/Y

Рулевое управление трактора МТЗ 1221

Трактор Белерус 1221 и его модификации имеют гидрообъёмную систему рулевого управления ГОРУ, где рычаги управляемых колёс поворачиваются усилием двух гидроцилиндров в рулевой трапеции, управление потоком давления рабочей жидкости обеспечивается героторным насосом-дозатором, а потенциал рабочего давления создаётся шестерёнчатым насосом в составе отдельной гидросистемы рулевого управления. Принципиально система не отличается от ГОРУ тракторов МТЗ 82.1, 80.1 и других современных марок машин МТЗ тягового класса 1.4. Отличия заключаются только в установленных двух поворотных гидроцилиндров в место одного и характеристиках, в ходящих в состав отдельных узлов в виду более мощных конструкций трактора в сравнении с выше упомянутыми моделями МТЗ.

схема рулевого управления мтз 1221

 Характеристики узлов ГОРУ МТЗ 1221

Ниже описанные узлы также и детали используются в комплектации рулевого управления других моделей тракторов МТЗ Беларус.

Насос

Шестерёнчатый насос системы НШ-14 левого вращения с производительностью 14 см³/оборот. Данный насос также используется на тракторах Беларус с усиленными балочными мостами (на МТЗ 82.80 в составе ГУР или ГОРУ установлен насос НШ-10 левого вращения).

насос шестерёнчатый рулевого управления мтз 1221
насос НШ-14 с приводом

Рулевой дозатор

Узел героторного типа с объёмной подачей рабочей жидкости 160 см³/за оборот моделей Danfoss, Rexroth, Hydraulic, Lifam. Давление срабатывания предохранительного клапана узла 20 мПа, давления срабатывания противоударных клапанов 14 мПа (140 кгс/см²).(ГОРУ МТЗ 82 укомплектованы дозатором с производительностью 100 см³/за оборот с такими же показателями предохранительных и противоударных клапанов.)

-насос-дозатор рулевого управления МТЗ 1221

Противоударные клапана своим срабатыванием сглаживают пиковые гидронагрузки возникающие в результате обратной реакции передних колёс при движении по скачкам.

рулевой насос дозатор мтз 1221
насос-дозатор Д160

Гидроцилиндры

Два гидроцилиндра марки Ц50-3405215 с рабочим ходом 200 мм, диаметром цилиндра 50 мм, диаметром штока 25 мм. В соединительных шарнирах штока и корпуса цилиндра установлены сферические шарнирные подшипники скольжения марки ШС 25 (d- диаметр внутренний под палец 25 мм, D – посадочный диаметр наружной обоймы 42 мм, В — высота внутренней сферической вставки 20 мм, С – высота наружной обоймы 16 мм) Палец под шарнир с каталожным номером 102-3405103 (длина 130-133 мм, резьбы М20х1.5, М24х2, максимальный диаметр конуса 32 мм, конусность 1:8).

рулевой гидроцилиндр мтз 1221
Состав гидроцилиндра рулевого управления МТЗ 1221

Рулевая колонка

Положение рулевого колеса регулируется: по углу наклона ступенчато в пределах от 40 до 25° с шагом в 5°, по высоте в бесступенчато в пределах 100 мм. Допустимый свободный ход поворота руля должен быть не более 25°.

рулевая колонка МТЗ 1221
Рулевая колонка МТЗ 1221

Бак системы

Отдельный гидробак ГОРУ со встроенным масляным фильтром, объём заправки 9 литров. Нормальный уровень масла в баке ГОРУ считается в пределе погружения фильтра от основания до середины его корпуса. Фильтрующий элемент марки 601Т-1-06 — цилиндрический бумажный, высота 100 мм, диаметр наружный 60 мм, внутренний 24 мм.

бак гидросистемы рулевого управления мтз 1221
Гидробак ГОРУ МТЗ 1221

Схема ГОРУ МТЗ 1221

Конструктивно насос-дозатор установлен на кронштейне рулевой колонки и соединён своим золотником через карданное сочленение с осью руля. Два гидроцилиндра поворота управляемых колёс установлены спереди трактора на переднем ведущем мосту. Гидронасос получает привод непосредственно от дизеля. Насос дозатор соединён своими гидровыводами с полостями гидроцилиндров, насосом и отдельным гидробаком ГОРУ маслопроводами.

рулевое мтз 1221
Схема ГОРУ МТЗ 1221

список деталей рулевого управления мтз 1221

список деталей гору деталей гору мтз 1221
Список деталей системы ГОРУ МТЗ 1221

При положении колёс прямо полости гидроцилиндров заперты поясками золотника насоса-дозатора, а масло, подаваемое шестерёнчатым насосом проходя через каналы дозатора сбрасывается в гидробак системы ГОРУ. Осуществляя поворот рулевого колеса, золотник дозатора смещается относительно гильзы распрделителя и открывает подачу давления масла в соответствующие повороту полости гидроцилинтров в количестве пропорциональному углу поворота руля.

Так же нужно отметить, что модификации МТЗ 1221 с пометкой «В» оснащены реверсивным постом управления, где система имеет дополнительную рулевую колонку, размещённую за спиной водителя, с дополнительным насосом-дозатором, вместе с дублирующими педалями тормозов, сцепления и подачи топлива (газа). Переход на реверсный режим управления осуществляется переключением потока давления масла на реверсную колонку с помощью встроенного в систему крана. Во избежание рисков разрыва пиковым давлением гидромагистралей при переключении переход на реверсный режим осуществляют при заглушенном двигателе.

Возможные неисправности причины и методы устранения

Недостаточное давление в гидросистеме рулевого управления (меньше 140 кгс /см в упоре)
1 Недостаточный уровень масла.

 

Для устранения, добавить масло до нужного уровня и удалить воздушные пробки в гидромагистрали.

 

2 Насос не развивает должного давления в результате износа рабочего механизма узла либо поломки его привода.Заменить насос или детали привода
3 Зависание предохранительного клапана насоса-дозатора в открытом положении или низкое давление его настройкиПромыть клапан дозатора и настроить на давление клапана на номинальных оборотах дизеля
4 Подсос воздуха в систему на всасывающем участке магистралиУстранить подсос воздуха и прокачать систему.
5 Заклинивание и повышенное трение механической части рулевой колонкиПроверить механизм рулевой колонки, заменить подклинивающие детали

 

Колёса не поворачиваются при повороте руля
1 недостаточный уровень масла в системе ГОРУЗаправить маслом до нужного уровня и прокачать систему
2 Изношены уплотнители поршней в гидроцилиндрах рулевого управленияЗаменить уплотнители поршня гидроцилинров, либо заменить вышедшей из строя узел в сборе.

 

Рулевое колесо не возвращается в нейтральное положение
1 Заклинивание деталей рулевой колонкиУстранить заклинивание механизма разборкой и заменой изношенных деталей
2 Нарушение соосности шлицевого хвостовика рулевой колонки и насоса-дозатора или отсутствие зазора между шлицевым хвостовиком кардана колонки  и дозатором ( в результате распора происходит подклинивание золотника дозатора)Отсоединить кардан от дозатора и обеспечить зазор подкладыванием шайб толщиной не более 1,5 мм  между насосом и кронштейном колонки

 

Увеличенный свободный  ход (люфт) рулевого колеса
1 Отпущенные конусные пальцы гидроцилиндров и рулевых тягЗатянуть гайки пальцев с усилием 12-14 кгс.м и зашплинтовать
2 Выработка в шлицевом соединении карданного вала колонки и насоса дозатораЗаменить нижнюю вилку кардана рулевой колонки.

 

Неодинаковые углы поворота влево – вправо
Неправильно настроено схождение управляемых колёсПроизведите настройку схождения колёс

 

Неполный поворот управляемых колёс
1 Недостаточное давление в гидросистеме ГОРУ.Настройте рабочее давление в системе в пределах 14-15,5 мПа
2 Неисправен насос питания.Отремонтируйте или замените узел в сборе
Ссылка на основную публикацию