Table of Contents
Дизельный двигатель СМД 18, а если быть точнее — силовой агрегат СМД-18Н, является одной модификацией мотора из широкой линейки четырёхцилиндровых дизелей марки СМД, Харьковского предприятия «Серп и Молот». Выпуск ряда модификаций силовых агрегатов данной марки на одной и той же цилиндропоршневой и кривошипно-шатунной конструктивной базе обусловлено эволюционным усовершенствованием с учётом целевого их применения. В список моторов марки СМД данного типа входят до 20-ти модификаций четырёхцилиндровых дизелей, выпускаемых в период с 1953 по 2000 годы, и применяемых на самых разных видах техники включая: самоходные комбайны, стационарные силовые специальные установки, тракторы различных типов, грузовые автомобили и автобусы.
Технические характеристики
Конкретно турбированная модификация дизеля СМД 18Н была разработана для оснащения гусеничных тракторов ДТ-75 производства «Волгоградского тракторного завода ВгТЗ» и лесных трелёвочников ТДТ-55 и ЛХТ 55 «Онежского Тракторного Завода ОТЗ» в Петрозаводске, а также зернового самоходного комбайна СК-5 Нива Ростовского производителя «Россельмаш».
Двигатель –дизельный, четырёхтактный, четырёхцилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, оборудованный турбокомпрессором для нагнетания воздуха в цилиндры.
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Мощность номинальная л.с./кВт | 95/70 |
Обороты на номинальной мощности об/мин. | 1800 |
Максимальные холостые обороты об/мин. | 1950 |
Минимальные холостые обороты об/мин | 600 |
Коэффициент запаса крутящего момента % | 12 |
Общий рабочий объём цилиндров, л. | 6.33 |
Диаметр поршня, мм. | 120 |
Ход поршня, мм. | 140 |
Степень сжатия | 16 |
Направление вращение коленчатого вала | Правое (по часовой стрелке) |
Угол опережения момента впрыска топлива до ВМТ,° | 31 |
Удельный расход топлива на номинальной мощности, г. на кВт в час/ г. на л.с. в час | 251.3/185 |
Относительный эксплуатационный расход масла двигателем к расходу топлива, % общий на угар | 1.5 0.7 |
Масса двигателя. кг | 735-880 |
Цилиндро-поршневая группа
Поршни двигателя традиционно выполнены из алюминиевого сплава. Верхняя цилиндрическая поверхность поршня имеет канавки под два компрессионных кольца, одну компенсационную канавку и нижнюю широкую канавку под маслосъёмные кольца с радиальными отверстиями для отвода масла.
В днище поршня размещена камера сгорания открытого типа. Юбка поршня овально-конусная с большим диаметром к низу юбки. Осуществляя комплектацию, поршни подбираются по весу, по размеру отверстия под палец и размеру юбки.
Поршневые пальцы полые, выполнены из износостойкой хромоникелевой стали, с полированной и цементированной поверхностью. По обеим своим торцам, в бобышках поршня, от осевого перемещения, палец фиксируется стопорными кольцами. По наружному диаметру пальцы производятся двух размерных групп и маркируются краской на внутренней поверхности детали.
Гильзы цилиндров дизеля также должны соответствовать размерной группе устанавливаемых поршней.
Стальные шатуны двигателя изготовлены методом штамповки с двутавровым поперечным сечением стержня. В верхнюю головку шатуна впрессована биметаллическая втулка. Смазка поршневого пальца осуществляется через три сверления в головке шатуна.
Нижняя головка шатуна разъёмная. Расточка под постель вкладыша в нижней головке осуществляется в сборе с крышкой, поэтому крышки с шатунами не взаимозаменяемы и нумеруются клеймами. Поворачивать крышку шатуна на 180° при сборке кривошипного механизма также запрещается. Кроме этого при комплектации двигателя шатуны подбираются по весу согласно 8-ми весовым группам маркируемых цифрами от 1 до 8-ми.
Коленчатый вал
Деталь своими коренными шейками опирается на пять подшипников скольжения. Дополнительно на задний край коленчатого вала установлен сальник в сборном отдельном корпусе. Для соблюдения соосности опор коленчатого вала крышки коренных подшипников не взаимозаменяемые.
Коренные вкладыши первой комплектности производятся двух номинальных размеров Н1 и Н2. Также для комплектации ремонтируемого дизеля предусмотрены четыре размера ремонтных коренных вкладышей. Комплект вкладышей по каталогу обозначают номером А23.01-98-20/22 сб.
Осевое смещение коленчатого вала ограничивается четырьмя полукольцами установленными в расточках блока и крышки третей коренной опоры.
Для дополнительной центробежной очистки масла шатунные шейки коленчатого вала имеют полости. С торцов полости шеек закрыты резьбовыми зашплинтованными заглушками.
