/Y

Устройство и схема переключения коробки передач трактора Т-16

Трактор Т-16, выпускаемый Харьковским Тракторным Заводом, в независимости от своих модификаций оснащался коробкой передач, выполненной аналогично КПП трактора Т-40, с поперечным размещением валов и идентичной схемой переключения передач. Скоростные и тяговые характеристики модификаций самоходного шасси отличались в результате установки разных силовых агрегатов, где на базовой модели Т-16 был установлен дизель Д-16 мощностью 13.4 кВт, а на версиях Т-16М и Т-16МГ установлен дизель Д- 21А1 мощностью 18.4 к Вт.

Коробка передач Т 16
Коробка передач трактора Т-16 в сборе

Функциональность КПП

Коробка скоростей сконструирована по типу трактора Т-40, где редуктор обеспечивает шесть стандартных скоростей переднего хода, одну замедленную передачу переднего хода и одну скорость заднего хода. Отличием от коробки Т-40, есть отсутствие функции реверса, и естественно отличные передаточные числа формируемых скоростей.

Трактор шассик
Трактор Т-16М
МодификацияСкорость I-й передачи км. в часСкорость VI передачи км. в часСкорость замедленной передачи км. в час
Т-163.7219.61.38
Т-16М5.5123.171.6
Т-16МГ5.5123.171.6

Вместе с формированием передаточных чисел для ходовой части трактора, в корпусе КПП, размещён вал отбора мощности, для привода используемого с машиной активного оборудования. Мощность для ВОМ трактора идёт параллельным потоком от двигателя через дополнительную муфту в составе механизма сцепления трактора, обеспечивая оборудованию независимый привод.

Схема переключения

Учитывая конструктивную особенность коробки трактора Т-16, где валы расположены поперёк оси движения трактора, переключение осуществляется при продольном движении рычага управления по нейтрали и поперечным движением при непосредственном включении выбранной скорости.
Коробка передач имеет полностью идентичную схему переключения с коробкой колёсного трактора ЛТЗ Т-40.

Переключение скоростей трактора Т 16
Схема переключения передач трактора Т-16

Спецификой переключения передач Т-16 является то, что выжим муфты сцепления для включения или выключения скорости осуществляется на половину рабочего хода педали. Такого выжима достаточно для отсоединения основного фрикционного диска муфты от маховика двигателя и разблокировки механизма переключения КПП. Полный выжим педали муфты, в пол кабины, осуществляют только при включении и выключении вала отбора мощности трактора. При таком выжиме, в дополнение отвода основного диска, отводится второй диск в составе сдвоенной муфты трактора, отвечающий за передачу мощности на ВОМ.

Устройство КПП

Редуктор КПП размещён в общем корпусе трансмиссии вместе с дифференциалом ведущего моста трактора. Коробка передач представляет собой редуктор с цилиндрическими шестернями, где переключение передаточных чисел осуществляется осевым скольжением по волам и взаимным вхождением в зацепление соответствующих шестерён.

Силовая передача трактора Т 16
Трансмиссия трактора Т-16 в сборе
Схема трансмиссии Т 16
Кинематическая схема трансмиссии трактора Т -16

Коробка состоит из двух основных валов первичного и вторичного с помощью которых формируется основная часть передач. Дополнительный вал включён в конструкцию для формирования передачи заднего и замедленного хода. Для формирования замедленной передачи в конструкцию включена отдельная промежуточная шестерня.

Корпус КПП Т16
Корпус коробки
Коробка передач Т 16
Схема КПП Т-16

Первичный вал

Деталь получает вращение через коническую шестерню от основного силового вала передающего поток мощности от двигателя через муфту сцепления, меняя осевое направление вращения с продольного на поперечное. Деталь опирается на два шариковых подшипника марки 6306.

Детали вала сцепления трактора Т 16
Сборка главного вала сцепления Т-16

На шлицы вала посажены два скользящих ведущих зубчатых блока: V и VI передачи, II и III передач. А также на валу установлены неподвижные ведущие шестерня IV передачи, и шестерня I передачи, посаженная на призматическую шпонку.

Первичный вал коробки Т 16
Сборка первичного вала

Подвижные блоки первичного вала взаимодействуют с соответствующими ведомыми шестернями на вторичном валу. Неподвижная шестерня I передачи находится в постоянном зацеплении с большой шестерней блока заднего хода.

Детали первичного вала коробки Т 16
Детализация первичного вала

Особенностью установки первичного вала является регулировка его осевого положения, обеспечивающего оптимальное зацепление в паре конических шестерён главной передачи. Такую же осевую регулировку выполняют на главном валу являющимся ведущей частью конической передачи. Регулировка зацепления осуществляется подбором пакета прокладок в опорах валов. На первичном валу устанавливают прокладки под стакан внешней опоры. На ведущем валу пакет прокладок установлен под фланцем стакана, который крепится к перегородке в корпусе КПП.

Шестерни коробки передач Т 16
Схема коробки передач трактора Т-16

Вторичный вал

Деталь установлена на две опоры в составе с шариковыми подшипниками марки 6405 и 6307. На валу установлены неподвижные: ведомый блок V и VI передач; ведомый блок II и III передачи; шестерня, взаимодействующая с шестерней дифференциала. А также подвижная ведомая шестерня IV передачи и заднего хода, подвижная ведомая шестерня I-й и замедленной скорости.

Вал вторичный коробки Т 16
Вторичный вал в сборе
Детализация вторичного вала кпп Т 16
Сборка вторичного вала

Дополнительный вал заднего хода

Через шестерни данного вала осуществляется формирование передаточного числа для обратного вращения вторичного вала получая задний ход, а также для при взаимодействии с промежуточной шестерней формируется замедленная скорость переднего хода.

Вал задней передачи Т 16
Дополнительный вал задней передачи и промежуточная шестерня коробки Т-16

Вал опирается в корпусе КПП на два шариковых подшипника марок 6305 и 6205. На валу размещены неподвижные шестерни: заднего хода взаимодействующая с шестернёй вторичного вала; приводная шестерня, взаимодействующая с ведущей шестерней первой передачи на первичном валу; шестерня замедленной передачи, взаимодействующая через промежуточную шестерню с ведомым зубчатым скользящим колесом на вторичном валу.

Промежуточная шестерня

Данное зубчатое колесо вращается на отдельной оси и опирается на роликовый подшипник игольчатого типа марки 64805. На оси размещена шестерня, взаимодействующая с зубчатым колесом на дополнительном валу и скользящей шестерней на вторичном валу при включении замедленной скорости.

Механизм переключения

Движение скользящих шестерен при переключении передаточного числа осуществляется скользящими валиками с закреплёнными вилками. Фиксация включённой передачи осуществляется пружинными фиксаторами, шарики которых заходят в радиальные выточки валиков переключения.

Кулиса коробки передач Т-16
Рычаг переключения КПП Т-16

Для защиты механизма КПП и исключения переключения без отключения муфты сцепления механизм управления оснащён блокировкой. Механизм представляет собой поперечно расположенный валикам переключения валик с фрезерованными выточками, которые должны совпадать при разблокировке механизма переключения. Осевой рабочий ход валика блокировки ограничивается штифтом. Сам валик связан через систему тяг с педалью управления муфтой, и его осевое передвижение для разблокировки механизма переключения осуществляется только при выжиме педали.

Корпус КПП Т 16
Детализация корпуса коробки

Дифференциал Т 16
Детали сборки дифференциала Т-16
Детали вала отбора мощности Т 16
Детализация вала отбора мощности

Ссылка на основную публикацию