Table of Contents
Маломощная машина МТЗ-05 является одной из первых разработок Минского Тракторного Завода (1978 год), предназначенных для частной эксплуатации при обработке небольших подсобных хозяйств, приусадебных участков и огородов, дачных и садовых участков.
Серийный выпуск данного мотоблока осуществлялся с 1985 по 1992 годы. Машина была высоко оценена потребителем, тем более, что в советский период рынок сельхоз техники испытывал дефицит в подобных маломощных машинах.
В настоящее время модернизированная версия данного мотоблока МТЗ-09H серийно выпускается на мощностях «Сморгонского Агрегатного Завода», входящего в производственный холдинг МТЗ. Основным конструктивным отличием новой версии мотоблока является комплектация импортным японским двигателем, где трансмиссия и ходовая часть осталась неизменной.
Технические характеристики
Мотоблок выполнен в виде одноосной тяговой установки с возможностью привода используемого в агрегате навесного оборудования.
Тяговое усилие, т.с. | 0.1 |
Силовой агрегат | |
Двигатель | УД-15 |
Тип двигателя | Бензиновый, одноцилиндровый, четырёхтактный с воздушным охлаждением |
Степень сжатия | 6 |
Объём рабочего цилиндра, см³ | 245 |
Максимальная мощность, л.с. | 5 |
Номинальная частота вращения двигателя, об/в мин | 3000 |
Диаметр цилиндра, мм | 72 |
Ход поршня, мм | 60 |
Расход топлива, г/ л.с. в час | 330 |
Ёмкость масляного картера, л | 3 |
Масса двигателя, кг | 41 |
Моторесурс двигателя, моточас | 3000 |
Объём топливного бака, л | 5 |
Ходовая | |
Агротехнический просвет, мм | 270 |
Радиус разворота при колее 450 мм, м | 1 |
Регулируемая колея, мм | 450, 600, 800 |
Губина брода, мм | 30 |
Размер шин | 5.90-13С или 6L-12 |
Масса буксируемого груза, кг | До 650 |
Габариты и масса | |
Масса машины, кг | 135 |
Габариты, мм Высота/длина /ширина | 1800/1070/850 |
Трансмиссия | |
Рабочая скорость, км/час | 2.15 |
Транспортная скорость, км/час | 10 |
Кол-во передач переднего хода | 4 |
Кол-во передач заднего хода | 2 |
Частота вращения ВОМ, об/мин | 1000 |
Функциональные возможности и особенности
При агрегатировании с соответствующими навесными устройствами мощность и тяговые характеристики машины позволяют выполнять ряд сельскохозяйственных и общехозяйственных работ такие как:
- вспашка однокорпусным плугом
- сплошное культивирование, в том и числе и активной фрезой
- посадка клубней
- прополка междурядий и окучивание всходов пропашных культур
- скашивание травы
- выкапывание клубней и корнеплодов
- уборка снега или мелкого мусора
- транспортные работы при использовании грузового адаптера
- привод стационарных компрессоров, генераторов, водяных помп, молотилок, измельчителей и другого оборудования
Особенностью мотоблока является сбалансированная конструкция, которая, не смотря на довольно приличную массу (135 кг) позволяет без усилий осуществлять манёвры машине при использовании в агрегате с навесным оборудованием, где вес в большей степени помогает оператору чем препятствует управлению. Кроме этого масса машины вместе с грузами на ступицах обеспечивает хорошее сцепление ходовым ведущим колёсам, что особенно важно при выполнении почвообрабатывающих операций.
Дополнительное расширение функциональности МТЗ-05 достигается при использовании адаптера, позволяющего преобразовать мотоблок в четырёхколёсную базу с передними ведущими или задними приводными колёсами.
Так адаптер в виде одноосной тележки с сидением позволяет преобразовать мотоблок в полноценный минитрактор. Передняя часть адаптера шарнирно соединяется с прицепным устройством мотоблока, образуя, таким образом, ломающуюся раму образованного из двух частей минитрактора. Задняя часть адаптера оборудуется прицепным или навесным устройством для соединения с прицепами или навесными орудиями. Также для выполнения транспортных работ адаптер может быть выполнен в виде одноосного прицепа с местом для водителя.
Устройство
Мотоблок представляет собой одноосную тележку с размещённым на ней корпусом трансмиссии и установленным одноцилиндровым бензиновым двигателем, соединённым через корпус многодисковой фрикционной муфты сцепления.
Двигатель
Бензиновый четырёхтактный одноцилиндровый силовой агрегат УД-15 производился «Ульяновским моторным заводом». Двигатель является модификацией мотора УД-1, выпускаемый с 1959 года в составе. Данные силовые агрегаты широко использовались в составе станционарных помп и генераторов, мотокосилок и другой мототехники. Проектной технической основой для создания УД-15 является двигатель МЕМЗ 966 автомобиля «Запорожец».
Технические особенности УД-15
Смазка двигателя осуществляется комбинированно – под давлением и разбрызгиванием. Рабочим давлением масла в пределах 1.5-5 кг/см²., создаваемым шестерёнчатым насосом, смазываются шатунный подшипник, толкатели клапанов, подшипники распределительного вала. Очистка масла в двигателе осуществляется встроенной неполнопоточной центрифугой, корпус которой выполнен заодно целое с маховиком-вентилятором. Объём заправки масла в 1.5 л.
Охлаждение осуществляется принудительно воздухом с помощью вентиляторной турбины установленной на маховике двигателя. Регулирование охлаждения обеспечивается жалюзями кожуха вентилятора.
Зажигание обеспечивается одноискровым магнето М-137
Угол опережение зажигания 33°±1°
Топливное смесеобразование обеспечивается Карбюратор К-16
Частота оборотов регулируются центробежным регулятором в автоматическом режиме
Подача топлива обеспечивается бензонасосом диафрагменного типа
Емкость для масла в воздухофильтре инерционно-масляного типа 0.074 литра
Кривошипно-шатунный механизм и поршневая
Механизм силового агрегата размещается в тунельном литом алюминиевом картере, вместе с шестернями газораспределения. Блок двигателя не имеет традиционной передней крышки.
Коленчатый вал опирается на двух подшипниках качения. Передний подшипник установлен в опору, размещённой в расточке в блоке, задний запрессовывается непосредственно в картер. Уплотнение коленчатого вала в опоре и картере организовано манжетами.
На передний конец коленчатого вала устанавливается: шарикоподшипник, подшипник смазочный, распределительная шестерня, деталь запуска и маховик-вентилятор. Задний конец коленчатого вала, установленный на подшипнике качения, имеет конусный край, предназначенный для установки муфты сцепления.
Шатун выполнен в виде двутавровой штамповки. Верхняя головка шатуна, под палец, оборудована тонкостенной бронзовой втулкой. Нижняя разъёмная головка шатуна оборудуется биметаллическими вкладышами скольжения, удерживаемые от смещения штампованными замками.
Алюминиевый поршень оборудован двумя компрессионными кольцами и одним маслосъёмным. Стальной пустотелый палец плотно устанавливается в поршне и скользяще во втулке верхней головки шатуна. По размеру пальцы подразделяются на четыре вида, различие которых метятся краской (чёрной, зелёной, жёлтой, красной). При сборке цвет отметки пальца должен совпадать с цветом метки на бобышке поршня.
Цилиндр отлит из чугуна, как и поршень имеет три размерные группы с обозначением А, Б и В. Метки выбиты на верхнем ребре цилиндра и днище поршня. При сборке метки деталей должны соответствовать одной размерной группе.
Масляный насос установлен в расточке передней стенке картера, в приливе правой стенки редукционный клапан. Слева к картеру крепится ось пусковой педали. В проушину на правой стороне картера, спереди устанавливается магнето, сзади размещается регулятор.
Газораспределительный механизм
УД-15 имеет верхнее размещение клапанов
Пустотелый распределительный кулачковый вал вращается на оси установленной в картере. Вместе с кулачками привода клапанных толкателей вал оборудован дополнительным кулачком для привода бензонасоса. Вал оборудован подшипниками скольжения из бронзовой полосы. Шестерня газораспределения посажена на вал и зафиксирована тремя заклёпками.
Толкатели с плоской тарелкой грибовидные имеют сверления для подвода масла к штанге. Втулки толкателей имеют на наружной поверхности метку, которая при сборке должна быть обращена в противоположную сторону цилиндра. Отверстия в толкателях служат для подвода и отвода смазки. В пустотелые штанги с торцов запрессованы наконечники со сквозными отверстиями для подачи смазки в клапанную коробку.
Клапана отличаются размером тарелки материалом изготовления, где выпускной клапан с большей тарелкой и изготовлен из легированной стали. Коромысла также выполнены из легированного материала.
В составе цилиндра установлены левое и правое коромысло, которые различаются наклоном плоскости коромысла к его оси. Бобышка короткого плеча оборудована винтом для регулировки теплового зазора в пределах 0.15 мм. Конец длинного плеча, контактируемого с торцами клапанов, имеют закалку обеспечивающую повышенную износостойкость.
Головка цилиндра выполнена из алюминиевого сплава с запрессованными седлами и втулками клапанов. Деталь крепится к цилиндру шпильками, проходящими через его рёбра. С верху клапанная коробка закрывается крышкой.
Трансмиссия
Основной механизм, включая КПП и ведущий мост размещён в едином литом корпусе. Муфта сцепления находится в отдельном корпусе, который с одной стороны соединён с картером двигателя, другой стороной с корпусом трансмиссии.
Сцепление выполнено в виде многодисковой фрикционной муфты, работающей в масле, выжим которой осуществляется ручным трассовым приводом.
КПП
Механическая коробка передач выполнена в виде редуктора с прямозубыми шестернями постоянного зацепления. Конструктивно выбор передаточных чисел передачи осуществляется с помощью скользящего штока, установленного в полом валу КПП со свободно вращающимися шестернями, где шток занимая соответствующее положение осуществляет блокирование шестерни с помощью шариков. Таким образом, блокированием той или иной шестерни осуществляется активация передаточного числа выбранной передачи.
Ведущий мост
Главная передач ведущего моста выполнена в виде пары конических шестерён с винтовыми шестернями. Регулировка зацепления главной пары осуществляется пакетом регулировочных прокладок.
Дифференциал открытого типа с двумя сателлитами. Блокировка дифференциала выполнена в виде скользящей муфты с фиксирующими шариками, включается рычагом, связанным с вилкой включения.
Полуоси находятся в литых чулках, присоединённых своими фланцами к корпусу трансмиссии. Конечные передачи выполнены в виде одноступенчатого редуктора из пары цилиндрических прямозубых шестерён.
ВОМ
Вал отбора мощности включается механическим введением в зацепление передающих валу шестерен. Привод вала осуществляется от первичного вала КПП через промежуточный вал, установленный в отсеке ведущего моста. Хвостовик вала ВОМ размещается в отдельном цилиндрическом корпусе, присоединённым к задней стенке корпуса трансмиссии под прицепным устройством.
Система управления
Управление осуществляется колонкой с двумя рукоятками, которая реверсивно может менять своё положение, в зависимости от характера агрегатирования мотоблока с тем или иным навесным оборудованием.
Верхняя часть колонки оборудована парой рычагов для переключения передач. Левым рычагом выбирается направление движения «вперёд – назад». Правым рычагом производят выбор передачи, где для движения вперёд предусматривается включение 4-х передач, для движения задним ходом — 2 передачи.
Передача КПП | Скорость км/час |
1 передний ход | 2.15 |
2 передний ход | 3.8 |
3 передний ход | 5.35 |
4 передний ход | 9.6 |
1 задний ход | 2.5 |
2 задний ход | 4.46 |
На рукоятках колонки размещены: выжимной ручной рычаг управления муфтой сцеплениям с тросовым приводом; рукоятка регулировки подачи топлива, связанная с дросселем карбюратора также тросом.
Для включения вала отбора мощности на корпусе трансмиссии размещён рычаг включения, который взаимодействует со скользящей зубчатой муфтой, обеспечивающей передачу вращения на зависимый ВОМ мотоблока.
Пуск двигателя осуществляется по типу мотоциклетной заводной педали, рычагом с зубчатым сектором, входящим в зацепление с коленчатым валом двигателя.
Ширину колеи МТЗ-05 при необходимости можно изменить путём смены стороны крепления диска колеса к ступице.