Спереди к литому блоку дизеля присоединяется картер распределительных шестерён, к задней части блока присоединяется корпус маховика дизеля. Маховик прикреплён шестью болтами к заднему краю коленчатого вала. Обе детали подвергаются тщательной балансировке.
Головка цилиндров
ГБЦ выполнена в виде отлитой чугунной детали весом 43.5 кг. Головка имеет семнадцать сквозных отверстий под крепёжные шпильки блока цилиндров.
Затяжку гаек крепления ГБЦ производят с усилием 200-220 Н.м. Протяжку осуществляют в несколько приёмов по указанной схеме, где одному приёму соответствует поворот гайки на 1-2 грани.
Распределительный вал
Деталь выполнена из стали имеет три опоры разного диаметра в блоке двигателя. Передняя опора кулачкового вала имеет больший диаметр. В задней опоре вала имеется сверление для подвода смазки к клапанному механизму. Привод вал получает через распределительные шестерни от коленчатого вала двигателя.
Осевой люфт кулачкового вала ограничивается торцевым, упорным винтом. Для правильной регулировки болт закручивают до упора в торец вала, а затем отворачивают на пол оборота и фиксируют контргайкой.
Клапанный механизм
Толкатели цилиндрической формы выполнены из стали. Для равномерного износа донышек толкатели по отношению к кулачкам распределительного вала смещены в сторону. Таким образом обеспечивается вращение толкателя вокруг своей оси при взаимодействии с кулачком вала. На своей цилиндрической поверхности толкатель имеет два отверстия для отвода отработанных газов из картера через сапун и отвода масла.
Коромысла клапанного механизма выполнены из высокоуглеродистой стали в виде двуплечих рычагов. В составе клапанного механизма двигателя коромысла размещены на двух осях, установленных в головке цилиндров на четырёх чугунных стойках. Каждая стойка крепится отдельной шпилькой к головке. Перемещение коромысел по оси ограничивается пружинами.
Клапана выполнены из жаропрочной стали. Направляющие втулки чугунные. Закрытие каждого клапана осуществляется усилием двух пружин, вставленных одна в другую, размещённых на стержне клапана и закреплённых тарелкой с сухарями.
Штанги выполнены в виде стальных прутков с закалёнными краями, контактирующими с толкателями и регулировочными упорными штифтами коромысел.
Система смазки
Особенностью дизеля СМД 18Н оборудованного турбиной есть дополнительная подача масла во внутреннюю полость поршня. Таким образом осуществляется эффективная смазка поршневого пальца и охлаждение днища поршня, работающего, с учетом работы турбонаддува, в жёстких температурных условиях.
Давление в системе обеспечивает шестерёнчатый насос, получающий привод от коленчатого вала установленный в поддоне дизеля.
- Производительность насоса на номинальных оборотах 60 л/с.
- Давление срабатывания предохранительного клапана насоса 9.5-10.5 кгс/см².
- Объём заправки системы смазки двигателя -21 литр.
- Давление масла в системе при рабочей температуре дизеля 80-95°С
- На номинальной частоте вращения дизеля давление в системе 2.5-4.5 кгс/см².
- На частоте холостого хода, давление не менее — 1.0 кгс/см².
Система охлаждения
Дизель имеет закрытую жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией, обеспечиваемой центробежным водяным насосом.
- Нормальная рабочая температура температуры охлаждающей жидкости должна быть в пределах 80-95°С.
- Температура срабатывания клапана термостата + 80°С.
- Объём заправки системы охлаждения дизеля без подогревателя — 26 литров, с подогревателем ПЖБ-200В – 29 литров.
- Степень натяжения приводного ремня водяной помпы должен соответствовать его прогибу 7-9 мм при нажатии на ремень с усилием 39.2Н
Турбонадув
Дурбокомпрессор выполнен в виде газо-инерционной установки, получающей привод от давления выхлопных газов.
- Турбина марки ТРК 8.5Н-1
- Частота вращения вала 56000 об/мин
- Диаметр колеса турбины 76 мм
- Диаметр компрессора 85 мм
- Максимальная степень повышения давления 1.8
- Производительность 0.13±0.002 кг/с
- Давление наддува 0.6 бар
- Максимально допустимая рабочая температура 650 °С
- Эффективный КПД турбины 0.68
- Габариты 215х187х194
- Масса 10 кг
- Номер узла по каталогу 851.30001.00
Аналог узла ТРК 7.5 ТВ-02.
Узел также устанавливается в состав дизелей СМД-17Н, СМД-17Н.05.
ТНВД
Двигатель комплектуется четырёхплунжерным рядным топливным насосом высокого давления марок ЛСТН 410010, ЛСТН 49010 с механическим всережимным регулятором и подкачиваюей ручной помпой поршневого действия.
- Объем заправки маслом корпуса ТНВД и регулятора -0.6 литра
- Давление впрыска распылителя форсунки 175 +5 кгс/см²
Форсунки и распылители
Топливная система дизеля оснащена форсунками ФД 22М с номером по каталогу — 111.1112010-02 с распылителем 111.112110-А. Такие форсунки маркируются на своём корпусе клеймом — «111». Распылители маркируются обозначением «4х30».
Если брать современные аналоги форсунок для СМД 18Н и СМД-17Н производителя АЗПИ к данному двигателю, то они маркируются каталожным номером Т171.1112010-70.02 с соответствующим распылителем 6А1-20с2-70.02. Давление начала впрыска 180 кгс/см², диаметр иглы распылителя 6 мм, с 4-мя сопловыми отверстиями диаметра 0.34 мм.
Регулировка теплового зазора клапанов
Тепловой зазор клапанов двигателя СМД-18Н должен соответствовать 0.4 мм. Регулировку осуществляют на полностью холодном дизиле. Конкретно зазоры настраиваются между бойками коромысел и торцами стержней клапанов при условии, что клапана находятся в полностью закрытом положении. Закрытое положение обеих клапанов цилиндра соответствует положению поршня в верхней мертвой точке при такте сжатия.
Для осуществления регулировки зазоров снимают клапанную крышку с головки цилиндров. Проворачивая медленно коленчатый вал и пользуясь установочной шпилькой в картере маховика достигают положения, при котором шпилька попадёт в сигнальное углубление, а клапана первого цилиндра полностью закроются. Обеспечив положение поршня в такте сжатия приступают к настройке зазоров клапанов первого цилиндра.
Для установки зазора отпускают контргайку на упорном штифте коромысла контактируемого со штангой. Выворачивая штифт с помощью установленной отвертки в прорезь его торца увеличивают зазор в клапане. Вставляют плоскость щупа в зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана и поджимают отверткой упорный штифт до положения, позволяющего плотно проходить щупу (0.4 мм) в установленном зазоре. Удерживая положение штифта отверткой фиксируют зазор затягивая контргайку на штифте коромысла.
В таком же порядке устанавливают зазор во втором клапане цилиндра.
Далее, беря во внимание порядок очерёдности работы цилиндров (1-3-4-2), убирают сигнальную шпильку из маховика, проворачивают коленчатый вал ровно на пол оборота (180°) и регулируют зазоры клапанов 3-го цилиндра, затем также проворачивая вал ещё на 180° — регулируют клапана 4-го цилиндра, и после очередного последнего поворота на 180° настраивают зазор клапанов 2-го цилиндра.
В заключении устанавливают клапанную крышку с соблюдением плотности прокладки между головкой и крышкой.
Установка зажигания
Для обеспечения нормального развития мощности двигателем угол опережение впрыска топлива до подхода поршня к верхней мёртвой точке в такте сжатия должен соответствовать 31°-33°.
Проверку момента впрыска осуществляют с помощью установленного моментоскопа в виде стеклянной трубки с накидной гайкой на штуцер первой секции топливного насоса, проволочной стрелки установленной на шкиве двигателя и щупа определяющего положение поршня в В.М.Т. первого цилиндра, устанавливаемого в специальное отверстие в картер маховика.
С помощью стрелки отмечают метки на шкиве определяя фактический угол опережения впрыска, где длина дуги на цилиндрической части шкива двигателя от момента впрыска до подхода поршня в в.м.т. такта сжатия должна соответствовать 47-50 мм. Момент подачи топлива определяется началом фазы поднятия уровня топлива в трубке моментоскопа при проворачивании вала. Установив метку на шкиве начала впрыска и метку, когда щуп войдёт в отверстие маховика двигателя, совпадающей с положением поршня первого цилиндра в в.м.т. между метками измеряют длину дуги.
Корректировку угла опережения осуществляют изменением положения шлицевого фланца относительно шестерни привода ТНВД. Для этого демонтируют счетчик маточасов, отгибают концы замковых шайб и выворачивают два крепёжных болта. Если требуется уменьшить угол опережения, то есть получить более поздний впрыск, фланец поворачивают против часовой стрелки. Соответственно — поворотом фланца по часовой стрелке момент впрыска происходит раньше с увеличением угла опережения.
Смещением фланца на одно крепёжное отверстие относительно ступицы приводной шестерни ТНВД в одну или другую сторону соответствует изменению угла впрыска равным 3°. Понимая шаг в градусах смещения фланца на одно отверстие — производят корректировку в нужную сторону на нужное количество отверстий. В заключении устанавливают два болта с фиксирующей шайбой в соединении фланца и шестерни привода ТНВД, присоединяют счетчик моточасов.