Топливные фильтры грубой и тонкой очистки старого и нового образца трактора МТЗ 82

Немаловажной составляющей в комплексе топливной аппаратуры дизельного двигателя являются узлы очистки топлива. Учитывая технические параметры работы прецизионных плунжерных пар топливных насосов и распылителей-форсунок, степень чистоты топлива имеет большое значение для качественного смесеобразования и сохранения рабочего ресурса узлов топливной системы. На двигателях Д 240, Д 243 тракторов МТЗ 82(80) Беларус установлена двухуровневая очистка дизельного топлива, состоящая из фильтров грубой и тонкой очистки. В материале подробнее раскроем тему работы фильтрации и обслуживании системы очистки топлива трактора.

топливные фильтры
Узлы фильтрующие топливо трактора МТЗ 80(82)

Фильтр грубой очистки МТЗ 80

Узел расположен с правой стороны трактора и присоединён своим кронштейном к блоку дизеля. Устройство обеспечивает отделение включённых в поток топлива крупных механических частиц, а также воды. Загрязнения скапливаются в конусной нижней части ёмкости узла, выполняющей функцию отстойника. Периодически отстой сливают до появления чистого потока топлива открытием резьбовой пробки в нижней части корпуса. Для удаления воздушных пробок с системы узел оборудован пробкой для сброса воздуха.

Фильтр грубой очистки
Устройство отстойника МТЗ 82

Топливо в грубый фильтр поступает по трубопроводу через питающий штуцер в верхнем корпусе устройства, заполняя кольцевую полость 5 протекает через отверстия распределителя 6, попадает во внутреннюю полость стакана узла. Одна часть топлива в результате резкого изменения направления движения и разрежения проходит через латунный сетчатый фильтрующий элемент 4. Другая часть, обладая большим удельным весом своими загрязняющими механическими включениями и воды, сохраняет прямолинейное движение и под действием инерции стекает по стенкам стакана 2. Отделённые загрязнения проходят через кольцевой зазор между успокоителем 1 и стаканом, опускается в нижнюю зону отстоя. Конусный успокоитель, обращённый своим меньшим основанием в сторону фильтрующей части устройства отделяет зону отстоя от потока очищенного горючего. Очищенное дизтопливо, пройдя через латунную сетку 4, отражается от успокоителя и поступает в выходной штуцер, соединенный с питающим трубопроводом фильтра тонкой очистки.

Новый отстойник топлива

Сегодня на рынке предлагаются варианты узлов грубой очистки для дизельных двигателей, в том числе и тракторов МТЗ, с прозрачным стаканом из композитного материала типа оргстекло или прозрачный пластик. Принцип фильтрации и устройство узла идентичны с вышеописанным традиционным грубым фильтром. Преимуществом устройства является визуальное отслеживание накопления загрязнений в отстойнике. Так, особенно при использовании загрязнённого топлива, можно без предварительного открытия сливной пробки отстоя определить степень засорения фильтра. Недостатком является сам материал прозрачной колбы, уязвимый при воздействии ударных нагрузок.

Фильтр тонкой очистки

Узел выполняют финальную очистку топлива от воды и мелкодисперсных примесей. Таким образом, обеспечивается степень фильтрации для нормальной работы прецизионных пар ТНВД — создающих рабочее давление, и форсунок — распыляющих горючее в камерах сгорания. Узел расположен с левой стороны дизеля прикреплённый своим кронштейном к блоку дизеля.

фильтр тонкой очистки топлива
Узел тонкой очистки МТЗ 82(80)
фильтрующий элемент фильтра топлива
Фильтрующий элемент тонкой очистки

Старый фильтр

Устройство выполнено в виде корпуса с отсоединяющимся стаканом, в котором размещён сменный бумажный цилиндрической формы фильтрующий элемент. Крышка устройства оборудована краном для стравливания воздуха при заполнении системы. Подвод осуществляется через штуцер, установленный в среднюю часть стакана. Нижняя часть узла оборудована резьбовой пробкой для слива отстоя и центральным штуцером для отбора очищенного горючего к головке топливного насоса.

фильтр тонкой очистки топлива
Устройство тонкой очистки топлива

Топливный фильтр нового образца

Новый фильтр выполнен в виде крышки 2 с подводным и отводным каналами, на соединительную резьбовую магистральную ось 8 которой накручивается неразборной сменный картридж. Принципиально очистка осуществляется также бумажным фильтрующим элементом, встроенным в неразборной корпус 1. Картридж имеет в нижней своей конусной части пробку 4 для слива отстоя, а крышка фильтра, на отводном штуцере 5, болтовую пробку 6 для сброса воздуха при прокачке системы.

фильтр тонкой очистки топлива
Устройство тонкой очистки со сменным картриджем

Такая конструкция упрощает проведения ТО, освобождая от процесса разборки узла, но несколько повышает стоимость обслуживания топливной системы за счёт более высокой стоимости картриджа в сравнении с элементом фильтра старого образца.

фильтр тонкой очистки
Сменный картридж фильтра тонкой очистки МТЗ 82

Касаемо качества очистки топлива конструкция старых и новых фильтров никак на данный критерий не влияет. В этом смысле нужно обращать внимание на пропускную способность фильтрующего элемента в его технической документации. Естественно, фильтры с более низкой пропускной способностью дороже по стоимости и при высокой засорённости топлива будут быстрее забиваться, обеспечивая максимальную защиту плунжерам топливного насоса и форсункам.

Обслуживание топливных фильтров трактора МТЗ 82

Согласно регламенту технического обслуживания трактора, установленного заводом производителем, для предотвращения сбоев в работе топливной системы дизеля, производят следующие операции по уходу за топливными фильтрами:

  • Осуществляют слив отстоя топлива из узла грубой очистки при ТО 1 через каждые 125 моточасов работы.
  •  Производят слив отстоя из топливного бака трактора и узла тонкой очистки при ТО 2 через каждые 500 моточасов работы.
  • При ТО 3, через каждые 1000 часов наработки, производят разборку и промывку фильтра грубой очистки, промывают корпус и заменяют фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки, промывают крышку и сетку топливного бака.

Кроме этого, нужно отметить, что внеплановую проверку и обслуживание узлов фильтрации проводят при выявлении падения мощности дизеля. Причинами сбоев в топливной системе могут быть: подсос воздуха в не герметично соединённой топливной арматуре, попадание с топливом в бак воды или загрязняющих включений, забитые фильтрующие элементы включённым в состав топлива парафином при использовании летних сортов солярки в зимнее время года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector