/Y

Особенности конструкции и технические характеристики трактора Беларус МТЗ 152

Производственный холдинг МТЗ для удовлетворения спроса частных потребителей выпускает модельный ряд машин МТЗ 112Н-01, МТЗ 132Н, МТЗ 152 в категории минитрактор. Машины выпускаются на мощностях Сморгонского Агрегатного Завода. Трактора предназначены для выполнения транспортных, обслуживающих и землеобрабатывающих работ в условиях частных малых сельских хозяйств и коммунальных предприятий. Последняя модель МТЗ 152 является более универсальной в своём использовании, допускает широкое агрегатирование с навесным и прицепным оборудованием.

трактор

Технические характеристики

Несмотря на малые габариты и мощность трактор МТЗ 152 по своим эксплуатационным качествам и техническому оснащению соответствует универсально-пропашному трактору. При наличии парка навесного оборудования машина может использоваться во всём спектре сельскохозяйственных работ кроме операций, связанных с обработкой химикатами. А также трактор запрещается использовать на лесных работах с трелёвочными лебёдками и захватами, с грейферным погрузочным оборудованием.

Общая конструкция

Трактор имеет безрамную конструкцию остова, в состав которого входит корпус сцепления, корпус переднего моста, шарнирно-сочленённый узел КПП и задний мост. На остове оборудовано место для управления трактором с площадкой для ног и сидением водителя. Трактор имеет колёсную формулу 4Х4 и тяговый класс 0.2.

МТЗ 152

Масса трактора эксплуатационная без балласта

650+/-20 кг

Максимальная эксплуатационная масса

800 кг

База трактора

1125+/-20 мм

Распределение массы на задний мост

355+\-10 кг

Распределение массы на передний мост

355+/-10 кг

Длина с навесным в транспортном положении

2450+/-50 мм

Ширина по дуге безопасности

990+/-50 мм

Высота по дуге безопасности

1970+/-50 мм

Высота по рулевому колесу

1350+/-50 мм

МТЗ 152

Двигатель трактора

Трактор оснащён японским четырёхтактным, одноцилиндровым, бензиновым агрегатом воздушного охлаждения HONDA GX 390 с верхним расположением клапанов. Смазывается двигатель разбрызгиванием. Смесеобразование в системе питания двигателя осуществляется карбюратором. Система запуска от электростартера. Двигатель оснащён системой защиты по уровню масла.

двигатель
Двигатель HONDA GX 390
Расположение цилиндраНаклон 60° вправо от вертикали
Объём389 смᶾ
Мощность8.7 кВт -11.8  л.с.
Удельный расход топлива313 г/кВт.ч(230 л/кВт. ч)
Номинальная частота вращения коленвала3600
Максимальный крутящий момент24 Н.м
Запас крутящего момента5%
Объём масла в картере1.1  л
Используемое топливоБензин АИ 92
Рекомендованное масло10W40, 10W30
Двигатель Хонда GX 390
Honda GX 390

Двигатель GX 390 широко применяется как силовой агрегат в конструкциях мотокультиваторов,  мотопом, косилок разной конструкции, генераторов различного назначения и другом оборудовании. Модель характеризуется как агрегат для работ в тяжёлых условиях.

Трансмиссия и ходовая

Ведущие передние и задние колёса одинакового размера с пневматическими шинами низкого давления 210/75R13.  Управляемые колёса передние. Для улучшения ходовых качеств предусмотрена возможность спаривания колёс передней и задней оси машины.

Муфта сцепления, работающая в масле – фрикционная, многодисковая постоянно-замкнутая с механическим управлением

Коробка передач

КПП –механическая с шестернями постоянного зацепления, с переключением диапазонов и передач зубчатыми муфтами. Управление осуществляется двумя рычагами: левым рычагом управления реверс редуктором предварительно устанавливают направление движения (вперёд или назад), правым рычагом осуществляют непосредственное переключение передач. При выборе движения вперёд переключение передач осуществляют в диапазоне 4-х скоростей, при движении назад в диапазоне 3-х скоростей.

органы управления МТЗ 152
Схема переключения передач МТЗ 152

Задний мост

Узел с принудительным включением получает привод от вторичного вала КПП: главная передача с парой конических шестерён с винтовыми зубьями, конический дифференциал закрытого типа с механической блокировкой, конечные передачи в виде одноступенчатого редуктора с цилиндрическими шестернями.

органы управления трактора
Органы управления МТЗ 152

По правилам эксплуатации полный привод с включением заднего моста используется при буксовании передних ведущих колёс в условиях полевых работ, влажных грунтовых или заснеженных дорог. Скорость движения трактора с включённой блокировкой дифференциала не должна превышать 8 км/ч.

Органы управления трактора
Органы управления МТЗ 152

ПВМ

Передний ведущий мост с одноступенчатыми поворотными редукторами с цилиндрическими шестернями.

Тормоза — дисковые, работающие в масле, действуют на задние колёса трактора. Стояночный тормоз –независимый механический привод тормозов

Передачи переднего хода

4

Передачи заднего хода

3

Скорость движения при номинальных оборотах
Движение вперёд

2,96 – 18,96 км/ч

Движение назад

4,26 – 13,47 км/ч

Допустимая нагрузка на задний мост

45 кН

Допустимая нагрузка на передний мост

45 кН

Максимальная масса буксируемого груза на уклоне не более 12%

300 кг

Агротехнический просвет под рукавами задних колёс

300 мм

Агротехнический просвет под передним мостом

300 мм

Дорожный просвет

280 мм

Размеры регулируемой передней колеи755, 819, 911, 975, 989,1053 мм
Размеры регулируемой задней колеи709, 773, 865, 929, 943, 1007 мм
Максимальная глубина преодолеваемого брода

0,25 м

Радиус поворота при минимальной колее

2,5 м

Частота вращения хвостовика заднего ВОМ при номинальном режиме работы двигателя
Независимый режим

1168 об/мин

Синхронный режим

7 об/ м. пути

ВОМ трактора

Задний вал отбора мощности односкоростной с независимым и синхронным режимами работы. Хвостовик выполнен в виде втулки с внутренними эвольвентными шлицами. Вращение ВОМ по часовой стрелке со стороны торца хвостовика.

Гидронавесная система

Раздельно-агрегатная гидросистема трактора позволяет агрегатироваться с навесными и полунавесными устройствами, прицепными и полуприцепными машинами. Давление в гидросистеме 20 мПа, гидронасос с независимым приводом производительностью 8 л/мин, ёмкость гидробака 9 литров.

навеска задняя МТЗ 152
Навеска задняя МТЗ 152

Гидросистема комплектуется двухзолотниковым распределителем. Одна секция подключена к гидроцилиндру навески, другая для выносного цилиндра оборудования.  Распределитель P 16.33  с задними выводами для выносного гидроцилиндра или  P 16.11 с передними выводами. Узел Р 16.33имеет четыре положения рычага:

  1. «Принудительное опускание» — крайне нижние положение без фиксации, после отпускания автоматически переходит в «плавающее»
  2. «Плавающее»- фиксированное положение между позициями «нейтраль» и «опускание»
  3. «Нейтраль» — фиксированное положение между «плавающее» и верхней позицией «Подъём»
  4. «Подъём» — верхнее нефиксируемая позиция, при работающем двигателе удерживается рукой, после отпускания автоматически переводиться в положение «нейтраль»

Распределитель P16.11 имеет три положения:

  1. «нейтраль» фиксированное
  2. «подъём» — не фиксируемое
  3. «плавающее»- фиксированное

Заднее навесное устройство шарнирное, трёхточечное. Грузоподъёмность навески 300 кг, время подъёма навески с контрольным грузом 3с. Навеска оборудована механизмом фиксации в транспортном положении и тяговой вилкой с поперечиной ТСУ-1Ж-01.

Рулевое управление

Рулевой механизм представляет собой червячный редуктор с продольной рулевой тягой. При повороте рулевого колеса необходимо усилие 40 Н. Руль регулируется положением по высоте в диапазоне 100 мм

Электрическая часть

Электрооборудование – 12 В, питание от одной аккумуляторной батареи. Электросистема оснащена двумя блоками плавких предохранителей в панели управления. Кроме этого, установлены выносные предохранители: на маслобаке предохранитель сети питания потребителей трактора — 25А, предохранитель цепи зарядки АКБ от генератора — 15А  расположен возле стартера. Для подключения к питанию прицепных устройств на заднюю стенку вынесена универсальная 7-ми штырьковая розетка с дополнительным гнездом для переносной лампы.

Плюсы и минусы трактора

Если говорить о функциональности МТЗ 152, можно утверждать, что машина не смотря на свой тяговый класс, является полноценным универсально-пропошным трактором. МТЗ 152 идеально подходит для частного пользования при ведении сельского хозяйства, коммунального обслуживания небольшого предприятия или организации. Малые габариты и компоновка КПП с реверсредуктором даёт преимущество трактору в удобном управлении и манёвренности при выполнении работ на малых участках земли или работах в условиях городских застроек.
Хорошим помощником трактор станет для дачников и владельцев сельскохозяйственных угодий в селе при обработке огородных и садовых участков. При наличии оборудования трактором можно производить: вспашку, сплошную и междурядную культивацию, посадку и уборку картофеля,  подкормку удобрениями, скашивание зелёных масс, подстрижку газонов, транспортировать грузы, очистку площадей и дорог от снега, погрузку грузов до 200 кг.
Из объективных замечаний можно отметить:

  • слишком высокую скорость первой передачи -3 км/ч, не всегда подходящей для качественного выполнения определённых операций на поле
  • довольно высокая стоимость трактора от 300 тыс. рублей
  • шумность работы мотора и отсутствие передней фронтальной облицовки моторного отсека трактора

В отзывах пользователи часто сетуют на малую мощность двигателя, мотивируясь желанием вспахать глубже и быстрее, перевезти больше и тд. Нужно отметить, что у производителя нет цели соревноваться, данной моделью, с тракторами Т-25 или Т-40. Целью завода является выпуск удобного универсального минитрактора в применении на участках до 1 га земли.

Одной из основных причин возникновения негативных, субъективных мнений является не всегда адекватная оценка технической возможности трактора справляться с перегрузками. Нужно отметить, что ввиду своей небольшой мощности конструкция трансмиссии и ходовой части рассчитаны на агрегатирование с соответствующим данной модели трактора навесным и прицепным оборудованием. Часто в целях увеличения производительности или нездоровой экономии используют землеобрабатывающее оборудование с увеличенной шириной захвата и глубиной обработки, что приводит к быстрому износу и поломкам бортовых редукторов ведущих мостов или муфты сцепления.

Ссылка на основную публикацию