/Y

Устройство, ремонт и регулировки гидравлической рулевой колонки трактора Т-40

Рулевое управление колёсного трактора ЛТЗ Т-40 оснащено гидроусилителем схожим по конструкции и принципу работы с ГУРом белорусского трактора МТЗ 50 и МТЗ 80(82) ранних версий. Рулевая колонка Т-40 гидроусилителя также размещена спереди двигателя машины опираясь на полураму трактора и имеет схожую компоновку в виде литой вертикальной стойки.
Данный материал раскрывает тему устройства, ремонта и регулировок гидроусилителя рулевого управления трактора Т-40.

Рулевая колонка трактора Т 40
ГУР трактора Т-40

Устройство гидроусилителя

Механическое взаимодействие гидроусилителя с рулевым колесом управления организовано через карданный вал проходящий под капотом по верх моторного отсека. От гидроусилителя поворотное усилие на сошку рулевого управления передаётся через шлицевой хвостовик в нижней части вертикального вала ГУРа.

Рулевая колонка Т 40
ГУР Т-40 в сборе

Взаимодействие с гидросистемой трактора

В отличии от трактора МТЗ 80, где рулевое управление имеет отдельную гидросистему с отдельным гидронасосом НШ 10Л, — в тракторе Т-40 давление для работы ГУРа подаётся от общего насоса гидронавесной системы машины. Отбор рабочей жидкости для работы гидроусилителя осуществляется с помощью клапана потока в строенного в магистраль высокого давления от общего шестерёнчатого гидронасоса НШ 32. Для обеспечения работы ГУРа перепускной золотник клапана обеспечивает поток масла в объёме 10-12 литров в минуту.

Рулевое трактора Т 40

Усилитель руля трактора ЛТЗ
Система рулевого управления трактора Т 40

В случае увеличения давления в гидроусилителе золотник клапана потока 10 уходит вниз и перепускает масло в магистраль навесной системы, и на оборот, при возрастании давления в навесной системе золотник клапана перемещается в верх перепуская давление в сторону гидроусилителя. При одновременной нагрузке в обеих частях общей гидросистемы золотник занимает среднее положение, как и при отсутствии нагрузок.

Гидравлическая рулевая колонка трактора Т 40
Схема гидропитания ГУРа Т-40

Механизм ГУРа

Сама рабочая гидромеханическая часть ГУРа размещена в верхней цилиндрической горизонтальной расточке корпуса узла и выполнена в виде:

  • поршня, выполняющего роль одновременно распределителя давления и зубчатой рейки;
  • винта, предающего вращение от рулевого колеса к поршню;
  • зубчатого сектора, передающего поворотный момент сошке рулевого механизма.

Поршень двухстороннего действия одновременно выполняет собой функцию рейки, взаимодействующей с зубчатым сектором, где для работы в паре одна сторона поршня имеет наружные вертикальные зубцы. Сектор жёстко посажен на вертикальный вал, нижний край которого соединён своими шлицами с поворотной сошкой рулевого механизма. Зубья сектора имеют клиновидную форму, с сужением по своему профилю от верха к низу.

Гидроусилитель Т 40

Нарезанные зубцы поршня имеют также клиновую форму с обратным сужением – с низу на верх. Таким образом, перемещая зубчатый сектор вертикального вала в осевом направлении регулируется зазор в зацеплении пары. Снизу вертикальный вал опирается на двухрядный шарикоподшипник, а верхняя опора на однорядный шариковый подшипник. В верхней крышке гидроусилителя, в соответствии с осью поворота сектора, в торец вала установлен упорный винт 4, с помощью которого осуществляют регулировку зазора в зацеплении.

ГУР трактора Т 40

На безрезьбовую центральную часть винта уплотнённую резиновым кольцом с двумя манжетами, посажен поршень своей внутренней расточкой. Сам винт имеет четырёхзаходную левую резьбу. По обе торцевые стороны поршня на витках винта установлены гайки, которые своими внутренними торцевыми плоскостями взаимодействуют с подпружиненным золотником, установленными во внутренних расточках поршня. Рабочий ход золотника ограничивается упорными штифтами по обе стороны. Для предотвращения проворачивания обе гайки зафиксированы стопорами, которые соединяют собой соответствующие расточки в торцах поршня и гаек, причём задний стопор подпружинен, передний штифт без пружины. Радиальный упор гаек в поршень осуществляется через установленные на гайки пружинные шайбы. Компрессию в механизме обеспечивают резиновые сальники, установленные в радиальных наружных проточках поршня.

ГУР Т 40
Разрез ГУР Т 40 в разрезе
Гидроусилитель руля Т 40
Старая версия ГУРа в разрезе трактора Т 40 с имитатором сопротивления повороту

Передний край основного рабочего винта опирается на шарикоподшипник в передней фланцевой крышке. В старой версии гидроусилителя в задней опоре винта установлен имитатор сопротивления повороту колёс в виде подпружиненного поршня. При проворачивании винта сопротивление создаётся между торцом поршня и плоскостью крышки. Степень силы трения и сопротивления повороту винта регулируется стяжной гайкой пружины.

Работа ГУРа

Из общей магистрали высокого давления гидросистемы, проходя через клапан потока, масло поступает в корпус гидроусилителя к впускным отверстиям в поршне. Когда рулевое колесо не проворачивается поршень узла занимает нейтральное положение при этом впускные отверстия А и Б соединены с соответствующими нагнетательными полостями Д и Е корпуса ГУРа, откуда масло через выпускные отверстия В и Г свободно перетекает в полость сектора и уходит в бак гидросистемы.

Работа гидроусилителя трактора Т 40
Схема работы ГУРа при прямолинейном движении трактора
Схема работы гидроусилителя трактора Т 40
Схема работы ГУРа при осуществлении поворота

Когда производится поворот руля, винт, удерживаемый от осевого перемещения гайкой подшипника, перемещает гайки поршня в противоположную сторону повороту руля. Вместе с гайками сместится золотник с пружиной. В тот момент, когда одна из гаек плотно прижмётся к торцу поршня и закроет соответствующее выпускное отверстие, золотник перекроет одно соответствующее впускное отверстие на противоположной рабочей стороне, а масло, нагнетаемое через одно открытое впускное отверстие будет создавать избыток давления в поршневой полости с закрытым сливным каналом. Таким образом под действием давления масла поршень переместится и своими зубцами повернёт сектор, обеспечивая через вертикальный вал поворот сошки.

После того как перестанут вращать рулевое колесо, поршень под давлением рабочей жидкости перемещается в нейтральное положение и поворот колёс останавливается.

Особенности ремонта

Для тракториста, имеющего средний опыт в ремонте и обслуживании техники, конструкция гидроусилителя трактора Т-40, при необходимости его ремонта, не вызовет особых сложностей, и при наличии ремкомплекта работоспособность узла с успехом может быть восстановлена.

Неполадки ГУРа

Типичными проявлениями неисправности подобных узлов является потеря усиления повороту, то есть тугой руль, либо вихляние передних управляемых колёс, усложняющее вождение.

Причиной тугого руля могут быть: недостаточный потенциал давления, выдаваемый насосом гидросистемы; износ или поломка отдельных деталей и уплотнительных элементов гидромеханического узла, либо засорение механизма.

Вихляние или гуляние колёс может происходить в результате увеличенных люфтов во взаимодействующих деталях как механизма самого ГУРа, так и в части шарниров рулевых тяг рулевой трапеции и приводе от руля к ГУРу. Исключая недопустимые люфты в тягах рулевого управления оставшееся виляние колёс говорит о необходимости регулировки зацепления сектора в усилителе. В случае, если регулировка зацепления не исключает виляния колёс причиной является неудовлетворительное техническое состояние механизма гидроусилителя. В таком случае необходим демонтаж узла с полной разборкой и дифектовкой деталей механизма.

Особое внимание нужно обратить на износ и наличие поверхности поршня, состояние подшипниковых опор винта и поворотного вала, а все резиновые уплотнения, манжеты и прокладки должны быть заменены.

Порядок сборки узла

Наиболее ответственным в ремонте ГУРа, есть сборка механизма в части поршня–распределителя с винтом. Для упрощения проведения ремонта несколько слов о порядке сборки.

  1. Монтаж данной части механизма начинают с установки винта в переднюю крышку.
  2. Затем устанавливают на винт переднюю гайку с пружинной шайбой с упором на её внешнюю радиальную проточку.
  3. Следующим на винт с передней гайкой устанавливают поршень со вставленным золотником соответствующей пружиной и ограничительным штифтом стороной со стопором без пружины, где отверстие под стопор имеет меньшую глубину в сравнении с обратной. При этом гайка должна быть соединена с поршнем через штопор при заглублении его в соответствующие торцевые сверления деталей, а положение поршня-рейки должно соответствовать нижнему расположению утолщения его клиновидного зуба зацепления с сектором
  4. Перед тем как установить заднюю гайку с своей пружинной шайбой в посадочную полость поршня устанавливают пружину золотника, соответствующий ограничительный штифт и стопор с пружиной.
  5. С учётом того, что винт имеет четырёхзаходную резьбу то при установке задней гайки необходимо подобрать соответствующий заход резьбы, позволяющий защёлкнуть пружинный стопор с соблюдением небольшого натяга в прилегании торца поршня с пружинной шайбой гайки.
  6. Собранный поршень с винтом устанавливают в соответствующую цилиндрическую расточку корпуса ГУРа с соблюдением положения клиновидных зубцов сектора утолщением в низ.
Разборка гидроусилителя Т 40
Отвертывание задней гайки
Ремонт гидроусилителя Т40
Установка задней гайки

Для недопущения закусывания или выхода из посадочных мест при монтаже уплотнительных манжет на поршне, винте, в уплотнения крышек и опор вертикального вала все установленные манжеты и посадочные места предварительно обильно смазываются маслом.

Регулировки колонки

К основным настройкам рулевой колонки трактора Т-40 относят:

  • настройку зазора в зацеплении рейки поршня с сектором вала поворота сошки;
  • регулировка пружины имитатора, в случае его наличия в составе узла;
  • по необходимости осуществляют проверку давление срабатывания предохранительного клапана.

Зазор в зацеплении настраивается в условиях прямолинейного положения управляемых колёс затяжкой в верхней крышке ГУРа регулировочного винта до упора после чего отворачивают на 1/8 – 1/6 оборота. Таким образом, перемещая сектор ниже упором винта в торец вала, зубцы пары, имея клиновидный профиль, зайдут в более плотное взаимное зацепление. После настройки положение винта фиксируют контргайкой, на свободный конец винта накручивается штатный колпачок.

Имитатор настраивается затяжкой гайки, сжимающей пружину, так чтобы усилие повороту рулевого колеса не превышало 5 кгс.

Предохранительный клапан сброса давления стандартно отрегулирован заводом производителем и опломбирован. Давление сброса настроено на значение 8.0-8.5 мПа при температуре 15-35°С или 7.5 -8.0 при температуре 35-80°С.

В случае необходимости проверить или установить необходимое давление в магистрали гидроусиленния руля — отворачивают резьбовую пробку и устанавливают в её место манометр; поворотную сошку блокируют установкой упора между брусом полурамы и рычагом; устанавливают обороты дизеля трактора на уровень максимальных; отворачивают колпачок и контргайку предохранительного клапана; попыткой поворота рулевого колеса в сторону установленного упора в сошку создают условия максимального давления в магистрали; с помощью регулировочного винта устанавливают требуемое давление сброса, отслеживая показания установленного датчика; по окончании настройки фиксируют положение винта клапана контргайкой и закрывают его колпачком.

Ссылка на основную публикацию