Технические характеристики всех систем трактора МТЗ 2022 и его модификаций.

Модель трактора 2022 Минского Тракторного Завода входит в группу машин с силовыми агрегатами Д-260 и является результатом эволюционной модернизации тракторов МТЗ 1523 и МТЗ 1822. Машина относится к 4 тяговому классу с ходовой формулой 4Х4, предназначена для выполнения работ общего назначения и широкого спектра сельскохозяйственных операций, включая агрегатирование с широкозахватными энергозатратными, многофункциональными прицепными и навесными машинами. В материале описаны технические характеристики и особенности конструкции марок машин МТЗ 2022 и МТЗ 2122.

Трактор МТЗ 2022

Общие характеристики

Данные машины являются современной разработкой МТЗ и отвечают мировому тренду в развитии технологий возделывания сх. культур с использованием почвообрабатывающих устройств с эшелонированным размещением рабочих органов. Во всех системах машины активно применяются электрогидравлические приводы включения. Основные отличия в модификациях данной марки тракторов есть экологический стандарт дизеля и усовершенствования в системе управления. В остальном трактора имеют одинаковую конструкцию и характеристики. Отдельной особенностью трактора 2022В.3 является реверсивный пост управления, что обеспечивает удобную эксплуатацию при выполнении работ с приводным оборудованием от ВОМ на задней навеске.

Отдельным фактором разницы в характеристиках тракторов определены составом трансмиссии и наличии переднего навесного устройства, где на 2022 установлена коробка передач механическая синхронизированная, а на тракторах 2122 гидромеханическая.

 Размеры и масса

Модификации

2022

Модификации

2122

Длина, мм

5230

6040 с балластом

Ширина, мм

2400

2460

Высота по кабине ,мм

3120

3170

База, мм 2920

2980

Колея, мм

По передним

По задним

 

1640-2190

1800-2500

1815-2020

1800-2500 и 2240-2500

Агротехнический просвет, мм 540

450

Радиус поворота, м

5,8

5,3

Эксплуатационная масса, кг

7220-7400

8370

Двигатель

Как говорилось выше, трактора оснащены шестицилиндровыми дизелями Д-260 с турбонаддувом и предварительным охлаждением нагнетаемого воздуха, системой подачи топлива Comon Rail. Отличием двигателей в модификациях тракторов данной марки является оборудование, отвечающее за повышение экологического стандарта выхлопных газов (система каталитической нейтрализации SCR — в 4 и 5 модификационной версии трактора и DОС+ SCR в 6 версии).

Двигатель Д-260
Дизель Д-260 в разрезе
Характеристика

2022.3

2022В.3

2122.3

2022.4

2122.4

2022.5

2022.6

2122.6

Модель дизеля Д260.4S2 Д260.4S3A Д260.4S3В Д260.4S4
Экостандарт дизеля  Stage II Stage IIIA Stage IIIB Stage IV
Номинальное тяговое усилие в кН 30
Рабочий объём, литр 7,12
Мощность дизеля кВт(л.с.)

Номинальная

Эксплуатационная

 

156 (212)

148 (201)

Номинальная частота вращения колен вала ,об/мин 2100
Удельный расход топлива, г/кВт. в час 250+\-7 250+\-7 249 224+\-11
Номинальный запас крутящего момента, % 30
Максимальный крутящий момент, Н.м 900 923 923 920

Пуск дизеля облегчается свечами накаливания при температуре ниже 5 °С. Напряжение сети пуска дизеля 24В, напряжение в бортовой сети трактора 12В. Контроль, диагностика и управление работой дизеля осуществляется отдельной электронной системой.

Также нужно отметить, что модификации  2022.4 могут комплектоваться дизелем DEUTZ TDC2013L062V с эксплуатационной мощностью 148 кВт (201 л.с.) и похожими характеристиками, с вышеописанными силовыми агрегатами.

Трансмиссия

Распределение мощности двигателя на ходовые колёса обеспечивается: силовой передачей механизма сцепления, КПП трактора, редукторами заднего и переднего ведущих мостов. Дополнительно в корпус трансмиссии встроен редуктор ВОМ и его независимый привод от двигателя.

сцепление мтз 2022,2122
Механизм муфты сцепления МТЗ 2022/2122

Трактора оснащены двухдисковым сухим постоянно замкнутым механизмом сцепления с гидростатическим приводом управления с гидроусилителем. Фрикционные диски муфты с металлокерамическими накладками.

КПП МТЗ 2022

Коробка передач МТЗ 2022 механическая синхронизированная 24F+ 12R, трёх диапазонная, шестискоростная, с делителем на повышенные и пониженные передачи. Таким образом, в одном диапазоне с 6-ю скоростями за счёт делителя количество передач удваивается до 12. С учётом двух диапазонов переднего хода и одного диапазона заднего хода трактор имеет 24 скорости вперёд и 12 назад. Переключение осуществляется в пределах от 1,86 до 39,7 км/ч скорости движения вперёд и от 2,6 до 18,4 км/ч назад.

Непосредственное управление КПП осуществляется двумя отдельными органами – рычагом выбора диапазона и рычагом выбора скорости. Передачи заднего хода включаются только при предварительном включении диапазона заднего хода. Такая компоновка КПП удобна в управлении при выполнении работ в реверсном режиме.

коробка передач мтз 2022
Внешний вид КПП МТЗ 2022

Переключение с повышенной ступени на пониженную, или наоборот, осуществляется электрогидравлическим приводом с помощью кнопки управления на рычаге переключения передач, где кнопка Н переключает редуктор на повышенный режим работы, кнопка L – пониженный режим. Соответствие включённой ступени сигнализируется лампами на рукоятке рычага. Зелёная лампа соответствует включению низшей ступени ,красная – повышенной. Переключение делителя осуществляется только после предварительного перевода рычага переключения передач в нейтральное положение.

переключение кпп мтз 2022
Схема переключения КПП МТЗ 2022

КПП МТЗ 2122

Коробка передач 16F+8R — гидромеханическая с шестернями постоянного зацепления с гидроподжимными фрикционными муфтами, четырёхскоростная с делителем на повышенные и пониженные скорости, трёхдиапазонная. В одном диапазоне с учётом двух ступеней редуктора-делителя получается 8 передач. В общем, с учётом двух диапазонов переднего хода и одного заднего узел обеспечивает 16 скоростей переднего хода в интервале от 2,8 до 39,5 км/ч и 8 – заднего в интервале от 4 до 18,6 км/ч.

управление кпп мтз 2122
Схема переключения КПП МТЗ 2122

Переключение диапазонов осуществляется рычагом включением зубчатых синхронизированных муфт ступеней редуктора, включение передач джойстиком, управляя гидравлическим приводом муфт. Включение повышенной или пониженной ступени редуктора электрогидравлическим приводом. Диапазоны переключаются только на остановленном тракторе и КПП с предварительным режимом подтормаживания кнопкой на рукоятке рычага диапазонов. Включение передач осуществляется джойстиком по схеме и сигнализируется индикатором и сегментами сигнализатора, а также дублируется цифровым индекатором на пульте КСЭУ тракторов 2122 (комплексная система электронного управления). Особенность узла является возможность переключение передач в одном диапазоне без предварительного выжима сцепления и остановки трактора.

Задний мост

Данная часть трансмиссии представляет собой редуктор получающий привод от вторичного вала КПП. Главная передача выполнена в виде пары конических шестерён с круговыми зубьями. Ведущая шестерня передачи выполнена за одно целое со вторичным валом КП, ведомая шестерня закреплена болтами между корпусами дифференциала.

Задний мост мтз 2022
Устройство заднего моста МТЗ 2022, 2122

Трёхкорпусный дифференциал закрытого типа с крестовиной, четырьмя сателлитами со сферическими шайбами. Механизм установлен на двух конических роликовых подшипниках. Блокировка дифференциала осуществляется электрогидравлическим приводом, который управляет кулачковой муфтой, установленной на внутренних краях полуосей конечной передачи. Соединение подвижной части муфты с неподвижной обеспечивает блокирование через валы моста полуосевых шестерён дифференциала.

Панель управления блокировкой
Панель управления блокировкой, ПВМ, передним ВОМ

Бортовые передачи выполнены в виде двух пар цилиндрических шестерён. Ведущие шестерни посажены на шлицы валов полуосевых шестерён дифференциала. Ведомые шестерни посажены на шлицевые втулки, установленные в корпусе заднего моста. На наружных краях ведущих полуосевых валов установлены фрикционные муфты тормозов трактора.

Конечные передачи задних ведущих колёс выполнены в виде цилиндрических планетарных редукторов, расположенных в рукавах на полуосевых валах конечной передачи.

Тормоза с многодисковыми фрикционными муфтами работающие в масляной ванне, установлены на ведущих валах бортовых передач. Привод управления гидростатический сблокированный с пневмоприводом тормозов прицепа. Стояночный тормоз с независимым ручным управлением совмещён с рабочими тормозами трактора и также  сблокирован с пневмоприводом тормозов прицепа. Давление для привода тормозов прицепных устройств обеспечивается штатным одноцилиндровым компрессором трактора.

Передний ведущий мост

Узел портальный, балочного типа с планетарноцилиндрическими бортовыми редукторами конечных передач. Главная передача – пара конических шестерён с винтовыми зубьями. Дифференциал — самоблокирующийся со встроенными фрикционными муфтами повышенного трения. Привод осуществляется от вторичного вала коробки передач. Включение осуществляется электрогидравлическим приводом гидроподжимной фрикционной муфты.

передний мост мтз 2022
Передний ведущий мост МТЗ 2022, 2122

Система управления обеспечивает автоматический и принудительный режимы работы ПВМ. В автоматическом режиме система обеспечивает отключение привода при повороте управляемых колёс на угол свыше 25° или при увеличении скорости движения выше 16 км/час, а также при снижении допустимого значения буксования задних колёс. При снижении скорости движения до 13 км/час привод моста автоматически включается.

Вал отбора мощности

На трактора модификаций 2022 с синхронизированной КПП установлен четырёхскоростной независимый ВОМ со «стандартным» и «экономичным» режимами привода, скорость вращения которого обеспечивается переключением режимов и сменой хвостовиков соединительного приводного вала. Стандартный режим соответствует скоростям вращения 540 и 1000 об/мин, экономичный – 770 и 1460 об/мин.

редуктор ВОМ МТЗ 2022
Редуктор заднего ВОМ

Редуктор ВОМ установлен в корпусе заднего моста и включается с помощью фрикционной гидроподжимной муфты. Привод осуществляется от силового вала в корпусе сцепления через двухскоростной зубчатый редуктор с двумя парами цилиндрических шестерён постоянного зацепления. Переключение скорости вращения осуществляется скользящей зубчатой муфтой с помощью валика расположенного слева на корпусе сцепления под насосом гидронавесной системы.

Трактора 2022 всех модификаций имеют гидромеханический привод включения заднего ВОМ, где рычаг управления через тросовую передачу управляет гидрокраном, подающим давление на фрикционные муфты редуктора. Крайнее переднее положение рычага включает ВОМ, крайнее заднее — выключает.

Машины модификаций 2122 имеют электрогидравлический привод включения  соответствующими кнопками на боковом пульте управления. Трактора 2122.6 имеют только стандартный режим работы ВОМ с оборотами 540 или 1000 об/мин. и скорость вращения изменяется только за счёт смены шлицевого хвостовика.

Выдаваемая мощность на заднем ВОМ в режиме 1000 об/мин. не менее 130 кВТ.

По заказу трактор может оборудоваться передним ВОМ с электрогидравлическим приводом включения.

Ходовая часть

Трактор характеризуется низким давлением на поверхность почвы. Для обеспечения повышенных тягово-сцепных условий с почвой и проходимости, при выполнении работ на заболоченных и переувлажнённых почвах конструкция ходовой части предусматривает спаривание ведущих колёс. Изменение колеи задних колёс осуществляется перемещением ступицы колеса по оси или перестановкой колеса с одного борта на другой. Изменение передней колеи осуществляется как перестановкой колёс с одного борта на другой, так и изменением крепления диска колеса относительно обода.

Трактор МТЗ 2022
МТЗ 2022 со спареными колёсами в составе почвообрабатывающего агрегата
Размеры шин 2022 2122
Передние 420/65R24 480/65R24
Задние 580/70R42 580/70R42

Возможные комбинации шин в комплектации трактора

Задние шины Передние шины
420/65R24 480/65R24 11.2R24
580/70R42 + +
11.2R42 +

Параметры шин

Типоразмер Ширина профиля, мм Радиус качения,  мм
580/70R42 577 908
11.2R42 284 740
420/65R24 420
480/65R24 475
11.2R24 284

Передние колёса установлены на фланцы колёсных редукторов ПВМ. Задние на ступицах, которые состоят из разрезных конусных вкладышей и корпуса ступицы.

Рулевое управление

Трактора оборудованы гидрообъёмным рулевым управлением (ГОРУ) с насосом –дозатором героторного типа. Непосредственный поворот колёс обеспечивается двумя гидроцилиндрами двухстороннего действия (Ц50х250) через  рулевую трапецию. Гидронасос рулевого усилителя получает привод непосредственно от коленчатого вала дизеля. При заглушённом двигателе управление переходит в ручной режим, требующий значительных усилий при вращении рулевого колеса.

Трактора с реверсивным постом управления оборудованы дополнительным насосом дозатором, запитка которого осуществляется переключением гидрокрана встроенного в гидросистему ГОРУ при переходе в реверсный режим управления.

Рулевое колесо регулируется по наклону относительно горизонта и по высоте вдоль оси рулевого вала. Высота регулируется бесступенчато в пределах 100 мм, наклон имеет четыре положения в пределах от25 до 40° с шагом в 5°.

Гидронавесная система

Трактора 2022 оснащены раздельно-агрегатной ГНС с электрогидравлической системой автоматического регулирования глубины обработки почвы с силовым, позиционным, смешанным регулированием. Система укомплектовывается распределителем РП-1523.1 с электрорегулятором ЕНPHC1-OC или интегральным гидроблоком «BOSСН» (где, распределитель трёхсекционный, четырёх позиционный в блоке с регулятором ЕНR23-LS-R917001488).

Управление золотниками осуществляется рычагами с тросовым приводом. Насос системы НШ 32. Заднее трёхточечное навесное устройство оборудовано двумя гидроцилиндрами Ц90Х250. Управление гидронавесной системой осуществляется с бокового пульта управления, дополнительно трактор может оборудоваться выносным пультом управления навеской. На тракторах 2022 гидравлика имеет три пары задних выводов для соединения с силовыми гидроцилиндрами и один сливной задний маслопровод для гидромотора.

Гидросистема трактора 2122

ГНС оснащена аксиальнопршневым насосом переменной производительности и четырёх секционным электрогидравлическим распределителем ЕHS-2 с электронной системой управления. Работа навески в режимах позиционного силового и смешанного регулирования управляется с отдельной панели блока программирования операций навесной системы.

Распределитель имеет джойстиковое управление. В зависимости от комплектации на трактор устанавливается блок электронных джойстиков БЭД-01 или «BOCORO», которые по своим функциям являются взаимозаменяемыми. Для удобного управления задней навеской и агрегатирования на крыльях задних колёс установлен дублирующий выносной блок управления. Гидравлика тракторов 2122 имеет четыре пары задних гидровыводов и одну переднюю, подключённую через РВД к любой задней паре кроме пары №3. Для подключения гидромоторов система имеет по одному переднему и заднему свободному сливу.

Общие характеристики ГНС

 

2022 2122
Грузоподъёмность заднего навесного устройства, кг 6500 6500
Время поднятия задней навески из крайнего нижнего в верхнее положение, с 6,5 6,5
Грузоподъёмность переднего навесного устройства, кг 4800
Давление срабатывания предохранительного клапана, м Па 20-21 20-21
Номинальное рабочее давление, мПА 16 16
Производительность насоса, л/мин 55 0-86
Ёмкость бака системы, л 35 80

Оборудование навески

Трактор оборудован монтажным устройством лифтового типа смонтированном на задней привалочной плоскости корпуса заднего моста. Для соединения с прицепными машинами устройство оснащается набором тягово-сцепного оборудования :

  • ТСУ-2В тяговая вилка.
  • ТСУ-3В тяговая вилка длинная.
  • ТСУ-2Р тяговое устройство «Питон».
  • ТСУ-1М-01 тяговый брус, ТСУ-1 поперечина.
Трактор МТЗ 2022
Задняя навеска МТЗ 2022.3

Кроме перечисленных устройств дополнительно, могут использоваться вилки автоматы KU2000/329NB33 и KU5410/329-33, присоединительное устройство «Питон» РВ5329NNB33, шаровые соединительные устройства KI8329NB33 и KB8329NB33 фирмы «Walterscheid».

Система управления и контроля

Учитывая широкую функциональность машины, её высокую эргономику управления, насыщенность электронным оборудованием диагностики, контроля и программирования трактор имеет сложную, требующую соответствующей квалификации систему управления.

Касаемо органов управления их можно разделить на следующие блоки:

  1. Центральная панель приборов с рулевым колесом управления выполняет функции управления и контроля работы: двигателя и его пуска, скорости движения трактора, бортовой электросети, освещения и световой сигнализации, пневмооборудования, частоты вращения ВОМ.
  2. Верхняя фронтальная панель с клавишами выполняет функции управления вспомогательными приборами и системами: освещения кабины, радиоприёмника, кондиционером и вентиляцией, наружным технологическим и сигнальным освещением.
  3. Боковой комплексный пульт по правую сторону водителя имеет несколько панелей управления и контроля, включая пульт КЭСУ тракторов модификаций 2122, осуществляющего комплексный информативный контроль и диагностику всех систем трактора.
Органы управления МТЗ 2122
Органы управления и контроля МТЗ 2122.6

В боковой блок управления входит:

  • Панель управления блокировкой заднего моста, передним ведущим мостом, управления передним ВОМ.
  • Отдельный блок с рычагами переключения секций или джойстиками распределителя и включения задним ВОМ.
  • Панель сигнализации и управления задним навесным устройством, где устанавливаются скорость опускания ЗНУ, параметры регулирования при работе с навесными устройствами.
  • Пульт КЭСУ с сигнализирующими лампами диагностики и контроля всех систем тракторов 2122.
КЭСУ МТЗ 2122
Пульт КЭСУ трактора МТЗ 2122

Также параметры работы системы каталитической очистки выхлопных газов SCR отражаются на отдельном информативном экране расположенном на вертикальной стойке кабины по правую сторону водителя.

Кабина

Одноместная с жёстким каркасом, термовиброшумоизолированная с системой кондиционирования, отопления и вентиляции оборудована подрессоренным сидением, регулируемым по весу росту водителя, зеркалами заднего вида и электрическими стеклоочистителями и омывателями передних и задних стёкол. Двери кабины имеют замки, левая дверь с ключами. По заказу в кабине может устанавливаться дополнительное сидение. Проветривание осуществляется через открывающиеся боковые и заднее стекло, а также люк в крыше кабины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector