Технические характеристики трактора Беларус МТЗ 100, МТЗ 102 отличия от МТЗ 82

Модель данной универсальной пропашной машины выпущена Минским тракторным Заводом в 1985 году, как усовершенствованная альтернатива параллельно выпускаемому МТЗ 82(80), с целью повышения эксплуатационных возможностей и производительности сельскохозяйственных агрегатов. МТЗ 100 стала последней маркой трактора советского периода минского завода и впоследствии не получила аналогичного массового производства как МТЗ 82. Трактор стал началом технической эволюции для последующего выпуска широкого модельного ряда колёсных тракторов в популярном классе 1.4-2 с.т.

Трактор Беларус МТЗ 102
Беларус МТЗ 102

Основные отличия МТЗ 100(102) от МТЗ 80(82)

Трактор имеет классическую полурамную основу, задняя часть которой состоит из объединённых воедино корпусов трансмиссии (заднего моста, коробки передач и корпуса сцепления), а передняя представляет собой присоединённую раму в виде двух продольных лонжеронов и переднего поперечного бруса.

  1. Неизменным преимуществом описываемой модели является более мощный двигатель в 105 л.с. В качестве силового агрегата, на трактор впервые в истории производства тракторов МТЗ, устанавливали двигатель с турбонаддувом, который обеспечил увеличение мощности машины на 25%, в сравнении с МТЗ 80.
  2. Силовая передача выполнена двухдисковой конструкцией сухого постоянно замкнутого сцепления.
  3.  Кардинальным изменением в трансмиссии является другой тип коробки передач. В отличие от традиционной КПП с цилиндрическими шестернями на трактор установили узел с включением передач без разрыва мощности с помощью гидроподжимных муфт в конструкции КПП либо синхронизированной коробки с аналогичной компоновкой и количеством передач.
  4.  Новинкой для трактористов являлась, впервые реализованное в конструкции тракторов МТЗ, гидрообъёмное рулевое управление (ГОРУ) с насосом дозатором и гидроцилиндром в рулевой трапеции, вместо капризной рулевой колонки ГУР.
  5. Привод переднего ведущего моста полноприводного МТЗ 102 осуществляется непосредственно от КПП и включается с помощью гидроподжимной муфты, получающей давление от гидросистемы трансмиссии.
  6. Кроме этого конструкции постарались повысить уровень комфорта рабочего места в кабине. Каркас кабины установлен на резиновые амортизаторы, в кабине установлена вместе с вентиляцией система фильтрации поступающего воздуха, повышены шумопылеизоляционные свойства кабины трактора.
трактор мтз 100
МТЗ 100 в агрегате

Общие характеристики

 

МТЗ 100

МТЗ 102

Габариты, мм

Длина (по концам продольных тяг)

Ширина (по концам полуосей)

Высота (по кабине)

 

4120

 

1970

2790

 

4210

 

1970

2790

Продольная база, мм25002570
Колея , мм

По передним колёсам

По задним колёсам

 

1300-1850

1400-2100

 

1350-1800

1400-2100

Радиус поворота (при колее1400 мм с подтормаживанием внутреннего колеса), мм 

4100

 

4100

Вес трактора, кг37503950

Двигатель

Вместо традиционного дизеля атмосферника Д-240(243) на трактор установлена его  турбированная версия Д-245 с инерционным турбокомпрессором ТРК-7С-4. Топливная система оснащена топливным насосом высокого давления 4УТНМ-Т с пневматическим корректором дымности (КПН) в выхлопных газах. Устройство снижает подачу топлива насосом на 25-30% при падении давления нагнетаемого воздуха турбиной в двигатель.

Характеристики

значение

ТипРядный
Количество цилиндров

4

Мощность, кВт/ л.с

77/105

Рабочий объём, л

4,75

Степень сжатия

15,1

Номинальная частота вращения, об/мин

2200

Удельный расход топлива, г/кВт в час

236

Удельный расход топлива с работающим ВОМ со скоростью 540 об/мин, г/кВт в час

248

Масса сухого двигателя без сцепления, кг

450

Коэффициент запаса крутящего момента, %

15

Максимальный крутящий момент, н.м

385,5

Система очистки масла, топлива и воздуха; система пуска абсолютно одинакова с двигателями Д 240, Д 243, а в общей конструкции двигатель Д-245 и имеет 74% унификации с указанными дизелями.

