Table of Contents
Основной идеей создания трактора МТЗ 1220 является выпуск машины 2 тягового класса с использованием четырёхцилиндрового дизеля Д-245, где развитие мощности силовой установкой до 122 лошадиных сил достигается улучшенными параметрами впрыска топлива и наддува воздуха в цилиндры. Не считая двигателя, общий концепт машины скопирован с трактора аналогичного тягового класса МТЗ 1221 с шестицилиндровым дизелем Д-260.2 мощностью 130-136 л.с. Модификационный ряд МТЗ 1220 своими основными узлами трансмиссии, ходовой части, гидравлики и системы управления соответствуют модификациям трактора МТЗ 1221.
Отличия модификаций трактора
На сегодня трактор выпускается в четырёх модификациях 1220.3, 1220.4, 1220.5, 1220.6, где основными отличиями моделей являются экологический стандарт двигателя, уровень автоматизации системы управления диагностики и контроля, эргономические условия работы водителя.
1220.3
Двигатель машины оборудован традиционной топливной системой двигателя с рядным четырёхплунжерным ТНВД марки «Мотрпал» РР4М10Рli-3704 про-ва Чехия, либо аналогичной конструкции насос марки «ЯЗДА» 7731111005-07Т про-ва РФ с механическим всережимным регулятором подачи топлива.
1220.4
На трактор устанавливается импортная топливная система «Mercer» либо «Сommon RaiL». Система «Mercer» имеет функцию управления рециркуляцией отработанных газов с помощью интегрального модуля со встроенным электромагнитным клапаном и датчиком частоты вращения топливного насоса. Кроме этого регулятор ТНВД оснащён пусковым электромагнитом, который ограничивает подачу топлива при минимальном наддуве воздуха в момент пуска дизеля.
1220.5
Модификация МТЗ 1220.5 оснащена системой топливоподачи «Сommon RaiL», где впрыск топлива форсунками имеет электронное управление с системой электромагнитных клапанов. Повышение экологического стандарта трактора достигается установкой системы каталитической нейтрализации отработанных газов. Работу двигателя контролирует электронная система управления двигателем (ЭСУД). Параметры работы и коды ошибок при возникновении неполадок выдаются на программируемый монитор. Данная модификация и следующая версия машины в системе управления гидронавеской оборудована выносными наружными кнопками для удобного внешнего управления при присоединении оборудования к трактору. А также редуктор ВОМ оборудован многодисковыми гидроподжимными муфтами вместо ленточных тормозов как на МТЗ 1220.3.
1220.6
Трактор МТЗ 1220.6 оснащён топливной «Сommon RaiL» и улучшенной системой нейтрализации выхлопных газов. Контроль и диагностика всех систем трактора, силовой установки осуществляется комплексной электронной системой управления (КЭСУ). Панель управления трактора оснащена жидкокристаллическим, программируемым монитором указывающим параметры работы всех систем.
1220.7
Данная машина представлена Минским Заводом в выставочном, предсерийном статусе. В отличии от предыдущих модификаций данная версия трактора оснащена импортным дизелем марки «Caterpillar» с рабочим объёмом 3,6 литра и мощностью 122 лошадиных силы. Кабина имеет обновленный дизайн. Коробка передач полностью синхронизирована.
Габариты и масса трактора
Трактор имеет классическую полурамную конструкцию остова с полноприводной колёсной формулой 4Х4 ходовой части. Внешне трактор сложно отличить, от современных марок, тракторов тягового класса 1.4 МТЗ 1025, МТЗ 1021. Основным внешним отличительным признаком является больший размер передних и задних шин машины.
Длина с противовесом и задней навеской в транспортном положении, мм | 4600+/-50 |
Ширина по концам полуосей, мм | 2250+/-10 |
Высота по кабине, мм | 2890+/-50 |
База, мм | 2550+/-30 |
Агротехнический просвет под рукавами задних колёс, мм | 630 |
Дорожный просвет на шинах основной комплектации, мм | 450 |
Масса эксплуатационная, кг | 5500+/-100 |
Масса эксплуатационная максимальная, кг | 8800 |
Показатели ходовой части
Дорожный просвет на шинах основной комплектации, мм | 450 |
Агротехнический просвет под рукавами задних колёс, мм | 630 |
База трактора, мм | 2600 |
Размер колеи, мм Передних колёс
Задних колёс | 1535, 1635, 1700, 1800, 1850, 1950, 2020, 2120
От 1540 до 1916, от 1946 до 2156 |
Наименьший радиус поворота, м | 4,5 |
Максимальная глубина брода, м | 0,85 |
Шины основной комплектации Передние Задние | 420/70R24 18.4R38 |
Допустимая нагрузка на мосты, кН Передний Задний | 40 60 |
Максимальная масса буксируемого прицепа, кг Без тормозов С независимым тормозом С инерционным тормозом Тормозная система прицепа сблокирована с тормозами трактора |
2500 4000 12000 20000 |
Распределение массы на мосты, кг С балластом передний/задний | 2395/3135 1830/3260 |
Двигатель МТЗ 1220
Базовой модификацией двигателя для трактора является силовая установка с турбонаддувом Д-245.2S. Символы после буквы «S» в аббревиатуре указывают на модернизацию данного дизеля в системе смесеобразования и экологичности, при повышении эффективности сгорания топлива и снижении его удельного расхода.
Как говорилось выше в качестве силовой установки для трактора используют модификации четырёхцилиндрового дизеля с турбонаддувом Д-245. В соответствии с модификацией МТЗ 1220 и экологическим стандартом устанавливают следующие модификации двигателей:
Модификация трактора | Марка дизеля | Экологический стандарт |
1220.3 | Д-245.2S2 | Stage II |
1220.4 | Д-245.2S3A | Stage IIIA |
1220.5 | Д-2452S3В | Stage IIIB |
1220.6 | Д-2452S4 | Stage IV |
Характеристики двигателя МТЗ 1220.3
Для понимания общих параметров работы дизелей МТЗ 1220 указываем основные характеристики двигателя установленного на третью модификационную версию машины, где с повышением модификационного уровня своими показателями силовые установки практически не отличаются. С повышением экологического стандарта дизеля в характеристиках скорректирован только расход топлива, в связи с повышением качества смесеобразования, в последующих версиях данного двигателя.
Марка силовой установки | Д-245.2S2 |
Степень сжатия | 17+/-1 |
Диаметр поршня, мм | 110 |
Рабочий ход поршня, мм | 125 |
Рабочий объём, л | 4,75 |
Порядок работы | 1-3-4-2 |
Номинальная частота вращения, об/мин | 2200 |
Максимальная частота вращения, об/мин | 2420 |
Минимальная частота вращения, об/мин | 800 |
Номинальная мощность, кВт/л.с. | 90/122 |
Максимальный крутящий момент, Н.м | 490 |
Удельный расход топлива, г/кВт в час | 254 |
Тепловой зазор в газораспределительном механизме на впускных клапанах при холодном двигателе, мм | 0,25 |
Тепловой зазор в газораспределительном механизме на выпускных клапанах при холодном двигателе, мм | 0,45 |
Угол опережения момента впрыска,° | 3,5+/-0,5 |
Давление впрыска, кгс/см² | 250+12 |
Отличия модификаций двигателя
Д-245.2S2, как и на все последующие модификации двигателей данного трактора, отличается от базовой модификации дизеля (Д-245.2S), дополнительно установленным промежуточным охлаждением нагнетаемого турбиной воздуха в цилиндры (интеркулером), что значительно улучшает эффективность сгорания топлива.
На Д-245.2S3A вместо традиционной топливной системы устанавливается топливная «Mercer» либо система «Сommon RaiL» с аккумулятором давления топлива. Данное топливное оборудование обеспечивает экологичность выхлопа двигателю до уровня Stage IIIA.
Двигатель Д-2452S3В, установленный на МТЗ 1220.5, имеет уровень экологичности Stage IIIВ за счёт установленной системы «Сommon RaiL» и дополнительной системы каталитической нейтрализации недогоревшего топлива в выхлопах (SCR). Удельный расход топлива снижен до 234 г/ на кВт в час.
Д-2452S4 имеет экологичность Stage IV, за счёт усовершенствованной системы нейтрализации выхлопа (DOC+SCR), топливное оборудование «Сommon RaiL», удельный расход 236 г/ на кВт в час.
Трансмиссия
Как указывалось выше, трансмиссия трактора идентична с МТЗ 1221. Отдельная гидросистема трансмиссии кроме смазки узлов, входящих в состав, обеспечивает работу электрогидравлических муфт включения приводов ВОМ и ПВМ, включение муфты блокировки дифференциала заднего моста, что повышает уровень эргономики управления трактором.
КПП и муфта сцепления
Силовая передача выполнена виде сухой постоянно-замкнутой, двухдисковой муфты сцепления. Коробка передач механическая, в части переключения передач синхронизированная с шестернями постоянного зацепления, переключение диапазонов осуществляется зубчатыми муфтами. Узел обеспечивает 16 передач переднего хода с формированием скорости движения в пределах от 1,7 до 36,7 км/час и 8 заднего хода с формированием скорости движения от 3,1 до 17,2 км/час.
По заказу трактор может комплектоваться КПП с 24-мя передачами переднего хода и 12-ю задними передачами.
ВОМ
Вал отбора мощности работает в независимом и синхронном режимах. Независимый привод может осуществляться на двух скоростях 540 или 1000 об/мин с максимальным отбором мощности 60 и 90 кВт на соответствующих скоростях вращения. Синхронный привод осуществляется со скоростью 4,18 оборот вала на 1 метр пути. Редуктор переключения скорости вращения независимого ВОМ традиционно размещён в мокром отсеке корпуса промежуточной части трансмиссии.
Задний мост
Редуктор с главной передачей в виде пары конических шестерён с винтовыми зубьями, дифференциалом и бортовыми планетарными редукторами с цилиндрическими шестернями. Блокировка моста осуществляется традиционно гидроподжимной муфтой. Давление на муфту подаётся от гидросистемы трансмиссии.
Основные и стояночные тормоза трактора установлены на полуоси конечных передач заднего моста. На МТЗ 1220.3 сухие дисковые, на остальных версиях дисковые мокрые, работающие в масле. Управление рабочими тормозами осуществляется двумя сблокированными педалями, включение стояночного тормоза – отдельным рычагом с секторным фиксатором.
ПВМ
Передний ведущий мост портальный, балочного типа с главной передачей из пары конических шестерён с винтовыми зубьями цилиндрическими планетарными колёсными редукторами, дифференциал самоблокирующийся повышенного трения. Привод ПВМ встроен в корпус коробки передач в виде двух цилиндрических шестерён, блокируемых гидроподжимной многодисковой муфтой.
Гидронавесная система
Раздельно-агрегатная гидронавесная система, с обеспечением высотного, силового позиционного и смешанного режимов регулирования положения агрегатируемых сельскохозяйственных орудий. Заднее навесное устройство оборудовано гидроподъёмником с двумя поршневыми цилиндрами (диаметр цилиндра 90 мм, ход поршня 220 мм). Управление гидроподъёмником осуществляется отдельным распределителем. Для соединения гидравлики с гидроузлами используемого оборудования в зоне задней навески размещены две пары гидровыводов и один свободный слив, а также с левой и правой стороны в передней части трактора имеется по одной паре выводов.
Грузоподъёмность заднего навесного устройства, кг | 4200 |
Производительность насоса, л/ мин | 56 |
Максимальное давление, мПа | 20 |
Ёмкость гидросистемы, л | 28 |
Условный объёмный коэффициент | 0,75 |
Время подъёма навески из нижнего в верхнее положение, с | 3 |
Переключение секциями распределителя гидросистемы по заказу может быть организовано с джойстиковым управлением.
Рулевое управление
Гидрообъёмное рулевое управление с шестерёнчатым насосом левого вращения, героторным насосом дозатором и гидроцилиндром поворота передних колёс в составе рулевой трапеции.
Характеристики узлов
Производительность дозатора, | 160 |
Давление срабатывания противоударных клапанов дозатора | 20 |
Давление срабатывания предохранительных клапанов дозатора | 14 мПа |
Производительность шестерёнчатого насоса, | 14 см³/об |
Диаметр поршня рулевого гидроцилиндра | 63 мм |
Ход рулевого гидроцилиндра | 200 мм |
Свободный ход рулевого колеса, угол поворота | 25° |
Регулировка положения руля по углу наклона (четыре положения) | От 25° до 40° |
Бесступенчатая регулировка руля по высоте | В пределах 100 мм |
Преимущества трактора
Основным преимуществом трактора является его 2 тяговый класс, который позволяет агрегатировать трактор с более производительным почвообробатывающим оборудованием. Запас тягового усилия также расширяет ходовые возможности трактора при буксировании прицепного транспорта и машин, а более мощный ВОМ позволяет активно использовать трактор с приводными машинами.
Особенно радует владельцев трактор в работе с почвофрезами и грядообразователями, где скорость работ и качество выполненной операции не уступает МТЗ 1221, а расход топлива гораздо ниже. Если сравнивать трактор с МТЗ 82, кроме мощности двигателя, плюсом конструкции является мощный передний ведущий мост с надёжным приводом, встроенным в коробку передач. Дополнительным плюсом усиленной трансмиссии трактора является устойчивость к нагрузкам при работе с фронтальным погрузчиком или другим погрузочным оборудованием. Новый дизайн и современная компановка кабины вместе с электрогидравлическим управлением элементов трансмиссии значительно повышает эргономику управления трактора.
Недостатки
Учитывая жёсткие температурные условия в работе форсированного дизеля, трактор чувствителен к снижению теплообмена радиатора. Практики рекомендуют чаще продувать радиаторную решётку для нормальной работы охлаждения двигателя. Основные случаи перегрева дизеля связаны с запылёнными условиями работы на максимальных оборотах при выполнении технологических операций в поле.
Не исключением также являются мелкие поломки присущие любой модели трактора МТЗ связанных с несвоевременным обслуживанием машины и качеством комплектующих (сальников и манжет, соединительных трубопроводов).