Table of Contents
Для поддержания трактора в рабочем состоянии, а также сохранения ресурса всех агрегатов и узлов машины требуется организация системного технического ухода. Заводом производителем разработана регламентированная система операций направленная на своевременное обслуживание всех систем и узлов трактора. Таким образом, достигается высокий показатель готовности к работе и максимально эффективный уровень эксплуатации ресурса машины. Простыми словами – соблюдение регламента защитит механизмы от преждевременного выхода из строя, что в целом обеспечит бесперебойную работу трактора с минимальными затратами.
Мероприятия по уходу за тех. состоянием трактора МТЗ 82(80)
Ввиду совершенствования модификаций тракторов марки МТЗ 82(80) сроки проведения современных МТЗ 80.1, 80.2, 82.1, 82.2 отличаются от машин ранее производимых.
Заводом производителем регламентируются следующие мероприятия по обслуживанию трактора Беларусь:
Виды мероприятий | Периодичность проведения ТО в часах | |
Ранняя модификация | Современная модификация | |
При запуске в эксплуатацию новой машины или после капитального ремонта. ТО при подготовке к обкатке: В процессе обкатки: После обкатки: |
— — после 30 часов работы | |
Ежесменное ТО | 8-10 | 8-10 |
ТО 1 | 60 | 125 |
ТО 2 | 240 | 500 |
ТО 3 | 960 | 1000 |
Межсезонное обслуживание | При переходе на осенне-зимний и весенне-летний период эксплуатации | |
Техническое обслуживание в особых условиях | При подготовке к работе в особых условиях | |
Обслуживание при установке на хранение | — |
ЕТО – ежесменное техническое обслуживание
Проводится перед каждой рабочей сменой в начале рабочего дня.
Операция | Выполнение |
Проверка уровня охлаждающей жидкости | На уровне 50 – 60 мм ниже верхнего края заливной горловины |
Проверка уровня масла в картере дизеля | До верхней метки маслоизмерительного щупа |
Слейте конденсат с ресивера | До полного удаления конденсата |
Проверьте работоспособность: дизеля, рулевого управления, тормозов освещения, световой сигнализации и стеклоочистителя | Работа двигателя должна быть стабильна на всех режимах оборотов. Органы управления, все лампы освещения и сигнализации, стеклоочиститель должны быть в рабочем состоянии. |
ТО-1
Обслуживание проводят при обязательном предварительном проведении операций ежесменного обслуживания.
Операция | выполнение |
Давление в шинах и состояние шин | Показания давления в шинах согласно табличным данным |
Натяжение ремня вентилятора | Прогиб ремня ветви «шкив генератора – шкив коленвала» должен составлять 15-22 мм при усилии нажатия 40 Н |
Схождение колёс | Расстояние от обода левого колеса до правого по переднему краю должно быть меньше от 0 до 8 мм в сравнении с задним расстоянием |
Отсутствие зазоров в сочленении рулевых тяг | Зазор в сочленениях не допускается |
Уровень смазки в корпусах конических колёсных редукторов ПВМ | До уровня кромки заливных отверстий |
Уровень масла в корпусе промопоры | До уровня кромки заливного отверстия |
Смазка шприцем выжимного подшипника муфты сцепления | 4-6 качков смазки шприцем |
Смазка подшипников шкворней планетарно-цилиндрических редукторов ПВМ | 4-6 качков смазки шприцем |
Контроль уровня масла в поддоне воздухоочистителя | До уровня кольцевого пояска в поддоне. Не допускается наличие механических примесей в масле фильтра. |
Провести очистку фильтра системы вентиляции и отопления трактора с унифицированной кабиной | Очистите фильтр встряхиванием и продувкой сжатым воздухом |
Слейте отстой с фильтра грубой очистки топлива | Слейте отстой с фильтра до появления чистого топлива |
ТО-2
Перед выполнением операций данного обслуживания выполняют все операции ТО-1 за исключением проверки уровня масла в картере.
Операция | Выполнение |
Свободный ход педали сцепления | 40-50 мм по подушке педали |
Полный ход педалей тормозов | 70-90 мм ( для тракторов с унифицированной кабиной 110-120 мм) при усилии 125 Н |
Ход рычага стояночного тормоза | При усилии 200 Н рычаг должен фиксироваться на 3 – 4 щелчке |
Радиальный люфт рулевого колеса | Не более 25˚ при работающем двигателе |
Падение давления в пневмосистеме | 6,5-8 кгс/см²(0,65-0,8 мПа), падение давления в течение 30 мин не более 2 кгс/см²( 0,2 мПа) |
Зазор в клапанах ГБЦ двигателя | 0,25+0,05мм на холодном дизеле для впускных и выпускных клапанов |
Механизм управления планетарного редуктора заднего ВОМ | Усилие включения рычага не должно превышать 120 -150 Н. Включение и выключение должно быть чётким |
Подшипники шкворней планетарно-цилиндрических редукторов | Усилие для поворота кулака приложенное к фланцу крепления колеса, должно быть, в пределах 60-80 Н |
Затяжка предохранительной гайки промежуточной опоры | Муфта должна передавать момент с усилием 400 – 800 Н |
Проверка уровня масла: в корпусах трансмиссии, в гидроусилителе руля, в корпусе ПВМ и корпусах колёсных редукторов ПВМ, в задних бортовых редукторах трактора МТЗ 82Р, в корпусе промопоры в баке гидронавесной системы трактора | До верхней метки щупа До верхней метки щупа До уровня заливных отверстий в корпусе
До уровня заливных отверстий в корпусе
До уровня заливного отверстия в корпусе До метки «П» масломерной линейки |
Замените масло в двигателе и корпусе ТНВД | Слейте масло с поддона на прогретом дизеле. Залейте свежее масло до верхней отметки масломерного щупа |
Замените фильтрующий элемент в баке гидросистемы | |
Смажьте: втулки поворотных цапф, шарниры гидроцилиндра ГОРУ, шарниры рулевой тяги. | 10-12 качков шприцем До появления смазки в зазорах сочленений 0,015 кг |
Слить отстой с фильтра тонкой очистки и с топливного бака | До появления чистого топлива |
Проверьте затяжку и при необходимости произведите подтяжку: гайку сошки ГУР и лонжеронов к переднему брусу и корпусу сцепления, крепления к корпусу заднего моста с КПП и корпусом сцепления, гайки крепления колёс и ступиц, болты бортовых редукторов МТЗ 82Р. | |
Проверьте состояние АКБ: очистите корпус и клемы от окиси, прочистите вентиляционные отверстия в пробках, смажьте контакты техническим вазелином, поверьте уровень электролита при необходимости долейте, проверьте плотность электролита и степень заряженности батареи при необходимости произведите зарядку. | Клемы должны быть зачищены от окислов, вентиляционные отверстия открытыми
Уровень электролита должен быть выше защитной решётки на 12 – 15 мм Разряд больше 50% летом и 25% зимой не допускается. |
Промойте: центрифугу очистки масла дизеля,
фильтрующий элемент фильтра очистки регулятора давления пневмосистемы, сливные фильтры гидронавесной системы (в МТЗ с малогабаритной кабиной) и гидроусилителя руля. | Ротор должен быть очищен от отложений и вращаться в течение 60 – 90 секунд после остановки дизеля Промойте до полного удаления загрязнений
Промойте до полного удаления загрязнений
|
ТО 3
Обслуживание проводят одновременно с проведением всех операций ТО-2
Операция | Выполнение |
Произвести затяжку ГБЦ с последующей регулировкой тепловых зазоров клапанов | Момент затяжки гаек 190 – 210 Нм с соблюдением последовательности |
Произведите регулировку подшипников фланца планетарно цилиндрического редуктора ПВМ | Произведите затяжку регулировочной гайки с усилием 180 – 200 Н затем отверните на 15 20˚ назад и раскерните в 2х прорезях фланца |
Проверьте срабатывание блокировки запуска дизеля с включённой передачей | Запуск при включённой передаче не допускается |
Замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива | Предварительно слейте отстой из корпуса фильтра
|
Смажьте шестерню правого раскоса задней навески | 3-4 качка шприцем |
Промойте корпус и все элементы фильтров грубой и тонкой очистки воздуха, после монтажа устраните подсос воздуха | До полной очистки корпуса и фильтрующих элементов. Подсос воздуха не допускается. На средних оборотах, при закрытии ракой воздухозаборного патрубка, при снятом фильтре грубой очистки дизель должен глохнуть. |
Проверьте при необходимости подтяните гайки поворотных рычагов рулевого управления | Ослабление резьбовых соединений не допускается |
По тракторам МТЗ 82.1/82.2/82Р проверить затяжку: болтов фланцев шкворных труб, гайки клиньев переднего ведущего моста, болты крепления промежуточной опоры, болты крепления фланцев карданных валов |
|
Промойте: фильтр предварительной очистки масла дизеля, фильтр грубой очистки топлива, сапун и сетку маслозаливной горловины дизеля крышку и фильтры топливного бака | Очистите и промойте до полного удаления загрязнений |
Кроме этого, с периодичностью в 2000 моточасов производят: демонтаж ТНВД для полной квалифицированной диагностики и настройки у специалистов топливщиков на стенде, а так же проверку и настройку давления и качества впрыска форсунок. Через 3000 моточасов работы производят демонтаж стартера для полной диагностики и ремонта.
Сезонное техническое обслуживание
Переход от летнего периода к зимнему определяется установлением среднесуточной температуры ниже +5˚С и наоборот переход от зимнего к летнему периоду при температуре выше +5˚С .
Переход на зимний период
- Замените летние марки масел на зимние: в картере дизеля, в корпусах гидроагрегатов, в гидроусилителе руля, корпусе трансмиссии, в корпусе ПВМ, в корпусах колёсных редукторов ПВМ, в промежуточной опоре, в корпусах бортовых редукторов МТЗ 82Р.
- Вверните винт сезонной регулировки напряжения генератора до упора в положение «З» -Зима.
- Смените смазку ступиц передних колёс тракторов МТЗ 80.1/80.2.
- Отрегулируйте зазор подшипников колёс.
- Промойте систему охлаждения дизеля и заправьте незамерзающей жидкостью.
- Прочистите калиброванное отверстие штуцера электрофакельного предпускового подогревателя.
- Снимите карданные валы привода ПВМ и проверьте осевые люфты: в посадочных фланцах раздаточной коробки, промежуточной опоры и ведущей шестерни главной передачи ПВМ. Все осевые зазоры устраните подтяжкой.
Переход на летний период
- Замените зимние марки масел на летние в картере дизеля и в выше перечисленных корпусах узлов.
- Установите винт сезонной регулировки на генераторе в положение «Л» -лето.
Дополнительное обслуживание при работе трактора в особых условиях
К эксплуатации в особых условиях относится работа в условия низких температур, в пустыне, условиях болотистой местности, высокогорных и каменистых районах. При этом сохраняется порядок установленных мероприятий по обслуживанию с некоторыми дополнительными операциями либо производятся с более частой периодичностью.
В условиях работы на запылённых песчаных участках в условиях повышенной температуры.
- Заправляйте топливо и масло закрытым способом.
- Производите замену масла в поддоне воздухоочистителя через каждую третью смену.
- При ТО-1 дополнительно проверьте масло дизеля на наличие механических включений. В случае обнаружения загрязнения произведите полную замену масла.
- Контролируйте чистоту центральной трубы воздухоочистителя. Фильтр воздуха промывайте через каждые 20 часов работы.
- Продуйте воздухом или промойте водой теплообменник радиатора.
- При ТО-2 промойте пробку топливного бака.
Эксплуатация в условиях низких температур.
- Производите предпусковой подогрев до 20-30˚С.
- В конце смены оставляйте топливные баки полностью заправленными.
- При — 30˚С заправляйте арктическое дизельное топливо, а в систему охлаждения – антифриз.
- Ежесменно сливайте конденсат с ресивера пневмосистемы.
При работе в условиях высокогорья.
Для нормальной работы двигателя в условиях снижения кислорода в воздухе осуществляют настройку топливного насоса:
- При эксплуатации на высотах от 1500 до 2000 м над уровнем моря снижают производительность насоса на 10%.
- При 2000 -2500 м — снижают на 15%.
- При 2500 – 3000 м –снижают до 20%.
Эксплуатация трактора свыше 3000 м не рекомендуется.
Мероприятия при обкатке трактора
Важным аспектом в процессе успешного запуска в эксплуатацию новой техники, а также тракторов после ремонта или длительного хранения является соблюдение специальных регламентных обслуживающих операций. Проведение всех мероприятий обеспечивает безопасность и сохранение рабочего ресурса всех агрегатов и узлов при введении трактора в рабочий режим.
Подготовка к запуску перед обкаткой
- Очистить трактор от грязи и пыли, удалить консервирующую смазку.
- Проверить уровень масла в двигателе и узлах всех систем трактора.
- При необходимости долить до надлежащего уровня.
- Осуществить смазку выжимного подшипника муфты сцепления, поворотных цапф, шестерню правого раскоса, втулки задней навески, шарниры гидроцилиндра ГОРУ.
- Проверьте аккумуляторную батарею: очистите корпус от окислов, смажьте клеммные соединения техническим вазелином, проверьте степень разрядки АКБ.
- Отрегулируйте натяжение ремня вентилятора, давление в шинах, схождение передних управляемых колёс.
- Проконтролируйте затяжку наружных резьбовых соединений.
- Заправьте систему охлаждения двигателя.
- После запуска дизеля проконтролируйте соответствие показателей на датчиках приборной панели.
Проверка в процессе обкатки
- Проверьте уровень масла и охлаждающей жидкости в двигателе,
- Слейте конденсат из ресивера пневмосистемы,
- Проконтролируйте засорённость воздухофильтра по контрольной лампе на панели,
- проверьте работу дизеля в разных режимах, органов управления, системы световой сигнализации и освещения, тормозов и стеклоочистителя.
- Повторно смажьте выжимной подшипник сцепления.
- Промойте сетчатый фильтр гидросистемы трактора (с малогабаритной кабиной) или замените фильтр гидравлики (в тракторе с унифицированной кабиной).
- Промойте фильтр предварительной очистки масла двигателя.
- Проверьте и при необходимости произведите обтяжку всех наружных резьбовых соединений в том числе и болты головки блока цилиндров, болты крепления кронштейна промежуточной опоры и карданного вала к корпусу муфты сцепления в тракторах с ПВМ, болты корпусов силовой передачи, ступиц задних колёс, кронштейн поворотного вала задней навески, гайки передних и задних колёс.
Мероприятия после 30 часов обкатки
- Обмойте и очистите трактор.
- Прослушайте и проконтролируйте работу отдельных узлов.
- Проконтролируйте и при необходимости отрегулируйте натяжение ремня вентилятора, свободный ход педалей сцепления и тормозов.
- Проверьте состояние АКБ, при необходимости прочистите вентиляционные отверстия и удалите окись с корпуса.
- Замените масло в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя, в корпусах трансмиссии трактора, корпусе ПВМ и его колёсных редукторах, в промежуточной опоре.
- Смажьте выжимной подшипник сцепления.
- Промойте центрифугу очистки масла дизеля.
- Промойте сетчатый фильтр гидравлики или замените фильтрующий элемент гидросистемы трактора с унифицированной кабиной.
- Промойте фильтр предварительной очистки масла дизеля.
- Проверьте и при необходимости подтяните все наружные резьбовые крепления в том числе и гайки крепления ГБЦ, кронштейн крепления промежуточной опоры, карданного вала к корпусу сцепления, ступиц задних колёс, болты крепления корпусов трансмиссии, кронштейна крепления поворотного вала задней навески, гайки передних и задних колёс.
- Отрегулируйте тепловой зазор в клапанах газораспределительного механизма дизеля.
- Проверьте уровень при необходимости добавьте охлаждающую жидкость.
- Слейте: отстой с фильтра грубой очистки топлива и конденсат с ресивера пневмосистемы.
- Проверьте и при необходимости восстановите герметичность впускных трубопроводов дизеля и воздухофильтра.
- Проконтролируйте работу дизеля, световой сигнализации и освещения, стеклоочистителя.
Таблица смазки трактора МТЗ 82 (80)
Точка смазки | Марка смазочного материала | Периодичность в моточасах | |||
Температурный режим использования материала | Объём заправки л. | ||||
От-40 до+5˚С | От+5 до+50˚С | ||||
Картер дизеля | Основное моторное масло ГОСТ 8581-78 | 12 | 500 | ||
М-8ДМ | М-10ДМ | ||||
Дублирующее ГОСТ 8581-78 | |||||
М-8Г2к | М-10Г2к М-10Г2 модернизированное | ||||
ТНВД | Моторное масло то же, что в картер дизеля | 0,25 | При установке нового или после ремонта узла | ||
Поддон воздушного фильтра | Отстоявшееся и отфильтрованное отработанное моторное масло | 1,5 | 500 | ||
Корпуса трансмиссии | Основное ГОСТ 23652-79 | 40 | При проведении сезонного ТО | ||
Трансмиссионное масло: ТАп-15В,ТСп-10, ТСп-15К | |||||
Дублирующее ГОСТ 23652-79 | |||||
Трансмиссионное масло ТАД-17 | |||||
Корпус колёсного редуктора МТЗ 82З | Те же трансмиссионные масла | 3,7 две точки | Сезонное ТО | ||
Корпус колёсного редуктора ПВМ | Те же трансмиссионные масла | 1,8 (2 ) две точки | Сезонное ТО | ||
Корпус ПВМ | Те же трансмиссионные масла | 1,6(3,7) | Сезонное ТО | ||
Корпус верхней конической пары ПВМ МТЗ 82.1 | Те же трансмиссионные масла | 0,25 две точки | Сезонное ТО | ||
Промежуточная опора | Те же трансмиссионные масла | 0,15 | Сезонное ТО | ||
Приводной шкив | Те же трансмиссионные масла | 0,5 | Сезонное ТО | ||
Корпус ГОРУ | Основное | 21.5 с Инифиц. кабиной 17,5 с Малогаборит. кабиной | Сезонное ТО | ||
М-10Г2 моторное масло модернизированное | |||||
М-8Г2к | М-10Г2к | ||||
Дублирующее | |||||
Масло индустриальное: Hessol Hydraulikoil, Bechem Staroel №32, НLP 32, И-3А ГОСТ 20799-88 | |||||
Корпус ГУР | Те же масла, что в ГОРУ | 6 | Сезонное ТО | ||
Выжимной подшипник сцепления | Основная: «литол-24» ГОСТ21150-75 Дублирующая: «Bechem LCP-GM» многоцелевая пластичная. | 4-6 нагнетаний шприцем | 125 | ||
Подшипник ступиц передних колёс | Та же смазка, что в выжимной пошипник | 0,4 две точки | Сезонное ТО | ||
Кулак поворотный передней оси | Та же смазка | 10-12 нагнетаний в две точки | 500 | ||
Шестерня правого раскоса | Та же смазка | 4-6 нагнетаний шприцем | 1000 | ||
Втулки поворотного вала задней навески | Та же смазка | До появления смазки в зазорах. Две точки | 1000 | ||
Шарниры рулевой тяги | Та же смазка | 0,015 четыре точки | 500 | ||
Шарниры гидроцилиндра ГОРУ | Та же смазка | 0,015 | 250 | ||
Подшипники оси шкворня ПВМ с планитарно- цилиндрическими редукторами | Та же смазка | 0,3 четыре точки | 125 | ||
В случаях отсутствия зимних сортов моторных масел допускается применение летних сортов в зимнее время при добавлении дизельного топлива 15% (по массе) зимней марки.
В плановом хозяйстве СССР, при содержании автотракторного парка в предприятиях, обслуживание регламентировалось картами ТО и ремонта, в которых расписывались мероприятия по уходу за каждой единицей техники на весь рабочий год. План обслуживания создавался на основе исходных данных сроков проведения мероприятий установленных заводом производителем техники и плановой загрузки в моточасах на каждый месяц отдельной единицы.
Карта позволяла централизовано осуществлять контроль за обслуживанием тракторного парка отдельного предприятия или его подразделения, планировать загрузку тракторных и ремонтных подразделений, содержать технику на высоком эксплуатационном уровне. План утверждался руководителем предприятия, ответственность за исполнением возлагалась на механика или заведующего гаражом.