/Y

Виды, классификация, сорта и маркировка дизельного топлива

С учётом упоминания в источниках маркировок дизельного топлива по старому советскому стандарту, одновременное использование действующих российских ГОСТов, а также попутное применение технического регламента, действующего в рамках Таможенного Союза, в понимании видов, марок и классов дизтоплива у пользователей возникает абсолютная путаница и дезориентация. Для чёткого понимания классификации, видов и принципа маркировки в материале раскрыта тема действующих современных сортов дизельного топлива.

Дизельное топливо

Нормативные акты стандарта дизтоплива

Все виды дизельного горючего и их свойственные показатели отражаются в порядке маркировки, которые регламентируются действующими нормативными актами.

С 2005 года на территории РФ начал действовать нормативный акт ГОСТ Р 52368-2005 — «Топливо дизельное Евро», обеспечивший стандартизацию марок выпускаемого горючего по классификации Евро.

В рамках сотрудничества государств Таможенного Союза на территории РФ, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизстана, с 2011 года и в настоящее время, порядок маркировки дизтоплива определён действующим нормативным актом ТР ТС013/2011.

Таким образом в России работают два нормативных акта регулирующих качества и маркировку дизтоплива, что привело к путанице в понимании видов и марок горючего.

Дополнительно в 2014 году вступил в действие ГОСТ Р 55475-2013 — «Топливо дизельное зимнее арктическое депарафинированное», регламентирующий оборот зимних и арктических сортов дизтоплива, произведённых методом каталитической депарафинизации.

Действующий в прошлом Советский ГОСТ 305-82 1982 года на сегодня не актуален, где существовали сезонные марки Л –летнее с фильтруемостью до 0°С, З –зимняя с застыванием –минус 20°С, А –арктическое с застыванием – минус 50°С. Обязательным было указание процентное содержания серы 0.2, 0.4 и 0.5%. В летней марке указывалась температура вспышки горючего. Зимние марки содержали значение температуры застывания, где отрицательное значение температуры обязательно обозначалось словом «минус».

Да и маленькая ремарка по поводу народного понятия — «солярка». Данное название хоть и является родственным видом топлива, но не является синонимом дизтоплива. В научных кругах солярку называют – соляровым маслом. Подробнее о отличиях, свойствах и применении солярового масла можно узнать в другом материале нашего сайта.

Принцип классификации и маркировки дизельного топлива

Если с бензином пользователю всё понятно, где марка топлива отражает его октановое число, то с маркировкой дизеля всё немного сложнее.

На сегодня, придерживаясь действующих технических регламентов ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС013/2011, классификация дизельного горючего и элементы его маркировки отражают несколько критериев его состава и свойств:

  • Назначение
  • Температура фильтрации
  • Содержание серы

Маркировка назначения

Первым обозначением в маркировке, вне зависимости от используемого стандартизирующего нормативного акта, указывается тип дизтоплива, где в случае дизтоплива пишут литеры — «ДТ» или словосочетание — «Дизельное топливо».

Температура фильтрации

Показатель отражает крайнее падение температуры, при котором густота холодного топлива позволяет проходить через фильтрующие элементы топливной системы с достаточной скоростью, не вызывая сбои в работе двигателя на всех режимах. То есть данный критерий говорит о пороге применения дизтоплива в условиях отрицательных температур или другими словами отражает сезонность использования. В опытном определении показателя фильтрации используют эталонный фильтрующий элемент.

Парафин в дизельном топливе
Фильтр топливной системы забитый парафином
Парафин в дизтопливе
Загустевшее летнее дизельное топливо в условиях отрицательных температур

Содержание серы в горючем

Данный критерий отражает уровень токсичности выхлопных газов, по сути данный показатель говорит о экологичности топлива.

Стандарт дизельного топлива Евро
Содержание серы в дизтопливе по стандарту Евро

Кроме вредности выхлопа сера является элементом, активно влияющим на износ механизмов дизеля. Негативным фактором содержания в топливе серы является активное образование нагара, который оказывает, как абразивное действие, снижающее ресурс деталей механизма ДВС, так и теплоизолирующий эффект, нарушающий баланс теплообмена в дизеле. В месте с этим сера негативно влияет на ресурс прецизионных пар плунжеров дизельных, механических топливных систем.

Нагар в двс
Нагар в механизме двигателя в результате действия серы в топливе

Исчерпывающую, более подробную, развёрнутую информацию о ряде физических и качественных свойств дизтоплива, регламентируемых нормативными актами, указывают только в паспорте, на конкретно выпущенную партию горючего производителем.

Использование дизтоплива

К ответу на вопрос «почему нельзя использовать зимние марки дизтоплива в летний период?» — нужно сказать, что летняя марка дизтоплива имеет в своём составе высокий процент содержания парафина, который оказывает достаточные смазочные свойства и вязкость горючего, обеспечивающих компрессионные свойства и сохранение рабочего ресурса узлам топливной системы смазкой в условиях летнего повышенного температурного режима работы.

