Изготовление самодельной кабины на трактор МТЗ Беларус своими руками

В этой статье описаны ряд приёмов и параметров, которые пригодятся для самостоятельного изготовления кабины для трактора МТЗ. Кроме этого, целью материала есть предложение конкретной практической методики изготовления, дабы упростить процесс без затрат времени на эксперименты. Изложенная информация собрана из различных практических источников и учитывая насыщенность техническими талантами наших трактористов не претендует на высокую авторитетность.

Кабина МТЗ своими руками

Делать или нет

Вообще то идея такого производства своими руками не внушает оптимизма по нескольким причинам, которые возможно с первых строк статьи убедят вас не делать этого.

Кабина, как известно, является номерной частью трактора МТЗ и для её узаконивания, в случае продажи техники, потребуется техническая сертификация узла.

Если вы чувствуете себя мастером в сварном деле объёмных металлоконструкций это несомненно вам даёт большой плюс, но учитывая, что кабина кроме своей каркасной конструкции является узлом, в который так или иначе интегрированы все системы трактора доработка всех конструкционных мелочей займёт массу времени и сил.

Большая кабина МТЗ 80
Устройство заводской унифицированной кабины трактора МТЗ 82 (80)

Для производства узла потребуется соответствующая техническая и материальная база, обеспечивающая успех в данном мероприятии. Поэтому просчитайте целесообразность затеянного с учётом стоимости, если не новой кабины, то хотя бы с обязательным мониторингом предложения кабин на вторичном рынке запчастей. Уверяем вас, что реставрация узла, даже в плохом стартовом техническом состоянии, в совокупности материальных затрат и времени, даст хороший результат в сравнении с изготовлением кабины с нуля.

В случае если Вас не смущают выше изложенные аргументы, Вы чувствуете в себе нереализованный творческий и технический потенциал «Кулибина» — желаем всем успеха в данном мероприятии и предлагаем ниже ряд экспертных подсказок.

Что нужно для самодельной кабины

В комплект нужно приобрести следующий перечень материалов:

  1. Стандартный комплект стёкол для кабины трактора. Да, к слову сказать, чтобы не заморачиваться с незначительными отличиями размеров лобового и заднего стекла кабины для самодельного варианта проще взять пару лобовых стёкол.
  2. Для основной конструкции каркаса труба квадратного сечения 50х50 мм (толщина тела проф. трубы 3 мм).
  3. Труба прямоугольного сечения 50х100 мм для усиленной части каркаса, обеспечивающего безопасность при аварийном опрокидывании трактора.
  4. Профильная труба 20х20 для крыши.
  5. Листовой метал для крыши 1,5 мм толщина, для полов и колёсных коробов  — лист толщиной не менее 2 мм.
  6. Металлическая полоса шириной 20 мм и толщиной 0,7 -0,5 мм, в вариваемая в периметры проёмов кабины для установки резиновых уплотнителей.
  7. Замки для дверей (можно использовать от газели), дверные ручки с замком.
  8. Для изготовления дверей кабины труба прямоугольного сечения 25х50 мм.
  9. Навесы для дверей и отрывающихся окон.
  10. Резиновый профильный уплотнитель для монтажа остекления кабины и открывающихся проёмов дверей и окон.
  11. Кронштейны сварные под установку и демонтаж кабины.
  12. Подушки под крепление кабины к корпусу трансмиссии трактора.
  13. Комплект зеркал заднего вида с кронштейнами.
  14. Комплект фар освещения, габаритных огней и поворотов
  15. Водительское сидение и материал для шумопылеизоляции, декоративный материал для обивки салона, стандартный резиновый коврик пола кабины.
  16. Комплект электроприборов и проводов для монтажа электропроводки в кабине.

Оборудование и условия

Кроме стандартного набора слесарных инструментов для резания, сверления, зачистки проведения замеров есть несколько единиц оборудования, которые облегчат задачу как в плане трудозатрат, так и повысят качество и точность.

Для удобного сваривания частей каркаса желательно иметь или изготовить сварочный стол, который своим нулевым уровнем рабочей плоскости обеспечит одинаковое расположение свариваемых элементов и избавит от утомительного лазания вокруг конструкции на коленях.

Инструменты и материал для сварки конструкций

Фиксацию деталей перед прихватыванием сваркой, удобно производить имея в арсенале комплект ручных струбцин, которые также позволят осуществлять тонкую корректировку размеров после контрольного промера свариваемых элементов. Непосредственное сваривание деталей удобней и лучше всего осуществлять полуавтоматической сваркой.

Технология изготовления

Беспроигрышной методикой в самостоятельном изготовлении кабины будет использование неких постоянных параметров-констант в конструкции, от которых можно оттолкнуться для начала построения каркаса. Такими константами в данной ситуации есть размеры стандартных стекол к кабине заводского исполнения. Привязка к размерам стекол обеспечит так или иначе максимально идентичные размеры каркаса, который органично впишется в общую конструкцию машины.

Идея привязки к наружным размерам оригинальной кабины в данной ситуации не имеет смысла, так как повторить размеры конфигурацию заводских элементов каркаса и точность сварки конструкции в обычных слесарных условиях не получится.

Используйте шаблоны

Самым простым решением в вопросе моделирования есть изготовление нескольких шаблонов которые помогут не ошибиться в размерах и помогут в изготовлении как отдельных элементов, так и при сваривании их между собой в единую каркасную конструкцию.

Стёкла унифицированной кабины МТЗ 82

Так как мы обусловились за основу в моделировании каркаса взять заводские размеры стекол первым, что нужно сделать изготовить из листов ДСП и ли другого жёсткого листового материала несколько шаблонов. Используя фиксирующие струбцины и шаблоны будет удобно перед непосредственным свариванием элементов конструкции выставить и проверить обмером правильное взаимное их расположение.

Основным условием при изготовлении шаблона рамки под стекло является обязательный напуск плюс 10-8 мм к чистому размеру стекла с каждой стороны, этот зазор обеспечит возможность посадки стекла в профильный резиновый уплотнитель проёма.

Другие шаблоны изготавливаются для установки правильного взаимного расположения передней и задней частей каркаса, его боковых стенок.

Передняя и задняя рамка кабины

Первым шагом свариваются две одинаковые рамки, используя шаблон лобового стекла и трубу 50Х50 мм. Данные части и будут основой для сваривания каркаса в цельную конструкцию.

Основными моментом при изготовлении двух одинаковых рамок есть выдержка углов по шаблону в виде равнобедренной трапеции. Осуществив полную подготовку частей рамки первым этапом скрепите по углам части точеными сварными прихватками, таким образом обеспечивая, возможность исправления ошибок, в случае если конструкцию повело. После проверки рамки на соответствие размеров и параллельности всех одноимённых плоскостей, в проём пробно устанавливают стекло на резиновый профиль. В случае успеха окончательно проваривают все стыки и заваривают открытые торцы труб, предварительно жёстко зафикстровав сварную конструкцию.

Далее к одной из готовых рамок приваривают две рамки косынки для нижних малых боковых фронтальных стёкол, одновременно образуя по центру проём шириной 600 мм для размещения гидроузла гидросистемы трактора. Важно выдержать симметричность углов наклона наружных частей малых проёмов, так как по нему будет формироваться нижний скошенный профиль кабины и плоскость залома дверей.

Формирование каркаса

На данном этапе для формирования общего объёма кабины используют шаблон эмитирующий продольный разрез салона, который обеспечит правильное расстояние между передней и задней стенкой каркаса с учетом наклона лобового и заднего стекла, а также размещения боковых окон и дверей. Длина продольного шаблона формируется суммарной длиной шаблонов бокового и дверного проёмов, ширины усиленной вертикальной стойки (100 мм), соответствующих напусков для притвора дверей и монтажа бокового стекла.

После того как будет установлен продольный шаблон одноименные верхние углы передней лобовой рамки и задней рамки свариваются трубами, образуя прямоугольный контур крыши. Естественно перед прихватыванием проверяют выдержку всех углов и размеров свариваемой конструкции.

Далее для продолжения формирования боковых проёмов окон и дверей, после обязательного контрольного промера, полученную конструкцию фиксируют временными прихватками с использованием металлических труб. Жёсткое положение передней и задней рамки позволит максимально идентично сформировать обе боковые стороны каркаса, где погрешность не должна превышать более 3 мм.

Проёмы дверей

Следующим этапом разделяют проём дверей и боковое окно привариванием усиленной вертикальной стойки перпендикулярно к продольной трубе крыши. Имея шаблон бокового окна сразу формируют полную боковую рамку вваривая нижнюю трубу между задней рамкой и усиленной средней стойкой.

Формирование дверного проёма является самым сложным процессом здесь понадобится максимальная скрупулёзность в плане соблюдения параллелей и углов при организации излома в проёме дверей. Сразу рекомендуется изготовить верхние рамки дверей из трубы 25х50. Для нормального притвора двери рамка должна закрывать верхний проём двери между усиленной средней и передней стойкой с зазором по вертикал 10 -12 мм.

Первым этапом приваривается горизонтальная труба для порога двери, один конец которой своим торцом варится к наружному нижнему углу малой рамки, а другой (задний край порога) остаётся свободным для соединения с планкой от заднего края лини излома дверного полотна. При формировании порога важно соблюсти параллельность линии его положения с горизонтальной линией излома дверного плотна и другими горизонтальными продольными элементами каркаса, а угол наклона наружной грани должен полностью соответствовать наклону скоса наружной стороны нижних малых рамок (трапеций). В совокупности продолжение наклонной наружной грани порога формирует наклонную плоскость двери до её линии излома. После приваривания обеих порогов обязательно нужно произвести промер на полную симметричность положения обеих элементов.

Заключительным этапом соединяются свободный край порога и усиленная стойка каркаса, формируя полный проём двери. Здесь нужно также при сваривании соблюсти соответствие плоскости излома двери и строгого горизонтального положения самой линии загиба. Для формирования верхней точки соединения необходим загиб края нижнего усоленной стойки. Для облегчения проведения загиба можно применить прогревание металла газовой горелкой.
Имея готовый проём дверей варится полная рамка двери используя шаблоны остекления двери с выдержкой зазоров по притвору со стороны навесов 3 мм, со стороны замка 8-10 мм.

Заключительный этап

Последующие операции в изготовлении кабины являются второстепенными и не составляют большой сложности: для установки уплотнителей в периметры проёмов обвариваются монтажной полосой (лапшой) и угловыми косынками, ввариваются навесы дверей, устанавливается замки и дверные ручки, ответственные сварные стыки могут усилены наварными накладками, в плоскость крыши можно вварить поперечную балку между верхними точками усиленных стоек для обеспечения безопасности и дополнительной жёсткости.

Приваривание крепёжных частей кабины к остову, рёбер жёсткости под водительское место, днища, задней стенки и крыльев осуществляется по месту, устанавливая каркас на остов трактора и обеспечивая выдержку всех зазоров относительно колёс, топливных баков и гидроузла.

Крышу кабины лучше сделать с небольшими загнутыми напусками и коробами под верхние передние задние фонари. Внутреннюю сторону крыши оборудуют крепёжными элементами для монтажа утеплителя и декоративной обивки. Крылья, входные ступени кабины делают аналогично оригинальным.

Осуществив полную проверку всех сварных швов, в состоянии жёстко прикреплённой кабины к остову делают разметку и прорези для всех приводов органов управления и проводки. После обеспечения работы всех органов управления после грунтовки и покраски производят пылешумоизоляцию и обивку салона.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector