/Y

Устройство, работа, регулировки переднего ведущего моста МТЗ 1221 и его привода

В соответствии с мощностью трактора  Беларус МТЗ 1221 в 130 лошадиных сил (100 к.Вт) и его тяговым классом 2 т.с. машина оборудована усиленной трансмиссией. В качестве переднего моста установлен балочный усиленный ПВМ с планетарно-цилиндрическими колёсными редукторами марок 1222-2300020 или 1222-2300020-05. Узел получает вращение от встроенного в коробку передач привода с электрогидравлическим включением. Сказать к теме, данная конструкция моста была внедрена именно на трактор МТЗ 1221, а в последующем были выпущены такие же усиленные мосты под трактора Беларусь тягового класса 1.4 т.с.

ПВМ МТЗ 1221

Устройство ПВМ

Узел соединён качающимся шарниром с передней частью полурамы, представляет собой  сборную литую балку из трёх соединяющимися фланцами деталей, в центральной части которой размещена  главная передача и дифференциал, а в двух боковых частях полуоси. Внешние части корпусов полуосей оборудованы посадочными поворотными опорами для соединения с корпусами колёсных редукторов. Планетарно-цилиндрические бортовые механизмы получают вращение от полуосей через соответствующие карданные сочленения.

устройство пвм мтз 1221
устройство ПВМ МТЗ 1221

Главный редуктор

Главный редуктор моста представляет собой главную передачу в виде пары конических шестерён и самоблокирующийся дифференциал повышенного трения.

Главная передача имеет традиционную конструкцию в виде конической пары шестерён с винтовыми зубьями, ведущая шестерня которой размещена в стакане на двух подшипниках, а ведомая установлена на шлицах корпуса дифференциала.

Ведущая шестерня выполнена заодно целое с валом, на хвостовик которой установлен фланец для соединения с карданной передачей привода ПВМ. Сам вал шестерни размещён  в литом стакане на двух конических роликовых подшипниках, зазор в которых регулируется подбором пакета шайб между ними и усилием затяжки гайки на резьбовом хвостовике.

Регулировка зазора в зацеплении пары главной передачи регулируется прокладками устанавливаемыми под соединительный фланец стакана с фланцем центральной части корпуса моста.

Дифференциал

Данная часть моста установлена в корпусе на двух радиально-упорных роликовых конических подшипниках, зазор в которых регулируется подкладыванием пакета регулировочных прокладок под  соединительные фланцы корпуса главного редуктора и правого корпуса полуоси.

Сам дифференциал представляет собой узел состоящий из двух полукорпусов между собой стянутые восьмью болтами. Внутри корпуса установлены: сборная креставина с четырьмя сателлитами со сферическими торцами; две одноимённые полуосевые шестерни с муфтами блокирования повышенного трения. Вращение от дифференциала предаётся на левую и правую карданную передачу полуосевыми валами, входящими внутренними шлицевыми концами в шлицы полуосевых шестерён дифференциала, а  наружными в хвостовики вилок карданных передач привода бортовых редукторов.

Бортовой редуктор

Колёсныё редукторы опираются своими корпусами на две вертикально размещённые шкворневые поворотные точки оборудованные радиально-упорными роликовыми коническими подшипниками. Зазор в подшипниках данных поворотных опорах регулируется пакетом прокладок в верхней и нижней опоре.

колесные редуктора пвм мтз 1221
колёсные редуктора ПВМ МТЗ 1221

Устройство

Вращение от карданного сочленения на колёсный редуктор принимается через промежуточную цилиндрическую шестерню установленной наружной стороной на подшипнике в корпусе колёсного редуктора, другой стороной на подшипнике в стакане. Фиксируется опора шестерни затяжкой стакана с пакетом регулировочных прокладок для обеспечения зазора в подшипниках шестерни.

колёсный редуктор пвм мтз 1221
схема устройства бортового редуктора переднего моста МТЗ 1221

От промежуточной шестерни далее вращение передаётся непосредственно на планетарную часть колёсного редуктора. Весь планетарный механизм смонтирован на валу ступичного фланца. колеса. Со стороны фланца вал опирается в наружной крышке корпуса редуктора на коническом роликовом подшипнике. На шлицевую часть фланцевого вала своими шлицами посажена ступица водила. На внутреннюю часть фланцевого вала посажен цилиндрический блок из двух шестерён, большая шестерня которого является ведомой шестерней получающей привод от промежуточной цилиндрической шестерни, а малая является солнечной шестерней планетарного механизма и размещена на ступице водила. Солнечная шестерня своими зубьями передает вращение трем сателлитам установленным на осях в наружной части водила, которые по наружному  диаметру обкатываются по зубчатому венцу эпицикла напрессованного во внутренней части крышки колёсного редуктора. Блок шестерён опирается  на фланцевом вале на роликовый двухрядный сферический подшипник зафиксированный на валу и в блоке стопорными кольцами. Внутренний конец фланцевого вала опирается на внутреннюю обойму конического роликового подшипника, наружная обойма которого установлена в стакане. Вся конструкция с внутренней части затянута гайкой и крышкой стакана с четырьмя болтами.

Порядок работы

Общая работа колёсного редуктора представляется в следующем порядке: ведущая цилиндрическая шестерня получает вращение от полуосевых карданных сочленений, приводя во ращение блок шестерён посаженый на подшипники фланцевого вала. Солнечная шестерня, получившая привод вместе с ведомой в едином блоке, передаёт вращение сателлитам, которые своим вращением обкатываются по венцу эпицикла увлекая за собой водило планетарного механизма. Водило жёстко посаженое на фланцевом валу приводит во вращение сам фланец с присоединённым на нём ходовым колесом.

Отличия в конструкциях передних мостов для МТЗ 1221

Нужно отметить, что передние мосты МТЗ 1221 марок 1222-2300020 и 1222-2300020-05 отличаются в своей конструкции именно составом колёсных редукторов и соответствующая комплектация ими тракторов зависит от исполнения заднего моста. В случае не соответствия, между формируемыми передаточными числами обеих ведущих мостов не будет достигнуто синхронности привода, что будет приводить к неравномерному износу передних шин и негативным нагрузкам в механизмах ПВМ и его привода.

Конкретно узлы отличаются корпусами редукторов, цилиндрическими шестернями получающими привод от полуосевого карданного сочленения, блоком шестерён солнечной шестерни и ведомой шестерни привода колёсного редуктора. Так, колёсные редуктора моста 1222-2300020 оборудованы шестерней принимающей вращение от полуосевого карданного сочленения на 17 зубьев , а мост 1222-2300020-05 с шестерней на 14 зубьев. Ведомая шестерня привода планетарного редуктора моста 1222-2300020 имеет 44 зуба, 1222-2300020-05 – 40 зубьев.

Регулировки ПВМ

Органичность работы механизма ПВМ обеспечивается правильной настройкой зазоров в зацеплении шестерён и установке в опорах вращения допустимого люфта подшипников.

Регулировки главного редуктора

Конические подшипники ведущей шестерни главной передачи настраиваются без зазора с натягом 0,08 мм. Люфт удаляется уменьшением толщины подкладных колец путём их шлифовки. Правильная настройка натяга проверяется усилием поворота соединительного приводного фланца ведущей шестерни, который должен быть в пределах 0,6 – 2 Н.м.

Настройку зацепления шестерён в главной паре осуществляют при правильно отрегулированном зазоре в подшипниках дифференциала, который должен быть в пределах 0,1 мм. Регулировка осуществляется подбором разрезных пакетов прокладок под соединительные фланцы корпуса главного редуктора и правого корпуса полуоси. При затяжки фланцев проворачивают корпус дифференциала для того, чтобы ролики подшипников заняли своё правильное положение в обоймах. Контроль зазора проверяют индикатором, установленным на венец ведомой шестерни главной передачи, путём осевого перемещения дифференциала вправо – влево при снятом стакане ведущей шестерни.

Зацепление в главной паре шестерён настраивается подбором пакета регулировочных прокладок между фланцами стакана ведущей шестерни и корпуса главного редуктора моста. Боковой зазор в зубьях шестерён главной пары должен быть в пределах 0,18 – 0,46 мм. Проверку осуществляют при застопорённой ведомой шестерни. В случае необходимости замены шестерни главной пары  установка осуществляется только комплектами пар. Установка разукомплектованных пар или замена одной шестерни не допускается.

Регулировки бортовых редукторов

Подшипники ведущей цилиндрической шестерни колёсного редуктора регулируются с осевым зазором 0,05 мм путём подбора пакета разрезных прокладок между стаканом и корпусом редуктора.

Конические подшипники ступичного фланца колёсного редуктора настраиваются без зазора и фиксируются затяжкой гайки, положение которой стопорится кернением в двух прорезях детали. Обычно настройку осуществляют затяжкой гайки моментом 180- 200 Н.м. и последующим её отпуском на 15-20°, после чего производят кернение гайки.  В соответствии с техническими требованиями производителя проверку зазора осуществляют через каждые 1000 часов работы.

Подшипники в осях поворота шкворня колёсного редуктора регулируются без зазора с натягом 0,01 — 0,06 мм путем подбора пакета прокладок между поворотными осями и корпусом. Правильная настройка соответствует усилию поворота редуктора на осях с моментом 16 – 20 Н.м. Затяжку и проверку зазора осей шкворня осуществляют через каждые 500 часов работы трактора.

Предельный угол поворота корпуса колёсного редуктора должен быть в пределах 38 -40° по отношению к положению прямолинейного движения. Настройка осуществляется винтом на балке моста.

Смазка моста

Полная замена масла в колёсных редукторах и корпусе главного редуктора осуществляется через 1000 часов наработки трактора или при сезонном обслуживании. Масло сливают при разогретом механизме до рабочего состояния. Слив осуществляют при вывернутых контрольно-заливных и сливных пробках.

Объём заправки главного редуктора моста -3,9+/-0,04 литра, объём заправки одного колёсного редуктора 2+/-0,02 литра. То есть для полной заправки моста потребуется 8 литров трансмиссионного масла.

Контроль уровня масла в корпусах ПВМ осуществляется через каждые 250 часов работы. Уровень должен соответствовать кромке контрольного отверстия в корпусах корпусах колёсных редукторов и корпусе главной передачи.

Смазка подшипников поворотных осей шкворня колёсного редуктора и втулки оси качения моста производится через каждые 125 часов путём 4-6 нагнетаний шприцом.

В качестве смазочного материала используют трансмиссионные масла марок ТАП-15В, ТАД-17, ТСп-15Кф, для смазки шприцом осей шкворня и качающегося шарнира моста – Литол 24 или смазку LCP-GM «BECHEM».

Подшипники моста

Место установки Марка подшипникаРазмер

наружный/

высота/внутренний

мм

Ведущая шестерня главной передачи7607А или 6-7606АУ80/32,75/35
7506А62/21,25/30
Дифференциал2 шт 263212А110/22/60
 Поворотные опоры шкворневых осейПо 2 шт на каждую сторону 1027307А или 3130780/22,75/35
Ведущая шестерня колёсного редуктора2 шт в каждый редуктор 200710975/20/45
Подшипники крестовин карданных сочленений мостаПо 8 шт на каждую сторону 704702КЗС10Игольчатый ролик
Наружная опора фланцевого вала7514А125/33,25/70
Опора блока шестерён ведомой и солнечной шестерни колёсного редуктора53609100/36/45
Внутренняя опора фланцевого вала7509А85/24,75/45

Привод ПВМ МТЗ 1221

Механизм привода размещён непосредственно в нижней части корпуса коробки передач, получает вращение от шестерни привода синхронного ВОМ трактора, передаёт вращение через соединённый трубчатой муфтой шлицевой вал на карданную передачу соединённую с фланцем ведущей шестерней главной передачи переднего моста.

привод переднего моста мтз 1221
Схема муфты привода ПВМ МТЗ 1221

Управление приводом

Система и конструкция привода передних колёс трактора позволяет осуществлять передачу мощности в принудительном и автоматическом режимах. Электрическая часть управления приводом входит в единую электрическую систему, выполняющую одновременные функции управления: коробки передач, блокировки заднего моста и ВОМ трактора. Переключение режимов привода осуществляется кнопкой с боковой панели управления по правую сторону водителя, где нажатием верхней части клавиши включается автоматический режим, нажатием нижней части – принудительный режим, среднее положение соответствует выключенному приводу ПВМ.

