркировки, которые регламентируются действующими нормативными актами.
С 2005 года на территории РФ начал действовать нормативный акт ГОСТ Р 52368-2005 — «Топливо дизельное Евро», обеспечивший стандартизацию марок выпускаемого горючего по классификации Евро.
В рамках сотрудничества государств Таможенного Союза на территории РФ, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизстана, с 2011 года и в настоящее время, порядок маркировки дизтоплива определён действующим нормативным актом ТР ТС013/2011.
Таким образом в России работают два нормативных акта регулирующих качества и маркировку дизтоплива, что привело к путанице в понимании видов и марок горючего.
Дополнительно в 2014 году вступил в действие ГОСТ Р 55475-2013 — «Топливо дизельное зимнее арктическое депарафинированное», регламентирующий оборот зимних и арктических сортов дизтоплива, произведённых методом каталитической депарафинизации.
Действующий в прошлом Советский ГОСТ 305-82 1982 года на сегодня не актуален, где существовали сезонные марки Л –летнее с фильтруемостью до 0°С, З –зимняя с застыванием –минус 20°С, А –арктическое с застыванием – минус 50°С. Обязательным было указание процентное содержания серы 0.2, 0.4 и 0.5%. В летней марке указывалась температура вспышки горючего. Зимние марки содержали значение температуры застывания, где отрицательное значение температуры обязательно обозначалось словом «минус».
Да и маленькая ремарка по поводу народного понятия — «солярка». Данное название хоть и является родственным видом топлива, но не является синонимом дизтоплива. В научных кругах солярку называют – соляровым маслом. Подробнее о отличиях, свойствах и применении солярового масла можно узнать в другом материале нашего сайта.
Принцип классификации и маркировки дизельного топлива
Если с бензином пользователю всё понятно, где марка топлива отражает его октановое число, то с маркировкой дизеля всё немного сложнее.
На сегодня, придерживаясь действующих технических регламентов ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС013/2011, классификация дизельного горючего и элементы его маркировки отражают несколько критериев его состава и свойств:
- Назначение
- Температура фильтрации
- Содержание серы
Маркировка назначения
Первым обозначением в маркировке, вне зависимости от используемого стандартизирующего нормативного акта, указывается тип дизтоплива, где в случае дизтоплива пишут литеры — «ДТ» или словосочетание — «Дизельное топливо».
Температура фильтрации
Показатель отражает крайнее падение температуры, при котором густота холодного топлива позволяет проходить через фильтрующие элементы топливной системы с достаточной скоростью, не вызывая сбои в работе двигателя на всех режимах. То есть данный критерий говорит о пороге применения дизтоплива в условиях отрицательных температур или другими словами отражает сезонность использования. В опытном определении показателя фильтрации используют эталонный фильтрующий элемент.
Содержание серы в горючем
Данный критерий отражает уровень токсичности выхлопных газов, по сути данный показатель говорит о экологичности топлива.
Кроме вредности выхлопа сера является элементом, активно влияющим на износ механизмов дизеля. Негативным фактором содержания в топливе серы является активное образование нагара, который оказывает, как абразивное действие, снижающее ресурс деталей механизма ДВС, так и теплоизолирующий эффект, нарушающий баланс теплообмена в дизеле. В месте с этим сера негативно влияет на ресурс прецизионных пар плунжеров дизельных, механических топливных систем.
Исчерпывающую, более подробную, развёрнутую информацию о ряде физических и качественных свойств дизтоплива, регламентируемых нормативными актами, указывают только в паспорте, на конкретно выпущенную партию горючего производителем.
Использование дизтоплива
К ответу на вопрос «почему нельзя использовать зимние марки дизтоплива в летний период?» — нужно сказать, что летняя марка дизтоплива имеет в своём составе высокий процент содержания парафина, который оказывает достаточные смазочные свойства и вязкость горючего, обеспечивающих компрессионные свойства и сохранение рабочего ресурса узлам топливной системы смазкой в условиях летнего повышенного температурного режима работы.
Зимний сорт топлива, при использовании летом, приобретёт повышенную текучесть, которая снизит, как смазку, так и производительность топливной двигателя, поэтому горючее своей маркой должно соответствовать сезонности использования.
И на оборот, использование летнего сорта топлива зимой, при падении окружающей температуры, приведёт к чрезмерно высокой его вязкости, где будут быстро забиваться фильтры топливной системы застывшими включениями парафина.
