Table of Contents
Модель данной универсальной пропашной машины выпущена Минским тракторным Заводом в 1985 году, как усовершенствованная альтернатива параллельно выпускаемому МТЗ 82(80), с целью повышения эксплуатационных возможностей и производительности сельскохозяйственных агрегатов. МТЗ 100 стала последней маркой трактора советского периода минского завода и впоследствии не получила аналогичного массового производства как МТЗ 82. Трактор стал началом технической эволюции для последующего выпуска широкого модельного ряда колёсных тракторов МТЗ в том числе и энергонасыщенных моделей Беларус — 3522, 3525, 3022 .
Основные отличия МТЗ 100(102) от МТЗ 80(82)
Трактор имеет классическую полурамную основу, задняя часть которой состоит из объединённых воедино корпусов трансмиссии (заднего моста, коробки передач и корпуса сцепления), а передняя представляет собой присоединённую раму в виде двух продольных лонжеронов и переднего поперечного бруса.
- Неизменным преимуществом описываемой модели является более мощный двигатель в 105 л.с. В качестве силового агрегата, на трактор впервые в истории производства тракторов МТЗ, устанавливали двигатель с турбонаддувом, который обеспечил увеличение мощности машины на 25%, в сравнении с МТЗ 80.
- Силовая передача выполнена двухдисковой конструкцией сухого постоянно замкнутого сцепления.
- Кардинальным изменением в трансмиссии является другой тип коробки передач. В отличие от традиционной КПП с цилиндрическими шестернями на трактор установили узел с включением передач без разрыва мощности с помощью гидроподжимных муфт в конструкции КПП либо синхронизированной коробки с аналогичной компоновкой и количеством передач.
- Новинкой для трактористов являлась, впервые реализованное в конструкции тракторов МТЗ, гидрообъёмное рулевое управление (ГОРУ) с насосом дозатором и гидроцилиндром в рулевой трапеции, вместо капризной рулевой колонки ГУР.
- Привод переднего ведущего моста полноприводного МТЗ 102 осуществляется непосредственно от КПП и включается с помощью гидроподжимной муфты, получающей давление от гидросистемы трансмиссии.
- Кроме этого конструкции постарались повысить уровень комфорта рабочего места в кабине. Каркас кабины установлен на резиновые амортизаторы, в кабине установлена вместе с вентиляцией система фильтрации поступающего воздуха, повышены шумопылеизоляционные свойства кабины трактора.
Общие характеристики
| МТЗ 100 | МТЗ 102 |
Габариты, мм Длина (по концам продольных тяг) Ширина (по концам полуосей) Высота (по кабине) | 4120
1970 2790 | 4210
1970 2790 |
Продольная база, мм | 2500 | 2570 |
Колея , мм По передним колёсам По задним колёсам | 1300-1850 1400-2100 | 1350-1800 1400-2100 |
Радиус поворота (при колее1400 мм с подтормаживанием внутреннего колеса), мм | 4100 | 4100 |
Вес трактора, кг | 3750 | 3950 |
Двигатель
Вместо традиционного дизеля атмосферника Д-240(243) на трактор установлена его турбированная версия Д-245 с инерционным турбокомпрессором ТРК-7С-4. Топливная система оснащена топливным насосом высокого давления 4УТНМ-Т с пневматическим корректором дымности (КПН) в выхлопных газах. Устройство снижает подачу топлива насосом на 25-30% при падении давления нагнетаемого воздуха турбиной в двигатель.
Характеристики | значение |
Тип | Рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Мощность, кВт/ л.с | 77/105 |
Рабочий объём, л | 4,75 |
Степень сжатия | 15,1 |
Номинальная частота вращения, об/мин | 2200 |
Удельный расход топлива, г/кВт в час | 236 |
Удельный расход топлива с работающим ВОМ со скоростью 540 об/мин, г/кВт в час | 248 |
Масса сухого двигателя без сцепления, кг | 450 |
Коэффициент запаса крутящего момента, % | 15 |
Максимальный крутящий момент, н.м | 385,5 |
Система очистки масла, топлива и воздуха; система пуска абсолютно одинакова с двигателями Д 240, Д 243, а в общей конструкции двигатель Д-245 и имеет 74% унификации с указанными дизелями.
Характеристики узлов трансмиссии
Трактор имеет одинаковую с МТЗ 80(82) конструкцию: заднего моста, переднего ведущего моста МТЗ 102 и переднего неведущего моста МТЗ 100, тормозную систему, гидроупровляемую муфту блокировки дифференциала, привод заднего ВОМ с двухскоростным независимым режимом на 540 и 1000 об/мин и синхронным приводом 3,69 оборота на метр пути, планетарный редуктор заднего ВОМ.
Особенности заднего моста
В конструкции заднего моста были внедрены некоторые улучшения, не изменяющие общей конструкции узла. Так
- правый конический подшипник корпуса дифференциала 7215 был заменён на 7515
- изменена конструкция сателлитов и их опорных шайб
- на замену внутренних подшипников 217 полуосей установлены подшипники 314
- полуоси имеют закалку по всей длине
- установлена литая крышка заднего моста, усилены корпуса рукавов полуосей
Блокировка заднего моста трактора работает в принудительном и автоматическом режимах. Датчик блокировки, обеспечивающий срабатывание гидроподжимной муфты блокирующего вала, входит в состав рулевого управления ГОРУ.
Характеристики и функции КПП
По заказу и на трактор устанавливались два типа коробок с гидромуфтами или синхронизированные. Оба узла имеют между собой 80% унификации составных частей по своему составу.
Коробка передач с гидроупровляемыми муфтами
Узел обеспечивает включения передач под нагрузкой без разрыва потока мощности под нагрузкой и ступенчатым включением диапазонов. Соответственно коробка состоит из двух частей: редуктора переключения передач с гидромуфтами и редуктора переключения диапазонов с цилиндрическими шестернями.
Давление масла в отдельной гидросистеме КПП создаётся шестерёнчатым насосом НМШ-25. Двухуровневая очистка масла в отдельной гидравлике коробки осуществляется полнопоточным фильтром и отдельной центрифугой. Управление потоками рабочей жидкости для переключения передач осуществляется встроенным в систему распределителем.
Управление коробкой
КПП обеспечивает бесступенчатое включение четырёх передач в одном диапазоне рычагом, имеющим пять положений. Первая крайняя задняя позиция рычага соответствует нейтральному положению, передвижением рычага вперёд поочерёдно включаются передачи включённого диапазона в четырёх фиксируемых положениях.
Смена диапазона осуществляется переключением цилиндрических шестерён второй части редуктора при разрыве мощности сцеплением. Рычаг управления имеет четыре сектора включения диапазонов и два сектора для переключения режима «повышенный–пониженный». Три сектора диапазонов обеспечивают включение шести диапазонов движения вперёд и один сектор — два диапазона задних скоростей. Непосредственное включение нужного диапазона осуществляется поворотом рукоятки и продольным перемещением рычага относительно оси трактора согласно схеме.
Таким образом, при предварительном выборе рычагом управления пониженного режима переключение по секторам обеспечивает включение 1,2,3 переднего хода и 1-й задний диапазоны, при выборе повышенного режима – 4,5,6 переднего хода и 2-й задний. В общем своей компоновкой КПП обеспечивает 24 передачи движения вперёд в пределах скоростей от 1,72 до 34,28 км/час и 8 передач движения назад в пределах от 3,09 до 16,19 км/час.
Синхронизированная КПП
Коробка с синхронизированным включением передач имеет ту же конструкцию за исключением, установленных вместо гидроподжимных муфт зубчатых синхронизаторов, обеспечивающих включение передачи вращения зубчатым парам с постоянным зацеплением. Переключение скорости в диапазоне осуществляется поворотом рукоятки вокруг оси и последующим наклоном (поворотом) рычага в сторону выбранной передачи согласно схемы. Порядок выбора диапазона аналогичен коробке с включением передач под нагрузкой с гидроподжимными муфтами.
А также синхронизированная КПП не имеет распределителя, а гидросистема КПП выполняет только функцию смазки вращающихся частей узла.
Дополнительные функции КПП
Большим плюсом МТЗ 102 является встроенный в КПП привод переднего ведущего моста, который освобождал от постоянных проблем, создаваемых промежуточной опорой в традиционном варианте привода ПВМ МТЗ 82. Поток мощности передаётся от венца шестерни вторичного вала КПП на механизм включения и далее через карданный вал непосредственно к главной передаче ПВМ. Устройство состоит из: гидроподжимной дисковой фрикционной муфты управляемой золотниковым краном-распределителем и механизма свободного хода, обеспечивающего включение привода в автоматическом режиме.
Для безопасности в кулисе переключения диапазонов КПП, установлено блокирующее запуск дизеля устройство. Работа устройства заключается в отключении электропитания на пусковой стартер дизеля в случае включённого диапазона. Соединение электропитания возможно только при установке кулисы в нейтральное положение.
Узлы рулевого управления
Особенностью системы ГОРУ Мтз 100 является его комплектация насосом-дозатором НД-80К аксиально-поршневого типа, который впоследствии был заменён более надёжным узлом героторного типа.
НД-80К оснащён предохранительным клапаном настроенным на поддержание давления до 9,8 мПа (100 кгс/см²) и двумя клапанами, смягчающими ударные нагрузки настроенные на значение 15,7 мПа (160 кгс/см²). Давление для системы обеспечивает стандартный шестерёнчатый насос левого вращения НШ-10Л. Потенциал давления обеспечивается гидроаккумулятором установленным на масляном баке гидронавесной системы трактора.
В качестве силового гидроузла, обеспечивающего непосредственный поворот управляемых передних колёс, применялся двухпоршневой гидроцилиндр с датчиком блокировки заднего моста, который в последующих комплектациях систем ГОРУ тракторов МТЗ был заменён на обычный гидроцилиндр двухстороннего действия (ГЦ50Х25Х200 или усиленный ГЦ63Х30Х200). Конструкция узла представляет собой цилиндр с двумя поршнями связанными между собой единым штоком, который своим перемещением взаимодействует с поворотным валом и сошкой. При вращении рулевого колеса дозатор подаёт давления в одну из надпоршневых полостей, соответствующую направлению поворота, с противоположной полости цилиндра масло сбрасывается в слив.
Положение рулевого колеса управления регулируется по высоте бесступенчато в пределах 100 мм и по углу наклона от 25° до 40° с интервалом 5°.
Гидронавесная система
Раздельно-агрегатная гидронавесная система оснащена силовым и позиционным регулятором навесных орудий и гидродогружателем сцепного веса трактора.
Давление в системе создаётся стандартным НШ-32 установленным на промежуточной части трансмиссии. Управление осуществляется трёхсекционным распределителем Р80-23Р с предохранительным клапаном, настроенным на давление 19,6 мПа (200 кгс/см²). Задняя навеска оборудована силовым гидроцилиндром Ц125х200-24. Масляный бак системы одновременно с питанием рабочей жидкостью основной гидравлики обеспечивает гидросистему рулевого управления (ГОРУ) трактора.
Заключение
При создании МТЗ-100 конструкторы руководствовались целью — расширить функциональность и обеспечить перспективу долговременного массового производства трактора. Для реализации в состав систем машины были внедрены ряд инновационных, сложных в производстве узлов. Вследствие чего, по факту, трактор в своей первоначальной комплектации, несмотря на все свои эксплуатационные преимущества, вышел дорогим и зачастую вызывал сложности в ремонте особенно в части КПП. Впоследствии модель была упрощена и в перспективе выпускалась только в хлопковой модификации МТЗ-100Х.