Устройство механизма

В состав привода ПВМ входит  гидроуправляемая многодисковая фрикционная муфта с обгоной полумуфтой, размещённые в корпусе КПП, а также включатель электропитания автоматического режима привода ПВМ и гидрораспределитель с электромагнитными клапанами, расположенные на крышке, присоединённой к правой стороне корпуса КПП.

Муфта включения

Гидроподжимная муфта имеет традиционную конструкцию с пакетом чередующихся ведомых и ведущих дисков, где ведомые диски вместе с поршнем своими наружными усиками входят в пазы корпуса муфты, а ведущие своими внутренними зубчатыми венцами с венцом ведущей части муфты. Пружина установленная между поршнем и пакетом дисков обеспечивает разъединение привода при выключении давления масла.

муфта включения пвм мтз 1221
муфта включения привода ПВМ МТЗ 1221

Ведущая муфты часть опирается на два шариковых подшипника 206А. Ведомый барабан-корпус своей ступицей вместе с полумуфтой свободного хода посажены на шлицы вала, который соединён шлицами через трубчатую шлицевую муфту с карданным валом привода ПВМ. При этом шлицы вала позволяют проворачиваться барабану муфты на 45°. Вал опирается в корпусе на шарикоподшипник 207.  Полумуфта имеет конусные кулачки, обеспечивающие своим перемещением набегание на толкатель выключателя и замыкание цепи для срабатывания электромагнитного клапана распределителя. Подача масла к муфте организована с помощью специальной обоймы на ступице барабана через канал соединённый с распределителем.

регулировка включателя пвм мтз 1221
Регулировка включателя ПВМ МТЗ 1221

Важно, при замене включателя и недопущения его выхода из строя, соблюсти зазор не менее 11,5 мм между торцом выключателя и торцом толкателя во включенном положении привода, то есть когда толкатель максимально выдвинут. Обеспечение соединения контактов и их разрыва в крайних положениях толкателя достигается подбором пакета прокладок под торец включателя. Проверку срабатывания осуществляют контрольной лампой или сигнализирующей лампой на пульте при включённой верхней части клавиши управления ПВМ.

Включатель – марка ВК 12-51, распределитель ТУ 213.20.011-98 номер — RH 06101-012/00GA-AMP или распределитель ТУ РБ 400051624.093-2004 номер — 1РГЕ-6Т/3.574Е.Г12.01

кардан привода пвм мтз 1221
карданная передача привода ПВМ

https://youtu.be/jy2zj0-99K8

Работа автоматического привода

В стандартном движении трактора обе части муфты вращаются независимо друг от друга: ведущая часть получает привод о коробки передач, ведомая часть получает вращение от передних колёс. При этом  ведомая часть вращается несколько быстрее ведущей части и привод передних колёс не происходит.

Автоматическое включение привод

В случае когда задние колёса трактора пробуксовывают, а передние колёса, естественным образом приостанавливаются, вал с полумуфтой свободного хода замедляется относительно скорости вращения ведущей части гидроподжимной муфты. В этом случае барабан муфты замедляясь проворачивается на шлицах вала в обратную сторону на 45°, а полумуфта под действием пружины набегает своими конусными кулачками на толкатель включателя, который движением своей штанги замыкает контакты цепи подающей электропитание к электромагнитному клапану распределителя. Замыканием цепи клапан распределителя открывает поток давления масла на гидроподжимную муфту обеспечивая соединение привода и передачу мощности от КПП на передний мост.

Автоматическое отключение привода

Как только скорости передних и задних колёс уровняются — кулачки обгонной полумуфты сойдут с толкателя выключателя вернув его в исходное положение, цепь разомкнётся, и подача давления масла к муфте распределителем прекратится, пружина муфты отодвинет поршень от пакета фрикционных дисков и привод передних колёс прекратится.

Ссылка на основную публикацию