/Y

Причины появления дыма в выхлопах двигателя трактора МТЗ Беларус

Появление нехарактерного, для исправно работающего дизеля, чёрного, синего или белого цвета выхлопных газов говорит о неполадках в силовой установке. Одновременно повышенная задымлённость выхлопа сопровождается снижением мощности дизеля и нарушением показателей рабочих параметров систем двигателя. Во избежание окончательной потери рабочего ресурса силового узла и удорожания последующего ремонта рекомендуется прекратить эксплуатацию трактора. В материале подробнее о неполадках дизеля вызывающих появление дыма, о  методах диагностики и  устранении поломок.

мтз дымит

МТЗ дымит чёрным дымом выхлопа

Чёрный выхлоп говорит о неполном сгорании топлива в камерах сгорания цилиндров дизеля. Параллельно работа установки характеризуется падением выдаваемой мощности и перегревом.

Причины чёрного выхлопа

  1. Забит воздушный фильтр дизеля – проход всасываемого воздуха ограничен настолько, что его количества недостаточно для обеспечения полного сгорания распылённого дизтоплива. Для устранения нужно провести промывку или замену фильтрующих элементов воздухофильтра.
  2. Недостаточно качественный распыл топлива в камерах сгорания.  То есть, одна или несколько форсунок не обеспечивает распыление или просто льёт топливо в результате неправильной регулировки, зависания иглы или закоксовыванния нагаром отверстий распылителя. Не распылённые капли топлива не дают мгновенного воспламенения и полного сгорания в такте сжатия, провоцируя появление чёрного выхлопа перегрев и падение мощности дизеля. Для устранения демонтируют форсунки и отчищают от нагара. Если процедура не дала результата, производят диагностику работы форсунки на стенде с проверкой качества распыления и соответствующего давления впрыска. При выявлении отклонений производят разборку, промывку, при необходимости замену прецизионных пар распылителей с последующей настройкой параметров работы на стенде.
  3.  Также некачественное залитое топливо своими загрязняющими включениями может вызывать сбои в работе как узлов топливной системы, так не обеспечивать нормального воспламенения смеси в цилиндрах.
  4. Неисправен топливный насос высокого давления. То есть, ТНВД не обеспечивает подачи топлива с нужными параметрами: количества, равномерности доз, давления, в соответствии с режимами работы дизеля. В данном случае демонтируется узел в сборе и отправляется к специалисту для полной диагностики, ремонта и последующей настройки на стенде.

Чёрный  выхлоп в динамике работы дизеля

Многих перфекционистов раздражает кратковременный чёрный выхлоп при резком увеличении подачи топлива. Такой эффект является нормой для дизелей Д-240, Д-243 с естественным всасыванием тракторов МТЗ 82(80), в связи с недостаточным количеством поступающего в цилиндры воздуха для образования сбалансированной смеси в момент резко увеличенной дозы топлива. Как только, повышенным разрежением двигатель увеличит подачу воздуха в цилиндры и коэффициент избытка воздуха в смеси  обеспечит полное сгорание —  чёрный выхлоп исчезнет.

Другое дело, когда развиваемая двигателем мощность не может преодолеть тяговую нагрузку, действующую на трактор, несмотря на увеличение подачи топлива. В такой момент чёрный дым говорит о невозможности двигателя развить обороты под нагрузкой и обеспечить своим всасыванием соответствующее количество воздуха для полного сгорания. То есть, говоря простым языком, — «двигатель не справляется с нагрузкой и просто захлёбывается». В таких случаях нужно снизить тяговую нагрузку перейдя на нижнюю передачу либо скорректировать условия и параметры выполняемых работ. Например, уменьшением ширины захвата используемого агрегата или глубины обработки.

Примечательно, что именно в такие моменты работы дизеля происходит максимальный износ мотторесурса, так как действие нагрузки происходит с одновременным падением давления в системе смазки, подвергая трущиеся поверхности деталей повышенному износу.

Что значит постоянный синий выхлопной дым

Причина первая — попадание масла в камеры сгорания вследствие повышенного уровня в смазочной системе дизеля. Проверить уровень масла в картере и слить излишек.

Второй более частой причиной является износцилиндро-поршневой группы или залегание компрессионных и маслосъёмных колец поршней, позволяющий проход масла надпоршневую полость и камеру сгорания.

Под залеганием колец подразумевается потеря их подвижности в канавках поршней. Причиной является закоксовывание — образование твёрдых отложений сажи, частиц выработки и нефтепродуктов. Данное явление не позволяет прилегать кольцам поршня плотно к зеркалу цилиндра и выполнять свою компрессионную и маслосъёмную функции.

залегание колец поршня
закоксовывание и залегание колец поршня

Одновременно доказательством износа цилиндров является:

  • повышенный прорыв отработанных газов в картер
  • повышенный расход масла
  • падение мощности дизеля

В таких случаях требуется диагностика состояния цилиндро-поршневой группы и ремонт двигателя. Продолжительная эксплуатация дизеля в таком техническом состоянии ведёт к быстрому снижению общего ресурса, особенно в части головки газораспределения в результате быстрого образования нагара и нарушения теплообменных процессов в данной части дизеля.

Белый выхлоп трактора

Обычно эффект белого выхлопа даёт дизель не прогретый до рабочей температуры 75 С° -95 С ° вследствие испарения конденсата и некорректного смесеобразования холодной топливной системой.

Учитывая жёсткие условия, которые испытывает холодный механизм в момент пуска, нужно создать условия для его комфортного запуска и быстрого разогрева до рабочих пределов. Обычно для предварительного разогрева двигатель оборудуют электронагревателем охлаждающей жидкости встроенным в систему охлаждения и предпусковым электрофакельным разогревом всасываемого воздуха, в холодное время года моторный отсек закрывают теплоизолирующим чехлом. Примитивным методом облегчения холодного пуска дизеля является заливка разогретой охлаждающей жидкости в блок перед запуском.

Попадание охлаждающей жидкости в цилиндр двигателя
трещины в головке цилиндров

Причины белого выхлопа работающего дизеля

  1. Частой причиной белого дыма является образование пара в выхлопе при содержании воды в топливе. В данной ситуации нужно слить всё топливо с трактора и заменить  качественным.
  2. Белый дым в выхлопе прогретого работающего дизеля может свидетельствовать о несоответствии установленного момента впрыска топлива в цилиндры либо при отсутствии тепловых зазоров между клапанами и коромыслами газораспределительного механизма. Неправильный момент впрыска нарушает условия полного сгорания при несовпадении распыла и достижения максимального разогрева смеси в пике сжатия  в цилиндре. Отсутствие зазоров не компенсирует увеличение линейных размеров разогретых деталей механизма газораспределения, в результате чего нарушается плотность закрытия клапанов и снижается давление в камере сгорания в такте сжатия. Даже не смотря, на идеальное распыление топлива форсунками описанные нарушения провоцируют появление белого выхлопа в разогретом дизеле, вызывают детонацию в работе на всех режимах и снижают мощность дизеля. Для устранения нужно произвести немедленную проверку и регулировку в соответствии с техническими требованиями производителя.
  3. Самой неприятной причиной является просачивание охлаждающей жидкости в камеру сгорания из системы охлаждения. Густой пар с выхлопной трубы может сигнализировать о пробитии прокладки головки цилиндров или появлении трещины в самой головке. В такой ситуации требуется немедленный ремонт. Производят демонтаж головки дизеля для выявления и устранения причин попадания жидкости в цилиндры. Подтверждающими признаками является падение уровня жидкости в системе охлаждения и попадание её в масляный поддон двигателя, где уровень увеличился.
Пробита прокладка головки цилиндров
Пробитая прокладка двигателя

В заключении хочется сказать, что на практике часто, особенно на тракторах с хорошей выработкой ресурса причина задымленного выхлопа имеет комплексный характер. Успех устранения кроется в полной диагностике технического состояния дизеля, его системы питания, последующей настройки всех параметров в соответствии с техническими требованиями.

Ссылка на основную публикацию