Table of Contents
Силовая передача трактора Т-16 оснащена двухпоточной муфтой сцепления схожей по конструкции с муфтами тракторов Т-40 и ЮМЗ-6. Сцепление выполнено в виде двух спаренных сухих фрикционных муфт. Фрикционный диск одной муфты передаёт крутящий момент через трансмиссию на ходовую часть машины. Второй фрикционный диск, второй муфты, обеспечивает передачу мощности на вал отбора мощности в независимом режиме.
Устройство сцепления
Механизм сцепления трактора Т-16 представляет собой фрикционную сухую постоянно замкнутую двухпоточную муфту с механической отводкой и приводом управления, где управление осуществляется одной педалью.
Распределение потока мощности
Часть сцепления для передачи мощности от двигателя к трансмиссии взаимодействует с основным силовым валом через шлицевую ступицу основного фрикционного диска. Основной вал своим задним концом опирается на самоцентрирующийся двухрядный шариковый подшипник в выточке торца коленчатого вала двигателя, а передним краем в опорном стакане, установленном в стенке между сухим отсеком муфты и полостью КПП.
Вторая часть сцепления, отвечающая за передачу вращательного момента на ВОМ, получает мощность от двигателя через второй фрикционный диск посаженный своей ступицей на шлицы отдельного трубчатого вала. Данный вал задней частью опирается на основной вал сцепления, через подшипник, передним краем опирается также в опорном стакане на отдельном шарикоподшипнике.
Корзина сцепления
Двух поточная муфта состоит из наборки двух пар дисков. Каждая пара является отдельной муфтой и представляет собой фрикционный ведомый и нажимной диски. Обе пары объединены общим упорным диском-кожухом. Первая, основная муфта, взаимодействующая своим ведомым фрикционным диском непосредственно с маховиком, передает мощность трансмиссии трактора. Вторая муфта, расположенная на одной оси вращения с основной муфтой, получая вращение через соединённый свой ведомый диск с нажимным диском, своей работой, передаёт вращение на ВОМ трактора.
Корзина смонтирована на маховике двигателя с помощью шести болтов, закрепляющих опорный диск-кожух. Оба нажимных диска своими проточками во внешнем диаметре взаимодействуют с маховиком двигателя через три направляющие с квадратным сечением, обеспечивающие, вместе с передачей вращения от двигателя свободное их осевое скольжение при управлении сцеплением.
Наружный нажимной диск ВОМ имеет приливы, в которые через шплинтующиеся оси установлены, подпружиненные фигурными пружинами, три нажимных рычага. Положение каждого рычага настраивается регулировочным болтом при упоре в приклёпанные площадки в упорном кожухе корзины. Девять основных прижимных пружин установлены в своих стаканах и своими внутренними краями опираются в упорные выточки нажимного диска ВОМ, а внешними частями в штатных посадочных местах упорного кожуха.
Внутренний промежуточный нажимной диск через шесть шпилек соединён упорным кожухом. Для создания прижимного усилия на шпильки установлены пружины, упирающиеся наружными краями в упорные шайбы зафиксированные шплинтами. Внутренними краями пружины упираются в наружный нажимной диск ВОМа. Для ограничения осевого рабочего хода внутреннего промежуточного нажимного диска в деталь ввинчены три штифта. Как и шесть шпилек штифты проходят через наружный нажимной диск ВОМ и упираются в регулировочные болты, установленные в упорный кожух корзины.
Таким образом обе муфты в составе корзины получают целостную конструкцию с прижимным усилием между ведущими и ведомыми фрикционными дисками, обеспечивая достаточную силу трения для передачи мощности по двум потокам.
В составе сцепления трактора Т-16 установлены:
- Фрикционный диск основного сцепления со ступицей на 18 шлицов каталожный номер ДСШ14.21.021-2
- Фрикционный диск муфты ВОМ со ступицей на 27 шлицов каталожный номер ДСШ14.21.023-Б
Отводка сцепления
Общая отводка сдвоенной муфты размещена на цилиндрическом кронштейне, соединённым с фланцем опорного стакана, смонтированном в перегородке корпуса силовой передачи. Рабочий скользящий осевой ход корпуса отводки с выжимным подшипником к отжимным рычагам корзины обеспечивается поворотом вилки отводки, связанной шарнирно через тяги с педалью управления сцепление. Сама вилка размещена в корпусе на отдельной оси, её привод осуществляется через посаженный на шпонку рычаг.
В составе сцепления трактора Т-16 используют выжимной подшипник под каталожным номером — 9588217. Данный подшипник унифицирован с механизмами сцепления тракторов Т-40 и Т-25 в части отводки.
Управление и работа сцепления
Для осуществления переключения передач отключение основной муфты должно происходить при выжиме педали до уровня середины рабочего хода. В этом случае отжимные рычаги-лапки через переданное отводкой усилие сжимают основные пружины корзины, позволяя отойти нажимному диску от фрикционного основного ведомого диска, что приводит к рассоединению муфты с маховиком двигателя. При этом передача вращения через основной вал сцепления прекращается, а вращение от маховика на вторую муфту продолжается, осуществляя независимый привод ВОМа через трубчатый вал.
При осуществлении полного выжима педали отводка обеспечивает сжатие всех пружин корзины, где разъединяются обе муфты в составе сцепления. При этом ход нажимного диска основного сцепления ограничивается штифтами, проходящими через нажимной диск муфты ВОМа и упирающимися в упорные регулировочные болты установленные в кожухе корзины. Этим самым обеспечивается отвод второму нажимному диску от фрикционного диска ВОМа.
Учитывая характер отключения потока мощности и объединённую конструкцию привода ВОМ с приводом гидронасоса, нужно понимать, что при полном выжиме педали сцепления, вместе с прекращением передачи вращения на вал отбора мощности, будет происходить отключение привода насоса гидросистемы. Таким образом, в отключённом положении муфты ВОМ работа гидроусилителя рулевого управления и другого гидрооборудованния в составе трактора и его навесной системы будет невозможна.
Регулировка
Настройка механизма сцепления трактора Т-16 заключается в трёх регулируемых параметрах:
- положение отжимных рычагов
- зазор между торцами ограничительных штифтов и регулировочными упорными болтами для разъединения муфты ВОМ
- свободный ход педали управления
Регулировку можно производить как непосредственно после установки на двигателе, так и в собранном состоянии через люки в корпусе трансмиссии. Более качественно и правильно настроить сцепление можно непосредственно на двигателе, до его соединения с трансмиссией трактора.
Настройку осуществляют на отцентрованой и полностью затянутой корзине на маховике. Положение рычагов устанавливают с помощью штатных регулировочных упорных болтов, где расстояние от плоскости фланца ведомого диска ВОМ до рабочих контактных плоскостей каждой лапки с выжимным подшипником должно быть в пределах 58-60 мм. При этом, преследуя равномерность отвода дисков муфт (без перекосов) разница между положениями лапок не должна превышать 0.2 мм. Регулировка фиксируется контргайками.
Зазор в упорных штифтах настраивают соответствующими тремя болтами в упорном кожухе. Нормальный зазор между торцами штифтов и регулировочными болтами под упорным кожухом корзины должен составлять 2 мм. Зазор регулируют с помощью щупа, устанавливаемого в зазор между торцами деталей через специальные отверстия в кожухе корзины. Настройка также фиксируются контргайками на регулировочных болтах.
После соединения двигателя с трансмиссией трактора регулируют свободных ход педали управления установкой зазора между выжимным подшипником и рычагами-лапками корзины сцепления. Данная регулировка производится изменением длины тяги в приводе педали управления при контроле зазора через люк в сухом корпусе сцепления. Нормальный свободный ход педали считается в соответствии зазором между лапками и выжимным подшипником в 2.5 мм. Изменением длинны тяги также подводят зазор в соответствие при эксплуатационной выработке в механизме сцепления.
Выставление зазора методом регулировки отдельных лапок через люк является более трудоёмким, неудобным, и самое главное неточным. Поэтому такой способ настройки используется в крайних случаях. Такая регулировка уместна в случаях невозможности регулировки свободного хода тягой и при мелком ремонте сцепления без снятия двигателя, например, при замене сломанной пружины или оси лапки. После настройки лапок необходима также проверка и настройка зазора упоров под кожухом корзины.
Особенности ремонта
Касаемо восстановления механизма сцепления трактора Т-16 можно сказать, что его неполадки и поломки типичны и схожи с другими однотипными лапковыми муфтами. Понимая механический характер работы лапковой муфты нужно отметить, что при ремонте узла нужно восстановить или заменить все детали, нарушающие своим недопустимым износом равномерность отвода и включения с соблюдением параллельности взаимодействующих плоскостей дисков и плотности прилегания их к друг другу.
В данный список неполадок, присущий любой лапковой корзине сцепления, можно отнести:
- изношенные лапки как в части контактных рабочих поверхностей, так и в части своего шарнира поворота;
- износ фрикционных дисков в части и накладок и их шлицевых ступиц;
- неравномерный или недопустимый износ плоскостей прилегания прижимных дисков и маховика;
- слом прижимных пружин нажимных дисков и возвратных пружин лапок;
- выход из строя выжимного подшипника, износ контактных мест взаимодействия корпуса отводки с вилкой привода;
- выробатка оси и втулок в посадочном месте вилки отводки;
- потеря плотности сальников в конструкции в результате чего происходит замасливание фрикционных дисков сцепления.
К специфическим неполадкам, конкретно корзины трактора Т-16, можно отнести износ и потерю фиксации в упорном кожухе корзины упорных площадок под упор регулировочных болтов отжимных лапок.
Часто, при длительной эксплуатации, приклёпанная площадка отходит кожуха. Имея на своей контактной поверхности с регулировочным болтом характерную выработанную выемку, площадка может сместится и повернутся в своём посадочном месте. В результате упор регулировочного болта может перейти на невыработанную часть плоскости площадки, нарушая параллельность отвода дисков, а при большом износе и к буксованию муфты.
Поэтому при обнаружении нарушения соединения площадок с кожухом неполадка устраняется привариванием площадок к кожуху с его внутренней стороны. Изношенные контактные поверхности площадок также восстанавливаются навариванием с последующей чистовой обработкой болгаркой или наждаком.
Также к специфической неполадке можно отнести износ направляющих прижимных дисков, установленных на маховике. Чрезмерный износ может приводить шумам в работе и ударообразному включению муфт.
Замена сцепления
Непосредственно при установке корзины нужно соблюсти, чтобы оба фрикционных диска были установлены своими фланцами ступиц в сторону отводки сцепления.
При монтаже корзины первым этапом устанавливают её на направляющие установленные в маховике. После, с помощью заготовленной оправки (фальшвала), имитирующей своими диаметрами посадочное место в торце коленчатого вала, диаметр шлицевой части основного вала и шлицевой диаметр трубчатого вала привода ВОМ, осуществляют центровку всех дисков корзины.
Для освобождения ведомого диска ВОМ, при осуществлении центровки, лапки фиксируют в выжатом положении, используя подкладки под наружные плечи рычагов. Установив фальшвал в корзину, обеспечивая тем самым соосность положения маховика двигателя, основного фрикционного диска и фрикционного диска ВОМ, последним этапом затягивают шесть крепёжных болтов кожуха к маховику двигателя. После затяжки осуществляют соединение двигателя с установленной корзиной к трансмиссии трактора.