Table of Contents
Трактор Белерус 1221 и его модификации имеют гидрообъёмную систему рулевого управления ГОРУ, где рычаги управляемых колёс поворачиваются усилием двух гидроцилиндров в рулевой трапеции, управление потоком давления рабочей жидкости обеспечивается героторным насосом-дозатором, а потенциал рабочего давления создаётся шестерёнчатым насосом в составе отдельной гидросистемы рулевого управления. Принципиально система не отличается от ГОРУ тракторов МТЗ 82.1, 80.1 и других современных марок машин МТЗ тягового класса 1.4. Отличия заключаются только в установленных двух поворотных гидроцилиндров в место одного и характеристиках, в ходящих в состав отдельных узлов в виду более мощных конструкций трактора в сравнении с выше упомянутыми моделями МТЗ.
Характеристики узлов ГОРУ МТЗ 1221
Ниже описанные узлы также и детали используются в комплектации рулевого управления других моделей тракторов МТЗ Беларус.
Насос
Шестерёнчатый насос системы НШ-14 левого вращения с производительностью 14 см³/оборот. Данный насос также используется на тракторах Беларус с усиленными балочными мостами (на МТЗ 82.80 в составе ГУР или ГОРУ установлен насос НШ-10 левого вращения).
Рулевой дозатор
Узел героторного типа с объёмной подачей рабочей жидкости 160 см³/за оборот моделей Danfoss, Rexroth, Hydraulic, Lifam. Давление срабатывания предохранительного клапана узла 20 мПа, давления срабатывания противоударных клапанов 14 мПа (140 кгс/см²).(ГОРУ МТЗ 82 укомплектованы дозатором с производительностью 100 см³/за оборот с такими же показателями предохранительных и противоударных клапанов.)
Противоударные клапана своим срабатыванием сглаживают пиковые гидронагрузки возникающие в результате обратной реакции передних колёс при движении по скачкам.
Гидроцилиндры
Два гидроцилиндра марки Ц50-3405215 с рабочим ходом 200 мм, диаметром цилиндра 50 мм, диаметром штока 25 мм. В соединительных шарнирах штока и корпуса цилиндра установлены сферические шарнирные подшипники скольжения марки ШС 25 (d- диаметр внутренний под палец 25 мм, D – посадочный диаметр наружной обоймы 42 мм, В — высота внутренней сферической вставки 20 мм, С – высота наружной обоймы 16 мм) Палец под шарнир с каталожным номером 102-3405103 (длина 130-133 мм, резьбы М20х1.5, М24х2, максимальный диаметр конуса 32 мм, конусность 1:8).
Рулевая колонка
Положение рулевого колеса регулируется: по углу наклона ступенчато в пределах от 40 до 25° с шагом в 5°, по высоте в бесступенчато в пределах 100 мм. Допустимый свободный ход поворота руля должен быть не более 25°.
Бак системы
Отдельный гидробак ГОРУ со встроенным масляным фильтром, объём заправки 9 литров. Нормальный уровень масла в баке ГОРУ считается в пределе погружения фильтра от основания до середины его корпуса. Фильтрующий элемент марки 601Т-1-06 — цилиндрический бумажный, высота 100 мм, диаметр наружный 60 мм, внутренний 24 мм.
Схема ГОРУ МТЗ 1221
Конструктивно насос-дозатор установлен на кронштейне рулевой колонки и соединён своим золотником через карданное сочленение с осью руля. Два гидроцилиндра поворота управляемых колёс установлены спереди трактора на переднем ведущем мосту. Гидронасос получает привод непосредственно от дизеля. Насос дозатор соединён своими гидровыводами с полостями гидроцилиндров, насосом и отдельным гидробаком ГОРУ маслопроводами.
При положении колёс прямо полости гидроцилиндров заперты поясками золотника насоса-дозатора, а масло, подаваемое шестерёнчатым насосом проходя через каналы дозатора сбрасывается в гидробак системы ГОРУ. Осуществляя поворот рулевого колеса, золотник дозатора смещается относительно гильзы распрделителя и открывает подачу давления масла в соответствующие повороту полости гидроцилинтров в количестве пропорциональному углу поворота руля.
Так же нужно отметить, что модификации МТЗ 1221 с пометкой «В» оснащены реверсивным постом управления, где система имеет дополнительную рулевую колонку, размещённую за спиной водителя, с дополнительным насосом-дозатором, вместе с дублирующими педалями тормозов, сцепления и подачи топлива (газа). Переход на реверсный режим управления осуществляется переключением потока давления масла на реверсную колонку с помощью встроенного в систему крана. Во избежание рисков разрыва пиковым давлением гидромагистралей при переключении переход на реверсный режим осуществляют при заглушенном двигателе.
Возможные неисправности причины и методы устранения
Недостаточное давление в гидросистеме рулевого управления (меньше 140 кгс /см в упоре) | |
1 Недостаточный уровень масла.
| Для устранения, добавить масло до нужного уровня и удалить воздушные пробки в гидромагистрали.
|
2 Насос не развивает должного давления в результате износа рабочего механизма узла либо поломки его привода. | Заменить насос или детали привода |
3 Зависание предохранительного клапана насоса-дозатора в открытом положении или низкое давление его настройки | Промыть клапан дозатора и настроить на давление клапана на номинальных оборотах дизеля |
4 Подсос воздуха в систему на всасывающем участке магистрали | Устранить подсос воздуха и прокачать систему. |
5 Заклинивание и повышенное трение механической части рулевой колонки | Проверить механизм рулевой колонки, заменить подклинивающие детали |
Колёса не поворачиваются при повороте руля | |
1 недостаточный уровень масла в системе ГОРУ | Заправить маслом до нужного уровня и прокачать систему |
2 Изношены уплотнители поршней в гидроцилиндрах рулевого управления | Заменить уплотнители поршня гидроцилинров, либо заменить вышедшей из строя узел в сборе. |
Рулевое колесо не возвращается в нейтральное положение | |
1 Заклинивание деталей рулевой колонки | Устранить заклинивание механизма разборкой и заменой изношенных деталей |
2 Нарушение соосности шлицевого хвостовика рулевой колонки и насоса-дозатора или отсутствие зазора между шлицевым хвостовиком кардана колонки и дозатором ( в результате распора происходит подклинивание золотника дозатора) | Отсоединить кардан от дозатора и обеспечить зазор подкладыванием шайб толщиной не более 1,5 мм между насосом и кронштейном колонки |
Увеличенный свободный ход (люфт) рулевого колеса | |
1 Отпущенные конусные пальцы гидроцилиндров и рулевых тяг | Затянуть гайки пальцев с усилием 12-14 кгс.м и зашплинтовать |
2 Выработка в шлицевом соединении карданного вала колонки и насоса дозатора | Заменить нижнюю вилку кардана рулевой колонки. |
Неодинаковые углы поворота влево – вправо | |
Неправильно настроено схождение управляемых колёс | Произведите настройку схождения колёс |
Неполный поворот управляемых колёс | |
1 Недостаточное давление в гидросистеме ГОРУ. | Настройте рабочее давление в системе в пределах 14-15,5 мПа |
2 Неисправен насос питания. | Отремонтируйте или замените узел в сборе |