Зимний сорт топлива, при использовании летом, приобретёт повышенную текучесть, которая снизит, как смазку, так и производительность топливной двигателя, поэтому горючее своей маркой должно соответствовать сезонности использования.

И на оборот, использование летнего сорта топлива зимой, при падении окружающей температуры, приведёт к чрезмерно высокой его вязкости, где будут быстро забиваться фильтры топливной системы застывшими включениями парафина.

Маркировка дизтоплива по стандарту ЕВРО

Первыми в маркировке дизельного горючего по ГОСТ Р 52368-2005 традиционно указывается словосочетание «Дизельное топливо» с добавлением слова «Евро», что отражает назначение горючего в соответствии с классификацией Европейского Союза.

Вторым в обозначении марки идет сезонность применения горючего. В классификации Евро данный показатель отмечается словом «сорт» с дополнительной буквой, отражающей температуру фильтруемости данного топлива.

Обозначение в маркеСоответствие предельной температуры фильтрации
Сорт А5°С
Сорт ВО°С
Сорт С-5°С
Сорт D-10°С
Сорт E-15°С
Сорт F-20°С

Третьим в маркировке указывают экологичность горючего по содержанию серы, которое отражают соответствующим видом.

Обозначение в маркеСодержание серы мг/кг
Вид IНе более 350
Вид IIНе более 50
Вид IIIНе более 10

Наглядно маркировка топлива по классификации ЕВРО выглядит следующим образом, пример – «Дизельное топливо Евро, Сорт А, Вид III», что расшифровывается – Дизтопливо Евро, летнее с температурой фильтрации +5°С и содержанием серы не более 10 мг/кг.

В случае маркировки зимних и арктических марок топлива вступает в действие принцип маркировки по ГОСТ Р 55475-2013, где предел фильтруемости топлива в условиях низких температур регламентируется показателем «Класс» с соответствующей цифрой .

Обозначение в маркеТемпература фильтруемости
Класс 0-20°С
Класс 1-26°С
Класс 2-32°С
Класс 3-38°С
Класс 4-44°С

Например, марка топлива «Дизельное топливо Евро, класс 3, Вид II», что расшифровывается – Дизтопливо зимнее с температурой фильтрации -38°С и содержанием серы не более 50 мг/кг.

Маркировка по классификации Таможенного Союза

После типа топлива символами «ДТ» -дизельное топливо, в маркировке указывают климатическое условие применения соответствующей литерой, отражающей температурный порог фильтрации марки горючего.

Обозначение в маркеНазначениеТемпература фильтруемости
ЛЛетнее -5°С и выше
ЕМежсезонное -15°С
ЗЗимнее -20°С
ААрктическое -38 °С
Дизельное топливо
Очистка топлива

Количество серы в топливе указывается третьим в марке горючего литерой «К» с соответствующей цифрой означающей содержание.

Обозначение в маркеСодержание серы мг/кг
К2500
К3Не более 350
К4Не более 50
К5Не более 10

В дополнение нужно отметить, что в связи с поэтапным ужесточением экологических требований в Евросоюзе с 2016 года на территории Российской Федерации законом разрешено использование и выпуск дизельного топлива не ниже класса К5 с минимальным содержанием серы. Норма позволяющая выпуск горючего, на территории РФ, с содержанием серы 350 мг/кг действовала до 31.12.2011 г. После 31.12.14 г. – законодательным актом было остановлено производство горючего с содержанием серы 50 мг/кг.

Фискальный чек на покупку дизельного топлива
Марка дизтоплива в чеке заправочной станции

Пример расшифровки марки по классификации Таможенного Союза: «ДТ-Е-К5» – дизельное топливо, межсезонное с применением до температуры окружающей среды не ниже -15°С, содержание серы в горючем не превышает 10 мг/ кг.

Дополнительные показатели дизельного топлива

Кроме выше описанных критериев, отражённых в маркировке, горючее должно соответствовать по следующим показателям, отражённым в паспорте на партию произведённого материала.

  1. Цетановое число, не менее  — 56
  2. Цетановый индекс, не менее — 46
  3. Плотность при 15° — 820-545 кг/м³
  4. Полициклические ароматические углеводороды по массе, не более — 11 %
  5. Температура вспышки в закрытом тигле — 55 С°
  6. Коксуемость 10%-ного остатка разгонки по массе, не более — 0.3 %
  7. Содержание воды, не более – 200 мг/кг
  8. Зольность по массе не более — 0.01%
  9. Общее загрязнение, не более — 24 мг/кг
  10. Окислительная стабильность, количество осадка, не более -25 г/м³
  11. Показатели коррозии медной пластинки
  12. Смазывающая способность, не  более — 460 мкм
  13. Кинематическая вязкость при 40°С — 2.00-4.5 мм²/с
  14. Фракционный состав при температуре 250°С  менее 65%, при 350°С менее 85%
  15. Содержание метиловых эфиров жирных кислот по объёму, не более – 5%
  16. Все значения перечисленных показателей проверяются рядом установленных испытаний, методы и порядок которых регламентирован ГОСТами.
Паспорт дизельного топлива
Паспорт дизтоплива по классификации ЕВРО

Ссылка на основную публикацию