Table of Contents
Для надёжного агрегатирования с навесными машинами и устройствами трактор оборудован универсальным задним навесным устройством, позволяющим осуществлять навешивание как в двухточеном так и жёстком трехточечном режиме. С учетом мощности и тягового класса трактора Т-150, производительности используемых с ним навесных машин, грузоподъёмность трактора навески составляет не менее 4500 кг. Навесное устройство колёсного Т-150К и гусеничного Т-150 в большей части унифицированы своими составными частями, однако имеют некоторые конструктивные отличия в части основного поворотного вала и соединения устройства с трактором.
Устройство и каталог запчастей
Навесное устройство имеет традиционную конструкцию и принцип работы не отличающийся от навесок тракторов МТЗ 82, ЮМЗ, ДТ-75. Оборудование представляет собой шарнирно-сочленённую конструкцию, состоящую из:
- верхнего поворотного вала с поворотным рычагом, центральной тягой и двумя подъёмными рычагами
- нижней опорной оси с продольными планками
- левого и правого вертикальных раскосов, шарнирно соединяющих подъёмные рычаги с нижними продольными планками
- для предотвращения поперечного качения навески передние края продольных планок соединены перекрёстно с краями нижней опорной оси горизонтальными стяжками с регулируемыми винтами или резьбовыми муфтами
- с правой стороны передний край правой продольной планки соединён с рамой машины вертикальной стяжкой — ограничителем заглубления плуга, регулируемой встроенной резьбовой муфтой
Верхний поворотный вал взаимодействует через свой поворотный рычаг с гидроцилиндром подъёма навески. Современные версии навесных устройств для Т-150 имеют два поворотных рычага, по оба края поворотного вала, взаимодействуя с парой гидроцилиндров подъёма.
Поворотный рычаг и подъёмные рычаги жёстко посажены на шлицы поворотного вала. Концы подъёмных рычагов сочленены с вертикальными раскосами через пальцы.
Центральная тяга шарнирно сочленена с поворотным валом своим кронштейном через скользящую втулку. Длина центральной тяги регулируется вращением винтов или резьбовой муфты. Свободный конец центральной тяги, для соединения с навешиваемой машиной, оборудован шаровым шарниром либо крюком с фиксатором.
Нижние продольные планки своими передними концами установлены на нижнем опорном валу с возможностью их осевого перемещения поперёк оси движения трактора с фиксацией положения упорами. В отдельных случаях, для удобства при соединения навешиваемым оборудованием, продольные планки имеют телескопическую конструкцию с фиксаторами их длинны. Задние концы продольных планок для соединения с нижними точками крепления навешиваемой машины с трактором или для присоединения тягового бруса с серьгой имеют цилиндрические шарниры.
Автосцепка на Т 150
Для удобного быстрого навешивания агрегатируемых машин с трактором на навеску устанавливают автосцепку в форме треугольника, где нижние углы устройства шарнирно соединяются с нижними продольными планками, а угол-вершина с центральной тягой. Верхняя часть автосцепки оборудована стопорной, пружинной защёлкой. Для отключения стопора, при отсоединении трактора от навесной машины, в кабину выведен поводок управления.
Регулировки и функциональность
Стандартно кроме функции подъёма и опускания навеска своим регулированием обеспечивает:
- нужное расположение используемого оборудования по отношению к продольной оси трактора со смещением в левую или правую сторону
- расположение рабочих почвообрабатывающих органов по отношению к горизонтали почвы
- настраивается принудительное заглубление и ограничение заглубления почвообрабатывающих органов
- догрузка задних колёс трактора весом навешенной машины
- расположением нижних продольных планок на нижней опорной оси навесное оборудование перенастраивается для соединения с оборудованием в трёхточечном или двухточечном режиме
Кроме этого для обеспечения безопасности навеска имеет функцию фиксации в поднятом транспортном положении.
Стандартные настройки
Передвижением в поперечном направлении, влево вправо, центральной тяги по поворотному валу и передних концов продольных планок по нижней опорной оси обеспечивает настройку положения навесной машины относительно продольной оси трактора. Данная настройка особенно важна для настройки хода рабочих органов пахотного агрегата и зависит от ширины захвата плуга.
Изменением длинны центральной тяги, с помощью вращения её резьбовой муфты, обеспечивается равномерность хода по глубине передних и задних рабочих органов почвообрабатывающей машины.
Для принудительного заглубления рабочих органов навесного оборудования в почву подъёмные рычаги дополнительно блокируются пальцами с поворотными рычагами штоков гидроцилиндров.
Изменением длины вертикальных раскосов настраивают высоту подъёма и уровень опускания навески для конкретной навешиваемой на трактор машины.
Ограничение уровня опускания навесных машин настраивается длинной стяжки с правой стороны навески соединённой своим нижним концом с продольной планкой, а верхним концом с рамой трактора. Таким образом осуществляется догрузка задних ведущих колёс трактора весом навешенной машины, обеспечивая высокую производительность агрегату снижением буксования.
В транспортном положении продольные планки фиксируются натяжкой перекрёстно-расположенными растяжками с допуском поперечного качения 10-20 мм.
Двух и трёхточечное соединение
Трехточечная настройка обеспечивает жёсткое соединение трактора с агрегатируемым оборудованием с минимальной амплитудой поперечного качения. Таким способом жестким навешиваются орудия, требующие точного рабочего хода: навесные плуги различных типов, фрезы, отвалы, катки, буры и экскаваторные бары.
Под трёхточечной настройкой понимают наладку навески, при которой передние концы нижних планок на нижней опорной оси разведены в стороны и зафиксированы стопорами или упорами с фиксацией натянутых перекрёстных растяжек. Таким образом с двумя точками опоры на нижней оси продольных планок и верхней точки опоры центральной тяги образуется схема трёхточечного режима навешивания.
Двухточечный тип настройки обеспечивает маневренность агрегату с поворотом присоединённого оборудования до 20°. Такое соединение в основном используют в агрегатировании трактора с полуприцепными и прицепными машинами.
При двухточечном навешивании передние концы продольных планок соединяются в одну точку образуя в месте с опорной точкой центральной тяги на поворотном валу двухточечную схему соединения.
Данные типы соединения и принцип перенастройки является общим для всех тракторных шарнирных навесок.
Гидроцилиндр навески
Для подъема и регулирования высоты хода навесного оборудования задняя навеска оборудована гидроцилиндром, встроенным в гидронавесную систему трактора. Стандартно в составе навески работает один гидроцилиндр, современные модификации тракторов Т-150 используют в составе навески два гидроцилиндра двухстороннего действия. Усиленное навесное с двумя цилиндрами отличается наличием в своей конструкции двух поворотных рычагов на поворотном валу.
В составе навесок данного трактора используют две основные марки поршневых гидроцилиндров:
- ГЦ 125х250х50
- ГЦ 100х250х50
Стандартно в расшифровке аббревиатуре марки гидроцилиндра первая цифра отражает диаметр поршня (125 или 100 мм), вторая — рабочий ход (250 мм), третья — диаметр штока (50 мм).