Table of Contents
Модель трактора МТЗ 50 и его полноприводная версия МТЗ 52 начала выходить с производственных линий Минского Тракторного Завода с 1961 года и массово выпускалась до 1985 . За этот период было выпущено более 1 млн. 265 тысяч единиц техники данных модификаций. Разработка стала основой для выпуска трактора МТЗ 80(82) и впоследствии целой серии модифицированных машин, выпускаемых по сегодняшний день. Данная модель является одним из первых тракторов, выпускаемых в СССР, который по своему применению и функциональным возможностям характеризуется как универсально-пропашная машина. Технические возможности трактора дают высокий коэффициент применения в различных областях народного хозяйства, что определило высокий спрос на данную технику и её популярность на долгие годы.
На сегодня трактора модели МТЗ 50(52) до сих пор встречаются в использовании. Техническая живучесть данной техники объясняется высоким процентом унификации и взаимозаменяемости деталей и узлов машины со своими младшими братьями — тракторами семейства МТЗ.
Характеристики трактора
Основой машины является полурамный остов, состоящий из боковых параллельных брусов и литой передней поперечной части. Остальную часть остова выполняют соединённые между собой литые корпуса механизмов трансмиссии: корпус сцепления, картер КПП и картер заднего моста. На полураме размещён силовой агрегат, соединённый через корпус сцепления с трансмиссией трактора.
Общие параметры
Основные характеристики | МТЗ 50 | МТЗ 52 |
Тяговый класс | 1.4 | |
Размер (ширина Х высота Х длина )мм | 1970х2485х3815 | 1970х2485х3930 |
Продольная база мм | 2370 | 2450 |
Дорожный просвет под рукавами полуосей заднего моста мм | 645 | |
Просвет под задним мостом мм | 465 | |
Просвет под передней осью мм | 645 | — |
Просвет под картером переднего моста мм | — | 590 |
Радиус поворота с подтормаживанием м | 2,5 | 2,7 |
Ширина колеи мм | 1200-1800 | |
Вес трактора кг | 3040 | 3120 |
Характеристики силового агрегата
Марка | Д-50 (со стартером) Д-50Л (с пусковым двигателем) |
Тип | Четырёхтактный, четырёхцилиндровый дизельный |
Мощность номинальная л.с | 55 |
Максимальная мощность л.с | 60 |
Рабочий ресурс до капитального ремонта мото-часов | 5000 |
Номинальная частота вращения об/мин | 1700 |
Диаметр цилиндра мм | 110 |
Ход поршня мм | 125 |
Степень сжатия | 16 |
Общий рабочий объём цилиндров л. | 4,75 |
Удельный расход топлива г/л.с в час | 195 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Топливный насос | УТН-5 |
Регулятор ТНВД | Всережимный центробежного типа |
Форсунки | ФШ-6-2-25˚ штифтовая закрытого типа |
Давление впрыска кгс/см² | 130+5 |
Электростартер Д-50 | СТ-212 |
Пусковой двигатель Д-50Л | ПД-10У |
Генератор | Г 304-А1 |
Вес сухого дизеля Д-50 кг | 410 |
Вес сухого дизеля Д-50Л кг | 470 |
Давление масла в дизеле кгс/см² | 2-3,5 |
Заправки систем и узлов трактора
Наименование | Объём л |
Топливный бак трактора | 100 |
Топливный бак пускового двигателя ПД-10У | 1,9 |
Система охлаждения МТЗ 50 | 20 |
Система охлаждения МТЗ 50Л | 22 |
Система смазки дизеля | 12 |
Корпуса трансмиссии | 40 |
Корпус переднего моста | 1,7 |
Корпус переднего бортового редуктора | 1,7 |
Корпус верхней конической пары ПВМ | 0,3 |
Промежуточная опора привода ПВМ | 0,15 |
Корпус гидроусилителя руля | 6 |
Гидросистема трактора | 20,5 |
Картер ТНВД | 0,2 |
Электрическая система
Электропроводка трактора – однопроводная с напряжением в сети 12 вольт, отрицательный полюс соединён с массой трактора. Аккумуляторная батарея МТЗ 50(52) -3СТ 195 с напряжением 6 вольт и ёмкостью 195 А/ч расположены в отсеках под сиденьем водителя. В МТЗ 50Л(52Л) аккумуляторы 6-ТСТ 45 с напряжением 12 вольт и ёмкостью 45 А/ч.
Гидросистема
Раздельно-агрегатная гидравлическая система трактора включает в себя:
- Шестерёнчатый гидронасос НШ 32 установленный на корпусе гидробака получает привод через промежуточную шестерню от ведущей шестерни привода ВОМ в промежуточной части трансмиссии. Включение привода осуществляется рычагом при введении в зацепление скользящей шестерни привода. Узел обеспечивает давление в системе 100 кгс/см² с производительностью 40 л/мин.
- Распределитель Р75-В3А золотниково-клапанный с фиксацией в рабочих и плавающем положениях. Узел установлен на корпусе гидроузлов одновременно выполняющего функцию гидробака. Предохранительный клапан распределителя ограничивает давление в системе до 130 кгс/². Крайний правый рычаг устройства предназначен для управления гидроцилиндром навески трактора остальные два для работы с выносными цилиндрами в составе навесного или прицепного оборудования.
- Гидроцилиндр навески двухстороннего действия с ходом штока 200мм, диаметром штока 75 мм и диаметром поршня 100 мм.
- Гидроувеличитель сцепного веса – гидростатический с автоматическим поддержанием заданного давления оборудованный в своей системе пружинным гидроаккумулятором.
Исправная работа системы обеспечивает грузоподъёмность в 800 кг на вылете центра тяжести относительно оси задних колёс не более 1,5 м.
Рулевое управление и гидровлическое усиление
Управление осуществляется передачей вращения от рулевого колеса на червяк, взаимодействующий с косозубым сектором. Передача осуществляется с передаточным числом 17,5. Механическая передача данной пары усиляется гидроусилителем. В состав отдельной гидросистемы усилителя руля входит:
- Шестерёнчатый насос НШ-10Е левого вращения и производительностью 14 л/мин.,
- Гидроцилиндр двухстороннего действия с диаметром поршня 90 мм с ходом от среднего положения 19,5мм,
- Распределитель однозолотниковый следящего типа – размещённый на одной оси с червяком рулевого механизма, с рабочим ходом от нейтрального положения до полного перекрытия 6 мм.
- Давление в системе ограничивается предохранительным клапаном в пределах 75 -80 кгс/смᶾ
Трансмиссия
Силовая передача состоит из механизмов сцепления, коробки передач, заднего ведущего моста и интегрированного в него привода вала отбора мощности с редуктором включения планетарного типа. Все механизмы трансмиссии объединены своими корпусами в единую масляную ванную и смазываются разбрызгиванием , за исключением сухого отсека муфты сцепления, изолированного сальниками. В полноприводной версии трактор дополнительно оснащён раздаточной коробкой, передним ведущим мостом и передающим вращение карданным приводом.
Муфта сцепления
Сцепление МТЗ 50 однодисковое, фрикционное сухое постоянно замкнутого типа с диаметром ведомого диска 325 мм. Механизм размещён в сухом отсеке промежуточной части трансмиссии и присоединён своим корпусом к задней плите дизеля.
КПП
Двухступенчатый редуктор механического типа с прямозубыми скользящими шестернями. Компоновка коробки обеспечивает девять передач переднего хода (с обеспечением прямой передачи) и две заднего хода. За счёт дополнительной ступени в конструкции КПП, находящегося в задней части картера узла, происходит удваивание числа передач. Предварительно перед началом движения водитель выбирает ступень – «пониженную или повышенную», а затем нужную передачу переключением одного рычага.
Передачи | Выдаваемая скорость трактором км./ч |
I | 1,56 |
II | 2,65 |
III | 5,60 |
IV | 6,85 |
V | 8,15 |
VI | 9,55 |
VII | 11,70 |
VIII | 13,85 |
IX | 25,80 |
Задняя пониженная | 3,31 |
Задняя повышенная | 5,62 |
Задний мост
Механизм размещён в отдельном чугунном корпусе соединённый воедино с корпусами КПП и сцепления. Вращение от КПП передаётся через коническую пару шестерён главной передачи со спиральными зубьями. Далее через конический дифференциал с четырьмя шестернями закрытого типа вращение передаётся на ведущие полуоси конечной передачи, выполненные за одно целое с цилиндрическими прямозубыми ведущими шестернями. Ведомые, цилиндрические, прямозубые шестерни конечной передачи расположены непосредственно на полуосях ходовой трактора — передают вращение на задние колёса.
- Количество зубьев шестерён конической пары главной передачи 13 и 41, передаточное число 3,42
- Количество зубьев шестерён цилиндрической пары конечной передачи 13 и 69, передаточное число 5,038.
Тормоза
Фрикционные дисковые тормоза установлены на ведущих шестернях конечной передачи заднего моста с правой и левой стороны трактора.
ВОМ
Основной планетарный редуктор ВОМ размещён в задней части корпуса ведущего заднего моста. Конструкция обеспечивает работу отбора мощности в двух режимах:
- синхронный — со скоростью вращения вала 3,5 об/ на метр пути
- независимый — со скоростью 562 об/мин при номинальных оборотах дизеля
Смена режимов осуществляется переключением положения кулачковой муфты в соединении привода. Дополнительно может устанавливаться редуктор бокового ВОМ на корпус КПП трактора.
Передний мост МТЗ 52
Привод моста осуществляется от раздаточной коробки, установленной в правом люке КПП трактора через пару карданных валов с промежуточной опорой. Раздатка представляет собой редуктор с цилиндрическими прямозубыми шестернями и муфтой свободного хода в отдельном корпусе. Привод узел получает через промежуточную шестерню от вторичного вала КПП. ПВМ в своей конструкции принимает вращение на главную коническую пару со спиральными зубьями и передаёт вращение через самоблокирующийся с фрикционными муфтами дифференциал на полуоси с ведущими коническими шестернями конечной передачи. Далее, вращение передаётся на бортовые редукторы с нижними коническими парами шестерён, которые осуществляют непосредственный привод передних колёс.
Ходовая часть
Трактора МТЗ 52(50) имеют жёсткую подвеску задней части и подрессоренную спереди на колёсах с пневматическими шинами низкого давления. Передняя балка МТЗ 50 выполнена в виде литой трубчатой детали телескопического типа с клеммовым зажимом, смонтирована, как и балка ПВМ МТЗ 52 через соединительный шарнирный палец в проушины литого переднего бруса полурамы, с возможностью поперечного качения движению до 10˚.
Характеристики шин
Назначение шин | Размеры шин мм | Давление кгс/см² |
Передние колёса МТЗ 50 | 200-508 | 1,7-2,5 |
Передние колёса МТЗ 52 | 210-508 | 1,4-2,5 |
Задние МТЗ 50 и МТЗ 52 | 330-965 | 1-1,4 |
Для повышения ходовых качеств трактор может оснащаться полугусеничным ходом для работ на грунтах с повышенной влажностью. Резино-металлические гусеницы устанавливаются на задние и дополнительные натяжные колёса.
Отличия МТЗ 80 от МТЗ 50
Кроме комплектации трактора МТЗ 80 боле мощным силовым агрегатом Д-240 в место Д -50 на МТЗ 50, отличий в облицовке машины и усовершенствованной эргономики трактор имеет некоторые конструктивные отличия в трансмиссии, в механизмах тормоза и привода независимого ВОМ.
- В конструкции промежуточной части трансмиссии в едином корпусе сцепления МТЗ 80 установлен понижающий редуктор обеспечивающий удваивание скоростей до 18 передач вперёд и 4х — движения задним ходом. В МТЗ 50 этого редуктора нет. Также отсутствует редуктор для обеспечения двух скоростей вращения независимого ВОМ.
- Принципиально отличается механизм блокировки заднего моста. В МТЗ 80 применена гидравлическая система автоматического блокирования, взаимодействующая через гидродатчик в рулевой колонке ГУР с фрикционным тормозом на корпусе заднего моста. При срабатывании датчика давление масла подаётся в диафрагменную камеру дискового тормоза блокировки. Своим торможением блокирование осуществляется через вал, взаимодействующий непосредственно с диффиренциалом. В МТЗ 50 блокировка осуществляется механическим включением кулачковой муфты, установленной непосредственно на внутреннем конце полуосей заднего моста трактора. При нажатии на педаль управления блокировки кулачковая муфта своим шлицевым вхождением соединяет две полуоси в одно целое, таким образом, блокируя распределение крутящего момента, созданное дифференциалом моста.
- В конструкции тормозов МТЗ 50 отсутствует барабан стояночного тормоза. Блокирование осуществляется так называемым — «горным тормозом». Включение осуществляется тягой управления защёлкой, которая фиксирует сблокированные педали левого и правого тормоза в выжатом положении.
- На тракторе МТЗ 50 отсутствует пневмосистема, а также возможность её монтажа в виду не предусмотренного конструкцией дизеля Д-50 места для привода компрессора. При необходимости установки возможно переоборудовать дизель дополнительной установкой передней плиты Д-240 с местом для привода пневмоузла.
Не смотря на перечисленные отличия, как упоминалось выше, трактор МТЗ 50 имеет высокий процент взаимозаменяемости узлов и деталей с МТЗ 80, что даёт возможность модернизировать трактор повышая его эксплуатационные качества.