/Y

Устройство и настройка тракторных магнето для пускача

Для обеспечения искрового зажигания пусковых бензиновых двигателей в составе тракторной техники используют генераторные узлы — магнето. Также данный вид обеспечения зажигания активно применяется в составе всевозможной ручной, стационарной и самоходной мототехники. В материале подробней о видах, устройстве и настройке тракторных магнето.

Искровой генератор

Модели узлов

Пусковые двигатели тракторов оснащаются одноискровыми, двухискровыми и четырёхискровыми магнето правого и левого вращения, где у узла правого вращения магнитный ротор вращается по часовой стрелке.

В составе одноцилиндровых пусковых двигателей ПД-8, ПД-10, П-10УД, П-350 применяют одноискровые магнето следующих марок: М-124Б, М-124Б1, М-24Б, М-24А, М-25Б, М-27Б, М-ЗОБ, М-37

Двухцилиндровые пусковые двигатели ПД-23 комплектуются двухискровыми магнето: М-48Б1, М-149А1, М-47Б, М-145, М-152, М-68Б.

Двухискровый тракторный генератор
Двухискровое магнето М-68Б1

В составе двухцилиндровых и четырёхцилиндровых стационарных и пусковых тракторных, бензиновых двигателях устанавливают магнето следующих марок: М-18, М-10А, М-12, М-14, М-14Б, М-19.

Искровой генератор М-10А
Четырёхискровое магнето М-10А

В четырёхискровых узлах М-10А и М-14Б две искры используют для зажигания двухцилиндрового двигателя и две искры для воспламенения топлива в предпусковом подогревателе.

Принцип работы магнето

Узел представляет собой самовозбуждаемый, магнитоэлектрический генератор с прерывателем и катушкой зажигания, преобразующий механическое вращение в импульсные разряды тока, подаваемые к свече зажигания в соответствии с тактами работы бензинового двигателя. Работа магнето заключается в выработки тока низкого напряжения с последующим его преобразованием в ток высокого напряжения.

В состав магнето входит:

  • Корпус
  • Две стойки 2, набранные из пластин электротехнической стали, меж которых размещён ротор с магнитом
  • Двух или четырёхполюсной магнит 9, размещённый на роторе узла 16
  • Сердечник 3 с преобразовательной катушкой, размещённые между верхними краями стоек
  • Задний край вала ротора оборудован приводной полумуфтой 1, соединяемой со второй частью в двигателе
  • Передний край вала оборудован кулачком 12, взаимодействующим через рычаги с прерывателем 10 и 11
  • Провод высокого напряжения 7 для подачи разряда к свече зажигания 6 выведен от катушки

Электромеханический процесс работы магнето

Ротор узла, получая механический привод от механизма двигателя, своим вращением поочерёдно меняет полюса магнита между стойками. При этом, созданный магнитный поток замыкается через сердечник трансформатора 3. Когда магнит занимает нейтральное параллельное положение между стойками 2 магнитный поток замыкается через башмаки стоек. Таким образом, за один оборот ротора 16 с двухполюсным магнитом 9 в сердечнике 3 трансформатора магнитное поле меняется дважды.

Схема магнето
Схема работы магнето

Меняющееся поле проходит через витки первичной 4 и вторичной 5 обмоток катушки.
В первичной обмотке находится переменный ток низкого напряжения 12-20 Вольт, с движением по цепи: первичная обмотка – замкнутые контакты прерывателя – «масса» узла – первичная обмотка.
Во вторичной обмотке создаётся электродвижущая сила напряжением порядка 1000-1500 Вольт, которая не пробивает искровой промежуток свечи зажигания 6. После отклонения магнита от нейтрального положения в сторону вращения на угол 8 — 10 °, в первичной обмотке образовывается наибольший ток с образованием максимального магнитного поля в вокруг катушки. В этот момент кулачки прерывателя расходятся, размыкая контакты, при этом тока в первичной обмотке нет. Исчезающий магнитный поток пресекает вторичную обмотку и индуктирует в ней ток высокого напряжения 11000-24000 Вольт, который проводится по бронепроводу 7 к свече 6, где пробоем между электродами воспламеняется горючая смесь в цилиндре двигателя, и по «массе» и первичной обмотке возвращается во вторичную.

Роль конденсатора

Одновременно со вторичной обмоткой исчезающий магнитный поток пересекает первичную обмотку, в которой образует ЭДС самоиндукции, стремясь подержать прежнее направление тока, заряжает конденсатор 18, который сразу же разряжается через первичную обмотку в обратном направлении, создавая магнитный поток противоположного направления исчезающему. Это способствует более резкому пересечению вторичной обмотки магнитными силовыми линиями и повышению вторичного напряжения.

При отсутствии или пробое конденсатора резкого пересечения витков вторичной обмотки не происходит, так как поддерживается прежнее направление тока через конденсатор или зазор между контактами прерывателя 0.25-0.35 мм, пробиваемый ЭДС самоиндукции. Таким образом вторичное напряжение не достигает требуемого значения и искра в зазоре электродов свечи 0.6-0.75 мм исчезает или не обладает достаточной энергией.

https://youtu.be/K42w4o80gwA

Предохранители и выключатель

В случае снятия бронепровода в процессе работы двигателя происходит повышение вторичного напряжения в 1.5 раза. Для предохранения вторичной обмотки от пробоя в магнето предусмотрен предохранительный искровой промежуток 10-12 мм между выводом высокого напряжения 8 катушки и специальным электродом.
Для отключения зажигания соединяют первичную обмотку катушки с корпусом кнопкой 15 или оборудованным выносным выключателем через клемму дистанционного отключения зажигания 17.

Распределители магнето

Для обеспечения зажигания двух или четырёхцилиндровых двигателей в состав магнето включены соответствующие распределители тока высокого напряжения.

Магнето М-48Б1 для, двухцилиндрового пускового двигателя П-23, выполнено в виде пластмассового бегунка, закреплённого на роторе винтом с гайкой. Ток высокого напряжения снимается электродом с вывода индукционной катушки магнето и подводится по соединительному стальному проводнику через латунный подпружиненный контакт к электроду бегунка. Через него ток поочерёдно подаётся через зазор 0.5-0.8 мм к боковым клеммовым электродам, а от них – по проводам высокого напряжения к электродам свечей зажигания.

Муфта опережения зажигания магнето

Магнето М-48Б1, М-24Б и другой ряд узлов имеют в своём составе автоматические муфты, регулирующие угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленвала двигателя.

Искровой тракторный генератор
Схема магнето М-48Б1 с автоматическим изменением угла опережения зажигания центробежного типа

Конкретно, муфта опережения МС22А имеет центробежный принцип действия. Устройство состоит из корпуса, где размещены грузики, поджимаемые к оси вращения пружинами 13. Штифты 14 грузиков 12 входят в радиальные прорези пластин 15, закрывающих корпус, и в разнонакланённые пазы ведущего поводка (фланца 16) и ведомого фланца 19. Ведомый фланец жестко соединен с втулкой 18, которая шпонкой и гайкой 17 соединена закреплена на валу магнита. Корпус  сведущим поводком удерживается на втулке 18 стопорным кольцом.
При повышении частоты вращения грузы под действием центробежной силы расходятся в стороны, сжимая пружины и штифтами через косые прорези поворачивают ведомый фланец вместе с ротором магнето относительно ведущего поводка. В результате контакты магнето разомкнутся раньше и угол опережения зажигания увеличится.

Магнето марок М-10А, М-145 устанавливаемые на двигатель П-23 с подогревательным устройством, вместо центробежной муфты оборудованы пусковым ускорителем, который повышает частоту вращения ротора магнето в момент размыкания контактов при пуске двигателя для увеличения вторичного напряжения.

Настройка и регулировки магнето

Хорошее искрообразование магнето обеспечивается двумя регулировочными параметрами:

  • Настройкой абриса магнита
  • Установкой зазора в прерывателе

Обе настройки должны быть согласованы между собой.

Под абрисом имеют ввиду соответствие момента максимального образования магнитного поля магнитом магнето с моментом разрыва контактов прерывателя. Ощущение действия магнитного поля при проворачивании от руки чувствуется моментом возникающего усилия. Необходимость настройки абриса магнето возникает после его разборки и сборки при ремонте или обслуживании узла.

Настройка абриса

Регулировку осуществляет путём установки ротора в положение момента образования магнитного поля, при этом кулачок ротора должен набегать на коромысло толкателя, а приводная полумуфта должна занять вертикальное положение с верхним положением отверстия её выступа (с отклонением полумуфты в сторону вращения на 8-10°, где образовывается пиковое магнитное поле).

Все три составляющие этой регулировки устанавливают при помощи отпуска фиксирующего винта в торце вала. После установки соответствующих положений вала, кулачка и полумуфты взаимное их расположение фиксируется зажатием винта в торце.

Зазор контактов

Максимальный зазор в разрыве прерывателя между контактами 7и 8 должен быть в пределах 0.25-0.35 мм. Настройку осуществляют поворотом регулировочного эксцентрика 10 в приводе прерывателя при отпущенном фиксирующем винте 6 в положении набегающего кулачка 2 ротора магнето.

Устройство кулачкового прерывателя магнето
Прерыватель магнето М-124Б

Хорошим искрообразованием магнето считается пробой искры синим цветом на массу с зазором не менее 7 мм между корпусом и контактом провода высокого напряжения.

Установка магнето на пускач трактора

Для соответствия подачи искры с тактами работы двигателя, ПД-10, П-10УД или П-350 выкручивают свечу и с помощью щупа, уставленного в свечное отверстие, прокручивая коленвал, устанавливают поршень в положение верхней мёртвой точки. Затем, поворачивая вал двигателя через маховик назад опускают поршень на 5-6 мм ниже В.М.Т. (для ПД-8 на 4.8-5.5 мм), обеспечивая, таким образом, опережение зажигания. После, при снятой крышке магнето, поворачивают ротор узла в положение момента начала разрыва контактов, при этом отверстие на полумуфте должно быть сверху. В этом положении соединяют выступы полумуфты магнето с пазами приводной шестерни в пусковом двигателе. Устанавливают свечу в головку цилиндра и присоединяют провод высокого напряжения к свече. Предварительно наживив крепёжные гайки с помощью расточенных овальных отверстий в крепёжном фланце магнето путём проворачивания корпуса узла осуществляют более точную настройку момента разрыва контактов при заведённом пускаче. После осуществления точной настройки фиксируют положение магнето полной затяжкой крепёжных гаек и устанавливают крышку.

Обслуживание магнето

Осуществляя ТО трактора очищают магнето и провод высокого напряжения от пыли и грязи, подтягивают болты крепления узла к двигателю. В случае подгорания контактов прерывателя проводят их зачистку надфилем и производят регулировку зазора в установленном пределе (0.25-0.35 мм) с обязательным соблюдением параллельности контактных площадей.

При проведении ТО-3 трактора (через 1000 моточасов), в дополнение выше перечисленному, осуществляют подтяжку винта крепления кулачка и гайки крепления приводной полумуфты, регулируют зазор между электродами свечи 0.6-0.75 мм .

По истечении двух сезонов работы производят разборку магнето для промывки и смазки подшипников заполнением на 2/3 смазочным материалом (ЦИАТИМ-201). Смазывают грани кулачка 3-5 каплями турбинного масла, ось рычажка прерывателя 1-2 каплями смазки.

Также для обеспечения бесперебойного искрообразования уделяют внимание и не допускают образование коррозии и нарушения в контактах: между пластиной индукционной катушки и соединительной пластины крышки магнето; между корпусами конденсатора и магнето; в месте крепления пружины прерывателя к стойке.

Не допускается: нарушение изоляции провода высокого напряжения и отхода его от иглы выхода высокого напряжения в корпусе магнето; увлажнение вторичной обмотки катушки.

В случае появления вышеперечисленных нарушений: производят зачистку контактов; для улучшения работы пластины и крышки индукционной катушки устанавливают с натягом; восстанавливают контакт между корпусом конденсатора и корпусом магнето; зачищают и надёжно крепят пружину к стойке; замасленные контакты прерывателя протирают ветошью, смоченной в бензине с последующей продувкой и промывкой; провод с нарушенной изоляцией заменяют; увлажнённую катушку сушат при температуре 90-100 °С в течении 6 часов.

https://youtu.be/z7tFn6e3bcA

Ссылка на основную публикацию