Характеристики узлов трансмиссии

Трактор имеет одинаковую с МТЗ 80(82) конструкцию: заднего моста, переднего ведущего моста МТЗ 102 и переднего неведущего моста МТЗ 100, тормозную систему, гидроупровляемую муфту блокировки дифференциала, привод заднего ВОМ с двухскоростным независимым режимом на 540 и 1000 об/мин и синхронным приводом 3,69 оборота на метр пути, планетарный редуктор заднего ВОМ.

трактор МТЗ 102
Схема трактора МТЗ 102

Особенности заднего моста

В конструкции заднего моста были внедрены некоторые улучшения, не изменяющие общей конструкции узла. Так

  • правый конический подшипник корпуса дифференциала 7215 был заменён на 7515
  • изменена конструкция сателлитов и их опорных шайб
  • на замену внутренних подшипников 217 полуосей установлены подшипники 314
  • полуоси имеют закалку по всей длине
  • установлена литая крышка заднего моста, усилены корпуса рукавов полуосей

Блокировка заднего моста трактора работает в принудительном и автоматическом режимах. Датчик блокировки, обеспечивающий срабатывание гидроподжимной муфты блокирующего вала, входит в состав рулевого управления ГОРУ.

Характеристики и функции КПП

По заказу и на трактор устанавливались два типа  коробок с гидромуфтами или синхронизированные. Оба узла имеют между собой 80% унификации составных частей по своему составу.

Коробка передач с гидроупровляемыми муфтами

Узел обеспечивает включения передач под нагрузкой без разрыва потока мощности под нагрузкой и ступенчатым включением диапазонов. Соответственно коробка состоит из двух частей: редуктора переключения передач с гидромуфтами и редуктора переключения диапазонов с цилиндрическими шестернями.

гидросистема коробки передач МТЗ 100
Гиросистема КПП МТЗ 100

Давление масла в отдельной гидросистеме КПП создаётся шестерёнчатым насосом НМШ-25. Двухуровневая очистка масла в отдельной гидравлике коробки осуществляется полнопоточным фильтром и отдельной центрифугой. Управление потоками рабочей жидкости для переключения передач осуществляется встроенным в систему распределителем.

КПП трактора мтз 100
КПП с гидроподжимными муфтами МТЗ 100

Управление коробкой

КПП обеспечивает бесступенчатое включение четырёх передач в одном диапазоне рычагом, имеющим пять положений. Первая крайняя задняя позиция рычага соответствует нейтральному положению, передвижением рычага вперёд  поочерёдно включаются  передачи включённого диапазона в четырёх фиксируемых положениях.

Смена диапазона осуществляется переключением цилиндрических шестерён второй части редуктора при разрыве мощности сцеплением. Рычаг управления имеет четыре сектора включения диапазонов и два сектора для переключения режима «повышенный–пониженный». Три сектора диапазонов обеспечивают включение шести диапазонов движения вперёд и один сектор — два диапазона задних скоростей. Непосредственное включение нужного диапазона осуществляется поворотом рукоятки и продольным перемещением рычага относительно оси трактора согласно схеме.

кпп мтз100
Схема переключения диапазонов КПП МТЗ 100

Таким образом, при предварительном выборе рычагом управления пониженного режима переключение по секторам обеспечивает включение 1,2,3  переднего хода и 1-й задний диапазоны, при выборе повышенного режима – 4,5,6 переднего хода и 2-й задний. В общем своей компоновкой КПП обеспечивает 24 передачи движения вперёд в пределах скоростей от 1,72 до 34,28 км/час и 8 передач движения назад в пределах от 3,09 до 16,19 км/час.

Синхронизированная КПП

Коробка с синхронизированным включением передач имеет ту же конструкцию за исключением, установленных вместо гидроподжимных муфт зубчатых синхронизаторов, обеспечивающих включение передачи вращения зубчатым парам с постоянным зацеплением. Переключение скорости в диапазоне осуществляется поворотом рукоятки вокруг оси и последующим наклоном (поворотом) рычага в сторону выбранной передачи согласно схемы. Порядок выбора диапазона аналогичен коробке с включением передач под нагрузкой с гидроподжимными муфтами.

Управление синхронизированной КПП МТЗ-100
Привод переключения передач и диапазонов синхронизированной КПП МТЗ 100

А также синхронизированная КПП не имеет распределителя, а гидросистема КПП выполняет только функцию смазки вращающихся частей узла.

КПП мтз 100
Схема синхронизированной КПП МТЗ 100

Дополнительные функции КПП

Большим плюсом МТЗ 102 является встроенный в КПП привод переднего ведущего моста, который освобождал от постоянных проблем, создаваемых промежуточной опорой в традиционном варианте привода ПВМ МТЗ 82. Поток мощности передаётся от венца шестерни вторичного вала КПП на механизм включения и далее через карданный вал непосредственно к главной передаче ПВМ. Устройство состоит из: гидроподжимной дисковой фрикционной муфты управляемой золотниковым краном-распределителем и механизма свободного хода, обеспечивающего включение привода в автоматическом режиме.

Привод ПВМ МТЗ 102
Привод переднего моста МТЗ 102

Для безопасности в кулисе переключения диапазонов КПП, установлено блокирующее запуск дизеля устройство. Работа устройства заключается в отключении электропитания на пусковой стартер дизеля в случае включённого диапазона. Соединение электропитания возможно только при установке кулисы в нейтральное положение.

Узлы рулевого управления

Особенностью системы ГОРУ Мтз 100 является его комплектация насосом-дозатором НД-80К аксиально-поршневого типа, который впоследствии был заменён более надёжным узлом героторного типа.

насос дозатор МТЗ 100
Насос дозатор НД 80К гидрообъёмного рулевого управления МТЗ 100

НД-80К оснащён предохранительным клапаном настроенным на поддержание давления до 9,8 мПа (100 кгс/см²) и двумя клапанами, смягчающими ударные нагрузки настроенные на значение 15,7 мПа (160 кгс/см²). Давление для системы обеспечивает стандартный шестерёнчатый насос левого вращения НШ-10Л. Потенциал давления обеспечивается гидроаккумулятором установленным на масляном баке гидронавесной системы трактора.

Рулевой механизм МТЗ 100
Гидроцилиндр и механизм поворота МТЗ 100

В качестве силового гидроузла, обеспечивающего непосредственный поворот управляемых передних колёс, применялся двухпоршневой гидроцилиндр с датчиком блокировки заднего моста, который в последующих комплектациях систем ГОРУ тракторов МТЗ был заменён на обычный гидроцилиндр двухстороннего действия (ГЦ50Х25Х200 или усиленный ГЦ63Х30Х200). Конструкция узла представляет собой цилиндр с двумя поршнями связанными между собой единым штоком, который своим перемещением взаимодействует с поворотным валом и сошкой. При вращении рулевого колеса дозатор подаёт давления в одну из надпоршневых полостей, соответствующую направлению поворота,  с противоположной полости цилиндра масло сбрасывается в слив.

Рулевое управление МТЗ 100
Рулевая колонка МТЗ 100

Положение рулевого колеса управления регулируется по высоте бесступенчато в пределах 100 мм и по углу наклона от 25° до 40° с интервалом 5°.

Гидронавесная система

Раздельно-агрегатная гидронавесная система оснащена силовым и позиционным регулятором навесных орудий и гидродогружателем сцепного веса трактора.

Давление в системе создаётся стандартным НШ-32 установленным на промежуточной части трансмиссии. Управление осуществляется трёхсекционным распределителем Р80-23Р с предохранительным клапаном, настроенным на давление 19,6 мПа (200 кгс/см²). Задняя навеска оборудована силовым гидроцилиндром Ц125х200-24. Масляный бак системы одновременно с питанием рабочей жидкостью основной гидравлики обеспечивает гидросистему рулевого управления (ГОРУ) трактора.

Заключение

При создании МТЗ-100 конструкторы руководствовались целью — расширить функциональность и обеспечить перспективу долговременного массового производства трактора. Для реализации в состав систем машины были внедрены ряд инновационных, сложных  в производстве узлов. Вследствие чего, по факту, трактор в своей первоначальной комплектации, несмотря на все свои эксплуатационные преимущества, вышел дорогим и зачастую вызывал сложности в ремонте особенно в части КПП. Впоследствии модель была упрощена и в перспективе выпускалась только в хлопковой модификации МТЗ-100Х.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector