Технические характеристики и преимущества мотоблока Беларусь МТЗ 09Н

Представителем самой маломощной техники, выпускаемой Минским тракторным заводом, является самоходный мотоблок МТЗ 09Н с ходовой формулой 2х2. Основой для выпуска стал ранее выпускаемый заводом мотоблок МТЗ 05. Машина предназначена для выполнения сельскохозяйственных, транспортных и коммунальных операций при использовании на небольших площадях в частных хозяйствах и коммунальном обслуживании предприятий.

Мотоблок с плугом

Устройство и характеристики

Мотоблок представляет собой одноосную тележку с трансмиссией в чугунном корпусе и присоединённым к ней двигателем. Все узлы мотоблока — двигатель, сцепление, коробка передач и ведущий мост объединены в жёсткую конструкцию. Ходовые колёса получают привод через колёсные редукторы в составе механизма ведущего моста с дифференциалом. Задняя часть корпуса моста снабжена выходом для осуществления присоединения привода активного оборудования от ВОМ (навесных почвообрабатывающих фрез, косилок, снегоуборщиков, щёток и другого оборудования). Также на задней стенке корпуса трансмиссии размещено прицепное устройство.

Двигатель

Одноцилиндровый, бензиновый, четырёхтактный агрегат воздушного охлаждения Honda GX 270:

  • Мощность – 6,3 кВт/ 8,6 л.с.
  • Рабочий объём – 270 см³
  • Удельный расход топлива – 313 г/ кВт в час.
  • Частота вращения – 3600 об/мин
  • Ёмкость бака – 6 л

Трансмиссия

Весь механизм, включая коробку передач, сцепление и ведущий мост смазывается разбрызгиванием масла вращающихся частей от общего объёма масляной ванной, образованной картером трансмиссии и присоединённым корпусом сцепления.

Сцепление мотоблока МТЗ

Механизм сцепления выполнен в виде многодисковой, постоянно-замкнутой, фрикционной муфты, работающей в масле. По конструкции и типу механизм схож с муфтой мотоцикла.

Коробка передач механическая представляет собой редуктор с прямозубыми цилиндрическими шестернями. Своим переключением КПП обеспечивает 4 передачи переднего хода и 2 — заднего хода.

Коробка передач мотоблока

Формирование скорости движения:

  • Вперёд – 2,6 -11,4 км/час
  • Назад – 3 — 5,35 км/час

Органы управления мотоблоком Беларус

Ведущий мост встроен в общий корпус трансмиссии имеет механическую блокировку дифференциала. Привод колёс осуществляется через полуоси в отдельных корпусах на бортовые редукторы, выполненные в виде прямозубой цилиндрической пары шестерён. Для увеличения сцепных качеств ступицы ходовых колёс оборудованы утяжелителями.

Трансмиссия мотоблока

ВОМ мотоблока

Габариты и масса

  • Длина – 1780 мм
  • Ширина – 846 мм
  • Высота – 1070 мм
  • Регулируемая колея – 450, 600, 700 мм
  • Агропросвет – 270 мм
  • Минимальный радиус поворота – 1 м
  • Масса – 176 кг
  • Наибольшая масса буксируемого прицепа -650 кг

 Органы управления

Управление машиной осуществляется через жёстко соединённую с общим корпусом КПП и ведущего моста колонку с двумя рукоятками. Рукоятки снабжены ручным выжимным рычагом управления муфтой сцепления и рукояткой регулировки подачи топлива с тросовым приводом. Для удобного управления в реверсном режиме, колонку с рукоятками можно развернуть в противоположном направлении, например, для работы с роторной косилкой или шнековым снегоуборщиком.

Снегоуборщик с мотоблоком
Снегоуборщик с МТЗ 09Н

На верхнем крае колонки установлены два рычага переключения передач и рукоятка включения блокировки дифференциала. Одним рычагом пользуются для выбора скорости, другим для переключения направления движения «вперёд-назад». Последние версии машины оборудованы датчиком, блокирующим электросеть зажигания при включённой передачи.

Включение вала отбора мощности осуществляется рычагом, размещённым непосредственно на корпусе трансмиссии при механическом включении в зацепление зубчатого блока, соединяющего привод.

Старт двигателя осуществляется ручным тросовым устройством, передающим вращательный импульс непосредственно на коленчатый вал двигателя.

Преимущества

Мотоблок имеет достаточно надёжную конструкцию как трансмиссии, так и силового агрегата.  Учитывая то, что трансмиссия досталась мотоблоку от своего предшественника (МТЗ 05) надёжность конструкции данного устройства доказана более 40 летним стажем практической проверки. Владельцы старой версии мотоблока (МТЗ 05) до сих пор успешно эксплуатируют данную технику, произведённую с 1978 года, без нареканий. Японский двигатель Honda GX 270, установленный в место мотора УД-15, дополнительно повысил техническую живучесть новой версии мотоблока.

К положительным моментам конструкции можно отметить, что свою достаточную функциональность мотоблок получает от рационально сконструированной трансмиссии в одном компактном корпусе, где нет дополнительных вращающихся частей вне его основного картера. Это обеспечивает механизму мотоблока защиту от абразивного и коррозийного воздействия окружающей среды и максимальное сохранение его ресурса.

В отличии от своих конкурентов МТЗ 09Н имеет хорошую конструкционную массу (176 кг) с рациональным распределением баланса. Такая компоновка обеспечивает хорошие сцепные показатели ходовой части, устойчивый ход и заглубление рабочих органов при обработке почвы, комфортное управление без приложения дополнительных усилий оператором. Изменение колеи расширяет возможности применения машины в обработке посевов различных пропашных культур.

Мотоблок с прицепом
Мотоблок Беларус 09Н с прицепом

Кроме комфортного управления на малых обрабатываемых участках сложной формы благодаря наличию передач заднего хода, дополнительную популярность мотоблоку обеспечила возможность его преобразования в полноценную, двухосную, самоходную машину в комплексе с адаптером, где мотоблок своим прицепным устройством соединяется с одноосным адаптером, образуя подобие шарнирно-сочленённой ломающейся рамы сформированной машины.

мотоблок с адаптером
МТЗ 09Н с адаптером

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector