Table of Contents
МТЗ 311 является маломощной машиной в модельной линейке тракторов Беларус с тяговым классом 0.6 т.с. (6 кН), базовой моделью которого является МТЗ 320. Трактор предназначен для применения в фермерских хозяйствах и выполнения коммунальных работ. Малые габариты машины позволяют выполнять работы на небольших земельных участках и теплицах, а также в условиях городской застройки. На сегодня модель представлена в двух модификациях МТЗ 311 и 311М, где последняя имеет экологический стандарт Stage IIIa.
Отличия Беларус 311 от Беларус 320
В отличии от полноприводной базовой модели минитрактор Беларус 311 имеет только один задний ведущий мост с управляемыми ходовыми колёсами на передней оси и в ходовой части уже своей базовой версии на 20 см. Машина не имеет остеклённой кабины, а оборудована открытым местом водителя с защитной дугой безопасности и возможностью установки защитного тента.
В зависимости от модификации машина может оборудоваться двумя силовыми установками китайским 3Т30 (33 л.с.) или отечественным ММЗ-3LD (36 л.с.), тогда как базовая модель Беларус 320 оснащается двигателями в 36 лошадиных сил марок Lombardini TDW 1603 (Италия) или ММЗ-ЗLD.
Также Беларус 311 имеет упрощённую трансмиссию в части КПП и режимов привода вала отбора мощности. Так КПП МТЗ 311 имеет 8 передач переднего хода и 4 передачи заднего хода, тогда как базовая модель имеет дополнительное удвоение передач за счёт встроенного мультипликатора с повышенной и пониженной ступенями. В части привода ВОМ трактор имеет только независимый режим в 540 оборотов в минуту, а 320 оснащен двухскоростным независимым приводом ВОМ на 540 и 1000 об/мин, и двухскоростным синхронным режимом в 3,4 и 6,3 оборота на метр пути.
Гидронавесная система минитрактора в стандартном варианте укомплектована двухсекционным распределителем, с одной свободной парой вводов, без возможности позиционного, высотного и силового регулирования навесного оборудования. На МТЗ 320 установлен распределитель с тремя секциями.
В общем, с учётом всех отличий можно сказать, что Беларус 311 значительно дешевле своей базовой модели и с учётом упрощённой конструкции более надёжный. Вместе с тем трактор уступает ходовыми качествами, а также менее универсален в частях агрегатирования с приводным оборудованием и подборе технологической скорости движения.
Для расширения возможностей данной модели по заказу трактор может укомплектовываться индивидуально. С учётом пожеланий покупателя на трактор может устанавливаться:
- передний ведущий мост с приводом
- КПП с делителем на повышенные-пониженные ступени
- передний и задний двухрежимный, двухскоростной ВОМ
- передняя навеска
- усиленная задняя навеска
Общие характеристики и габариты
Трактор представляет собой классическую полурамную конструкцию с объединёнными воедино корпусами трансмиссии, размещённым в передней части двигателем на полураме одновременно жёстко присоединённым к корпусу сцепления в части маховика.
Габаритные размеры, мм
Длина Ширина Высота База |
3050 1300 2280 1660 |
Колея, мм По передним колёсам По задним колёсам | 1000/1200/1350 1000/1160 |
Агротехнический просвет, мм | 435 |
Радиус поворота, м | 3,6 |
Эксплуатационная масса, кг | 1500 |
Двигатель
Модификации данной модели оснащены трёхцилиндровыми дизельными атмосферными моторами с жидкостной системой охлаждения.
Характеристики
Марка трактора | 311 | 311М |
Марка дизеля | Laidong 3Т30 (Китай) | ММЗ-3LD (Белоруссия) |
Мощность л.с.(кВт) | 33(24) | 26(36) |
Номинальная частота вращения об/мин | 3000 | |
Рабочий объём, л | 1,617 | 1,6 |
Максимальный крутящий момент, Н.м | 100 | 94 |
Коэффициент запаса крутящего момента, % | 15 | 20 |
Удельный расход топлива, г/кВт в час | 310 | 258+/-8 |
Ёмкость топливного бака, л | 25 |
Двигатель оснащён электростартерной системой запуска от 12 вольтовой бортовой электросети трактора. Для облегчения запуска в холодное время двигателя оснащены свечами накала. Топливная система оснащена электромагнитным устройством прекращения подачи топлива. Топливный насос высокого давления рядный плунжерный, трёх секционный с ручным топливоподкачивающим насосом.
Двигатель ММЗ-3LD имеет площадку для установки и организации привода компрессора. В китайском дизеля возможности организации пневмосистемы нет.
По отзывам владельцев трактора на сегодня более надёжным показал себя китайский силовой агрегат Laidong 3Т30.
Трансмиссия
Механизм сцепление сухой однодисковый постоянно замкнутый размещён в отдельном промежуточном корпусе трансмиссии. Привод управления муфтой механический с отводкой, через педаль и систему рычагов.
Коробка передач
Механическая с постоянно замкнутыми шестернями, со встроенными синхронизаторами для лёгкого включения. Редуктор КПП двухдиапазонный с понижающим редуктором. Корпус коробки установлен между промежуточной частью и корпусом заднего моста, которые жёстко стянуты между собой.
Своим переключением коробка обеспечивает включение 8-ми передач переднего хода и 4-х передач заднего хода, со скоростями движения в перед от 3,1- до 25,5 км/час и скоростями движения назад от 5,5- до 13,3 км/час.
Управление скоростями осуществляется двумя рычагами по правую сторону рулевого колеса. Один рычаг предназначен для переключения передач, второй – диапазонов. Компоновка узла предусматривает предварительный выбор диапазона с последующим включением передачи.
В диапазонной части коробка имеет две позиции включения диапазонов переднего хода (повышенную и пониженную) и одну позицию диапазона задних скоростей. В части переключения передач – четыре позиции. Таким образом, предварительный выбор диапазона обеспечивает последующее включения четырёх скоростей вперёд 1-го или 2-го диапазонов либо четырёх скоростей заднего хода при выборе позиции заднего диапазона.
Задний мост
Ведущий редуктор совмещает в себе функции привода задних колёс с возможностью блокирования дифференциала, привода заднего вала отбора мощности, а также своей конструкцией обеспечивает размещение и работу тормозов трактора.
Редуктор заднего моста представляет собой редуктор с главной парой конических шестерён с винтовыми зубьями, дифференциал конический с двумя сателлитами, конечные передачи выполнены в виде одноступенчатой передачи пары цилиндрических прямозубых шестерён. Механизм блокирования дифференциала заднего моста механического действия выполнен в виде зубчатой блокирующей муфты с передвигаемым вилкой блоком через рычаг управления.
Вал отбора мощности включается механически рычагом, введением в зацепление зубчатой передачи привода в корпусе заднего моста. Шлицевой хвостовик ВОМа для соединения с приводами агрегатируемых устройств стандартно размещён наружу задней части трактора между раскосами задней навески.
Тормоза
Рабочие тормоза установлены на правой и левой полуосевых шестернях заднего моста. Имеют классическую дисковую конструкцию, для тракторов МТЗ. Управление левым и правым тормозом осуществляется одноимёнными двумя педалями. Для одновременного торможения обеими тормозными механизмами педали блокируются. В качестве стояночного тормоза на тракторе установлен автономный ручной привод блокирования одновременно левого и правого рабочего тормоза.
Гидронавесная система
В раздельно-агрегатную гидравлику трактора входит шестерёнчатый гидронасос НШ-6, гидробак и двух секционный гидрораспределитель. Одна секция распределителя подключена к гидроцилиндру подъёма задней трёхточечной навески, вторая секция выведена парой свободных выходов в задней части трактора для подсоединения гидроузлов используемого оборудования.
Ёмкость гидросистемы, л | 10 |
Производительность насоса, л/мин | 17 |
Максимальное давление в системе, мПа | 20 |
Грузоподъёмность задней навески, кг | 870 |
Гидробак системы установлен стандартно между панелью управления и моторным отсеком. Привод гидронасоса осуществляется от КПП трактора и включается рычагом снизу панели управления. Ввод в зацепление осуществляется с помощью синхронной зубчатой муфты облегченного включения.
Рулевое управления
На тракторе установлено гидрообъёмное рулевое управление с насосом-дозатором (объёмная подача 50 см³/об.) и гидроцилиндром поворота управляемых колёс. Рабочее давление в 14 мПа для усилителя руля создаётся отдельным шестерёнчатым насосом с приводом о дизеля трактора. Дозатор размещён в кронштейне рулевой колонки. Гидроцилиндр размещён вдоль левой продольной балки рамы и связан своим шоком в шарнире поворотной сошки в системе рулевых рычагов. Питание рабочей жидкостью рулевой системы осуществляется с бака гидросистемы. Положение руля трактора регулируется по наклону и высоте.
Ходовая часть
В стандартной комплектации с ходовой формулой 2х4 с одним задним ведущим мостом трактор комплектуется пневматическими шинами низкого давления следующих размеров:
- Передние шины направляющих колёс 6,5-16
- Задние шины ведущих колёс 12,4L-16
Передняя ось соединена с трактором качающимся шарниром с амплитудой качения 8° в поперечной плоскости хода движения. Своей конструкцией в частях самой разрезной балки, выдвижных кулаков, поворотных цапф и ступиц схожа с устройством передней оси МТЗ 80.