Table of Contents
Широкое использование самоходных машин в различных сферах деятельности и производственных отраслях подразумевает техническую сегментацию техники с учётом специфики её применения. В материале описаны основные технические критерии и области использования по которым классифицируются тракторы.
Критерии классификации тракторов
К ряду особенностей самоходных машин относятся: как непосредственно функциональные возможности техники, определяющие её назначение, так и чисто технические, говорящие о общей конструкции, тяговых характеристиках, ходовых качествах, типу передачи мощности на ходовую часть.
В перечень критериев классификации тракторов входят:
- Назначение
- Тяговый класс
- Тип остова
- Вид ходовой части
- Тип трансмиссии
Виды тракторов по назначению
В классификации самоходных машин различают следующие виды назначения:
- Сельскохозяйственные (в том числе сельскохозяйственные модели промышленных тракторов)
- Промышленные (в том числе промышленные версии сельскохозяйственных тракторов)
- Лесные (в том числе лесозаготовительные и лесопромышленные)
Сельскохозяйственные
Тракторы сельскохозяйственного назначения делятся на виды по специализации:
- Общего назначения для выполнения работ в животноводстве и растениеводстве (без возделывания пропашных культур)
- Универсально-пропашные тракторы с использованием как на общих работах так и на пропашных работах.
- Пропашные, применяемые только для возделывания и уборки пропашных культур.
- Специализированные, применяемые только при возделывании определённых культур (рисоводческие, хлопковые, виноградниковые, овощеводческие, свекловодческий, табаководческий, чаеводческий, хмелеводческий)
- Специальные трактора по области применения (болотоходные, горные, тепличные, животноводческие для обслуживания ферм)
- Вспомогательные (погрузчики и другие машины для внутрихозяйственных работ)
Пропашные трактора своей общей конструкцией, ходовой частью вместе с формируемыми передаточными числами КПП соответствуют и обеспечивают выполнение технологических операций в составе агрегатов по возделыванию и обработки пропашных культур (в соответствии с междурядьями возделываемых культур). Универсально-пропашные трактора подразумевают широкое использование машин данной классификации как в пропашных операциях, так и других сельскохозяйственных и общих промышленных работах.
Промышленные
Для промышленных работ трактора классифицируются по специализации применения:
- Общего назначения (для работ с бульдозером, рыхлителем, скрепером, каналокопателем и др.).
- Специализированные по назначению (одноковшовые погрузчики; трубоукладчики; тягачи; экскаваторы и другие).
- Специализированные по области применения (мелиоративные и болотоходные; подземные; земноводные для строительных работ в прибрежных зонах; подводные; малогабаритные для работ в трюмах, вагонах и зданиях).
Лесные
Самоходные машины для лесных работ классифицируются по признакам специализации:
- Лесопромышленные для лесозаготовительных работ (трелёвочные, лесовозные, лесозборочные).
- Специализированные по назначению (валочные, сукорезные, раскряжовочные, окорочные, дробильные, лесопогрузочные, валочно-трелёвочные, валочно-лесовозные и другие).
- Специализированные по области применения (плавающие для работ на лесосплавах, болотоходные для лесозаготовок на слабых грунтах).
- Лесохозяйственные для лесовосстановительных, лесопожарных и осушительных работ (болотоходные, лесопожарные, общего назначения).
Классификация по тяговому классу
Среди градации тракторов по тяговым характеристикам существуют самоходные машины от самого малого тягового класса в 0.2 т.с. (мотоблоки и минитрактора) до сверхмощных, энергонасыщенных, промышленных серийных образцов с тягой в 80 т.с.
В характеристиках тракторов тяговое усилие указывается в кН (кило Ньютонах), в отражении класса трактора тяговое усилие на крюке отображают в Т.С. (тонн силах), где 1 т.с = 10 кН. Данный критерий является основным показателем для формирования рабочих технологических агрегатов в составе с эксплуатируемым трактором, указывает тяговую способность машины, сформированную мощностью двигателя и передаточным числом трансмиссии с его ходовой частью.
Самыми распространёнными и активно используемыми тракторами среди самоходных машин сельскохозяйственного и промышленного назначения являются машины в тяговом классе от 0.9 до 3 т.с., где класс 1.4 т.с. самый массовый из используемых. Примером таких тракторов являются популярная марка трактора МТЗ 82(80) и ряд современных версий МТЗ в данном классе: 892, 920, 922, 923, 952,1021, 1025.
Примером одного из самых мощных образцов техники является гусеничный промышленный трактор Т-800 в тяговом классе 75 т.с. производства Челябинского Тракторного Завода.
Типы и конструкции остова
- Безрамные
- Полурамные
- Рамные
- Монокорпусные
- Секционные с шарнирно-сочленёнными секциями
Примером рамных тракторов является лесные машины семейства «Онежец», где рама представляет сварную конструкцию из продольных металлических балок и трубчатых поперечен, на которые опираются двигатель, кабина, кузов и все узлы трансмиссии. А также рамный тип остова имеют тяжёлые гусеничные промышленные трактора Челябинского Тракторного Завода (Т-100, Т-130, Т-170 и другие).
Самая популярная конструкция – полурамная. Остов представляет собой составную структуру с передней частью в виде балочной полурамы, которая присоединена к корпусу трансмиссии машины. В ряд машин с таким типом остова входят следующие марки известных колёсных самоходных машин: МТЗ, ЛТЗ, ВТЗ, ЮМЗ.
Примерами тракторов с остовом в виде шарнирно-сочленённых секций (полурам) является колёсный трактор Т-150К, трактора семейства «Кировец» (К-700, К-701, К-702 и другие).
Безрамные и монокорпусные типы остова в конструкции тракторов применяются редко и не встречаются среди популярных эксплуатируемых моделей.
Типы ходовой части и виды движителя
По виду движителя трактора делятся на колёсные и гусеничные. Кроме этого существуют версии самоходных машин конструкция, которых позволяет переоборудовать ходовую часть на полугусеничный ход по необходимости. А также нужно отметить, что некоторые современные гусеничные трактора оборудуются резиновым гусеничным движителем, что является новацией в классе гусеничных машин.
Машины с гусеничным движителем отличаются повышенной проходимостью и меньшим давлением на поверхность почвы в сравнении с колёсными тракторами. Так, большее пятно контакта гусениц позволяет уменьшить пробуксовку, что значительно повышает КПД передачи мощности при образовании тягового усилия. В среднем коэффициент буксования гусеничных тракторов в три раза ниже чем у колёсных машин, что даёт преимущество в проходимости особенно на переувлажнённых почвах. Недостатком гусеничного хода является невысокая скорость выполнения работ и трудоёмкость обслуживания.
На современных колёсных тракторах, при работе в составе почвообрабатывающих агрегатов, повышение тяговой сцепляемости и одновременное снижение давления на почву достигается дополнительным сдваиванием ходовых колёс.
По типу ходовой базы колёсные машины-трактора различаются на две основные группы:
- с одним ведущим задним мостом с колёсной формулой — 4К2
- с приводом обеих мостов и колёсной формулой — 4К4
Типы трансмиссии
Среди конструкций тракторов существуют следующие типы трансмиссий:
- Механическая
- Гидромеханическая
- Электоромеханическая
- Гидрообъёмная
Механическая трансмиссия подразумевает передачу мощности на ходовую часть через систему механических редукторов в составе с зубчатыми передачами и муфтами. Данная система является самой распространённой. Таким типом трансмиссий оснащены трактора от самого малого до 3 тягового класса.
Гиромеханическая трансмиссия дополнительно к механической части имеет в своём составе гидроподжимные муфты, работу которых обеспечивает отдельная гидросистема. Такой тип трансмиссии позволяет работать технике без разрыва мощности, при переключении передач, позволяет упростить и повысить комфорт управления. Примером тракторов с гидромеханической трансмиссией являются марки: Т-150(Т-150), К-700 (и его версии), МТЗ 3022, МТЗ 2022, МТЗ 3522, МТЗ 4522.
Электромеханическая трансмиссия подразумевает передачу мощности на ходовую часть трактора через преобразование крутящего момента от основного двигателя внутреннего сгорания в электрическую энергию посредством встроенного генератора, который в свою очередь питает электродвигатели, передающие мощность через ведущие мосты на ход машины. Преимуществом такой системы является бесступенчатое регулирование скорости движения и дистанционность передачи энергии. Недостатками является высокая стоимость механизма и относительно невысокий КПД передачи энергии.
Примером машины с такой трансмиссией является промышленный дизель-электрический трактор ДЭТ-250 (ДЭТ-320, ДЭТ-400). А также данная система реализована на грузовых автомобилях марки БелАЗ и МоАЗ.
https://youtu.be/XRh_8CO7faA
Гидрообъёмная трансмиссия построена следующим образом — двигатель внутреннего сгорания машины своим крутящим моментом передаёт мощность на гидронасос; давление, созданное насосом, поступает на гидроматоры, с помощью которых осуществляется привод ходовой части. На сегодня данная система в конструкции тракторов применяется редко и не является популярной.