Table of Contents
Трактор МТЗ 1221, учитывая его тяговый класс 2 т.с. и мощность дизеля в 130 конских сил оборудован усиленной трансмиссией. В части силовой передачи машина оснащена двухдисковой фрикционной муфтой сцепления постоянно замкнутого типа. Функцией сцепления является передача потока мощности от двигателя на трансмиссию машины, а также разрыв и соединение потока при необходимости изменения передаточного числа коробки передач или остановки трактора.
Устройство сцепления
Механизм муфты размещён в сухом отсеке корпуса промежуточной части трансмиссии на маховике дизеля. Своим пакетом дисков муфта взаимодействует с маховиком и передаёт вращение на силовой вал трансмиссии через свои шлицевые ступицы ведомых фрикционных дисков. Выключение сцепление производится отводкой (выжимным подшипником) с механическим приводом при нажатии на отводные рычаги корзины. Прижатие дисков муфты во включённом положении обеспечивается девятью пружинами в составе корзины.
Если говорить о отличиях в конструкции муфты в сравнении с однодисковой корзиной МТЗ 82 то они заключается том, что муфта МТЗ 1221 собрана из двух пар фрикционных и нажимных дисков. Основной нажимной и средний диски муфты взаимодействуют с пазами маховика через три щипа в своих наружных частях. Фрикционные ведомые диски при соединении с маховиком гасят вращательные колебания демпферными элементами. Выключение сцепления осуществляется за счёт отводных рычагов корзины и разжимных механизмов на среднем диске муфты. При выключении разжимные механизмы обеспечивают одинаковое расстояние среднего диска от поверхностей трения маховика и нажимного диска. Отводные рычаги опираются на вилки в опорном диске и зафиксированы регулировочными гайками с фиксирующими шайбами.
Для справки! Муфты сцепления МТЗ 1221 и современные модификации МТЗ 82 комплектуются одинаковыми ведомыми фрикционными дисками под каталожным номером 85-1601130-01 и одинаковыми отводками с номером 50-1601185-А.
Порядок установки и демонтажа муфты
Для ремонта механизма муфты необходимо раскатить трактор, то есть отсоединить корпус сцепления от плиты дизеля. После закручиваются три технологических болта (М12Х40) в отверстия нажимного диска через отверстия в опорном диске корзины. Затем откручиваются болты крепления корзины к маховику дизеля и демонтируется корзина муфты в сборе.
Для соблюдения баланса при разборке механизма предварительно необходимо метками обозначить взаимное положение всех дисков муфты относительно друг друга, включая маховик дизеля. В последующем, сборку механизма осуществляют в соответствии с метками изначального расположения деталей.
Установку муфты на дизель осуществляют с помощью вспомогательного приспособления, выполненного в виде имитирующего силовой вал шлицевой оправки. Данный фальшвал обеспечивает центровку всех дисков в пакете корзины относительно оси вращения маховика дизеля.
Монтаж муфты осуществляют в следующем порядке:
- Монтажную оправку устанавливают в подшипник маховика дизеля.
- Устанавливают первый ведомый фрикционный диск на шлицы оправки удлинённой стороной его ступицы к маховику.
- Устанавливают средний диск в пазы маховика.
- Второй ведомый диск устанавливают на оправку короткой стороной ступицы к маховику ( то есть оба ведомых фрикционных диска устанавливаются короткими частями своих ступиц друг к другу).
- Затем устанавливают отжимной диск в сборе с упорным диском на пальцы маховика и затягивают гайками.
- Осуществив сборку выкручивают технологические установочные три болта и переходят к регулировке положения лапок сцепления.
Регулировка сцепления
Как и в случае с МТЗ 82(80) настройку сцепления осуществляют в два этапа. Первая настройка осуществляется непосредственно на двигателе с рассоединённой трансмиссией трактора, где регулируют положение отжимных лапок корзины. Второй этап заключается в настройки свободного хода педали привода управления муфтой.
Положение и зазор лапок
Для равномерного прилегания и отвода дисков механизма по всей своей плоскости очень важно, чтобы отжимные рычаги своими тремя контактирующими частями с рабочей плоскостью выжимного подшипника (отводкой) были в положении одной вертикальной плоскости. Данная настройка обеспечит органичную работу механизма сцепления с равномерным прилеганием ведущих и ведомых дисков по всей рабочей плоскости. Это условие максимально продлит рабочий ресурса узла и исключит возможность частичного рассоединения потока мощности от двигателя к трансмиссии при выключении муфты.
Положение лапок изменяют отворачиванием или затягиванием регулировочных гаек, где зазор от контактной поверхности каждого отдельного отжимного рычага до торца ступицы упорного диска должна составлять 14+/-0,5 мм. Допустимая разность зазоров в регулировке отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. Фиксацию положения каждого отжимного рычага осуществляют стопорной пластиной.
Свободный ход педали управления
Данная регулировка не допускает недовключения муфты в отпущенном положении педали управления и неполного отключения сцепления при выжатой педали. Настройка осуществляется изменением длинны регулируемых тяг в приводе управления. Нормальным свободным ходом для педали управления муфтой сцепления на МТЗ 1221 есть ход в пределах 40-50 мм.
Порядок настройки
- Путём ослабления контргаек тяги 5 и расшплинтовкой соединительных пальцев в шарнире вилки отсоединить тягу от рычага 1.
- Затем ослабить контргайку 9 и отвернуть регулировочный болт 8 до полного прикасания педали 6 пола кабины и зафиксировать положение затяжкой контргайки 9.
- Установить рычаг 1 в положение касания выжимного подшипника с отжимными рычагами, повернув его против часовой стрелки.
- Установить длину тяги 5 до совпадения с соответствующими отверстиями шарнирного соединения вилки с рычагом 1.
- Затем укоротить тягу вворачиванием вилки 3 на пять — пять с половиной оборотов.
- Соединить вилку 3 тяги 5 с рычагом 1 с помощью пальца, зашплинтовать шарнир и законрить длину тяги 5.
При этом важно проконтролировать, что на участке свободного хода педаль обязательно возвращается до упора в пол кабины. В случае неполного возврата педали регулируют усилие пружины сервоустойства 7 привода управления с помощью затяжки болта, либо поворотом кронштейна 10 против часовой стрелки на оси болта крепления.
Свободный ход управления с гидроприводом
Отдельный порядок регулировки свободного хода привода управления сцеплением проводят на тракторах с реверсным постом управления, где в приводе установлен гидравлический рабочий цилиндр. Настройка заключается в регулировке зазора между толкателем и штоком рабочего цилиндра, а также зазора между отжимными лапками и рабочей поверхностью отводки. В данном случае оба зазора образуют суммарный свободный ход педали.
Настойка главного рабочего цилиндра прямого хода
В первую очередь регулируют гидропривод прямого управления, где при снятом цилиндре 18 устанавливают 21 шток в крайнее правое положение до упора в крышку, затем устанавливают рабочий цилиндр 18 в гидроусилитель 26 до касания штоку 21 с толкателем 22. Вращением вилки 4 на резьбе тяги добиваются совмещения соединительных отверстий с рычагом педали пальцем 5. Затем вворачивают вилку на 1,5-2 оборота, что обеспечивает свободный ход педали на величину А (8-11 мм). После соединяют пальцем рычаг педали с тягой толкателя и затягивают контргайку.
Настройка рабочего цилиндра реверсного хода
На реверсном главном цилиндре 14 привода управления по тому же принципу устанавливают зазор между толкателем 12 и поршнем 13. Отпускают контргайку вилки толкателя 8 и вращением в резьбе толкателя 12 добиваются свободного хода педали от исходного положения до касания толкателем поршня в пределах 4,5-9,5 мм (размер В на рисунке).
Настройка зазора отжимных рычагов
После настройки главных цилиндров устанавливают зазор лапок корзины. Отсоединяют тягу 30 от рычага 34. Поворачивают рычаг против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги. Вращением вилки 32 по резьбе тяги добиваются совпадения соединительных отверстий и вворачивают вилку на 5,5-5 оборотов, после соединяют рычаг с тягой шплинтующимся пальцем и фиксируют вилку тяги контргайкой. Таким образом обеспечивается полный свободный ход «В» педали прямого хода в пределах 45-60 мм и суммарный свободный ход «Г» педали сцепления реверсного управления 60-80 мм.
Лепестковое сцепление для МТЗ 1221
На сегодня для трактора Беларус 1221 на рынке запчастей компания разработчик ООО «Дженерал Партс» под торговым брендом «Rus Disк» предлагает диафрагменное лепестковое двухдисковое сцепление. Данный узел был одобрен заводом МТЗ, где в процессе проведенных испытаний на базе испытательной станции ОАО «МТЗ» диафрагменная муфта отлично показала себя на всех режимах работы в составе трансмиссии трактора и нареканий выявлено не было.
Для скептиков применения диафрагменной корзины на тракторах нужно отметить, что ряд мировых производителей тракторов такие как: Kubota, Hyundai, Mahindra, Case, New Holland, AGCO, John Deere, Mitsubishi, Ford активно используют в составе трансмиссии муфты сцепления данного типа. В ряде известных производителей муфт диафрагменного типа находятся компании Luk, Valeo, Sachs.
Касаемо процесса установки лепестковой корзины на МТЗ 1221, нужно отметить, что порядок не отличается от монтажа рычажного сцепления, единственным условием является удаление на среднем диске рычажных механизмов-делителей, которые в составе диафрагменного сцепления не нужны.
Преимущества
- Конструкция нажимной части корзины состоит из меньшего количество деталей, что значительно снижает его массу, повышает надёжность конструкции и сбалансированность узла.
- Диафрагменная муфта не требует регулировок при установке сцепления, а также в процессе эксплуатации.
- Особенностью диафрагменного сцепления является его более комфортный лёгкий выжим вне зависимости от степени износа фрикционных дисков.
Касаемо дополнительных улучшений лепестковой муфты бренда «Rus Disк» для МТЗ 1221 можно отметить: следующие особенности конструкции.
- Ступица ВОМ имеет модернизированное надёжное крепление с использованием пружинного демпфера.
- Ведомые диски являются улучшенным аналогом заводских дисков 85-1601130-01/02 с фрикционными безасбестовыми накладками повышенной стойкости, где плавность включения обеспечивается двухуровневым демпфером в составе диска.
- Накладки диска наклёпаны через секторные пружинные сегменты диска, что также положительно влияет на плавность работы муфты и повышает рабочий ресурс диска.
- Выжимной подшипник имеет необслуживаемую конструкцию, что снижает эксплуатационные расходы.