Table of Contents
На все версии трактора МТЗ 1221 устанавливается рядный шестицилиндровый дизель Д-260.2. В соответствии с модификацией данной модели трактора двигатели машин отличаются видом камер сгорания в поршнях и топливным оборудованием, системами управления и контроля работы, наличием предварительного охлаждения нагнетаемого воздуха, системами догорания и нейтрализации топлива в отработанных газах. В данном материале речь пойдёт о особенностях модификаций силовой установки Д-260.2 и его оснащении при использовании с трактором Беларус 1221.
Характеристики двигателя МТЗ 1221
Единой базой для всех силовых установок данного трактора является рядная шестицилиндровая конструкция с турбонаддувом (турбина К-27-61-08 пр-ва Чехия или ТКР-7-0001 пр-ва Белоруссия). Двигателя тракторов с первого по третий модификационный уровень оснащены традиционной топливной системой в составе с рядным шестиплунжерным ТНВД марки «Моторпал» РР6М10З1i-3711 (про-ва Чехия) или аналогичной конструкции 363.1111005-40.02Т «Язда». Силовые установки трактора МТЗ 1221 с четвёртой по шестую модификацию оснащены аккумуляторной топливной системой с электронным управлением впрыска Common Rail.
Основные параметры двигателя Д-260
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | Рядное вертикальное |
Диаметр поршня, мм | 125 |
Ход поршня, мм | 110 |
Общий рабочий объём, л | 7,12 |
Степень сжатия | 17 |
Порядок работы цилиндров | 1-5-3-6-2-4 |
Направление вращение коленчатого вала | Правое (по часовой стрелке) |
Допустимые углы наклона при работе,° | Поперечный 20, продольный 20 |
Давление масла, мПа На номинальных оборотах На минимальных оборотах | 0,28 — 0,45 0,1 |
Рабочая температура, °С | 85 — 95 |
Объём масла в двигателе, л | 18 |
Особенность и отличия поршневой дизелей МТЗ 1221
Обращая внимание на диаметр и ход поршня можно сказать, что данные размеры совпадают с размерами дизелей Д-240, Д-243, Д-245. Однако учитывая, что температурные и динамические нагрузки турбированного двигателя Д-260 выше, поршни данного двигателя имеют конструктивные отличия.
Поршень дизеля МТЗ 1221
Для Д-260, как и для четырёхцилиндрового Д-245, поршни выполнены со стальной легированной вставкой для посадки верхнего компрессионного кольца. Вставка обеспечивает детали высокую износостойкость в условиях работы поршней с надувом воздуха, где температура сгорания и давление в ходе рабочих циклов гораздо выше чем у обычного атмосферного дизеля (Д-240, 243).
Кольца поршня Д-260
Также поршень Д -260 отличается наличием только двух компрессионных колец в сравнении с Д-245, где поршень имеет три компрессионных кольца. Данная особенность состава поршня обеспечивает шестицилиндровому дизелю трактора МТЗ 1221 меньшее сопротивление вращению коленчатого вала, а уровень компрессии достигается специальным двухсторонним профилем верхнего компрессионного кольца.
Палец поршня
Кроме этого в поршневые группы Д-260 могут устанавливаться поршневые пальцы двух размеров, где основная часть дизелей идёт с диаметром пальца 38 мм, и реже встречается, абсолютно не взаимозаменяемая усиленная версия с диаметром пальца 42 мм.
Камера сгорания
По классификации «Евро» поршневые группы отличаются формой и объёмом камеры сгорания в поршне.
- Группа Евро 1 имеет малую камеру устанавливаются на ранние версии МТЗ 1221 и 1221.2 с дизелями Д-260.2, Д-260.2C, Д-260.2S.
- Евро 2 с большой камерой устанавливается в составе дизеля Д-260.2S2 со свечами накаливания на модификации трактора МТЗ 1221.3.
- Евро 3 с двойной вихревой камерой на дизеля Д-260.2S.3A(B) с увеличенным давлением впрыска топливной системы Common Rail тракторов МТЗ 1221.4, 1221.5.
- Поршня соответствующие классификации Евро 4 имеют также сложную вихревую форму камеры устанавливаются на дизеля Д-260.2S.4 четвертого экологического уровня (Stage IV) под топливную систему Common Rail трактора 1221.6.
Изменение камеры сгорания в поршне является эволюционной доработкой двигателя в части улучшения эффективности сгорания топлива и его реализации в полезную мощность, что также повышает показатели экономичности и экологичность силового агрегата.
Модификации двигателя для МТЗ 1221
Самые ранние трактора 1221 оснащались двигателем Д-260.2, Д-260.2С и в соответствии с его технической эволюцией и повышением экологических стандартов на выпускаемые позже машины устанавливают следующие силовые установки:
Марка двигателя | Модификация трактора | Мощность л.с | Экологический стандарт |
Д-260.2S | 1221.2 1221В.2 1221Т.2 | 130 | Stage I |
Д-260.2S2 | 1221.3 | 132 | Stage II |
Д-260.2S3A | 1221.4 | 132 | Stage IIIA |
Д-260.2S3B | 1221.5 | 136 | Stage IIIB |
Д-260.2S4 | 1221.6 | 136 | Stage IV |
Как упоминалось выше модификационная эволюция трактора МТЗ 1221 связана с логикой повышения экологического стандарта двигателя трактора. В связи с данным фактором модификации дизелей, устанавливаемых на трактор, отличаются отдельными конструктивными моментами и оборудованием. Для наглядного понимания изменений в оснащении силовых установок от модификации к модификации трактора МТЗ 1221 опишем конкретные особенности в оборудовании каждой версии дизеля.
Дизель Д-260.2S
Данная силовая установка стандартизирована по экологическому стандарту Stage I. Дизель отличается, от устанавливаемых ещё в советский период на МТЗ 1221 — Д-260.2 и Д-260.2С улучшенной системой впрыска с давлением 21,6 мПа, что повышает эффективность сгорания топлива в цилиндрах.
Отличия Д-260.2S2
От Д-260.2S двигатель отличается оснащением свечами накала для облегчения запуска вместо электофакельного устройства. Для конструктивного размещения свечей и улучшенного смесеобразования дизель укомплектован поршнями с соответствующими увеличенными камерами сгорания. Давление впрыска форсунками топлива увеличено до 24-25 мПа. Кроме этого Д-260.2S2, как и все последующие модификации, оснащён интеркулером, что обеспечивает промежуточное охлаждение нагнетаемого воздуха в цилиндры.
Промежуточное охлаждение обеспечивает увеличение удельного содержания кислорода в поступаемом объёме, учитывая, что при нагнетании турбиной воздух в результате действия давления нагревается. Таким образом, интркулером обеспечивается поступление воздуха в цилиндры достаточной плотности, что даёт более полное сгорание топлива и максимальное выделение энергии.
Дизеля Д-260.2S3А и Д-260.2S3В
На двигатель Д-260.2S3А, в место традиционной топливной системы, установлена аккумуляторная топливная система Сommon Rail с электромагнитным, электронным управлением впрыска в рамках установленной электронной системы управления двигателем (ЭСУД). Вместе с этим двигатель оснащён поршнями с двойной вихревой камерой сгорания. Экологический уровень Stage IIIA дизелю обеспечивает система догорания топлива в отработанных газах путём частичного возврата газов в рабочие цилиндры.
Силовой агрегат Д-260.2S3B вместе со всеми достоинствами предыдущей модификацией дизеля оснащён системой каталитической нейтрализации отработанных газов SCR.
Д-260.2S4
Силовая установка Д-260.2S4 последней модификации трактора МТЗ 1221.6 оснащена каталитической системой нейтрализации газов DOC+SCR, что подтверждает его IV экологический уровень. Поршни трактора имеют сложную вихревую камеру сгорания под стандарт Евро 4. Электронное управление двигателем вместе с топливной системой Сommon Rail интегрировано в общую комплексную электронную систему управления трактором КЭСУ.
Показатели | 260.2S | 260.2S2 | 260.2S3A | 260.2S3В | 260.2S4 |
Номинальная мощность, кВт (л.с) | 96 (130) | 97+/-2 (132) | 97+/-2 (132) | 100+/-2 (136) | 100+/-2 (136) |
Удельный расход топлива , г/кВт в час | 227 | 249 | 249 | 220 | 220 |
Максимальный крутящий момент, Н.м | 500 | 559 | 570 | 570 | 570 |
Запас крутящего момента, % | 15 | 25 | |||
Номинальная частота вращения, об/мин | 2100
| ||||
Максимальная частота вращения, об/мин | 2270+/-50 | ||||
Минимальная частота вращения, об/мин | 800+/-50 | ||||
Масса агрегата, кг | 710 |
Почему греется двигатель МТЗ 1221
Учитывая рядную шестицилиндровую конструкцию поршневой части дизеля и отдалённое расположение двух крайних цилиндров от точки теплообмена охлаждающей жидкости перегрев происходит за счёт того, что жидкость проходя через рубашку блока доходит к пятому и шестому цилиндру достаточно нагретой. Таким образом, данный дизель очень чувствителен к нарушениям в работе охлаждающей системы.
На перегрев дизеля МТЗ 1221 очень часто жаловались владельцы ранних версий тракторов, где теплообменная мощность радиатора дизеля была недостаточной. Обычно перегрев возникал в условиях выполнения работ на выдачи максимальной мощности трактором — на пахоте и других операциях по обработке почв. Опытные трактористы нивелировали данный недостаток машины снижением рабочей скорости движения агрегата или уменьшением глубины и ширины обработки.
А также многие успешно решили данную проблему установкой дополнительного электрообдува радиатора с помощью любого автомобильного электро-вентилятора запитанного от бортовой электросети трактора. В последствии завод производитель решил данный недостаток оборудованием двигателя более мощным радиатором.
Прямые причины перегрева
При нарушениях в работе дизеля МТЗ 1221 в части его охлаждения в первую очередь нужно обратить внимание на прямые факторы, определяющие работу жидкостной системы охлаждения любого двигателя.
Прямыми факторами, влияющими на эффективность работы охлаждающей системы, являются:
- Герметичность системы охлаждения
- Наличие уровня охлаждающей жидкости
- Исправность терморегулятора (термостата) системы
- Правильное натяжение ремня привода помпы
- Исправность пружины натяжения приводного ремня помпы
- Недопустимость замасливания приводного ремня провоцирующего проскальзывание
- Отсутствие теплоизолирующей накипи в водяной рубашке блока дизеля
- Загрязнённость радиатора, снижающего теплообмен
Косвенные причины перегрева
Кроме этого причинами могут быть нарушения в работе других систем дизеля:
- Неправильная настройка угла опережения впрыска и качество распыла топлива с одновременным падением мощности дизеля.
- Пробитие прокладки головки цилиндров дизеля с прорывом газов в рубашку дизеля.
- Самым негативным фактором, влияющим на перегрев и в целом на резкое снижение ресурса дизеля или полный выход его из строя, является недопустимо малый уровень смазки, провоцирующий высокое трение в механизме двигателя.
https://youtu.be/dzFEqiMUzBo