Виды отопителей на МТЗ 82 с малой и большой кабинами

Для создания комфортных условий работы водителю трактора Беларус машина оснащена системой отопления и вентиляции воздуха в кабине. За более 45-ка летний выпуск тракторов марки МТЗ 80(82) эволюция в конструкции обеспечения микроклимата в кабине изменялась вместе с усовершенствованием эргономики машин. В зависимости от вида установленной кабины на МТЗ 80(82) и года выпуска машины система отопления и вентиляции воздуха  имеет разные конструкции.

отопитель кабины трактора
Отопитель трактора МТЗ 82(80) с большой кабиной

Система отопления трактора МТЗ 82 (80) со старой, малой кабиной

Устанавливаемая с 1975 года малая кабина оснащена системой обеспечения микроклимата с функциями очистки поступающего воздуха, его нагрева в холодный период года и охлаждения в летний. Блок системы размещён отдельным блоком по левую сторону места водителя.

система отопления МТЗ 80
Схема системы отопления МТЗ 82 с малой кабиной

Устройство и принцип работы

Всасывание воздуха осуществляется с помощью оборудованного в корпусе отопителя центробежного вентилятора, получающего привод от штатного электродвигателя устройства. Перед поступлением в блок отопления воздух проходит очистку через фильтрующий элемент грубой очистки и фильтр тонкой очистки с масляным улавливателем пыли.

отопитель трактора МТЗ 80
Старый блок отопления МТЗ 80 с функцией охлаждения и увлажнения воздуха

Обогрев осуществляется отбором тепла от теплоносителя (воды или антифриза) системы охлаждения двигателя трактора. При воздействии помпы дизеля и естественной конвекции нагретая жидкость поступает в теплообменник отопителя от задней стенки головки цилиндров дизеля через установленный запорный кран или от второго выходного окна в головке пускового двигателя ( в случае использования ПД 10 в системе пуска). Проходящий воздух через ячейки радиатора-теплообменника печки нагревается и поступает по воздуховодам в салон кабины. Интенсивность потока нагретого воздуха регулируется положением рециркуляционного люка во внутреннем воздухозаборнике  и изменением положения двух заслонок в корпусе отопителя. После прохода через радиатор печки жидкость уходит по трубопроводу к помпе дизеля через встроенный патрубок корпусе узла.

блок отопления МТЗ 80
Устройство отопительного блок МТЗ 80 малой кабины

Охлаждение воздуха осуществляется за счёт испарения воды, в потоке всасываемого вентилятором воздуха при перекрытом запорном кране системы охлаждения дизеля. Вода поступает из штатного водяного бака устройства, проходя через фильтр по резиновым трубкам к распылителям. Распыление осуществляется за счёт созданного разрежения воздуха, поступающего под давлением к водяной трубке от ресивера пневмосистемы трактора через дроссель, трубопровод и запорный кран. Увлажнённый и охлаждённый воздух далее всасывается вентилятором и через воздуховоды подаётся в салон кабины. Уровень охлаждения также регулируется рециркуляционным люком и заслонками.

схема отопителя кабины мтз
Схема работы блока отопления МТЗ 80 с малой кабиной

В практике отопительный блок старой кабины показал себя хлопотным в обслуживании и капризным в эксплуатации, особенно, что касается охлаждения воздуха. На сегодня в практике данная конструкция системы редко встречается в пользовании на тракторах. По сути, такое устройство перешло в разряд раритетных, в связи с тем что, давно не выпускается и за долгий срок эксплуатации практически не сохранилась в полном рабочем состоянии с выполнением всех своих функций.

Блок отопления трактора МТЗ 82 с большой кабиной

Большая обзорная унифицированная кабина, устанавливаемая на трактора с 1980 года, имеет иную конструкцию системы обеспечения микроклимата и размещена над местом водителя в передней части потолка. Нагревательный блок имеет аналогичную схему подключения к системе охлаждения дизеля. Блок выполняет функции: фильтрации поступающего в салон воздуха, его нагрева с нагнетанием в холодное время года, обдува салона кабины свежим потоком воздуха в летний период.
Нагрев осуществляется также за счёт теплообмена нагретой охлаждающей жидкости дизеля проходящей через радиатор печки и всасываемого штатным вентилятором воздуха.

Печка МТЗ 80
Печка 70-8115600 МТЗ 82 с большой кабиной с одним радиатором

На тракторах с большой кабиной, выпущенных до 1990 года, устанавливали отопитель с каталожным номером 70-81156 . После 1990 года в унифицированные кабины тракторов устанавливали блок 80-8100010  с двумя последовательно соединёнными обогревателями и парой вентиляторов оснащенными отдельными электродвигателями.

Печка МТЗ 82
Печка МТЗ 82 с двумя радиаторами и вентиляторами
Блок отопления МТЗ 82
Устройство отопительного блока с двумя радиаторами 80-8100010 МТЗ 82(80) с большой кабиной

Поздние современные выпускаемые версии тракторов МТЗ 82.1, 81.2 оснащаются унифицированным обогревательным блоком, который также используют в комплектации тракторов МТЗ 1221, МТЗ 1523 и других моделей. Конструкция узла отличается мощным теплообменником и двумя вентиляторами с общим приводом от одного электродвигателя.

отопительный блок МТЗ
Современная печка МТЗ 82.1

Порядок эксплуатации системы обогрева

Часто трактористы жалуются на отказ работы печки трактора МТЗ. Основной причиной отказа в работе является завоздушивание при неправильном запуске системы или образование ледяных пробок при использовании в охлаждении дизеля трактора воды.

Запуск системы отопления

Учитывая верхнее расположение блока отопления по отношению к водяной рубашке дизеля, при заполнении системы охлаждения жидкостью, часть воздуха выжимает в блок отопления, образуя воздушную пробку, препятствующую циркуляции жидкости. Для обеспечения нормальной работы печки и удаления воздуха при заполнении жидкостью системы охлаждения осуществляют следующий порядок действий:

  • Заливают жидкость в систему при перекрытом кране подачи жидкости на печку (от головки цилиндров дизеля)
  • Запускают дизель трактора и прогревают до температуры 50-60° на средних оборотах.
  •  Открывают кран подачи жидкости на печку.
  • С помощью работы дизеля на повышенных оборотах, в течение 1-2 минут, дают возможность заполниться жидкостью радиатор печки.
  • Для того чтобы убедиться в циркуляции жидкости через отопитель приоткрывают сливную пробку на магистрали жидкости, идущей от печки с правой стороны на помпу дизеля. Свидетельством полного заполнения жидкостью системы будет падения уровня в радиаторе дизеля.
  • После доливают жидкость в систему охлаждения до уровня  50-60 мм ниже верхней кромки заливной горловины радиатора дизеля.
  • Для быстрого обогрева кабины включают вентилятор и открывают заслонки блока отопителя.

Слив воды из системы

При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды в холодное время года, во избежание образования ледяных пробок в системе отопления слив воды осуществляйте с выполнением следующих условий:

  • Со снятой крышкой радиатора дизеля.
  • При открытых кране отопителя, сливных кранах на блоке и радиаторе, сливных левой и правой пробок магистрали отопления.
  • После продуйте систему отопления сжатым воздухом из ресивера пневмосистемы, предварительно закрыв сливные краны радиатора и блока цилиндров с установленной крышкой радиатора.

Альтернативные отопительные блоки для трактора МТЗ

В условиях необходимости обеспечить обогрев кабины трактора при отсутствии штатного блока отопления или для дополнительного обогрева успешно используют универсальные печки, предназначенные для кабин грузовых автомобилей, тракторов и спец. техники.

печка в кабине мтз
Печка в кабине МТЗ 82 с воздуховодом

На рынке присутствует масса предложений данного оборудования. За исключением геометрической формы корпуса и мощности узла, отопители имеют идентичный проточный принцип работы. А также как и в штатных печках трактора, отопление осуществляется радиатором, нагретым от системы охлаждения дизеля. Интенсивность подачи тёплого воздуха обеспечивается встроенным вентилятором устройства. Выбор печки для МТЗ заключается в определении модели подходящей мощности и формы корпуса для удобного расположения блока в салоне кабины.

Место установки узла определяют исходя из обеспечения оптимального распределения нагретого воздуха, индивидуальных предпочтений и интерьерных условий в салоне кабины. Часто печки размещают с правой стороны между приборной панелью и дверьми. В старых тракторах удобно размещать печку, при наличии пространства, под сидением водителя. Распределение потоков тёплого воздуха достигается дополнительным оборудованием печки воздуховодами или использованием салонного вентилятора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector