Двигатели трактора Беларус МТЗ 1221

На все версии трактора МТЗ 1221 устанавливается рядный шестицилиндровый дизель Д-260.2. В соответствии с модификацией данной модели трактора двигатели машин отличаются видом камер сгорания в поршнях и топливным оборудованием, системами управления и контроля работы, наличием предварительного охлаждения нагнетаемого воздуха, системами догорания и нейтрализации топлива в отработанных газах. В данном материале речь пойдёт о особенностях модификаций силовой установки Д-260.2 и его оснащении при использовании с трактором Беларус 1221.

двигатель Д-260

Характеристики двигателя МТЗ 1221

Единой базой для всех силовых установок данного трактора является рядная шестицилиндровая конструкция с турбонаддувом (турбина К-27-61-08 пр-ва Чехия или ТКР-7-0001 пр-ва Белоруссия). Двигателя тракторов с первого по третий модификационный уровень оснащены традиционной топливной системой в составе с рядным шестиплунжерным ТНВД марки «Моторпал» РР6М10З1i-3711 (про-ва Чехия) или аналогичной конструкции 363.1111005-40.02Т «Язда». Силовые установки трактора МТЗ 1221 с четвёртой по шестую модификацию оснащены аккумуляторной топливной системой с электронным управлением впрыска Common Rail.

двигатель мтз 1221
разрез дизеля Д-260

Основные параметры двигателя Д-260

Количество цилиндров6
Расположение цилиндровРядное вертикальное
Диаметр поршня, мм125
Ход поршня, мм110
Общий рабочий объём, л7,12
Степень сжатия17
Порядок работы цилиндров1-5-3-6-2-4
Направление вращение коленчатого валаПравое (по часовой стрелке)
Допустимые углы наклона при работе,°Поперечный 20, продольный 20
Давление масла, мПа

На номинальных оборотах

На минимальных оборотах

 

0,28 — 0,45

0,1

Рабочая температура, °С 85 — 95
Объём масла в двигателе, л18

 

кривошипно-шатунный механизм двигателя мтз 1221
Кривошипно-шатунный механизм Д-260

Особенность и отличия поршневой дизелей МТЗ 1221

Обращая внимание на диаметр и ход поршня можно сказать, что данные размеры совпадают с размерами дизелей Д-240, Д-243, Д-245. Однако учитывая, что температурные и динамические нагрузки турбированного двигателя Д-260 выше, поршни данного двигателя имеют конструктивные отличия.

Поршень дизеля МТЗ 1221

Для Д-260, как и для четырёхцилиндрового Д-245, поршни выполнены со стальной легированной вставкой для посадки верхнего компрессионного кольца. Вставка обеспечивает детали высокую износостойкость в условиях работы поршней с надувом воздуха, где температура сгорания и давление в ходе рабочих циклов гораздо выше чем у обычного атмосферного дизеля (Д-240, 243).

Поршень двигателя Д-260
легированная сальная вставка поршня Д-260

Кольца поршня Д-260

Также поршень Д -260 отличается наличием только двух компрессионных колец в сравнении с Д-245, где поршень имеет три компрессионных кольца. Данная особенность состава поршня обеспечивает шестицилиндровому дизелю трактора МТЗ 1221 меньшее сопротивление вращению коленчатого вала, а уровень компрессии достигается специальным двухсторонним профилем верхнего компрессионного кольца.

поршень Д-260
Компрессионные кольца поршней Д-260

Палец поршня

Кроме этого в поршневые группы Д-260 могут устанавливаться поршневые пальцы двух размеров, где основная часть дизелей идёт с диаметром пальца 38 мм, и реже встречается, абсолютно не взаимозаменяемая усиленная версия с диаметром пальца 42 мм.

Камера сгорания

По классификации «Евро» поршневые группы отличаются формой и объёмом камеры сгорания в поршне.

  1. Группа Евро 1 имеет малую камеру устанавливаются на ранние версии МТЗ 1221 и 1221.2 с дизелями Д-260.2, Д-260.2C, Д-260.2S.
  2. Евро 2 с большой камерой устанавливается в составе дизеля Д-260.2S2 со свечами накаливания на модификации трактора МТЗ 1221.3.
  3. Евро 3 с двойной вихревой камерой на дизеля Д-260.2S.3A(B) с увеличенным давлением впрыска топливной системы Common Rail тракторов МТЗ 1221.4, 1221.5.
  4. Поршня соответствующие классификации Евро 4 имеют также сложную вихревую форму камеры устанавливаются на дизеля Д-260.2S.4 четвертого экологического уровня (Stage IV) под топливную систему Common Rail трактора 1221.6.

камеры сгорания поршней по евро

Изменение камеры сгорания в поршне является эволюционной доработкой двигателя в части улучшения эффективности сгорания топлива и его реализации в полезную мощность, что также повышает показатели экономичности и экологичность силового агрегата.

Модификации двигателя для МТЗ 1221

Самые ранние трактора 1221 оснащались двигателем Д-260.2, Д-260.2С и в соответствии с его технической эволюцией и повышением экологических стандартов на выпускаемые позже машины устанавливают следующие силовые установки:

Марка двигателяМодификация трактораМощность

л.с

Экологический стандарт
Д-260.2S1221.2

1221В.2 1221Т.2

130Stage I
Д-260.2S21221.3132Stage II
Д-260.2S3A1221.4132Stage IIIA
Д-260.2S3B1221.5136Stage IIIB
Д-260.2S41221.6136Stage IV

Как упоминалось выше модификационная эволюция трактора МТЗ 1221 связана с логикой повышения экологического стандарта двигателя трактора. В связи с данным фактором модификации дизелей, устанавливаемых на трактор, отличаются отдельными конструктивными моментами и оборудованием. Для наглядного понимания изменений в оснащении силовых установок от модификации к модификации трактора МТЗ 1221 опишем конкретные особенности в оборудовании каждой версии дизеля.

Дизель Д-260.2S

Данная силовая установка стандартизирована по экологическому стандарту Stage I. Дизель отличается, от устанавливаемых ещё в советский период на МТЗ 1221 — Д-260.2 и Д-260.2С улучшенной системой впрыска с давлением 21,6 мПа, что повышает эффективность сгорания топлива в цилиндрах.

Отличия Д-260.2S2

От Д-260.2S двигатель отличается оснащением свечами накала для облегчения запуска вместо электофакельного устройства. Для конструктивного размещения свечей и улучшенного смесеобразования дизель укомплектован поршнями с соответствующими увеличенными камерами сгорания. Давление впрыска форсунками топлива увеличено до 24-25 мПа. Кроме этого Д-260.2S2, как и все последующие модификации, оснащён интеркулером, что обеспечивает промежуточное охлаждение нагнетаемого воздуха в цилиндры.

Промежуточное охлаждение обеспечивает увеличение удельного содержания кислорода в поступаемом объёме, учитывая, что при нагнетании турбиной воздух в результате действия давления нагревается. Таким образом, интркулером обеспечивается поступление воздуха в цилиндры достаточной плотности, что даёт более полное сгорание топлива и максимальное выделение энергии.

Дизеля Д-260.2S3А и Д-260.2S3В

На двигатель Д-260.2S3А, в место традиционной топливной системы, установлена аккумуляторная топливная система Сommon Rail с электромагнитным, электронным управлением впрыска в рамках установленной электронной системы управления двигателем (ЭСУД). Вместе с этим двигатель оснащён поршнями с двойной вихревой камерой сгорания. Экологический уровень Stage IIIA дизелю обеспечивает система догорания топлива в отработанных газах путём частичного возврата газов в рабочие цилиндры.

Дизель Д-260.2S3A
Дизель Д-260.2S3A с системой впрыска Common Rail

Силовой агрегат Д-260.2S3B вместе со всеми достоинствами предыдущей модификацией дизеля оснащён системой каталитической нейтрализации отработанных газов SCR.

Д-260.2S4

Силовая установка Д-260.2S4 последней модификации трактора МТЗ 1221.6 оснащена каталитической системой нейтрализации газов DOC+SCR, что подтверждает его IV экологический уровень. Поршни трактора имеют сложную вихревую камеру сгорания под стандарт Евро 4. Электронное управление двигателем вместе с топливной системой Сommon Rail интегрировано в общую комплексную электронную систему управления трактором КЭСУ.

Показатели

260.2S

260.2S2260.2S3A260.2S3В

260.2S4

Номинальная мощность, кВт (л.с)

96

(130)

97+/-2

(132)

97+/-2

(132)

100+/-2

(136)

100+/-2

(136)

Удельный расход топлива , г/кВт в час

227249249220

220

Максимальный крутящий момент, Н.м500559570570

570

Запас крутящего момента, %

15

25

Номинальная частота вращения, об/мин

2100

 

Максимальная частота вращения, об/мин

2270+/-50

Минимальная частота вращения, об/мин

800+/-50

Масса агрегата, кг

710

Почему греется двигатель МТЗ 1221

Учитывая рядную шестицилиндровую конструкцию поршневой части дизеля и отдалённое расположение двух крайних цилиндров от точки теплообмена охлаждающей жидкости перегрев происходит за счёт того, что жидкость проходя через рубашку блока доходит к пятому и шестому цилиндру достаточно нагретой. Таким образом, данный дизель очень чувствителен к нарушениям в работе охлаждающей системы.

На перегрев дизеля МТЗ 1221 очень часто жаловались владельцы ранних версий тракторов, где теплообменная мощность радиатора дизеля была недостаточной. Обычно перегрев возникал в условиях выполнения работ на выдачи максимальной мощности трактором — на пахоте и других операциях по обработке почв. Опытные трактористы нивелировали данный недостаток машины снижением рабочей скорости движения агрегата или уменьшением глубины и ширины обработки.

А также многие успешно решили данную проблему установкой дополнительного электрообдува радиатора с помощью любого автомобильного электро-вентилятора запитанного от бортовой электросети трактора. В последствии завод производитель решил данный недостаток оборудованием двигателя более мощным радиатором.

Прямые причины перегрева

При нарушениях в работе дизеля МТЗ 1221 в части его охлаждения в первую очередь нужно обратить внимание на прямые факторы, определяющие работу жидкостной системы охлаждения любого двигателя.

Прямыми факторами, влияющими на эффективность работы охлаждающей системы, являются:

  • Герметичность системы охлаждения
  • Наличие уровня охлаждающей жидкости
  • Исправность терморегулятора (термостата) системы
  • Правильное натяжение ремня привода помпы
  • Исправность пружины натяжения приводного ремня помпы
  • Недопустимость замасливания приводного ремня провоцирующего проскальзывание
  • Отсутствие теплоизолирующей накипи в водяной рубашке блока дизеля
  • Загрязнённость радиатора, снижающего теплообмен

Косвенные причины перегрева

Кроме этого причинами могут быть нарушения в работе других систем дизеля:

  1. Неправильная настройка угла опережения впрыска и качество распыла топлива с одновременным падением мощности дизеля.
  2. Пробитие прокладки головки цилиндров дизеля с прорывом газов в рубашку дизеля.
  3. Самым негативным фактором, влияющим на перегрев и в целом на резкое снижение ресурса дизеля или полный выход его из строя, является недопустимо малый уровень смазки, провоцирующий высокое трение в механизме двигателя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector