/Y

Двигатель СМД 18: характеристики, зазор клапанов, установка зажигания

Дизельный двигатель СМД 18, а если быть точнее — силовой агрегат СМД-18Н, является одной модификацией мотора из широкой линейки четырёхцилиндровых дизелей марки СМД, Харьковского предприятия «Серп и Молот». Выпуск ряда модификаций силовых агрегатов данной марки на одной и той же цилиндропоршневой и кривошипно-шатунной конструктивной базе обусловлено эволюционным усовершенствованием с учётом целевого их применения. В список моторов марки СМД данного типа входят до 20-ти модификаций четырёхцилиндровых дизелей, выпускаемых в период с 1953 по 2000 годы, и применяемых на самых разных видах техники включая: самоходные комбайны, стационарные силовые специальные установки, тракторы различных типов, грузовые автомобили и автобусы.

Дизель СМД 18
Двигатель СМД 18Н на трактора ДТ-75

Технические характеристики

Конкретно турбированная модификация дизеля СМД 18Н была разработана для оснащения гусеничных тракторов ДТ-75 производства «Волгоградского тракторного завода ВгТЗ» и лесных трелёвочников ТДТ-55 и ЛХТ 55 «Онежского Тракторного Завода ОТЗ» в Петрозаводске, а также зернового самоходного комбайна СК-5 Нива Ростовского производителя «Россельмаш».

Двигатель дизельный четырёхцилиндровый СМД 18

Двигатель –дизельный, четырёхтактный, четырёхцилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, оборудованный турбокомпрессором для нагнетания воздуха в цилиндры.

Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Мощность номинальная л.с./кВт95/70
Обороты на номинальной мощности об/мин.1800
Максимальные холостые обороты об/мин.1950
Минимальные холостые обороты об/мин600
Коэффициент запаса крутящего момента %12
Общий рабочий объём цилиндров, л.6.33
Диаметр поршня, мм.120
Ход поршня, мм.140
Степень сжатия16
Направление вращение коленчатого валаПравое (по часовой стрелке)
Угол опережения момента впрыска топлива до ВМТ,°31
Удельный расход топлива на номинальной мощности, г. на кВт в час/ г. на л.с. в час251.3/185
Относительный эксплуатационный расход масла двигателем к расходу топлива, %
общий
на угар
 

1.5

0.7

Масса двигателя. кг735-880

Цилиндро-поршневая группа

Поршни двигателя традиционно выполнены из алюминиевого сплава. Верхняя цилиндрическая поверхность поршня имеет канавки под два компрессионных кольца, одну компенсационную канавку и нижнюю широкую канавку под маслосъёмные кольца с радиальными отверстиями для отвода масла.

Поршневые кольца СМД 18
Схема установки поршневых колец двигателя

В днище поршня размещена камера сгорания открытого типа. Юбка поршня овально-конусная с большим диаметром к низу юбки. Осуществляя комплектацию, поршни подбираются по весу, по размеру отверстия под палец и размеру юбки.

Клейма деталей поршневой и кривошипной группы СМД 18
Места клеймения деталей поршневой группы дизеля СМД 18
Группы и размеры поршневой СМД 18
Размерные группы гильз и поршней дизеля

Поршневые пальцы полые, выполнены из износостойкой хромоникелевой стали, с полированной и цементированной поверхностью. По обеим своим торцам, в бобышках поршня, от осевого перемещения, палец фиксируется стопорными кольцами. По наружному диаметру пальцы производятся двух размерных групп и маркируются краской на внутренней поверхности детали.

Таблица размеров и маркировка поршневых пальцев СМД 18
Размерные группы и маркировка поршневых пальцев и отверстий в поршне под палец

Гильзы цилиндров дизеля также должны соответствовать размерной группе устанавливаемых поршней.

Стальные шатуны двигателя изготовлены методом штамповки с двутавровым поперечным сечением стержня. В верхнюю головку шатуна впрессована биметаллическая втулка. Смазка поршневого пальца осуществляется через три сверления в головке шатуна.
Нижняя головка шатуна разъёмная. Расточка под постель вкладыша в нижней головке осуществляется в сборе с крышкой, поэтому крышки с шатунами не взаимозаменяемы и нумеруются клеймами. Поворачивать крышку шатуна на 180° при сборке кривошипного механизма также запрещается. Кроме этого при комплектации двигателя шатуны подбираются по весу согласно 8-ми весовым группам маркируемых цифрами от 1 до 8-ми.

Коленчатый вал

Деталь своими коренными шейками опирается на пять подшипников скольжения. Дополнительно на задний край коленчатого вала установлен сальник в сборном отдельном корпусе. Для соблюдения соосности опор коленчатого вала крышки коренных подшипников не взаимозаменяемые.

Размеры коленчатого вала СМД 18
Маркировка и размерные типы коленвалов дизеля СМД 18

 

Таблица размеров коленвалов и вкладышей по размерным группам СМД 18
Размерные группы шатунных шеек коленвала и вкладышей к ним

Коренные вкладыши первой комплектности производятся двух номинальных размеров Н1 и Н2. Также для комплектации ремонтируемого дизеля предусмотрены четыре размера ремонтных коренных вкладышей. Комплект вкладышей по каталогу обозначают номером А23.01-98-20/22 сб.

Таблица маркировки и размеров коренных вкладышей двигателя СМД 18
Размерные группы коренных подшипников (вкладышей)

Осевое смещение коленчатого вала ограничивается четырьмя полукольцами установленными в расточках блока и крышки третей коренной опоры.

Для дополнительной центробежной очистки масла шатунные шейки коленчатого вала имеют полости. С торцов полости шеек закрыты резьбовыми зашплинтованными заглушками.

Корпусы распределительных шестерён и маховика дизеля СМД
Картера маховика и распределительных шестерен СМД 18

Спереди к литому блоку дизеля присоединяется картер распределительных шестерён, к задней части блока присоединяется корпус маховика дизеля. Маховик прикреплён шестью болтами к заднему краю коленчатого вала. Обе детали подвергаются тщательной балансировке.

Головка цилиндров

ГБЦ выполнена в виде отлитой чугунной детали весом 43.5 кг. Головка имеет семнадцать сквозных отверстий под крепёжные шпильки блока цилиндров.

Затяжка головки СМД 18
Порядок затяжки головки цилиндров двигателя

Затяжку гаек крепления ГБЦ производят с усилием 200-220 Н.м. Протяжку осуществляют в несколько приёмов по указанной схеме, где одному приёму соответствует поворот гайки на 1-2 грани.

Впускной коллектор СМД 18
Детали по каталогу впускных коллекторов

Распределительный  вал

Деталь выполнена из стали имеет три опоры разного диаметра в блоке двигателя. Передняя опора кулачкового вала имеет больший диаметр. В задней опоре вала имеется сверление для подвода смазки к клапанному механизму. Привод вал получает через распределительные шестерни от коленчатого вала двигателя.

Ограничитель осевого смещения распредвала СМД 18
Упорный винт распредвала

Осевой люфт кулачкового вала ограничивается торцевым, упорным винтом. Для правильной регулировки болт закручивают до упора в торец вала, а затем отворачивают на пол оборота и фиксируют контргайкой.

Клапанный механизм

Толкатели цилиндрической формы выполнены из стали. Для равномерного износа донышек толкатели по отношению к кулачкам распределительного вала смещены в сторону. Таким образом обеспечивается вращение толкателя вокруг своей оси при взаимодействии с кулачком вала. На своей цилиндрической поверхности толкатель имеет два отверстия для отвода отработанных газов из картера через сапун и отвода масла.

Диаграмма газораспределения СМЛ 18
Фазы газораспределения двигателя СМД 18Н
Механизм распределения дизеля СМД 18
Метки установки распределительных шестерён двигателя СМД 18

Коромысла клапанного механизма выполнены из высокоуглеродистой стали в виде двуплечих рычагов. В составе клапанного механизма двигателя коромысла размещены на двух осях, установленных в головке цилиндров на четырёх чугунных стойках. Каждая стойка крепится отдельной шпилькой к головке. Перемещение коромысел по оси ограничивается пружинами.

Распредвал СМД 18
Газораспределительный механизм СМД 18

Клапана выполнены из жаропрочной стали. Направляющие втулки чугунные. Закрытие каждого клапана осуществляется усилием двух пружин, вставленных одна в другую, размещённых на стержне клапана и закреплённых тарелкой с сухарями.
Штанги выполнены в виде стальных прутков с закалёнными краями, контактирующими с толкателями и регулировочными упорными штифтами коромысел.

Система смазки

Особенностью дизеля СМД 18Н оборудованного турбиной есть дополнительная подача масла во внутреннюю полость поршня. Таким образом осуществляется эффективная смазка поршневого пальца и охлаждение днища поршня, работающего, с учетом работы турбонаддува, в жёстких температурных условиях.

Смазка СМД 18
Система подачи масла в поршень дизеля СМД 18
Насос масляной системы СМД 18
Шестерёнчатый масляный насос двигателя

Давление в системе обеспечивает шестерёнчатый насос, получающий привод от коленчатого вала установленный в поддоне дизеля.

  • Производительность насоса на номинальных оборотах 60 л/с.
  • Давление срабатывания предохранительного клапана насоса 9.5-10.5 кгс/см².
  • Объём заправки системы смазки двигателя -21 литр.
  • Давление масла в системе при рабочей температуре дизеля 80-95°С
  • На номинальной частоте вращения дизеля давление  в системе 2.5-4.5 кгс/см².
  • На частоте холостого хода, давление не менее —  1.0 кгс/см².

Система охлаждения

Дизель имеет закрытую жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией, обеспечиваемой центробежным водяным насосом.

Насос водяной СМД 18
Помпа водяного охлаждения дизеля
  • Нормальная рабочая температура температуры охлаждающей жидкости должна быть в пределах 80-95°С.
  • Температура срабатывания клапана термостата + 80°С.
  • Объём заправки системы охлаждения дизеля без подогревателя — 26 литров, с подогревателем ПЖБ-200В – 29 литров.
  • Степень натяжения приводного ремня водяной помпы должен соответствовать его прогибу 7-9 мм при нажатии на ремень с усилием 39.2Н
Натяжение ремня привода помпы СМД 18
Регулировка натяжения приводного ремня водяной помпы и генератора

Турбонадув

Дурбокомпрессор выполнен в виде газо-инерционной установки, получающей привод от давления выхлопных газов.

Турбонаддув СМД 18
Турбина ТРК 8.5Н-1
  • Турбина марки ТРК 8.5Н-1
  • Частота вращения вала 56000 об/мин
  • Диаметр колеса турбины 76 мм
  • Диаметр компрессора 85 мм
  • Максимальная степень повышения давления 1.8
  • Производительность 0.13±0.002 кг/с
  • Давление наддува 0.6 бар
  • Максимально допустимая рабочая температура 650 °С
  • Эффективный КПД турбины 0.68
  • Габариты 215х187х194
  • Масса 10 кг
  • Номер узла по каталогу 851.30001.00

Аналог узла ТРК 7.5 ТВ-02.
Узел также устанавливается в состав дизелей СМД-17Н, СМД-17Н.05.

ТНВД

Двигатель комплектуется четырёхплунжерным рядным топливным насосом высокого давления марок ЛСТН 410010, ЛСТН 49010 с механическим всережимным регулятором и подкачиваюей ручной помпой поршневого действия.

ТНВД СМД 18
Топливный насос ЛСТН 410010
  • Объем заправки маслом корпуса ТНВД и регулятора -0.6 литра
  • Давление впрыска распылителя форсунки 175 +5 кгс/см²

Форсунки и распылители

Топливная система дизеля оснащена форсунками ФД 22М с номером по каталогу — 111.1112010-02 с распылителем 111.112110-А. Такие форсунки маркируются на своём корпусе клеймом — «111». Распылители маркируются обозначением «4х30».

Устройство м список деталей форсунки СМД 18
Форсунка ФД-22М

Если брать современные аналоги форсунок для СМД 18Н и СМД-17Н производителя АЗПИ к данному двигателю, то они маркируются каталожным номером Т171.1112010-70.02 с соответствующим распылителем 6А1-20с2-70.02. Давление начала впрыска 180 кгс/см², диаметр иглы распылителя 6 мм, с 4-мя сопловыми отверстиями диаметра 0.34 мм.

Регулировка теплового зазора клапанов

Тепловой зазор клапанов двигателя СМД-18Н должен соответствовать 0.4 мм. Регулировку осуществляют на полностью холодном дизиле. Конкретно зазоры настраиваются между бойками коромысел и торцами стержней клапанов при условии, что клапана находятся в полностью закрытом положении. Закрытое положение обеих клапанов цилиндра соответствует положению поршня в верхней мертвой точке при такте сжатия.

Регулировка зазора в клапанах СМД 18
Настройка теплового зазора клапанов

Для осуществления регулировки зазоров снимают клапанную крышку с головки цилиндров. Проворачивая медленно коленчатый вал и пользуясь установочной шпилькой в картере маховика достигают положения, при котором шпилька попадёт в сигнальное углубление, а клапана первого цилиндра полностью закроются. Обеспечив положение поршня в такте сжатия приступают к настройке зазоров клапанов первого цилиндра.

Место установки щупа в картере маховика для определения ВМТ
Щуп определения верхней мертвой точки первого цилиндра в такте сжатия в корпусе маховика

Для установки зазора отпускают контргайку на упорном штифте коромысла контактируемого со штангой. Выворачивая штифт с помощью установленной отвертки в прорезь его торца увеличивают зазор в клапане. Вставляют плоскость щупа в зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана и поджимают отверткой упорный штифт до положения, позволяющего плотно проходить щупу (0.4 мм) в установленном зазоре. Удерживая положение штифта отверткой фиксируют зазор затягивая контргайку на штифте коромысла.
В таком же порядке устанавливают зазор во втором клапане цилиндра.

Далее, беря во внимание порядок очерёдности работы цилиндров (1-3-4-2), убирают сигнальную шпильку из маховика, проворачивают коленчатый вал ровно на пол оборота (180°) и регулируют зазоры клапанов 3-го цилиндра, затем также проворачивая вал ещё на 180° — регулируют клапана 4-го цилиндра, и после очередного последнего поворота на 180° настраивают зазор клапанов 2-го цилиндра.

В заключении устанавливают клапанную крышку с соблюдением плотности прокладки между головкой и крышкой.

Установка зажигания

Для обеспечения нормального развития мощности двигателем угол опережение впрыска топлива до подхода поршня к верхней мёртвой точке в такте сжатия должен соответствовать 31°-33°.

Проверку момента впрыска осуществляют с помощью установленного моментоскопа в виде стеклянной трубки с накидной гайкой на штуцер первой секции топливного насоса, проволочной стрелки установленной на шкиве двигателя и щупа определяющего положение поршня в В.М.Т.  первого цилиндра, устанавливаемого в специальное отверстие в картер маховика.

С помощью стрелки отмечают метки на шкиве определяя фактический угол опережения впрыска, где длина дуги на цилиндрической части шкива двигателя от момента впрыска до подхода поршня в в.м.т. такта сжатия должна соответствовать 47-50 мм. Момент подачи топлива определяется началом фазы поднятия уровня топлива в трубке моментоскопа при проворачивании вала. Установив метку на шкиве начала впрыска и метку, когда щуп войдёт в отверстие маховика двигателя, совпадающей с положением поршня первого цилиндра в в.м.т. между метками измеряют длину дуги.

Корректировку угла опережения осуществляют изменением положения шлицевого фланца относительно шестерни привода ТНВД. Для этого демонтируют счетчик маточасов, отгибают концы замковых шайб и выворачивают два крепёжных болта. Если требуется уменьшить угол опережения, то есть получить более поздний впрыск, фланец поворачивают против часовой стрелки. Соответственно —  поворотом фланца по часовой стрелке момент впрыска происходит раньше с увеличением угла опережения.

Смещением фланца на одно крепёжное отверстие относительно ступицы приводной шестерни ТНВД в одну или другую сторону соответствует изменению угла впрыска равным 3°. Понимая шаг в градусах смещения фланца на одно отверстие — производят корректировку в нужную сторону на нужное количество отверстий. В заключении устанавливают два болта с фиксирующей шайбой в соединении фланца и шестерни привода ТНВД, присоединяют счетчик моточасов.

Ссылка на основную публикацию