Маркировка дизтоплива по стандарту ЕВРО
Первыми в маркировке дизельного горючего по ГОСТ Р 52368-2005 традиционно указывается словосочетание «Дизельное топливо» с добавлением слова «Евро», что отражает назначение горючего в соответствии с классификацией Европейского Союза.
Вторым в обозначении марки идет сезонность применения горючего. В классификации Евро данный показатель отмечается словом «сорт» с дополнительной буквой, отражающей температуру фильтруемости данного топлива.
Обозначение в марке | Соответствие предельной температуры фильтрации |
Сорт А | 5°С |
Сорт В | О°С |
Сорт С | -5°С |
Сорт D | -10°С |
Сорт E | -15°С |
Сорт F | -20°С |
Третьим в маркировке указывают экологичность горючего по содержанию серы, которое отражают соответствующим видом.
Обозначение в марке | Содержание серы мг/кг |
Вид I | Не более 350 |
Вид II | Не более 50 |
Вид III | Не более 10 |
Наглядно маркировка топлива по классификации ЕВРО выглядит следующим образом, пример – «Дизельное топливо Евро, Сорт А, Вид III», что расшифровывается – Дизтопливо Евро, летнее с температурой фильтрации +5°С и содержанием серы не более 10 мг/кг.
В случае маркировки зимних и арктических марок топлива вступает в действие принцип маркировки по ГОСТ Р 55475-2013, где предел фильтруемости топлива в условиях низких температур регламентируется показателем «Класс» с соответствующей цифрой .
Обозначение в марке | Температура фильтруемости |
Класс 0 | -20°С |
Класс 1 | -26°С |
Класс 2 | -32°С |
Класс 3 | -38°С |
Класс 4 | -44°С |
Например, марка топлива «Дизельное топливо Евро, класс 3, Вид II», что расшифровывается – Дизтопливо зимнее с температурой фильтрации -38°С и содержанием серы не более 50 мг/кг.
Маркировка по классификации Таможенного Союза
После типа топлива символами «ДТ» -дизельное топливо, в маркировке указывают климатическое условие применения соответствующей литерой, отражающей температурный порог фильтрации марки горючего.
Обозначение в марке | Назначение | Температура фильтруемости |
Л | Летнее | -5°С и выше |
Е | Межсезонное | -15°С |
З | Зимнее | -20°С |
А | Арктическое | -38 °С |
Количество серы в топливе указывается третьим в марке горючего литерой «К» с соответствующей цифрой означающей содержание.
Обозначение в марке | Содержание серы мг/кг |
К2 | 500 |
К3 | Не более 350 |
К4 | Не более 50 |
К5 | Не более 10 |
В дополнение нужно отметить, что в связи с поэтапным ужесточением экологических требований в Евросоюзе с 2016 года на территории Российской Федерации законом разрешено использование и выпуск дизельного топлива не ниже класса К5 с минимальным содержанием серы. Норма позволяющая выпуск горючего, на территории РФ, с содержанием серы 350 мг/кг действовала до 31.12.2011 г. После 31.12.14 г. – законодательным актом было остановлено производство горючего с содержанием серы 50 мг/кг.
Пример расшифровки марки по классификации Таможенного Союза: «ДТ-Е-К5» – дизельное топливо, межсезонное с применением до температуры окружающей среды не ниже -15°С, содержание серы в горючем не превышает 10 мг/ кг.
Дополнительные показатели дизельного топлива
Кроме выше описанных критериев, отражённых в маркировке, горючее должно соответствовать по следующим показателям, отражённым в паспорте на партию произведённого материала.
- Цетановое число, не менее — 56
- Цетановый индекс, не менее — 46
- Плотность при 15° — 820-545 кг/м³
- Полициклические ароматические углеводороды по массе, не более — 11 %
- Температура вспышки в закрытом тигле — 55 С°
- Коксуемость 10%-ного остатка разгонки по массе, не более — 0.3 %
- Содержание воды, не более – 200 мг/кг
- Зольность по массе не более — 0.01%
- Общее загрязнение, не более — 24 мг/кг
- Окислительная стабильность, количество осадка, не более -25 г/м³
- Показатели коррозии медной пластинки
- Смазывающая способность, не более — 460 мкм
- Кинематическая вязкость при 40°С — 2.00-4.5 мм²/с
- Фракционный состав при температуре 250°С менее 65%, при 350°С менее 85%
- Содержание метиловых эфиров жирных кислот по объёму, не более – 5%
- Все значения перечисленных показателей проверяются рядом установленных испытаний, методы и порядок которых регламентирован ГОСТами.