Table of Contents
Производственный холдинг МТЗ для удовлетворения спроса частных потребителей выпускает модельный ряд машин МТЗ 112Н-01, МТЗ 132Н, МТЗ 152 в категории минитрактор. Машины выпускаются на мощностях Сморгонского Агрегатного Завода. Трактора предназначены для выполнения транспортных, обслуживающих и землеобрабатывающих работ в условиях частных малых сельских хозяйств и коммунальных предприятий. Последняя модель МТЗ 152 является более универсальной в своём использовании, допускает широкое агрегатирование с навесным и прицепным оборудованием.
Технические характеристики
Несмотря на малые габариты и мощность трактор МТЗ 152 по своим эксплуатационным качествам и техническому оснащению соответствует универсально-пропашному трактору. При наличии парка навесного оборудования машина может использоваться во всём спектре сельскохозяйственных работ кроме операций, связанных с обработкой химикатами. А также трактор запрещается использовать на лесных работах с трелёвочными лебёдками и захватами, с грейферным погрузочным оборудованием.
Общая конструкция
Трактор имеет безрамную конструкцию остова, в состав которого входит корпус сцепления, корпус переднего моста, шарнирно-сочленённый узел КПП и задний мост. На остове оборудовано место для управления трактором с площадкой для ног и сидением водителя. Трактор имеет колёсную формулу 4Х4 и тяговый класс 0.2.
Масса трактора эксплуатационная без балласта | 650+/-20 кг |
Максимальная эксплуатационная масса | 800 кг |
База трактора | 1125+/-20 мм |
Распределение массы на задний мост | 355+\-10 кг |
Распределение массы на передний мост | 355+/-10 кг |
Длина с навесным в транспортном положении | 2450+/-50 мм |
Ширина по дуге безопасности | 990+/-50 мм |
Высота по дуге безопасности | 1970+/-50 мм |
Высота по рулевому колесу | 1350+/-50 мм |
Двигатель трактора
Трактор оснащён японским четырёхтактным, одноцилиндровым, бензиновым агрегатом воздушного охлаждения HONDA GX 390 с верхним расположением клапанов. Смазывается двигатель разбрызгиванием. Смесеобразование в системе питания двигателя осуществляется карбюратором. Система запуска от электростартера. Двигатель оснащён системой защиты по уровню масла.
Расположение цилиндра | Наклон 60° вправо от вертикали |
Объём | 389 смᶾ |
Мощность | 8.7 кВт -11.8 л.с. |
Удельный расход топлива | 313 г/кВт.ч(230 л/кВт. ч) |
Номинальная частота вращения коленвала | 3600 |
Максимальный крутящий момент | 24 Н.м |
Запас крутящего момента | 5% |
Объём масла в картере | 1.1 л |
Используемое топливо | Бензин АИ 92 |
Рекомендованное масло | 10W40, 10W30 |
Двигатель GX 390 широко применяется как силовой агрегат в конструкциях мотокультиваторов, мотопом, косилок разной конструкции, генераторов различного назначения и другом оборудовании. Модель характеризуется как агрегат для работ в тяжёлых условиях.
Трансмиссия и ходовая
Ведущие передние и задние колёса одинакового размера с пневматическими шинами низкого давления 210/75R13. Управляемые колёса передние. Для улучшения ходовых качеств предусмотрена возможность спаривания колёс передней и задней оси машины.
Муфта сцепления, работающая в масле – фрикционная, многодисковая постоянно-замкнутая с механическим управлением
Коробка передач
КПП –механическая с шестернями постоянного зацепления, с переключением диапазонов и передач зубчатыми муфтами. Управление осуществляется двумя рычагами: левым рычагом управления реверс редуктором предварительно устанавливают направление движения (вперёд или назад), правым рычагом осуществляют непосредственное переключение передач. При выборе движения вперёд переключение передач осуществляют в диапазоне 4-х скоростей, при движении назад в диапазоне 3-х скоростей.
Задний мост
Узел с принудительным включением получает привод от вторичного вала КПП: главная передача с парой конических шестерён с винтовыми зубьями, конический дифференциал закрытого типа с механической блокировкой, конечные передачи в виде одноступенчатого редуктора с цилиндрическими шестернями.
По правилам эксплуатации полный привод с включением заднего моста используется при буксовании передних ведущих колёс в условиях полевых работ, влажных грунтовых или заснеженных дорог. Скорость движения трактора с включённой блокировкой дифференциала не должна превышать 8 км/ч.
ПВМ
Передний ведущий мост с одноступенчатыми поворотными редукторами с цилиндрическими шестернями.
Тормоза — дисковые, работающие в масле, действуют на задние колёса трактора. Стояночный тормоз –независимый механический привод тормозов
Передачи переднего хода | 4 |
Передачи заднего хода | 3 |
Скорость движения при номинальных оборотах | |
Движение вперёд | 2,96 – 18,96 км/ч |
Движение назад | 4,26 – 13,47 км/ч |
Допустимая нагрузка на задний мост | 45 кН |
Допустимая нагрузка на передний мост | 45 кН |
Максимальная масса буксируемого груза на уклоне не более 12% | 300 кг |
Агротехнический просвет под рукавами задних колёс | 300 мм |
Агротехнический просвет под передним мостом | 300 мм |
Дорожный просвет | 280 мм |
Размеры регулируемой передней колеи | 755, 819, 911, 975, 989,1053 мм |
Размеры регулируемой задней колеи | 709, 773, 865, 929, 943, 1007 мм |
Максимальная глубина преодолеваемого брода | 0,25 м |
Радиус поворота при минимальной колее | 2,5 м |
Частота вращения хвостовика заднего ВОМ при номинальном режиме работы двигателя | |
Независимый режим | 1168 об/мин |
Синхронный режим | 7 об/ м. пути |
ВОМ трактора
Задний вал отбора мощности односкоростной с независимым и синхронным режимами работы. Хвостовик выполнен в виде втулки с внутренними эвольвентными шлицами. Вращение ВОМ по часовой стрелке со стороны торца хвостовика.
Гидронавесная система
Раздельно-агрегатная гидросистема трактора позволяет агрегатироваться с навесными и полунавесными устройствами, прицепными и полуприцепными машинами. Давление в гидросистеме 20 мПа, гидронасос с независимым приводом производительностью 8 л/мин, ёмкость гидробака 9 литров.
Гидросистема комплектуется двухзолотниковым распределителем. Одна секция подключена к гидроцилиндру навески, другая для выносного цилиндра оборудования. Распределитель P 16.33 с задними выводами для выносного гидроцилиндра или P 16.11 с передними выводами. Узел Р 16.33имеет четыре положения рычага:
- «Принудительное опускание» — крайне нижние положение без фиксации, после отпускания автоматически переходит в «плавающее»
- «Плавающее»- фиксированное положение между позициями «нейтраль» и «опускание»
- «Нейтраль» — фиксированное положение между «плавающее» и верхней позицией «Подъём»
- «Подъём» — верхнее нефиксируемая позиция, при работающем двигателе удерживается рукой, после отпускания автоматически переводиться в положение «нейтраль»
Распределитель P16.11 имеет три положения:
- «нейтраль» фиксированное
- «подъём» — не фиксируемое
- «плавающее»- фиксированное
Заднее навесное устройство шарнирное, трёхточечное. Грузоподъёмность навески 300 кг, время подъёма навески с контрольным грузом 3с. Навеска оборудована механизмом фиксации в транспортном положении и тяговой вилкой с поперечиной ТСУ-1Ж-01.
Рулевое управление
Рулевой механизм представляет собой червячный редуктор с продольной рулевой тягой. При повороте рулевого колеса необходимо усилие 40 Н. Руль регулируется положением по высоте в диапазоне 100 мм
Электрическая часть
Электрооборудование – 12 В, питание от одной аккумуляторной батареи. Электросистема оснащена двумя блоками плавких предохранителей в панели управления. Кроме этого, установлены выносные предохранители: на маслобаке предохранитель сети питания потребителей трактора — 25А, предохранитель цепи зарядки АКБ от генератора — 15А расположен возле стартера. Для подключения к питанию прицепных устройств на заднюю стенку вынесена универсальная 7-ми штырьковая розетка с дополнительным гнездом для переносной лампы.
Плюсы и минусы трактора
Если говорить о функциональности МТЗ 152, можно утверждать, что машина не смотря на свой тяговый класс, является полноценным универсально-пропошным трактором. МТЗ 152 идеально подходит для частного пользования при ведении сельского хозяйства, коммунального обслуживания небольшого предприятия или организации. Малые габариты и компоновка КПП с реверсредуктором даёт преимущество трактору в удобном управлении и манёвренности при выполнении работ на малых участках земли или работах в условиях городских застроек.
Хорошим помощником трактор станет для дачников и владельцев сельскохозяйственных угодий в селе при обработке огородных и садовых участков. При наличии оборудования трактором можно производить: вспашку, сплошную и междурядную культивацию, посадку и уборку картофеля, подкормку удобрениями, скашивание зелёных масс, подстрижку газонов, транспортировать грузы, очистку площадей и дорог от снега, погрузку грузов до 200 кг.
Из объективных замечаний можно отметить:
- слишком высокую скорость первой передачи -3 км/ч, не всегда подходящей для качественного выполнения определённых операций на поле
- довольно высокая стоимость трактора от 300 тыс. рублей
- шумность работы мотора и отсутствие передней фронтальной облицовки моторного отсека трактора
В отзывах пользователи часто сетуют на малую мощность двигателя, мотивируясь желанием вспахать глубже и быстрее, перевезти больше и тд. Нужно отметить, что у производителя нет цели соревноваться, данной моделью, с тракторами Т-25 или Т-40. Целью завода является выпуск удобного универсального минитрактора в применении на участках до 1 га земли.
Одной из основных причин возникновения негативных, субъективных мнений является не всегда адекватная оценка технической возможности трактора справляться с перегрузками. Нужно отметить, что ввиду своей небольшой мощности конструкция трансмиссии и ходовой части рассчитаны на агрегатирование с соответствующим данной модели трактора навесным и прицепным оборудованием. Часто в целях увеличения производительности или нездоровой экономии используют землеобрабатывающее оборудование с увеличенной шириной захвата и глубиной обработки, что приводит к быстрому износу и поломкам бортовых редукторов ведущих мостов или муфты сцепления.