Модельный ряд гусеничных тракторов МТЗ Беларус

В производственном холдинге МТЗ кроме выпуска колёсных тракторов, которые занимают основную часть модельного ряда, производятся модели машин на гусеничном ходу. Производство данных тракторов размещено на мощностях Мозырского Машиностроительного Завода. Разработка и включение в модельный ряд выпускаемых машин обусловлено удовлетворением потребителя тракторами способными выполнять работы в условиях повышенной влажности грунта. Гусеничные трактора активно используются: при сплошной обработке почв в составе сельскохозяйственных агрегатов; при перемещении грузов в составе с прицепными транспортными средствами по слабым и влажным грунтам; при выполнении мелиоративных мероприятий на промышленных работах в качестве бульдозеров, корчевателей, рыхлителей и других агрегатов с использованием специального навесного оборудования.

Беларус 2103
Трактор Беларус 2103

Гусеничные трактора Беларус 1402, 1502, 2103 Минского Тракторного Завода имеют единую конструкцию ходовой части, одинаковый принцип работы трансмиссии и механизма поворота. Данная стратегия проектировки и унификации тракторов позволила повысить эффективность в производстве без ущерба удовлетворения требований потребителей. Машины оборудованы электронными системами контроля и диагностики работы всех основных узлов и агрегатов. Эргономические качества систем управления отвечают современным, мировым стандартам. В зависимости от целевого назначения различие машин заключается в мощности силового агрегата, функциональности коробки передач и гидросистемы, наличии валов отбора мощности и вспомогательного дополнительного оборудования.

Бульдозер Беларус 1502
Бульдозер на базе Беларус 1502

 МТЗ 1502

Трактор был спроектирован в 2006 году на базе основных узлов гусеничного трактора сельскохозяйственного назначения МТЗ 2103 и представлен как машина предназначенная для выполнения мелиоративных и промышленных работ. Основой машины является жёсткая металлическая рама, состоящая из двух продольных швеллерных лонжеронов и поперечных брусьев, стянутых болтовым соединением. На раме смонтированы моторно-трансмиссионный блок (двигатель, сцепление, кпп и механизм поворота), задний ведущий мост с конечными передачами, ходовая часть, гидронавесная система и каркасная кабина.

МТЗ 1502
Устройство МТЗ 1502

Силовой агрегат

Двигатель Д260.1S2-дизельный, рядный, шестицилиндровый с жидкостным охлаждением, турбонаддувом и предварительным охлаждением нагнетаемого воздуха.

Мощность дизеля, кВт/л.с 116/ 158
Частота вращения коленчатого вала об/мин 2100
Диаметр / ход поршня, мм 110/125
Объём двигателя, л 7,12
Минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу, об/мин 800
Максимальная частота вращения на холостом ходу, об/ мин 2270
Удельный расход топлива г/кВт.ч 249
Удельный расход моторного масла на угар г/кВт.ч 0,2
Коэффициент запаса крутящего момента не менее, % 25
Экологический стандарт Тier II
Ёмкость топливных баков, л 380

Трансмиссия

Особенностью трансмиссии трактора является двухпоточная подача крутящего момента на задний ведущий мост, управляемая с помощью встроенной системы ГСП (гидростатическая передача) механизма поворота трактора. Система выполняет функцию подачи регулируемого крутящего момента от КПП на левый или правый борт ходовой части с помощью дополнительной мощности гидромотора системы поворота и обеспечивает прямолинейное движение, бесступенчатый плавный поворот или разворот на месте в зависимости от направления поворота руля трактора.

КПП и муфта сцепления

Муфта сцепления сухая, двухдисковая, постоянно замкнутая управляется с помощью гидропривода. Коробка передач — механическая, ступенчатая с шестернями постоянного зацепления, с 8-ю передачами переднего хода и 4-мя — заднего хода. Узел обеспечивает движение трактора в перед со скоростью от 2,2 до 14,9 км/ч и назад от 3,1 до 7,1 км/ч. Переключения скоростей переднего хода осуществляет в нутрии двух диапазонов по четыре скорости в каждом, четыре скорости заднего хода внутрии одного диапазона. Диапазоны переключаются зубчатыми муфтами, передачи внутри диапазона с помощью синхронизаторов с разрывом потока мощности. Коробка передач оснащена автономной гидросистемой, которая обеспечивает смазку и охлаждения механизма КПП, редуктора насоса гидростатической передачи, узлов механизма поворота и тормозов. При любом включённом диапазоне пуск двигателя блокируется встроенным выключателем, размыкающим сеть пуска.

Механизм поворота

Поворотный механизм — двухпоточный, дифференциального типа с гидрообъёмной передачей. Поворотный распределительный редуктор представляет собой механизм с двумя суммирующими, трёхзвенными дифференциалами, в состав которых входят: водило, три сателлита, эпицикл, солнечная шестерня.

Кинематическая схема механизма поворота
Кинематическая схема механизма поворота

Распределение потока мощности, поступающего от входной шестерни коробки передач редуктором на левый и правый карданные валы привода заднего моста, осуществляется под управлением гидромотора отдельной гидросистемы механизма поворота. Потенциал рабочего давления в автономной гидравлике для вращения гидромотора создаёт аксиально-поршневой насос, получающий привод от редуктора в корпусе сцепления. Управление трактором осуществляется рулевым колесом, задающим через серворегулятор направление и количество рабочей жидкости в механизме поворота. Серворегулятор управления представляет собой гидроусилитель со стопорным устройством — нульустановителем для предотвращения случайного поворота трактора при работающем двигателе.

Гидросистема механизма поворота гусеничного трактора МТЗ
Гидросистема механизма поворота гусеничного трактора МТЗ

Ведущий задний мост

С помощью двух карданных валов задний мост принимает вращение от механизма поворота на две главные передачи с коническими шестернями и передаёт далее на цилиндрические пары шестерён конечных передач трансмиссии трактора. Дополнительный, третий карданный вал обеспечивает привод ВОМ  (на МТЗ 1502устанавливается по заказу). Автономная гидросистема заднего моста обеспечивает смазку подшипников ведущих валов-шестерён и включение — выключение ВОМ.

Задний мост гусеничного трактора МТЗ
Задний мост гусеничного трактора Беларус

Ходовая часть

Трактор может оснащаться гусеницами двух размеров в металлическом и резиновом исполнении в зависимости от условий и характера эксплуатации. Гусеница состоит из 62 траков, соединённых через резинометаллические втулки пальцами затянутые гайками. Подвеска ходовой части – торсионная, балансирная. Каждая сторона подвески трактора состоит из двух спаренных кареток опорных катков с гидроамортизаторами и дополнительной одинарной каретки опорного катка, а также двух поддерживающих катков. Привод гусениц осуществляется от задних ведущих звёздочек. Натяжение гусениц передними направляющими каткам и осуществляется с помощью гидроцилиндров подключённых к гидросистеме трактора.

Ширина движителя гусеницы, мм 500 или 600
Длина/ширина по гусенице/высота по кабине, мм 6250/2100 или 2300/2950
База, мм 2400
Колея, мм 1600 или 1700
Дорожный просвет , мм Не менее 360
Наименьший радиус разворота, м 2
Предельный угол подъёма и спуска, ° 20
Предельный угол крена, ° 12
Глубина преодолеваемого брода, м 0,8
Наибольшее из средних давлений гусеничных движителей на грунт, кПа 51 или 44,9
Эксплуатационная масса трактора, кг 12760±200 или 13280±200

ВОМ

По заказу машина комплектуется четырёхскоростным, задним, независимым валом отбора мощности со сменными шлицевыми хвостовиками и направлением вращения по часовой стрелке с торца шлицевого вала. Привод управления гидромеханический. Скорости вращения  ВОМ 540, 750, 1000,1400 об/мин.

Гидросистема

Гидравлика трактора раздельно-агрегатная, с разомкнутой циркуляцией и полнопоточной фильтрацией масла, с электрогидравлическим управлением джойстиком, с двумя парами свободных рабочих гидровыводов. Система обеспечивает натяжение гусениц, работу отвала и другого навесного оборудования. Ёмкость системы 70 литров. Гидронасос НШ 40Д-4 с производительностью  55 л/мин расположен на корпусе сцепления с левой стороны и получает привод от двигателя через систему приводных шестерён. Максимальное рабочее давление в системе 14 мПа, номинальное давление 12 мПа, предохранительный клапан системы настроен на давление 18 мПа.

Гидрораспределитель  HC-EX38/5 (60131079LR пр-ва Италия) имеет пять рабочих секций двухстороннего действия:

  • первая секция для управления бульдозерным отвалом имеет дополнительно «плавающее»  положение,
  • вторая — встроенный предохранительный клапан, настроенный на 8 мПа для натяжения гусениц связывает гидровыводы с баком в «нейтральном» выключенном положении,
  • четвёртая секция подключена к силовым цилиндрам задней навески или рыхлителя в зависимости от комплектации трактора,
  • третья и пятая секции являются свободными и предназначены для подключения дополнительного оборудования.
Гидравлика МТЗ 1502
Гидравлика МТЗ 1502

Пневматическая и тормозная системы

Оборудование предназначено для обеспечения пневмопривода рабочих и стояночных тормозов трактора, а также для тормозных систем прицепных машин агрегатируемых с трактором. Компрессор осуществляет забор воздуха от всасывающего коллектора двигателя и подаёт давление через регулятор в ресивер системы.

Тормозная и пневматическая системы МТЗ 1502
Тормозная и пневматическая системы гусеничных тракторов МТЗ

Из ресивера сжатый воздух поступает к тормозным кранам, в пружинные энергоаккумуляторы тормозной системы через тормозной кран обратного действия, к соединительной головке через кран управления тормозами прицепа и ускорительный клапан. Регулятор системы автоматически поддерживает давление в пределах 0,65-0,8 мПа отделяет и удаляет воду, масло, механические примеси. Датчики давления установлены в ресивере передающие сигналы на панель управления с комбинацией приборов. Забор воздуха осуществляется от двух клапанов регулятора и ускорительного клапана.

Кабина гусеничных тракторов Беларус

Данные трактора комплектуются универсальными одноместными кабинами для современных марок техники МТЗ. Каркасная кабина установлена на раму трактора через четыре виброизолятора. По заказу кабина оборудуется кондиционером либо стандартной системой обогрева и вентиляции. Салон имеет высокую степень шумопылевиброизоляцию и соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009. Кабина имеет максимальный круговой обзор и остеклена высокопрочными сферическими затемнёнными стёклами. Климатическая установка обеспечивает всасывание свежего воздуха с фильтрацией через четыре фильтра, прохождением через радиаторы отопителя-охладителя и последующим выбрасыванием через дефлекторы в салон. Естественная вентиляция осуществляется через люк в крыше, задние и боковые открывающиеся окна. Двери кабины открываются назад, в закрытом положении фиксируются замками, в открытом – пневмоподъёмниками. Очистка переднего стекла осуществляется двумя электрическими стеклоочистителями и омывателем.

МТЗ 2103

Серийное производство данного трактора начато с 2013 года. Основное назначение трактора выполнение сельскохозяйственных работ в составе почвообрабатывающих агрегатов. Данная модель гусеничного трактора, учитывая специфику применения, имеет более универсальные эксплуатационные, функциональные характеристики. Так как трактор имеет одинаковое устройство ходовой части и заднего моста, одну и туже пневматическую и тормозную системы, тот же механизм поворота, одинаковую систему привода функциональность и конструкцию заднего ВОМ , идентичную кинематическую схему трансмиссии, в описании МТЗ 2103 укажем отличительные характеристики систем и узлов от трактора МТЗ 1502.

МТЗ 2301
Устройство МТЗ 2301

Двигатель

Трактор оснащён шестицилиндровым, дизельными силовыми агрегатами ММЗ Д 260.4S2 либо Д 260.4S3A с турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха.

Характеристики Д260.4S3A Д 260.4S2
Мощность дизеля, кВт/л.с 156/212 156/212
Частота вращения коленчатого вала об/мин 2100 2100
Диаметр / ход поршня, мм 110/125 110/125
Объём двигателя, л 7,12 7,12
Минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу, об/мин 600 800
Максимальная частота вращения на холостом ходу, об/ мин 2270 2300
Удельный расход топлива г/кВт.ч 244 249
Удельный расход моторного масла на угар г/кВт.ч 0,2 0,2
Коэффициент запаса крутящего момента не менее, % 25
Экологический стандарт Тier II Тier II
Ёмкость топливных баков, л 380 380

Отличием дизеля Д 260.4S2 от Д 260.4S3A является оснащение рядным многоплунжерным топливным насосом вместо топливной системы « Common RAIL», другие системы двигателей отличий не имеют.

Трансмиссия и ходовая

В отличие от МТЗ 1502, МТЗ 2103 оснащён гидромеханической КПП с шестернями постоянного зацепления, которая обеспечивает два диапазона переднего хода с четырьмя скоростями в каждом диапазоне и одним диапазоном заднего хода с четырьмя скоростями. За счёт переключения кнопкой «ДИАПАЗОН» на пульте КП повышенных/пониженных передач с помощью синхронизатора происходит удвоение количества скоростей (16 скоростей вперёд и 8-назад). Переключение скоростей в диапазонах происходит без разрыва потока мощности гидроподжимными фрикционными муфтами. Диапазоны переключаются рычагом механически зубчатыми муфтами. Автономная гидросистема обеспечивает переключение и смазку коробки, охлаждение её узлов, а также редуктора ГСП, механизма поворота и его тормозных устройств. КП формирует передачи переднего хода в пределах от 3,08 до 26,12 км/ч и заднего хода от 4,21 до 14,7 км/ч. Управление гидромуфт и синхронизатора коробки обеспечивает встроенный в пульт КП микропроцессорный контролер.

МТЗ 2103
МТЗ 2103 с резиновой гусеницой

Гидравлика

Гидросистема трактора оснащена распределителем представляющим интегральный блок фирмы BOSH. Переключение золотников осуществляется рукоятками через тросовые передачи двухстороннего действия.

Гидравлика МТЗ 2301
Гидравлика МТЗ 2301

Встроенный в распределитель регулятор ЗНУ переключается с помощью электронно-гидравлической системы управления. На основании подаваемых команд с основного или бокового пульта управления ЗНУ электронный блок управляет электромагнитными клапанами подъёма и опускания навески для нагнетания или слива рабочей жидкости из полостей поршневых гидроцилиндров, изменяя положение навески. А также посредством регулировок основного пульта управления навеской и сигналов, передаваемых датчиком положения навески, осуществляется силовое, позиционное и смешанное регулирование положения навесного и полунавесного рабочего оборудования трактора. Электронный блок гидросистемы имеет функцию самодиагностики и проверяет систему перед  началом и в процессе работы. При обнаружении неполадки сигнализирует кодовым словом на пульте управления ЗНУ.

МТЗ 1402

Машина является промышленной гусеничной моделью трактора и пока не получила массового серийного выпуска. Как и МТЗ 1502 трактор предназначен для перемещения грунтов I и II категории, для рытья и засыпки траншей, возведения насыпей, перемещение щебня и других сыпучих материалов в дорожном, промышленном и жилищном строительстве в агрегате с прямым отвалом с гидроперекосом и рыхлителем, а также для выполнения транспортных работ по влажным грунтам.

Конструкция трактора и устройство всех систем абсолютно одинаково с МТЗ 1502 за исключением силового агрегата. На трактор установлен шестицилиндровый, турбированный дизель Д-260.2S3A с промежуточным охлаждением поступающего воздуха. Мощность дизеля 100 кВт (136 л.с.). Спектр переключения скоростей переднего хода от 2,2 км/ч до 14,9 км/ч, назад от 3,1 до 7,1 км/ч.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector