Обзор трактора МТЗ 1221, технические характеристики

Модель трактора МТЗ 1221 вобрала в себя все эксплуатационные и функциональные качества МТЗ 82. Машина оснащена мощным дизельным двигателем, отличается улучшенными ходовыми и тяговыми качествами, позволяющими агрегатироваться со всем спектром сх. машин для сплошной и междурядной обработки почв и работать в комплексе с оборудованием для осуществления строительных и коммунальных работ.  Трактор относится к тяговому классу 2 тс, обладает мощностью 130 л.с. и колёсной формулой 4х4 с усиленным передним ведущим мостом. Способность трактора агрегатироватся с широкозахватным сельскохозяйственным оборудованием значительно увеличивает производительность при сравнительно небольшом потреблении топлива. Эргономика рабочего места водителя и большая обзорная кабина обеспечивает комфортное управление машиной. Первые образцы МТЗ 1221 были выпущены с конвейера Минского Тракторного Завода в 1979 году. Эволюция трактора воплотилась в ряд модификаций машин Беларус-1221, 1221В, 1221.2, 1221В.2, 1221Т.2, 1221.3, 1221 Т.2, 1221.3, 1221.4, 1221.5, 1221.6.

Трактор МТЗ 1221.2
Трактор МТЗ 1221.2

 Двигатель.

Базовая модель трактора оснащена 6 ти цилиндровым, рядным  дизельным турбированным силовым агрегатом ММЗ Д-260.2  мощностью 130 л.с с рабочим объёмом 7,12 литров и расходом топлива 226 грамм /кВт.час.(3,766г/кВт. Мин) . Крутящий момент мотора 500 Н.м с номинальной частотой вращения коленчатого вала 2100 об/мин. Объём системы смазки 18 литров, системы охлаждения 26,5 литров. Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4.  Дизель оснащён свечами накаливания, которые активируются перед пуском при температуре двигателя ниже 5̊ C. Турбокомпрессор одноступенчатый центробежного типа с радиальной центростремительной турбиной.

Двигатель ММЗ
Двигатель Д 260

Марки моторов, устанавливаемых на модификации МТЗ 1221

Марка двигателя Мощность л.с. Объём  литр Расход топлива г/кВт.час Коэффициент запаса крутящего момента % Экологический стандарт
Д-260.2С 130 7,12 235 15 STAGE I
Д-260.2S2 131,7 7,12 235 25 STAGE II
Д-260.2S3A 131,7 7,12 235 25 STAGE IIIА
Д-260.2S3B 133 7,12 220 25 STAGE IIIB
TCD 2012L062V фирмы «DEUTZ» 141 6,05 267 30 STAGE IIIA
Д-260.2S4 136 7,12 220 25 STAGE IV

Трансмиссия

Сцепление — фрикционное двухдисковое постоянно замкнутое с механическим управлением. Фрикционные накладки дисков безасбестовые.

Коробка передач обеспечивает скорость движения машины вперед от 1,54 до 35 км/ч на 16-ти передачах и назад от 2,75 до 16,4 км/ч на 8-ми скоростях. КПП ступенчатая, с шестернями постоянного зацепления, синхронизированная имеет четыре диапазона по четыре скорости вперёд  — две повышенных и две пониженных, и две скорости заднего хода — одна пониженная и одна повышенная, в каждом диапазоне. Для получения дополнительных скоростей (4 вперёд и 4 назад) для работы на сверхмалых скоростях трактор комплектуется ходоуменьшителем. Оборудование уменьшает передачи первого диапазона в 4,5 раза.

Для недопущения перегрева масла в трансмиссии и поломок запрещено включать ходоуменьшитель на втором диапазоне.

В  заказной вариант МТЗ 1221 комплектуют КПП с  24 передачами вперёд и 12 назад. Переключение   осуществляется  в пределах двух диапазонов вперёд одного назад. Каждый диапазон обеспечивает шесть повышенных и шесть пониженных скоростей. Для исключения поломок пользуются  ходоуменьшителем на всех диапазонах кроме 5 и 6 передач.

Гидравлическая система трансмиссии обеспечивает смазку подшипников КПП и привода ПВМ под давлением, а также активацию ПВМ, блокировку дифференциала и включение ВОМ. Количество заправки 43 литра масла.

Задний ведущий мост с электрогиравлической блокировкой дифференциала.

Передний ведущий мост с самоблокирующимся дифференциалом и электрогидроупровляемой фрикционной муфтой включения привода. Привод ПВМ имеет три положения управления:

  1. ПВМ выключен
  2. ПВМ включён автоматически
  3. ПВМ включён принудительно

Ходовая часть

Колёса передние 420\70 R24, задние16.9R 38\ 18,4R38  с шинами низкого давления. Передняя колея регулируется в пределах 1540-2090мм , задняя 1530-2150мм . Агротехнический просвет под рукавами  задних колёс 620 мм, дорожный просвет 480 мм. Наименьший радиус поворота 5,4 м. Для уменьшения давления на обрабатываемую почву возможно спаривание задних колёс с помощью проставки.

Тормозной механизм многодисковый  работающий в масляной ванне (мокрые), размещённый на валах бортовых передач. Стояночный тормоз независимый с ручным управлением. Сухие трёхдисковые тормоза устанавливают по заказу. Пневматический привод управления тормозами прицепов сблокированный с рабочими тормозами трактора.

По заказу может быть установлен гидравлический, сблокированный с тормозами трактора привод включения тормозов прицепа, что исключает агрегатирование  с прицепами и устройствами с пневматическим приводом тормозов.

Оборудование

Гидросистема  раздельно агрегатная: производительность гидронасоса 51 литр\мин, максимальное рабочее давление 20 МПа, объём гидробака 28,5 литр силовые цилиндры, с задними правыми или левыми точками подключения. Система оснащена гидрораспределителями Р-80 или РП-70 1221(РП-70 1221.1) или RS 213Mita.

Задний ВОМ машины имеет две скорости работы в независимом режиме 540/1000 об/мин. В синхронном режиме работает со скоростью 4,36 оборотов на метр пути. По заказу задний ВОМ оборудуют электрогидравлическим приводом включения.

По заказу устанавливают независимый передний ВОМ (хвостовиком 21 шлиц), обеспечивающий скорость вращения 1000 об/ мин. при 1845 об/мин. двигателя.

Электрическая система с напряжением 12 В и напряжением для электрического запуска дизеля 24 Вольта. Трактор оборудован штатными двумя аккумуляторными батареями. Электростартер пуска дизеля чешского производства.

Рулевое гидрообъёмное оборудовано (ГОРУ)   двумя управляемыми гидроцилиндрами двухстороннего действия Ц 50Х200. Объём рабочей жидкости 9 литров.

Заднее навесное устройство трёхточечное НУ-2 с наружной блокировкой нижних тяг. Навеска оборудована двумя силовыми гидроцилиндрами Ц 80х220 или Ц 90х220. Грузоподъёмность навески 4300 кг. Заднее навесное устройство работает в следующих режимах:

  • Подъём и опускание навески под собственным весом
  • Позиционное регулирование
  • Силовое регулирование глубины обработки
  • Смешанное регулирование

По заказу трактор оборудывается трёхточечным передним навесным устройством НУ -2 с двумя гидроцилиндрами Ц 63х200.

Передний балластный груз весом 440 кг составлен из 10 грузов ( 8 шт по 45 кг и 2 шт по 40 кг) . Общий вес устройства с кронштейнами крепления 525 кг.

Тягово-сцепные устройства.

МТЗ 1221 укомплектован монтажным устройством лифтового типа в виде двух направляющих с отверстиями фиксации положений, смонтированных на задней стенке заднего моста. Оборудование предназначено для крапления тягово–сцепных устройств.

Навеска мтз 1221
Навеска мтз 1221

Трактор может комплектоваться рядом сцепных приспособлений:

  • ТСУ-2В – тяговая вилка короткая
  • ТСУ-3В – тяговая вилка длинная
  • ТСУ-2Р –  устройство «Питон»
  • ТСУ -1 – поперечина
  • ТСУ -1М-01 – тяговый брус
  • Вилка – автомат KU2000/329NB33
  • Вилка – автомат KU5410/329-33
  • Соединительное устройство «Питон»- РВ5329NNB33
  • Шаровые соединительные устройства фирмы «Walterscheid» KI8329NB33, KB8329NB33.

 Эргономика

Интерьер кабины
Интерьер кабины МТЗ 1221

Одноместная, обзорная кабина вибротермоизолированная с защитным жёстким каркасом, оборудованная: системой отопления, вентиляции и фильтрации воздуха; с регулируемым по массе, росту водителя, наклоном спинки — подпружиненным сидением. Рулевое колесо регулируется по высоте и углу наклона. Обзор водителя обеспечивается зеркалами заднего и бокового вида. По заказу кабина оборудуется дополнительным сиденьем и кондиционером.

Достоинства и недостатки

Удачная реализация мощности двигателя  в компоновку тяговых качеств трансмиссии и ходовой части позволяет трактору работать, в определённых условиях, с агрегатами, рассчитанными на мощность машин тягового класса 3. Универсальность использования обеспечена достаточным набором оборудования отбора мощности, гидросистемы и тягово-сцепных устройств.

Двигатель машины имеет хороший коэффициент запаса крутящего момента, что обеспечивает комфортную нагрузку и повышает его эксплуатационный ресурс. Дизель имеет довольно низкий удельный расход топлива для своей мощности.

Эргономика рабочего места, размещение органов управления, приборов контроля, обзорность и обеспечение комфортного микроклимата кабины водителя является немаловажным фактором производительности машины.

Недостаточное охлаждение шестого цилиндра дизеля на ранних модификациях трактора компенсируется установкой новой версии радиатора с большей площадью теплообмена и заменой вентилятора с увеличенным количеством лопастей.

Для увеличения заправочного объёма топливом до 250 литров устанавливают боковой, дополнительный бак на 110 литров. Также были нарекания на слабый механизм сцепления, который на последних исполнениях трактора был усилен.

Жалобы на ресурс турбины двигателя обусловлены неправильной эксплуатацией и обслуживанием узла. Основной ошибкой является — работа турбины на высоких оборотах без достижения оптимального температурного режима для обеспечения смазки подшипников узла.

Работая в жёстких условиях, система очистки воздуха требует постоянного ухода  и нуждается в доработке, также жалуются на работу кондиционера.

Резюмируя, можно сказать, что трактор МТЗ 1221, учитывая все плюсы и минусы, конечно, не дотягивает до уровня комфорта импортных тракторов данного класса, но принимая во внимание стоимость машины, доступность приобретения запасных частей, простоту в обслуживании и ремонте со всем набором эксплуатационных качеств выгодно отличается от своих иностранных аналогов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector