Table of Contents
В своём классе МТЗ 3522 является одной из самых мощных машин выпускаемой модельной линейки Минского Тракторного Завода. Данная модель трактора Беларус относится к энергонасыщенным машинам 5-го тягового класса и при использовании спаренных ходовых колёс своим тяговым усилием соответствует 6-му классу. Машина предназначена для работ в составе широкозахватных, почвообрабатывающих агрегатов с эшелонированным размещением рабочих органов, как в тяговом, так и в тягово-приводном режимах. Если говорить о сравнении, то мощность одного Беларуса МТЗ 3522 ровна 4,5 единицам трактора МТЗ 82.
Общие характеристики и размеры
Трактор имеет классическую полурамную конструкцию остова и полный привод ходовой части 4х4. Управляемые колёса передние. Сдваивание передних колёс осуществляют с помощью специальных механизмов, задних колёс — с использованием проставок.
Длина с балластом и передней навеской, мм | 6500 |
Ширина, мм | 2740 |
Высота по кабине, мм | 3350 |
База трактора, мм | 3000 |
Колея по передним колёсам, мм | 2000 -2150 |
Колея по задним колёсам, мм | 2150-2220, 2316-2636 |
Агротехнический просвет, мм | 450 |
Минимальный радиус разворота, м | 6,5 |
Максимальная глубина преодолеваемого брода, м | 0,8 |
Масса эксплуатационная, кг | 12300 |
Распределение массы по мостам, кг Передний Задний | 5440+\-90 6860+\-110 |
Допустимая нагрузка на мосты, кН Передний Задний | 80 140 |
Максимальная масса буксируемого груза, кг | 40000 |
Срок службы, лет | 15 |
Размер передних шин | 600/65R34 |
Размер задних шин | 710/70R42 |
Электрическое напряжение бортовой сети, Вольт | 12 |
Пусковое напряжение стартера, Вольт | 24 |
МТЗ 3522 оборудован реверсным постом управления с дублированием рулевого колеса, педали сцепления, педалей газа и тормозов. С учётом обеспечения широкого спектра скоростей коробкой передач, возможности привода агрегатируемых машин как спереди, так и сзади трактора данная опция позволяет расширить эксплуатационные возможности трактора.
Двигатель
Трактор комплектуется двумя вариантами силовых агрегатов с турбонаддувом и предварительным охлаждением надувочного воздуха Cummins QSL8.9-C360 или Caterpillar C9. Оба двигателя имеют рядную шестицилиндровую конструкцию. Дизеля оснащены системой впрыска топлива «Common Rail» и электронной системой управления двигателем (ЭСУД).
Характеристики | Caterpillar C9СPXL08.8ESK | Cummins QSL8.9-C360 |
Мощность, кВт/лс | 268/364 | 264/359 |
Номинальная частота вращения, об/мин | 2100 | 2100 |
Рабочий объём, л | 8,8 | 8,9 |
Максимальный крутящий момент, Н.м | 1694 | 1500 |
Удельный расход топлива, г/кВт в час | 243 | 229 |
Коэффициент запаса крутящего момента, % | 39 | 25 |
Ёмкость топливного бака, л | 650 | 650 |
А также на самых ранних версиях трактора устанавливался дизель марки DEUTZ TCD 7,8 L06PЭ
Трансмиссия
Передача мощности от двигателя и формирование передаточного числа с тяговым усилием на ходовые колёса трактора обеспечивается узлами трансмиссии. Объединённую в систему входят:
- узел силовой передачи муфты сцепления в отдельном корпусе
- коробка передач с отдельной гидросистемой для обеспечения смазки механизмов трансмиссии и обеспечения гидропривода включения гидромуфт в своём составе
- задний мост с редуктором ЗВОМ
- передний ведущий мост
Сцепление
Силовая передача трактора выполнена в виде двухдисковой сухой фрикционной муфты постоянно-замкнутого типа. Непосредственный выжим осуществляется отводкой с выжимным подшипником, воздействующим на четыре отжимных рычага. Привод управления муфтой гидростатический с подвесными педалями и гидроусилителем. В состав привода и усиления входят две педали и два гидроцилиндра для управления в прямом и реверсном режимах, а также кран для переключения режимов управления.
КПП
Коробка передач механическая с шестернями постоянного зацепления, диапазонного типа. Узел состоит из гидромеханической части переключения передач и редуктора переключения диапазонов. Переключение передач внутри диапазона происходит за счёт работы электрогидроупровляемых фрикционных муфт без разрыва мощности сцеплением. Диапазоны переключаются ступенчато с помощью введения в зацепление цилиндрических пар шестерён в составе редуктора с использованием сцепления.
На сегодня Минским Заводом параллельно с выпуском МТЗ 3522 выпускаются трактора марки МТЗ 3525 аналогичного тягового класса и мощности, где КПП полностью сконструирована под переключение передач и диапазонов без разрыва мощности. То есть передаточное число формируется только за счёт включения электрогидравлических муфт, как в части диапазонов, так и передач внутри диапазона.
Компоновкой КПП обеспечивается четыре диапазона переднего хода и два — заднего хода, а в каждом диапазоне бесступенчатое включение шести передач. При использовании ходоуменьшителя трактор получает дополнительно по 12 замедленных технологических передач переднего и заднего хода. В общем, КПП со встроенным ходоуменьшителем обеспечивает 36 передач переднего хода и 24 передачи заднего хода.
МТЗ 3522 может двигаться с максимальной скоростью переднего хода до 40 км/час и заднего хода 20,8 км/час. При формировании замедленных технологических скоростей ходоуменьшителем трактор может двигаться на минимальной скорости вперед 0,34 км\час и минимальной скорости заднего хода 0,43 км\час.
Управление КПП осуществляется с помощью электронногидравлической системы, в состав которой входят:
- электронный блок контроля работы КПП в системе КЭСУ
- джойстик переключения передач
- рычаг переключения диапазонов с кнопкой подтормаживания КПП электрогидрораспределители управления включения гидромуфт передач с датчиками давления
- датчик выключенного состояния сцепления
- датчик нейтрали диапазонного редуктора
- датчик транспортного диапазона
Кроме передачи сформированного передаточного числа на главную передачу заднего моста одновременно коробка МТЗ 3522 обеспечивает своей диапазонной частью привод переднему ведущему мосту и валу отбора мощности.
КЭСУ – комплексная электронная система управления. Система обеспечивает управление, диагностику и информативный контроль всех систем трактора через боковой пульт, где расположены сигнальные лампы режимов работы коробки передач и гидронавесной системы, а также кнопки электрогидравлической активации переднего и заднего ВОМ, режимов работы блокировки дифференциала и привода переднего моста.
Задний мост
Данная часть трансмиссии размещена в отдельном чугунном корпусе и состоит из главной передачи, дифференциала с электрогидроупровляемой фрикционной муфтой блокирования, конечных передач и работающих в масле дисковых муфт основных тормозов трактора.
В переднем отсеке корпуса моста расположен редуктор III-IV диапазонов КПП, шестерня привода ПВМ и ведущая шестерня приводов, установленных снаружи корпуса, насосов основной гидравлики трактора и гидроросистемы трансмиссии. В заднем отсеке корпуса размещены редуктор заднего ВОМ с муфтой включения.
Конечные передачи представляют собой планетарные редукторы с тремя двухвенцовыми сателлитами и плавающими коронными шестернями. Ведущие солнечные шестерни конечных передач соединены с полуосями , которые взаимодействуют с дифференциалом через муфты основных тормозов.
Вал отбора мощности
Трактор оборудован основным двухскоростным задним и односкоростным передним ВОМ с электрогидравлическим включением независимого привода.
Независимый привод ВОМ подразумевает получение потока вращательного момента непосредственно от работающего двигателя, где вращение включённого ВОМ происходит независимо — двигается трактор или нет. Синхронный режим работы ВОМ получает вращение от КПП машины только при включённой передаче в движении трактора.
Задний ВОМ состоит из гидроупровляемых фрикциона включения и тормоза, двухскоростного шестерёнчатого редуктора с механическим переключением и сменных хвостовиков. Вращение на задний ВОМ передаётся от двигателя через систему соединительных валов и шлицевых втулок в коробке передач и корпусе заднего моста. Фрикцион выполняет функцию соединения или разрыва потока мощности, идущего от двигателя к редуктору заднего ВОМ. Тормоз обеспечивает остановку приводного шлицевого хвостовика привода при выключении ВОМ.
I Скорость вращения независимого заднего ВОМ, об/мин | 1000 |
II Скорость вращения независимого заднего ВОМ, об/мин | 1450 |
Скорость вращения независимого переднего ВОМ, об/мин | 1000 |
Максимальная мощность заднего ВОМ кВт/л.с. | 219/298 |
Максимальная мощность переднего ВОМ кВт/л.с. | 58/79 |
На МТЗ 3522 установлен передний ВОМ с однопроводным электрогидравлическим включением и представляет собой отдельный узел в виде планетарного редуктора с дисковыми тормозами. Вращение к редуктору передаётся непосредственно от коленчатого вала двигателя одновременно с приводом вентилятора дизеля через переходник и сдвоенный шарнир со шлицевым валом на редуктор привода ПВОМ и затем через карданный вал непосредственно на планетарный редуктор ПВОМ.
Передний ведущий мост
Узел представляет собой цельнолитую балку с размещённым в центральной части главной передачи самоблокирующимся дифференциалом повышенного трения. Полуоси моста связаны сдвоенными карданными передачами с соответствующими левым и правым планетарными колёсными редукторами. Сами бортовые корпуса соединены с балкой моста через вертикально размещённые поворотные подшипниковые опоры. Корпус моста оборудован сапуном для регулирования давления в полости узла при рабочем нагревании смазки.
Привод ПВМ получает от вторичного вала КПП через гидроупровляемую дисковую фрикционную муфту включения, которая размещена в расточке корпуса муфты сцепления трактора.
Гидравлика трактора
Гидронавесная система обеспечивает работу в силовом, позиционном и смешанном режимах регулирования глубины хода рабочих органов почвообрабатывающих машин.
Система оборудована:
- гидронасосом с переменной производительностью А10CN063/52R с фильтром «Djnaldson» с фильтрацией 6-16 мкм датчиком засорённости и аварийной температуры, сигнал неисправности которого выведен на табло КЭСУ,
- четырёх секционным интегральным распределителем SB23-EHS1 с джойстиковым ручным управлением или электронным управлением
- концевой плитой управления с регулятором HER-23LS и возможным программированием последовательности включения и отключения секций EHS1 посредством работы двух датчиков считывания сигналов
- четыре независимые парами гидровыводов для подключения гидроузлов используемых в агрегате с трактором машин
Грузоподъёмность задней навески, т | 10 |
Грузоподъёмность передней навески, т | 10 |
Производительность гидронасоса , л.мин | 0-160 |
Ёмкость системы, л | 100 |
Максимальное давление, мПа | 20 |
Гидроцилиндры навесок | Ц110х250 |
Управление гидронавесной системой EHS1 осуществляется электронной системой ЭСУ с помощью встроенного единого контролера, в отличие от системы EHS, где управление задним навесным устройством, передней навеской и выносными гидроузлами используемого оборудования осуществляется отдельными электронными блоками. В систему управления гидравликой входят:
- два отдельных пульта управления задней и передней навеской
- пульт программирования операций гидронавесной системы
- пульт электронного контроля ПЭК для настройки работы секций с ограничением потока
- отдельная панель ограничения потока по секциям САN для плавной регулировки
- для удобного соединения трактора с оборудованием на задней и передней навесках гидронавесная система оборудована выносными наружными кнопками управления на крыльях задних колёс и на корпусе передней навески
В части гидросистемы ЗНУ и гидробака трактора МТЗ 3522 имеют некоторые отличия в зависимости от установленного двигателя Cummins QSL8.9-C360 или Caterpillar C9.
Гидрообъёмное рулевое управление
В состав ГОРУ входит:
- два насоса дозатора, один из которых используется в стандартном режиме управления другой для вождения в реверсном режиме,
- крана реверса обеспечивающего переключение подачи давления при смене режима управления
- двух дифференциальных гидроцилиндров в рулевой трапеции
- обеспечивающих поворот управляемых передних колёс
- гидронасоса питания систему ГОРУ с приводом от дизеля трактора
- гидроарматуры, обеспечивающей соединение гидроузлов
Питание рабочей жидкостью системы ГОРУ осуществляется от общего бака с гидросистемы трактора.
Пневмосистема
Трактор МТЗ 3522 оборудован комбинированным пневмоприводом тормозов буксируемых транспортных средств, оборудованных как однопроводным так и двухпроводым приводом тормозной системы.
Комплексная электронная система управления
С учётом применения в управлении узлами электрогидравлических приводов, электронных датчиков и систем программирования контроль и управление всех систем трактора объединены в общую систему КЭСУ (комплексная электронная система управления). Данной системой оборудованы все современные трактора МТЗ пятого и шестого модификационного поколения.
КЭСУ объединяет в себе функции управления, сигнализации и диагностики всех систем основываясь на реагировании электронных датчиков:
- Индикация включённой передачи КП
- управление режимом переключения передач
- управление задним ВОМ
- управление передним ВОМ
- управление приводом переднего ведущего моста
- управление блокировкой дифференциала заднего моста
- сигнализация аварийного состояния гидронавесной системы
- диагностика бортовой электросети
- диагностика электронных систем управления ЗВОМ, ПВОМ, блокировки заднего моста
Условия эксплуатации
Для эффективной и безопасной эксплуатации машины требуется подготовленный, специально квалифицированный специалист с учётом не только сложности управления трактором, но и используемых в составе агрегатов машин. Кроме этого, с учётом сложности конструкции и насыщенности трактора электронными системами машина требует периодического сервисного квалифицированного обслуживания, а также участия сервисных служб, в случае поломок, что, естественно, поднимает стоимость содержания трактора.
Для полной загрузки трактора и эффективной его эксплуатации предприятие должно обеспечить соответствующий парк машин, используемых для формирования агрегатов. Высокая производительность агрегатов в составе с МТЗ 3522 будет реализовываться при работе на полях большой площади с длинными загонками, исключающие частые развороты агрегата.
С учётом малого срока эксплуатации тракторов данной марки, что, либо сказать о минусах в конструкции и конкретных недостатках трактора пока не представляется возможным. Остаётся надеяться, что амбиции Минского Тракторного Завода в выпуске мощных энергонасыщенных тракторов подтвердятся в надёжности узлов и агрегатов в составе МТЗ 3522, а также в доступном квалифицированном сервисном обслуживании и оперативной поставкой запасных частей.